О чеченском конфликте и путях его разрешения

Форумы Арктогеи (Geopolitik): ГЕОПОЛИТИКА И ПОЛИТОЛОГИЯ (архив): Геополитика Кавказа (архив тем): О чеченском конфликте и путях его разрешения
7286: By A. Izgavara on Среда, Май 09, 2001 - 05:40:
О чеченском конфликте и путях его разрешения.


Сто раз сразиться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего - покорить чужую армию не сражаясь.
"Сунь-цзы".
( Китайский трактат по военному искусству. V век до н.э.)


Россия, как великая страна, в связи чеченским конфликтом должна, на мой взгляд, преследовать две благородные цели:
1) обеспечить свою территориальную целостность
2) добиться исторического примирения с чеченским народом
Эти задачи не могут быть решены в отрыве одна от другой. Только комплексное решение их продуктивно с точки зрения исторической перспективы. Рассмотрим по отдельности каждую из этих задач.
Первая - защита территориальной целостности. Главное здесь, на мой взгляд, заключается в следующем: не может быть и о речи о том, чтобы какая-то часть России была бы отторгнута от нее вследствие силового воздействия или диктата, с чьей бы стороны они ни исходили. То есть необходимость и правомерность действий России в Чечне очевидна для любого непредвзятого наблюдателя, и вопрос состоит лишь в эффективности и формах этих действий. Здесь, мне представляется важным следующее: России необходимо в собственных же интересах соблюсти два условия:
а) Действия по подавлению "незаконных бандформирований" ни в коем случае не должны были и не должны перерастать в "карательную операцию" по отношению ко всему населению. Цель, стоящая перед Россией в Чечне, благородная, и надо ее осуществлять максимально БЛАГОРОДНЫМИ средствами. Эту мысль надо довести до сознания каждого российского солдата и каждого генерала. Они должны понять, что речь не идет о "мщении" всем чеченцам за прегрешения отдельных их сородичей, а речь идет о судьбах и будущем самой России. Нельзя допускать туда людей с психологией жестоких карателей, и дело не только в моральной стороне, согласно которой очевидно, что, к примеру, русский "танкист", насилующий и убивающий девушку, в нравственном отношении, скажем, не стоит выше чеченского "тракториста", расстреливающего пленного "контрактника". Надо здесь понять главное: чтобы победить любого противника - надо хотя бы его внимательно разглядеть, а люди, ослепленные ненавистью, с "невротической реакцией" на Чечню и чеченцев, воспринимающие их как одна сплошную враждебную массу, не умеют АДЕКВАТНО оценить сложившуюся там ситуацию, не находят РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ и не могут действовать ЭФФЕКТИВНО. Кроме того, немаловажно и то, что именно такие люди вызывают самое ожесточенное, остервенелое сопротивление и встречают оголтелое противодействие в самых изуверских формах.
б) Второй момент, пожалуй, самый важный во всей "чеченской истории", и касающийся уже "глобального аспекта" проблемы: применение военной силы со стороны России должно быть ОТВЕТСТВЕННЫМ, СОРАЗМЕРНЫМ И ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ. За прошедшие годы здесь уже наделано много ошибок, и боюсь, непоправимых. Нельзя было ровнять с землей целые города, подвергая опасности жизни десятков тысяч мирных жителей, лишь для того, чтоб уничтожить тысячу террористов. И вопрос опять-таки не только в этической стороне дела. Есть и вполне практические вопросы, на которые следует обратить внимание. Ведь с точки зрения судеб планеты то, что происходило и происходит в Чечне - небольшом затерянном в горах клочке земли - не так уж и важно. Важно другое - какие сигналы шлет оттуда Россия ( крупнейшая по территории страна планеты!) остальному миру, и как квалифицируются ее действия - как ответственные и вынужденные, или как угрожающие и безответственные. Главная опасность данного конфликта, на мой взгляд, состоит в исходящих из Чечни мощнейших импульсах, подталкивающих движение новых огромных дополнительных потоков долларов, фунтов стерлингов и рублей, приносимых на алтарь Молоху будущей войны. И пусть никто не обманывается дипломатическими улыбками в Москве какого-нибудь "заезжего натовца", или "взвешенными" заявлениями российских "силовиков". Важны ведь не внешние декларации, а та незримая, невидимая миру работа, которая идет во всякого рода "штабах" и "службах", закрытых "мозговых стратегических центрах" и "интеллектуальных клубах", вынашивающих в тиши кабинетов поистине "дьявольские планы", ничего хорошего не сулящие нам - простым гражданам. Элементарный анализ обнаруживает подспудную, но простую, очевидную и страшную логику развития: либо Россия в целях своей безопасности рано или поздно "накроет" остальной мир ракетно-ядерным дождем и обеспечит длительную и безмятежную "атомную зиму" на планете, либо остальной мир опять-таки в целях собственной безопасности рано или поздно тем или иным способом разрушит Россию. И я отнюдь не преувеличиваю опасность подобного развития событий. Третью мировую войну ведь никто еще не отменял! После термоядерной войны, конечно уже не будет "чеченских боевиков", но место последних займут победоносные полчища "норвежских крыс" - новых властителей Земли. ( Я, конечно, ничего не имею против крыс, но как же долго придется нам ждать того дня, пока они цивилизуются настолько, чтоб создавать прекрасные произведения искусства, без которых жизнь на Земле невыносимо скучна! )
Рассмотрим теперь вторую цель и задачу - необходимость достижения исторического примирения в Чечне. Лучшие умы России должны задуматься над тем, как, наконец, подвести жирную черту под этим многовековым противостоянием и навсегда оставить его в прошлом. Задача, конечно, не простая и в один день ее не решить, но она вполне ВЫПОЛНИМАЯ и уже СЕГОДНЯ надо работать над ее реализацией. Здесь на мой взгляд важны два момента:
а) Надо самим русским серьезно настроить себя на примирение и осуществить решительные меры в этом направлении. Необходимо довести до ума и сердца каждого чеченца, что великая Россия готова и желает сделать шаги навстречу маленькой Чечне и протягивает руку дружбы, и главная цель России навсегда покончить с взаимной враждебностью и недоверием, и все это нужно подкрепить конкретными действиями. Здесь нужно понять, что чеченцы, даже и те из них, кто воюет против российских войск - это в подавляющей массе достаточно простодушные и не "шибко грамотные" люди, не искушенные в дипломатических хитросплетениях и интригах. Их ненависть по отношению к русским вполне ситуативна и рациональна, обусловлена совершенно конкретными событиями давней и недавней истории. Она является результатом действий Российской центральной власти, воспринимаемых чеченцами как явно несправедливые. Это ненависть здорового организма по отношению к тому, что причиняет боль и страдания. Переход от такой ненависти к дружбе и преданности вполне осуществим. Надо лишь восстановить везде, где это возможно, справедливость. И уж конечно нельзя относиться ко всем чеченцам, как к врагам. Самое правильное - это считать их оступившимися соотечественниками, а еще лучше ошибающимися товарищами и братьями.
б) Второй важный момент в этом плане - каким будет "послевоенное устройство" Чечни. Здесь все силы здесь должны быть брошены на то, чтобы целой системой хорошо продуманных действий и мер "поломать" традиционную структуру чеченского общества. Надо при этом иметь в виду, что всякое совокупное внешнее давление на такое общество сверху без реформации изнутри и снизу приведет лишь к "консервации" архаичной структуры и "клановой ментальности", которые при любом новом историческом повороте опять позволят в кратчайшие сроки "отмобилизовать" чеченцев и превратить их в злейших врагов России. Мы видим, как на протяжении долгого уже времени подыскиваются авторитетные фигуры среди чеченцев - более или менее лояльные по отношению к России с тем, чтоб дать им "на откуп" решение внутренних проблем Чечни. На мой взгляд - это грубейшая ошибка. Не должно быть никаких объединяющих фигур - ни со знаком "плюс", ни со знаком "минус", ни на национальном уровне, ни на районном. Рядового чеченца надо раз и навсегда освободить от всяких "авторитетов" - политических, религиозных, военных, тэйповых, клановых, земляческих, родственных, ополченских, полевых, уголовных и т.д. Историческая практика хорошо продемонстрировала простой факт: наиболее разумным и действенным способом борьбы с требованием независимости отдельных территорий является предоставление ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ жителям данных территорий. Здесь надо понять следующее. Идея независимости сама по себе не страшна - это общечеловеческая и святая идея, и нет народа на земле, который не желал бы независимости. Вопрос лишь в том, какую цену народ готов заплатить за нее. Сегодняшние чеченцы готовы заплатить высочайшую цену и пойти на неслыханные жертвы, именно потому что в Чечне нет гражданского общества и нет у рядового чеченца личной свободы принятия решения в этом вопросе. Легче и с существенно меньшими потерями можно было бы оккупировать три прибалтийские республики, где отдельные граждане соизмеряли бы потенциальные свои потери и жертвы с тяготами возможной оккупации, чем маленькую Чечню, в которой у рядового чеченца, скованного жесткой внутриклановой "иерархической субординацией", опутанного незримыми цепями обычаев и родственных обязательств, и не спрашивают - готов ли он проливать кровь и отдать жизнь за независимость. Ведь если б в Чечне существовало бы гражданское общество и рядовой житель имел бы ПРАВО ГОЛОСА - там невозможной была бы дикая работорговля, публичные казни или внедрение архаичных шариатских законов. Десятки тысяч свободных чеченских граждан бурно протестовали бы против такого средневекового варварства! Таким образом, на данном этапе надо в Чечне применить формулу: полная свобода внизу, то есть каждый отдельно взятый чеченец в своей повседневной жизни должен быть НЕЗАВИСИМ от любых "чеченских структур", и жесткий диктат по отношению к Чечне в целом, исключающий появление каких-либо амбициозных, авторитарных фигур наверху. И временно, пока еще естественным образом не сформировались подлинно демократичные лидеры среди чеченцев, надо на все властные должности назначать людей со стороны, из других регионов, причем, желательно не русских. Идеальным, на мой взгляд, было б назначение на такие должности представителей соседних северокавказских республик, в частности, ингушей, дагестанцев и т.д. И тогда постепенно возникла бы ситуация, при которой никакой горстке безумных авантюристов никогда бы не удалось увлечь за собой целый народ на кровавую, самоубийственную бойню!
-----
A. Izgavara
http://izgavara.h1.ru/
7287: By Нил on Среда, Май 09, 2001 - 05:52:
>"Рядового чеченца надо раз и навсегда освободить от всяких "авторитетов" - политических, религиозных, военных, тэйповых, клановых, земляческих, родственных, ополченских, полевых, уголовных и т.д."

Трудно придумать более свободное от "авторитетов" существо, чем чеченец. Именно через его клановость и можно придти к примирению - организовав нечто вроде коллегии старейшин (или иных представителей; важна причастность, а не индивид) всех тейпов. Иначе любой "авторитет" для всех "несвоих" - это вызов и оскорбление их тейпам. Хоть кто будет "главой" Чечни - личностный принцип это тупик.
7289: By Панмонголист on Среда, Май 09, 2001 - 07:45:
Просто беспонтовый план, в смысле without any point.
Россия в Чечне отстаивает гораздо большее, чем политкорретный эвфемизм "территориальной целостности". На карте - идея имперскости, как традиционный геополитический modus vivendi, сакральная модель из разряда именно, как выразился предыдущий оратор, "средневекового варварства". И поддерживаться она может традиционными же средствами. Институтом кары, что ли. Осознанным вопреки обморокам либерального интеллигентчества и рекомендациям правозащитных комитетов. Кстати, и сам импульс чеченского бунта не имеет никакого отношения к тривиальному "самоопределению народов", а коренится в глубине национально-исторической стихии Ичкерии. Чеченский метеж по своей природе несовременен, это своего рода вневременной архетип "инсурекции", что подчеркивается не отягощенными рефлексиями, откровенно варварскими методами войны с их стороны. Поэтому согласен, что способы пацификации Чечни должны быть, действительно, соразмерны.

Насчет "китайского трактата по военному искусству". Лучше бы поучиться у китайцев вместо красивой фразеологии конкретным методам борьбы с сепаратизмом. Недавно беседовал о сепаратизме с человеком из Синьцзяня - свидетелем подавления уйгурских выступлений в 1998 году. Действия Китая были предельно радикальны: моментально стянули в зону конфликта войска, которые за ночь вырезали 20 тысяч уйгуров. Без фотокамер и журналистской истерики. Real politcs, так сказать.
7309: By Зимописец on Среда, Май 09, 2001 - 14:54:
И по поводу назначения "ингушей, дагестанцев и т.д." Милейший, Вы когда-нибудь говорили всерьез хоть с одним кавказцем? Если русского чеченец воспринимает (сейчас, на сей момент) как иноприродно злую силу, которой в принципе можно проиграть и подчиниться (приходилось уже, хотя и после 48 лет войны), то сосед по Кавказу- враг традиционный, и оказаться под ним- бОльшего унижения для чеченца представить немыслимо.
7318: By Г.П. on Среда, Май 09, 2001 - 20:15:
>Недавно беседовал о сепаратизме с человеком из Синьцзяня - свидетелем подавления уйгурских выступлений в 1998 году. Действия Китая были предельно радикальны: моментально стянули в зону конфликта войска, которые за ночь вырезали 20 тысяч уйгуров.

Ой ли? А вы себе представляете, что если бы это было так (или хотя бы не 20 тысяч, а просто 20) - какой был бы вой в СМИ- CNN?! Или они (их хозяева) хуже вас информированы?

Объясните, пожалуйста...

Г.П.
7326: By lgstmtr on Четверг, Май 10, 2001 - 04:08:
Где- то с полгода назад промелькнула информация о чеченских подростках, взятых в суворовские училища. Ни на чем не настаиваю, но лично знаком с несколькими крымскими татарами, которых тошнит от всего, что выделывает Джемирель&Co. Не делаю сам никаких выводов, просто предлагаю на обсуждение мысль: не является ли ход с чеченскими подростками первым шагом на верном пути? Где- то слышал, что крымско- татарская дивизия, находясь в эмиграции, хранила верность царской присяге до 1935 (!) года и самораспустилась только в виду явных успехов советского строительства.
7337: By A. Izgavara on Четверг, Май 10, 2001 - 11:01:
>Трудно придумать более свободное от "авторитетов" существо, чем чеченец. Именно через его клановость и можно придти к примирению...

Все с точностью до наоборот. Трудно вообразить себе существо менее свободное в своих действиях и более косное, задавленное, закомплексованное и опутанное различными условностями и нормами поведения - чем рядовой чеченец! На всем его поведении лежит печать "повязанности".. Надо избавить его от этого "проклятия рода", которое как кошмар и наваждение довлеет над ним!.. Мафиози из какой-нибудь суровой преступной группировки настолько не повязан "братвой" как рядовой чеченец своей родней. Для обычного чеченца характерна абсолютная неспособность на поступки, присущие свободному человеку. Ни на что у него не хватает духа, и ни на один шаг подлинно свободного и самостоятельного человека он не способен, начиная от того, что не может, к примеру, позволить себе съесть свинину, даже если умирает с голода, и кончая тем, что не может позволить себе не гибнуть под ракетами и вакуумными бомбами, даже если очень хочет жить. Образно говоря, простой чеченец свободен ровно настолько, насколько был свободен Исаак, которого Авраам вел на сожжение. Что касается обращения к "клановости" для примирения, то на мой взгляд нет пути более ошибочного. Для того, чтоб побороть зло - обратиться к источнику зла?!
7339: By Нил on Четверг, Май 10, 2001 - 11:56:
Традиционно-племенные отношения - не зло. То есть, для них самих. Мы, конечно, можем их уверять, что так, как нам, поодиночке - много лучше. Вообще, современней! Ха.

Нет, зло - их современный суррогат, культ отдельно взятых личностей, явный или неявный. Культ надуманных этими личностями идей. Не идей, выражающих чаяния рода, но подменяющих их. А вот этого у чеченцев как раз и нет. Пока их род против вас, можете впустую подписывать договора о мире хоть с каждым из них. А мы, "свободные люди", сто раз бы на их месте свалили из-под бомбёжек со своей Родины. И был бы мир. И всем хорошо.
7340: By lgstmtr on Четверг, Май 10, 2001 - 13:07:
В одном из своих интервью Басаев говорил, что в студенческой молодости ему и в голову не могла прити мысль о возможной независимости Чечни, и он очень удивился, когда услышал такие разговоры от одного из земляков. Для того, чтобы все началось, нужно было свободное распространение идеи и большие деньги извне. Если ориентироваться на людей мыслящих "общечеловеческими", вненациональными категориями, их купит тот, кто больше заплатит. Если же ориентироваться на мыслящих в рамках традиционных ценностей народа, выиграет тот, кто эти ценности поддержит. Для того, чтобы народ доброволььно жил в Империи, он должен видеть в ней своего защитника. Если бы в Чечне преобладало традиционное мышление, а Россия поддерживала эту линию, чеченцам можно было бы легко обьяснить, кто представляет угрозу их национальной идентичности. А так -- у них нет никакого мотива в пользу пребывания в составе России, кроме русской военной силы, с которой они готовы соревноваться, и делают это небезуспешно. Мне кажется, здесь важны два принципа: 1.безусловное силовое подавление всех проявлений сепаратизма, 2.безусловная поддержка традиционных устоев данного народа. Сюда же можно отнести и положительные факторы исторической памяти (например, совместное, союзное участие в какой- нибудь войне, в строительстве и т.д.) При этом элита общества должна пользоваться, так сказать, гражданскими правами Империи. Опыт показывает, что следование такой политике всегда давало положительные результаты, отступления от нее -- сбои. Это ведь нормальная Римская политика. Другое дело, что это возможно лишь если Москва осознает себя Римом, а не столицей одного из государств, отстающих в развитии от "передового человечества".
7349: By Жнец on Четверг, Май 10, 2001 - 17:34:
"Прогрессивные фашисты Чечни" предлагают свою модель меритократии, вместо вышеизложенной тейпократической идеи а-ля Нухаев.
7369: By Панмонголист on Пятница, Май 11, 2001 - 09:48:
Г.П.:Ой ли? А вы себе представляете, что если бы это было так (или хотя бы не 20 тысяч, а просто 20) - какой был бы вой в СМИ- CNN?! Или они (их хозяева) хуже вас информированы?

Объясните, пожалуйста...
__________________

Я и сам задавал подобные вопросы.
Для "воя" нужны достаточно веские доказательства. А рассказы "жерт репрессий" всегда могут быть официально опровергнуты, с особым упором на то, что их озвучивание в СМИ носит враждебный по отношению к китайскому государству характер и чревато последствиями.
И ведь боятся "последствий"! Китайские власти даже в отличие от советских никогда не увлекались хельсинской риторикой. Способны и "ущемить". Плевали они на CNN глубоким образом. А вот CNN на свои интересы и безопасность своих сотрудников в Китае плевать не может. Себе дороже выйдет. Известный закон чистогана -- издержки не должны превышать выгоды. Оттого и помалкивают.


В настоящее время публикации в этом разделе заблокированы. Свяжитесь с модератором для уточнения подробностей.

Rambler's Top100

Topics Last Day Last Week Tree View    Getting Started Formatting Troubleshooting Program Credits    New Messages Keyword Search Contact Moderators Edit Profile Administration

TopList Rambler's Top100