К геополитической оси Москва - Дели - Иерусалим (продолжение)

Форумы Арктогеи (Geopolitik): ГЕОПОЛИТИКА И ПОЛИТОЛОГИЯ (архив): Перспективы традиционализма в Израиле (архив тем): К геополитической оси Москва - Дели - Иерусалим (продолжение)
5805: By Букарский on Суббота, Апрель 07, 2001 - 01:55:
Израиль наплевал на американское эмбарго:
http://www.novosti.co.il/Novosty/News/Politics/8823?viewtype=2

Новая администрация США: Расширение еврейских поселений в Эрец-Исраэль - "провокация и подстрекательство":
http://www.novosti.co.il/Novosty/News/Politics/8821
5924: By АЛ on Вторник, Апрель 10, 2001 - 20:58:
http://www.novosty.co.il/Novosty/News/main_page/8621
Все дороги ведут в... Москву

Стратегические интересы новой администрации Вашингтона во многих направлениях международной политики противоречат позиции Москвы. Это касается как ситуации на Балканах и в Кавказском регионе, так и ближневосточной проблематики, в частности ее иранской и иракской составляющих. Со времени прихода к власти республиканцев американо-российские отношения заметно ухудшились, о чем свидетельствуют и последние «шпионские» скандалы. Некоторые аналитики сейчас даже поговаривают о возобновлении холодной войны в ограниченном масштабе между Российским государством и Соединенными Штатами Америки (кстати, спустя пять дней после того, как Вашингтон объявил о высылке около полусотни российских дипломатов из США, в Израиле впервые были преданы огласке детали сотрудничества бывшего активиста «Ликуда» Анджея Кельчинского с ЦРУ. В 80 - начале 90-х годов он занимался шпионажем против Израиля в пользу США, будучи связанным со многими лидерами «Ликуда», среди них и премьер-министром Ариэлем Шароном, а также президентом Моше Кацавом).
Израиль со второй половины 90-х ведет себя в отношении обеих держав подобно Иудейскому царству Хасмонеев, лавировавшему между Римом и Парфией. Так же как в конце первого тысячелетия до нашей эры, в израильском руководстве имеются сторонники сближения с США и политики, выступающие за большую независимость от Вашингтона и укрепление отношений с Россией.
В отличие от партии «Авода», ориентированной лишь на Соединенные Штаты, лидеры «Ликуда» с конца 80 - начала 90-х годов прилагали немалые усилия ради установления и развития связей с Российской Федерацией. Напомним, что возобновление официальных двусторонних отношений на уровне консульств произошло именно благодаря премьер-министру от партии «Ликуд» Ицхаку Шамиру летом 1987 года. Другой видный представитель этой партии, Моше Аренс (уроженец Литвы), в конце 80-х годов значительно повлиял на укрепление связей между Иерусалимом и Москвой в ходе ряда встреч со своим коллегой министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе. Эту же линию продолжил в 1996-1999 годах глава правительства от «Ликуда» Биньямин Нетаниягу. Особенно увеличилась активность Иерусалима на российском направлении после ухудшения израильско-американские отношений. В то время стороны говорили о стратегическом сотрудничестве, в первую очередь между спецслужбами в антитеррористической области и даже в военно-технической сфере.
Сейчас уже можно с уверенностью говорить о том, что новое израильское правительство не в меньшей степени заинтересованно в установлении теплых отношений с Москвой. Как отметил один из приближенных премьер-министра в частной беседе с автором этих строк: «Ариэль Шарон испытывает особые чувства к России и, конечно же, будет уделять серьезное внимание связям с этой страной». По словам того же источника, в окружении главы правительства есть люди, выступающие за большую независимость от США и одновременное сближение с Россией. Данная позиция наверняка не придется по душе представителям американской администрации, но даже в более умеренной интерпретации отношения Вашингтона и Иерусалима к Москве явно расходятся. Об этом, в частности, красноречиво свидетельствуют недавние высказывания самого Ариэля Шарона и Кондолизы Райс (начинавшей свою карьеру под руководством советника папы-Буша по национальной безопасности Скоукрофта в период войны в Афганистане). Райс 10 февраля этого года заявила в интервью французскому журналу «Le Figaro Magazin»: «Россия представляет угрозу для Запада и для наших европейских партнеров». А по прошествии нескольких дней (и около недели после победы на выборах) на встрече с российским посланником на Ближнем Востоке Салтановым Шарон подчеркнул необходимость сотрудничества между двумя странами.
Более подробно позицию новоизбранного премьера в отношении России мы попросили прокомментировать Ури Шани (отец которого, кстати, выходец из России). В эксклюзивном интервью «НН» он заявил, что Ариэль Шарон проявляет большой интерес к развитию отношений с Российской Федерацией и другими государствами СНГ. Шани подчеркнул, что особое значение отводится израильской стороной связям с мусульманскими странами Содружества, в частности Центрально-азиатского региона. «У нас имеются ресурсы для оказания поддержки этим странам», - отметил глава канцелярии премьер-министра. Ури Шани также сообщил, что в ближайшем будущем «состоятся визиты израильских официальных лиц как в Россию, так и в мусульманские страны СНГ». По его словам, Израиль стремится к сотрудничеству с этими государствами «на базе общих интересов в области борьбы с терроризмом, экономики и научных исследований». Ури Шани также выразил надежду, что позиция Ариэля Шарона не вести переговоров с палестинцами до тех пор, пока не прекратятся массовые акции террора с их стороны, «будет воспринята Россией с пониманием, поскольку она близка позиции Владимира Путина, категорически отказавшегося вести переговоры с чеченскими террористами типа Шамиля Басаева, Арби Бараева и братьев Ахмадовых».
Касаясь вопросов экономического сотрудничества, глава канцелярии премьера сообщил, что в случае достижения мирного урегулирования правительство Шарона планирует создать ряд крупных израильско-палестинских проектов, к примеру в железнодорожной области и в сфере опреснения воды. По словам Ури Шани, к их реализации будут привлечены не только американцы и европейцы, но и российская сторона.
В ходе беседы Шани подчеркнул, что «сотрудничество должно быть двусторонним». В связи этим он затронул вопрос о российско-иранских отношениях в военно-стратегической области. По его словам, этим вопросом будет заниматься лично Ариэль Шарон, полагаясь на свои собственные связи в России.
В разговоре с автором этого материала, советник Шарона по связям с зарубежной прессой доктор Раанан Гисин в первую очередь уделил внимание волне терроризма, захлестнувшей в последнее время Россию и Израиль. По его словам, не случайно к взрывам в Минеральных Водах, Черкесске и Ессентуках причастен международный террорист иорданского происхождения Хабиб Абд ар-Рахман, более известный в России, как Хаттаб. Не секрет, что он тесно связан со многими экстремистскими организациями, в одинаковой степени враждебно относящимися как к России, так и к Израилю. При этом доктор Гисин подчеркнул, что проблема терроризма содержит в себе огромный потенциал дестабилизирующего характера, способный привести к той ситуации, которую мы сегодня наблюдаем в Израиле, или имевшую место на Северном Кавказе в августе 1999 года. Он также заявил, что международный терроризм представляет сегодня стратегическую проблему и оба государства являются его жертвами. Поэтому, по словам Раанана Гисина, мы должны сотрудничать друг с другом и другими странами для предотвращения подобных терактов - как в разведывательной области, так и технической. Советник Шарона отметил, что данная проблема тесно связана со странами, спонсирующими террористическую деятельность, среди которых выделяется Иран. Доктор Гисин утверждает, что это касается не только Израиля, но и других государств, в том числе и России. По его словам, Тегеран имеет определенное отношение к некоторым террористическим элементам, действующим против нее.
Отметим, что, согласно представителю одной из отечественных спецслужб, в обоих вооруженных конфликтах в Чечне принимали участие члены нескольких группировок, относящихся к палестинской организации «Исламский Джихад». Как известно, по указанию представителей радикального крыла иранского руководства (во главе с духовным лидером Ирана аятоллой Сейедом Али Хаменеи) эта организация получает щедрую финансовую помощь от спецслужб Тегерана.
Отметим, что высказывания Раанана Гисина перекликается по ряду пунктов с недавним выступлением Вячеслава Трубникова в Дипакадемии российского МИДа. Последний в настоящее время занимает должность первого заместителя министра иностранных дел (в ранге федерального министра) России, а в прошлом возглавлял Службу внешней разведки.
В таком же духе высказывались и другие представители ближайшего окружения Ариэля Шарона. При этом один из них заявил, что израильское руководство сейчас разрабатывает стратегию отношений с Россией, и существенное значение придается работе с российским общественным мнением. Тот же источник сообщил, что в работе по развитию израильско-российских отношений примут участие оба ветерана в этой области, входящих в правительство,- Натан Щаранский (вице-премьер и министр строительства) и Авигдор Либерман (министр национальных инфраструктур). Оба они наравне с бывшим шефом «Натива» Яковом Кедми играли ключевую роль в отношениях между Иерусалимом и Москвой в период правления правительства Нетаниягу (1996-1999 гг.).
На этой неделе Натан Щаранский встретился с Ариэлем Шароном. В ходе прошедшей беседы, длившейся около сорока минут, кроме вопросов, связанных с проблемами минстроя, обсуждалась и тематика российско-израильских отношений. Уже сейчас можно сказать, что в будущем вице-премьер Натан Щаранский будет принимать активное участие в диалоге между Иерусалимом и Москвой. Тем более что, по мнению ряда представителей нынешнего руководства, Щаранский является наиболее влиятельной фигурой в данной области из всех русскоязычных израильских политиков. На следующий день после беседы с Шароном вице-премьер провел рабочую встречу с российским послом в Израиле Михаилом Богдановым. Кстати, последний в прошлом работал в ряде арабских государств, в том числе Сирии и Ливане, а впоследствии являлся заместителем директора департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД России.
На встрече со Щаранским Богданов выразил надежду, что при новом правительстве российско-израильские связи будут укрепляться. В ходе беседы обсуждалась проблема терроризма - чрезвычайно злободневная для обоих государств. Щаранский выразил соболезнование российскому народу в связи с последними терактами (в результате которых 23 человека погибли и более сотни получили ранения). Израильский вице-премьер особо подчеркнул, что эти взрывы «как будто делались под копирку с израильских». Во время разговора стороны отметили необходимость укреплять сотрудничество в антитеррористической области (кстати, в минувшую среду министры иностранных дел Израиля и России обсудили тему палестинского террора).
На встрече с Богдановым Щаранский затронул проблему российско-иранского военно-стратегического сотрудничества. Кроме этого, израильский вице-премьер и российский посол обсудили некоторые подробности предстоящего 4-го заседания смешанной российско-израильской комиссии, которое должно состояться в Иерусалиме.
Последнее заседание этой комиссии проходило в Москве в январе прошлого года под председательством Натана Щаранского.
В заключение мы попросили Авигдора Либермана (лидера партии «Наш дом - Израиль») прокомментировать израильско-российские отношения.
Полученный ответ, на наш взгляд, в наиболее полной форме отражает основные тенденции в двусторонних отношениях, а также указывает на их потенциальные перспективы (пунктир и жирный шрифт сделаны автором. – М.Ф.).
«Отношения между Израилем и Россией, как и другими членами СНГ,- больной вопрос израильской дипломатии. В последнее десятилетие сложилась весьма благоприятная обстановка для налаживания дипломатических, а также экономических отношений с Россией. Однако многие из этих возможностей были упущены, несмотря на то что Россия обладает немалым влиянием на ближневосточную ситуацию. Отношение израильских дипломатических структур к странам Восточной Европы, включая Россию, до сих пор отличалось пренебрежительностью. Наша внешняя политика замыкалась в основном на США. Такое пренебрежение элементарными основами международных отношений, ставшее характерной частью «процесса Осло», достигло апогея во время каденции правительства «Аводы» во главе с Эхудом Бараком, при котором американские интересы на Ближнем Востоке стали органичной частью политики Израиля. Израильское правительство постоянно согласовывало свои шаги и решения с президентом США, зачастую не считаясь с нормами безопасности, достоинством, интересами и престижем собственного государства. В то же время во многих странах СНГ, включая Россию, Украину, Прибалтийские государства, просто отсутствовали израильские послы. Все начинания в этой области, предпринятые при правительстве Нетаниягу, были сведены на нет. Подобную политику трудно назвать разумной, учитывая военно-стратегический и экономический потенциал России, ее заинтересованность в борьбе с террором.
Я неоднократно поднимал этот вопрос в кнессете, и сегодня, когда в правительстве представлены силы, понимающие важность налаживания взаимоотношений с Россией, дело, похоже, сдвигается с мертвой точки. Однако многое упущено, и придется приложить немалые усилия для нормализации обстановки. Я говорю, например, о сближении России с Ираном, о наладившемся между этими странами сотрудничестве в области вооружений, последствия которого могут оказаться пагубными для Израиля. Понятно, что российское руководство действует, исходя, прежде всего, из своих сиюминутных экономических интересов. Следовательно, мы должны предложить России экономическую альтернативу: выход на западные рынки, совместные крупномасштабные проекты. Кроме того, можно очень просто - с помощью циркуля и ученической линейки - объяснить, что ракеты дальнего радиуса действия, выпущенные из установок на северной границе Ирана, например в Тебризе (город к югу от ирано-азербайджанской границы. - М.Ф.), могут с легкостью достигнуть Москвы.
Общий баланс сил в мире после распада Советского Союза достаточно шаткий. И поэтому необходимо прийти к какому-то новому, совершенно иному балансу, каким-то новым, очень четким правилам игры. Сегодня во всем мире основным фактором или одним из основных факторов нестабильности, безусловно, являются экстремистские круги в исламе, террористические группы, так или иначе базирующиеся на исламской идеологии. Взгляните на карту России или бывшего СССР: Центральная Азия, Закавказье, Таджикистан; посмотрите, что происходит в Индонезии; вспомните взрывы американских посольств и военных объектов в Африке на Аравийском полуострове; события в Израиле - повсюду исламские круги являются серьезным фактором нестабильности. А есть еще Бангладеш, Индия и многие другие очаги напряженности. По-моему, серьезным сдерживающим фактором должна быть коалиция государств, которая сопротивляется мировому террору; объединение стран, находящихся на переднем крае этой борьбы. Прежде всего Израиль, Россия, Индия и даже Турция. Эти страны вынуждены ежедневно противостоять исламскому террору. Мы точно знаем, какие страны поддерживают исламские террористические организации. Все они существуют частично за счет саудовских нефтемиллионеров, частично на деньги Саддама Хусейна и, в основном, на деньги Ирана. Большинство боевиков, где бы они ни находили себе затем «применение», проходят подготовку на Ближнем Востоке - в Ливане, Иордании. Небезызвестный «товарищ» Хаттаб тоже прибыл в Россию, в Чечню, из Иордании. Источники финансирования, технологий, дислокация баз террористов, страны, предоставляющие им укрытие, - все это достаточно хорошо известно. Если человечество не обуздает террор, не лишит его источников финансирования, не уничтожит тренировочные лагеря террористов, то в XXI веке оно столкнется с серьезными проблемами. Сегодня не секрет, что самые экстремистские режимы - в Ливии, в Ираке, отдельные террористические группировки, включая Бин-Ладена, стараются обзавестись технологией производства оружия массового поражения - химического, биологического, ядерного.
В свете всего этого Израиль, который является форпостом всего цивилизованного мира в борьбе с исламским террором, может и должен постоянно разъяснять всему миру необходимость борьбы с этой угрозой и необходимость консолидации всех сил, способных противостоять ей.
Наши дипломатические отношения с Россией, другими государствами СНГ и Восточной Европы должны во многом базироваться на концепции сотрудничества в борьбе с террором и исламским экстремизмом, а также на базе взаимовыгодного экономического сотрудничества, которое уменьшит нашу зависимость от иностранной помощи (в основном американской), повысит престиж и влияние нашего государства на международных экономических рынках»
6159: By АЛ on Понедельник, Апрель 16, 2001 - 11:44:
http://www.forward.com/issues/2001/01.04.13/news4.html
Israeli Military Suspects U.S. Rivals Of Sabotaging Arms Sales to India
6268: By АЛ on Среда, Апрель 18, 2001 - 15:24:
Израиль и Россия - алхимический адюльтер
Александр Котляров, kotlyarovs@mail.ru
http://www.novosty.co.il/Novosty/News/Articles/9141?viewtype=2
6350: By gercika on Четверг, Апрель 19, 2001 - 22:07:
Израиль и Россия не могут быль союзниками, т.к. у них нет общих интересов в геополитике. Тут Израиль ближе к США, которые и создали его для обеспечения собственных интересов в регионе.
6361: By АЛ on Пятница, Апрель 20, 2001 - 11:38:
"Израиль и Россия не могут быль союзниками, т.к. у них нет общих интересов в геополитике."
????
"Тут Израиль ближе к США, которые и создали его для обеспечения собственных интересов в регионе"
????????????????????????????
6656: By Россия и Израиль on Среда, Апрель 25, 2001 - 15:50:
http://www.smi.ru/2001/04/24/988131062.html
8895: By Авром on Четверг, Июнь 21, 2001 - 00:51:
20.06.2001
Индия и великая Евразийская игра

Сотрудничество с США может стать противовесом российско-китайскому влиянию в Евразии

По мере того, как США, Китай и Россия продолжают маневрировать в процессе своего соперничества за власть и влияние в Евразии, Индия начинает проявлять себя на политической арене как новый игрок, способный существенно повлиять на исход этой Евразийской игры. Остававшаяся на протяжении десятилетий привязанной к Советскому Союзу, а затем к России, теперь эта страна начинает демонстрировать определенную гибкость своей внешней политики, активно ища новые связи и обнаруживая в лице США весьма заинтересованную в стратегическом партнерстве сторону. Причем, упрочнение американо-индийских отношений отвечает геостратегическим и экономическим интересам как Вашингтона, так и Дели.

В этом контексте стоит уточнить определение супердержавы и великой державы. Супердержава способна обеспечить свою безопасность в глобальном масштабе. Великая же держава может управлять своими вооруженными силами только в региональных масштабах. В то же время, она способна делать это весьма эффективно без вмешательства супердержавы или коалиции других великих держав. Несмотря на то, что великая держава может и не располагать средствами и силами быстрого реагирования, она может обладать экономическим потенциалом, достаточным для того, чтобы превратиться в супердержаву, если, конечно, поставит перед собой такую цель. Согласно этому определению Россию и Китай, так же, как Европу и Японию, можно считать великими державами. В этот же список следует зачислить и Индию.

Сегодня перед Индией встал вопрос, к кому именно ей следует примкнуть: к США или к коалиции Китая и России. Китай не может повредить Индии каким-либо явным способом. А вот Россия вполне способна создать проблемы у северо-западных границ Индии. Тем не менее, географическое расположение Индии изолирует ее от реальных наземных угроз. И этот фактор позволяет стране свободно определять свои стратегические приоритеты.

Как бы там ни было, не стоит упускать из виду факторы, способные склонить Индию в сторону весьма шаткой коалиции России и Китая. В то время как Вашингтон продолжает развивать дипломатические отношения с Москвой, первостепенные интересы России и Китая делают сближение этих стран-соседей вполне логичной и перспективной стратегией их развития. И если этим двум великим державам удастся втянуть в свою коалицию еще и Индию, то, несомненно, втроем они станут доминировать в Евразии. В дальнейшем каждая из этих стран станет достаточно защищенной на суше и сможет сконцентрироваться на дорогостоящей и трудоемкой задаче создания военно-морского флота, способного действовать как в региональных, так и в глобальных масштабах. И если эта коалиция трех великих держав окажется прочной, то общими усилиями сможет создать военный потенциал настоящей супердержавы, представляющий вызов для Соединенных Штатов.

США, естественно, тревожит такая перспектива. Сегодня они все активней предпринимают шаги по упрочнению связей с Индией, и со своей стороны Индия уже продемонстрировала заинтересованность в развитии американо-индийских отношений. Так, например, к удивлению многих, Дели положительно отнесся к инициативе Буша по созданию национальной ПРО, хотя и не сделал по этому поводу официального заявления.

Раньше Вашингтон и Дели никогда не стремились поддерживать особенно теплые отношения. В свое время США, следуя логике холодной войны, оказывали поддержку Пакистану, а Индия долгое время оставалась стратегическим партнером СССР. Затем, после завершения холодной войны, Вашингтон едва ли признавал в Индии новую растущую силу и продолжал пренебрегать установлением связей с этой страной. И только после того, как в 1998 году Индия объявила о своем статусе ядерной державы и Пакистан, последовав ее примеру, также провел свои ядерные испытания, администрация президента Клинтона сконцентрировала внимание на этом регионе – наложив санкции на обе страны.

Однако, начиная с середины 1990-х официальные лица США не единожды заявляли о том, что развитие отношений с Индией – важный элемент в обеспечении безопасности в Южной Азии. Генерал Генри Ш. Шелтон (Henry H. Shelton), глава объединенного комитета начальников штабов, планирует нанести этим летом в Индию официальный визит, чтобы встретиться в Дели со своими военными коллегами.

Завоевание в лице Индии союзника настолько важно для США, что Вашингтон готов, пусть и неформально, признать ядерный статус Индии. Две недели назад президент Буш подал предложение о снятии санкций с Индии. Государственный департамент и министр обороны США Дональд Рамсфелд уже поддержали предложение Буша. Ожидается, что во время своего визита генерал Шелтон официально огласит новую позицию Вашингтона.

Представитель индийского Министерства иностранных дел, член Бхартии Джаната парти (BJP), доминирующей в парламенте крайней индуистской партии, заявил, что Индия вполне обосновано рассчитывает на то, что став стратегическим союзником США в противостоянии Китаю, сможет под протекторатом Вашингтона добиться допуска в эксклюзивный Клуб ядерных держав, тогда как Пакистан останется не у дел.

Среди факторов, способных склонить Индию в сторону США, стоит также выделить исторически сложившийся антагонизм Индии по отношению к Китаю, а также тот факт, что события, в результате которых эта страна сблизилась в начале 1970 годов с СССР – американская поддержка Пакистана во время Индийско-пакистанской войны 1971 года и дипломатические шаги бывшего американского президента Ричарда Никсона по сближению с Китаем – больше не доминируют в формировании внешней политики страны. Что же касается России, то даже под руководством Владимира Путина – это куда менее надежный партнер, чем был в свое время СССР. С 1992 года, когда истек срок действия двухстороннего договора о дружбе, Россия и Индия подписали уже более 60 договоров о политическом, экономическом, научном и культурном сотрудничестве. Недавно Россия и Индия подписали оборонное соглашение стоимостью порядка $10 млрд. По соглашению, Россия разработает систему ПВО, которая защитит всю индийскую территорию. Заключив важные договоры с Индией в области продажи и производства вооружений, Москва хочет тем самым сцементировать отношения между двумя странами.

Однако сегодня Россия – хрупкая опора для формирования индийской внешней политики. Москва не в состоянии предоставить Индии кредиты для покупки ее военной техники и, что самое главное, не имеет больше достаточного политического веса для отстаивания на международной арене интересов Индии.

Что же касается китайско-индийских отношений, то иначе как сложными их не назовешь. В 1962 году Индия и Китай были вовлечены в непродолжительное, но важное противостояние в Гималаях. Индию всегда тревожили намерения Китая относительного данного региона. Однако сегодня широкомасштабной военной конфронтации в горах нет. Китай вряд ли пойдет на размещение многочисленных военных отрядов в горах, разворачивание настоящего военного конфликта и его продолжительную материально-техническую поддержку. Со своей стороны, Индия вряд ли решится на атаку Китая, и военные операции индийских вооруженных сил, помимо одиночных перестрелок и незначительных приграничных инцидентов, весьма маловероятны. Наибольшая угроза, которую может создать Китай для Индии, это оказывать поддержку другим странам, представляющим для нее угрозу. Так, Китай продолжает поставлять оружие главному сопернику Индии – Пакистану и во время индо-пакистанских конфликтов всегда занимал позицию Исламабада.

Однако даже здесь тенденции меняются. В прошлом Пакистан создавал угрозу для Индии на двух границах. Однако после войны 1970 года и появления независимого Бангладеша на месте восточного Пакистана угроза на этой границе исчезла. Вряд ли у кого-то возникают сомнения в том, что Индия в состоянии самостоятельно справиться с возможной наземной атакой Пакистана. Появление в этих странах ядерного оружия, похоже, является просто средством сдерживания, хоть и весьма устрашающим.

В прошлом поддержка Соединенными Штатами Пакистана являлась приоритетом американской внешней политики в отношении этого региона. Однако американо-пакистанские отношения начали охладевать по мере того, как исламизм в Пакистане становился все более агрессивным и сама страна начала сближаться с Китаем, который, похоже, занялся строительством в Пакистане собственного порта. Индия готовая приложить любые усилия для того, чтобы американо-пакистанские отношения еще больше ухудшились, однако, с ее точки зрения, это и так неизбежно и не требует никаких действий с ее стороны. Пакистан и США в любом случае продолжат охладевать друг к другу.

Ко всему прочему, экономика Индии, невероятно поднявшаяся по сравнению с тем относительно недавним периодом истории страны, когда голод в отдельных регионах был обычным явлением, только выиграет от сближения Индии с Америкой. Так, Бангалор, поддерживающий тесные отношения с американскими компаниями, стал одним из ведущих мировых центров высоких технологий. В этом городе создаются филиалы ведущих мировых компаний в области информационных технологий, причем со 100% иностранным капиталом. На протяжении последнего года каждую неделю здесь появляется как минимум еще одна такая фирма. Всего 30 лет назад экономика Индии, основанная на советской модели государственного контроля и планирования, мало взаимодействовала с американской. Сегодня многое в этом отношении поменялось. Индусы все больше стремятся устанавливать экономические и технологические связи с США.

Партнерство в водах Индийского океана

Учитывая географическое положение Индии, неудивительно, что она достигла таких успехов в развитии своих военно-морских сил. Сегодня Индия является наиболее мощным государством в бассейне Индийского океана, обогнав даже Австралию. Непрекращающееся развитие ее флота могло бы сделать эту страну преобладающей силой в Индийском океане, если бы ни присутствие военно-морского флота США.

Дело в том, что Персидский Залив представляет для США определенный интерес, но американский флот может попасть в порты залива только через Индийский океан. В свою очередь, в Индийский океан из Тихого океана американский флот может попасть только через Малайский пролив в Индонезии. Оба этих конечных пункта назначения являются для США весьма важными для отстаивания своих интересов в Персидском заливе, поэтому Америка должна постоянно поддерживать присутствие своих военно-морских сил в Индийском океане.

Индийские военно-морские силы не представляют и не будут в ближайшем будущем представлять угрозу для военно-морского флота США. И пока все так и будет оставаться, Индия сможет доминировать в Индийском океане, но только с позволения США. Как бы там ни было, США не собираются отказываться от Персидского залива, а учитывая его важность для Соединенных Штатов, маловероятно, чтобы Америка доверила индийскому флоту обеспечивать безопасность необходимых ей вод.

Будущее такого «сотрудничества» США и Индии в водах Индийского океана можно прогнозировать следующим образом: военно-морской флот США продолжит присутствовать в индийском океане и действовать сообща с индийским флотом до тех пор, пока Персидский залив продолжит оставаться в сфере интересов Америки; взамен США не будут препятствовать образованию торгового блока Индийского океана, возглавляемого Индией и поддерживаемого индийским флотом.

С одной стороны, в долгосрочной перспективе такая согласованность может создать проблемы для США, поскольку возникнет сила, способная конкурировать в Индийском океане с военно-морским флотом США. Однако, с другой стороны - возникновение этой силы в любом случае неминуемо, тогда как «допуская» доминирование Индии в Индийском океане, Соединенные Штаты могут быстрее приобрести в лице этой страны мощного союзника, или, по крайней мере, удержать Индию от российско-китайского альянса. И в этом случае, если России и Китаю действительно удастся создать прочный альянс, то сотрудничество США с Индией станет противовесом российско-китайскому влиянию в Евразии.

Осталось подождать обмена официальными визитами между США и Индией. До недавних пор подобные встречи не имели столь большого значения. Однако, учитывая нынешнее положение вещей, теперь они могут служить основой для принципиальных геополитических перемен в Евразии.

Иванна Скробат,
по материалам Stratfor, The Economist, BBC com
Мировые дискуссии
9033: By Борис on Суббота, Июнь 23, 2001 - 06:24:
Уважаемый Авром, очень интересная статья. Хотел бы узнать от наших индийских и персидских братьев об их планах на будущее. С уважением, Борис.
9035: By Борис on Суббота, Июнь 23, 2001 - 06:28:
Прошу прощения если кого-то забыл из нашей Родни. Их планы на будущее также интересны. С уважением, Борис.


В настоящее время публикации в этом разделе заблокированы. Свяжитесь с модератором для уточнения подробностей.

Rambler's Top100

Topics Last Day Last Week Tree View    Getting Started Formatting Troubleshooting Program Credits    New Messages Keyword Search Contact Moderators Edit Profile Administration

TopList Rambler's Top100