Диалог между Авромом Шмулевичем и Александром Дугиным относительно джадидизма и путей развития Ислама.

Форумы Арктогеи (philosophy): ТРАДИЦИЯ МЕТАФИЗИКА ИНИЦИАЦИЯ: Диалог между Авромом Шмулевичем и Александром Дугиным относительно джадидизма и путей развития Ислама.
242: By Арктогея on Четверг, Июль 20, 2000 - 18:47:
<FONT FACE="Verdana,Arial,Helvetica" SIZE="4" COLOR="FFFFFF"> <FONT FACE="Verdana,Arial,Helvetica" SIZE="4" COLOR="FFFFFF"> <FONT FACE="Verdana,Arial,Helvetica" SIZE="4" COLOR="FFFFFF"> Авром Шмулевич
По поводу ислама.
Необходимо обязательно упомянуть в качестве приоритетной евразийской версии джадидизм.
Александр Дугин:
Авром, Вы неверно поняли смысл
термина "джадиддизм". Это ничто иное как
татарская светская реформация ислама типа
Хаскалы. Фарид как раз посчитал тезисы
Хакимова разоблачением.

Авром Шмулевич:
Нет.
Хакимов употребляет термин Евроислам, который
есть его изобретение. Хакимов и вся эта
верхушка татарстанская, люди советского
воспитания и внутренне нерилигиозные, пытаются
одеться в одежды ислалма. Джадидизм изначальный это, как я
понимаю, нечто другое. Он возник в середине
прошлого века, держится с точки зрения
исламского закона в строгих

рамках ортодоксии, но пытается перевести
действительность нового времени на язык
понятий традиции. Или, если
угодно - наоборот, изложить традицию новым
языком. В Российской империи все руководство
мусульман набиралось из джадидов.

А.Д.
джадиды - это как раз хаскалиты в татарском
исламе. Хакимов ориентируется именно
на эту усеченную сглаженную версию традиции.
Джадидды - это обновленцы,
антифундаменталисты. Можно не любить ислам, но
нельзя отказать фундаменталистам в праве на
верность корням - не
ваххабитско-протестантского естесвтенно
понимания корней. Лютер тоже хотел к корням.
А.Ш.
обновленцы, антифундаменталисты - очень нечеткое
определение. Им пользоваться без дополнительных
дефиниций просто невозможно. Кто есть мы,
например? Обновленцы и фундаменталисты, можно
определить так. Но, с другой стороны, Кураев -
типичный фундаменталист, тем более, что данное
слово обозначает определенное течение в
протестантизме, возвращение к протестанским
корням.
Возвращаясь к течениям типа Гаскалы. Можно
сказать, что тут дело в отсутствии
метафизической

глубины.В конечном итоге можно сказать - в
несоответствии Истине.
А.Г.
Нет мы традиционалисты и фундаменталисты, и
только так, но только агрессивные, веселые и
волюнтаристские!

А.Ш.
Само по себе обновленчество не есть грех!
Наоборот - закостенелость есть грех. Только обновленчество должно вестись по правильному
пути. Раби Нахман из Брацлава говорил, что его
путь - это совершенно новый путь, существующий
издревле.

Агрессивные, веселые и волюнтаристские - это
и есть обновленцы. Вы, например, говорили мне о склонности
к модернизму беспоповцев.

А.Г. Да но не к модернизму в конформистском стиле,
а в нонконформистском. Джаддизм исторически это
пресмыкательство перед современным миром,
такое же, как никонианство.

А.Ш.
Возвращаясь к джадидам. У меня сложилось
впечатление, что это все-таки здоровое
течение, не позитивистская версия Ислама, но
именно глубокое и базирующееся на традиции
учение. Если сравнивать с Иудаизмом - то можно
провести параллель с религиозным сионизмом
рава Кука, в противоположность религиозному
сионизму рава Райнеса, тем более - в противоположность Гаскале и социалистическому сионизму, лишенных какой-либо
метафизической глубины. Деятели джадидизма,
типа Мусы Бигиева были, как представляется,
очень глубокими людьми.

Как мне кажется, джадидизм это не
пресмыкательство в духовном смысле. Однако
кое-что верное в Вашем определении есть. И это
верное - очень полезно для нас. Джадидизм
сводит на нет, лишает актуальности ту часть
идеологии ислама, которая говорит об
обязательности физического подчинения
Дар-эль-харб, мира немусульман. Для ислама это
есть центральное положение, необходимость
постоянного Джихада до полной победы.

То есть джадидизм признает политический
компромисс с неисламским миром. В рамках
идеологии ислама признание за неверными права
на существование - может действительно быть
обозначено как пресмыкательство .



А,Г,
Это как раз сложный вопрос. Эта конкретно
сторона джадиддизма вполне нам подходит, но
его дух в целом не очень. Кроме того,в шиизме совсем иные акценты, как и
в ханифизме.


А.Ш.

Вы все же недооцениваете ситуацию насчет шиизма(особенно) и ханифистского мазхаба.
Положение о войне на уничтожение с миром
неверных есть центральное место в учении
самого Мухаммада, его никто не может
отменить. Спор может вестись лишь о реальности
достижения победы в джихаде. Ханифиты,
действительно, более гибки при включении в
действующие исламские законы тех
обычаев мусульманских народов, которые ведут
происхождение от доисласмских

верований. Но это отнюдь не обозначает
компромисса с самими неверными,
немусульманами.

Джадиды, как я понял,были близки к суфиям.

А.Г.
Не совсем, даже напротив. Суфизм вообще в
Татарии был не развит.
А.Ш.
Что касается суфизма в Татарстане. Приведенное
вами утверждение действительно часто
встречается в
исторической литературе.
Хотя я бы не стал с ходу принимать на
веру утверждения профанных историков
относительно сферы Духа.

А.Д.
Я поираюсь на свидетельство Таджуддина в
личном разговоре.

А.Ш.
Вот Вам цитата из статьи
Т.Заркона (француз) "Суфизм в татарском мире в
нач.ХХ в.". Сб."Ислам в татарском мире.История
и современность", Казань, 1997 г., стр.117

"Суфизм всегда присутствовал в исламе,
особенно среди татар и в Центральной Азии. Его
присутствие было особенно заметно в течении
долгого периода подготовки и претворения
реформ, длившегося с конча 18 до начала 20 в.
... Проблема присутствия суфизма в татарском
джадидизме уже рассматривалась, и большинство
представителей этого течения, такие как
А.Курсави, Ш. Марджани, Р.Фахретдинов,
принадлежали к ордену Нашкбандия."

Что касается Мусы Бигиева, то формально он не
входил в какой-то орден. Но вот, например, что
он пишет в своей автобиографии: "Я обратился к
трудам, написанным суфиями". Три мыслителя.
опредилившие его путь: Джалаллутдин
Руми, Аль-Кашири, Мухитдин Ибн Аль-Араби. Бигиев
был ярым антикаламистом. Он, действительно,
критиковал отдельные стороны современной ему
суфийской практики, но находился несомненно в
духовной сфере суфизма.

Итак: мне представляется, что джадидизм - это
отнюдь не рационализм протестантского типа, но
учение, базирующееся на глубоком фундаменте
традиции и могущее послужить не только
противоядием против вакхабизма, но стать, как
и раньше до Революции, доминирующим,
поддерживаемым центральной властью, течением в
Российском исламе. Его можно рекомендовать для похода на Мекку.
Но хочу подчеркнуть.Я отнюдь не
закончил изучение темы и эти выводы -
неокончательные.Возможно, я еще чего-то
недопонимаю </FONT></FONT></FONT>
290: By Нил (Нил) on Среда, Июль 26, 2000 - 16:28:
Суфизму "Известия" приписали ключевую роль во властном кризисе в Чечне.


Добавить Сообщение


Это раздел публичных сообщений. Если Вы не зарегистрированы, укажите Ваше полное имя в поле "Идентификатор" и оставьте поле "Пароль" пустым. Ваш e-mail не обязателен (хотя и желателен).
Идентификатор:  
Пароль:
E-mail:


404 Not Found

404 Not Found


nginx

Topics Last Day Last Week Tree View    Getting Started Formatting Troubleshooting Program Credits    New Messages Keyword Search Contact Moderators Edit Profile Administration

TopList