Диалог между Авромом Шмулевичем и Александром Дугиным относительно джадидизма и путей развития Ислама. |
Форумы Арктогеи (philosophy): ТРАДИЦИЯ МЕТАФИЗИКА ИНИЦИАЦИЯ: Диалог между Авромом Шмулевичем и Александром Дугиным относительно джадидизма и путей развития Ислама.
242: By Арктогея on Четверг, Июль 20, 2000 - 18:47: |
<FONT FACE="Verdana,Arial,Helvetica" SIZE="4" COLOR="FFFFFF"> <FONT FACE="Verdana,Arial,Helvetica" SIZE="4" COLOR="FFFFFF"> <FONT FACE="Verdana,Arial,Helvetica" SIZE="4" COLOR="FFFFFF"> Авром Шмулевич По поводу ислама. Необходимо обязательно упомянуть в качестве приоритетной евразийской версии джадидизм. Александр Дугин: Авром, Вы неверно поняли смысл термина "джадиддизм". Это ничто иное как татарская светская реформация ислама типа Хаскалы. Фарид как раз посчитал тезисы Хакимова разоблачением. Авром Шмулевич: Нет. Хакимов употребляет термин Евроислам, который есть его изобретение. Хакимов и вся эта верхушка татарстанская, люди советского воспитания и внутренне нерилигиозные, пытаются одеться в одежды ислалма. Джадидизм изначальный это, как я понимаю, нечто другое. Он возник в середине прошлого века, держится с точки зрения исламского закона в строгих рамках ортодоксии, но пытается перевести действительность нового времени на язык понятий традиции. Или, если угодно - наоборот, изложить традицию новым языком. В Российской империи все руководство мусульман набиралось из джадидов. А.Д. джадиды - это как раз хаскалиты в татарском исламе. Хакимов ориентируется именно на эту усеченную сглаженную версию традиции. Джадидды - это обновленцы, антифундаменталисты. Можно не любить ислам, но нельзя отказать фундаменталистам в праве на верность корням - не ваххабитско-протестантского естесвтенно понимания корней. Лютер тоже хотел к корням. А.Ш. обновленцы, антифундаменталисты - очень нечеткое определение. Им пользоваться без дополнительных дефиниций просто невозможно. Кто есть мы, например? Обновленцы и фундаменталисты, можно определить так. Но, с другой стороны, Кураев - типичный фундаменталист, тем более, что данное слово обозначает определенное течение в протестантизме, возвращение к протестанским корням. Возвращаясь к течениям типа Гаскалы. Можно сказать, что тут дело в отсутствии метафизической глубины.В конечном итоге можно сказать - в несоответствии Истине. А.Г. Нет мы традиционалисты и фундаменталисты, и только так, но только агрессивные, веселые и волюнтаристские! А.Ш. Само по себе обновленчество не есть грех! Наоборот - закостенелость есть грех. Только обновленчество должно вестись по правильному пути. Раби Нахман из Брацлава говорил, что его путь - это совершенно новый путь, существующий издревле. Агрессивные, веселые и волюнтаристские - это и есть обновленцы. Вы, например, говорили мне о склонности к модернизму беспоповцев. А.Г. Да но не к модернизму в конформистском стиле, а в нонконформистском. Джаддизм исторически это пресмыкательство перед современным миром, такое же, как никонианство. А.Ш. Возвращаясь к джадидам. У меня сложилось впечатление, что это все-таки здоровое течение, не позитивистская версия Ислама, но именно глубокое и базирующееся на традиции учение. Если сравнивать с Иудаизмом - то можно провести параллель с религиозным сионизмом рава Кука, в противоположность религиозному сионизму рава Райнеса, тем более - в противоположность Гаскале и социалистическому сионизму, лишенных какой-либо метафизической глубины. Деятели джадидизма, типа Мусы Бигиева были, как представляется, очень глубокими людьми. Как мне кажется, джадидизм это не пресмыкательство в духовном смысле. Однако кое-что верное в Вашем определении есть. И это верное - очень полезно для нас. Джадидизм сводит на нет, лишает актуальности ту часть идеологии ислама, которая говорит об обязательности физического подчинения Дар-эль-харб, мира немусульман. Для ислама это есть центральное положение, необходимость постоянного Джихада до полной победы. То есть джадидизм признает политический компромисс с неисламским миром. В рамках идеологии ислама признание за неверными права на существование - может действительно быть обозначено как пресмыкательство . А,Г, Это как раз сложный вопрос. Эта конкретно сторона джадиддизма вполне нам подходит, но его дух в целом не очень. Кроме того,в шиизме совсем иные акценты, как и в ханифизме. А.Ш. Вы все же недооцениваете ситуацию насчет шиизма(особенно) и ханифистского мазхаба. Положение о войне на уничтожение с миром неверных есть центральное место в учении самого Мухаммада, его никто не может отменить. Спор может вестись лишь о реальности достижения победы в джихаде. Ханифиты, действительно, более гибки при включении в действующие исламские законы тех обычаев мусульманских народов, которые ведут происхождение от доисласмских верований. Но это отнюдь не обозначает компромисса с самими неверными, немусульманами. Джадиды, как я понял,были близки к суфиям. А.Г. Не совсем, даже напротив. Суфизм вообще в Татарии был не развит. А.Ш. Что касается суфизма в Татарстане. Приведенное вами утверждение действительно часто встречается в исторической литературе. Хотя я бы не стал с ходу принимать на веру утверждения профанных историков относительно сферы Духа. А.Д. Я поираюсь на свидетельство Таджуддина в личном разговоре. А.Ш. Вот Вам цитата из статьи Т.Заркона (француз) "Суфизм в татарском мире в нач.ХХ в.". Сб."Ислам в татарском мире.История и современность", Казань, 1997 г., стр.117 "Суфизм всегда присутствовал в исламе, особенно среди татар и в Центральной Азии. Его присутствие было особенно заметно в течении долгого периода подготовки и претворения реформ, длившегося с конча 18 до начала 20 в. ... Проблема присутствия суфизма в татарском джадидизме уже рассматривалась, и большинство представителей этого течения, такие как А.Курсави, Ш. Марджани, Р.Фахретдинов, принадлежали к ордену Нашкбандия." Что касается Мусы Бигиева, то формально он не входил в какой-то орден. Но вот, например, что он пишет в своей автобиографии: "Я обратился к трудам, написанным суфиями". Три мыслителя. опредилившие его путь: Джалаллутдин Руми, Аль-Кашири, Мухитдин Ибн Аль-Араби. Бигиев был ярым антикаламистом. Он, действительно, критиковал отдельные стороны современной ему суфийской практики, но находился несомненно в духовной сфере суфизма. Итак: мне представляется, что джадидизм - это отнюдь не рационализм протестантского типа, но учение, базирующееся на глубоком фундаменте традиции и могущее послужить не только противоядием против вакхабизма, но стать, как и раньше до Революции, доминирующим, поддерживаемым центральной властью, течением в Российском исламе. Его можно рекомендовать для похода на Мекку. Но хочу подчеркнуть.Я отнюдь не закончил изучение темы и эти выводы - неокончательные.Возможно, я еще чего-то недопонимаю </FONT></FONT></FONT> |
290: By Нил (Нил) on Среда, Июль 26, 2000 - 16:28: |
Суфизму "Известия" приписали ключевую роль во властном кризисе в Чечне. |
404 Not Found |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |