Своя кружка и чужая

Форумы Арктогеи (philosophy): СТАРАЯ ВЕРА для НОВОЙ РУСИ: Своя кружка и чужая
14431: By Интерес on Суббота, Март 09, 2002 - 14:50:
Подскажите, пожалуйста, правда ли староверы не употребляют еду из чужой посуды и считают свою, отданную на время другому человеку, "испорченной"? Есть к.-л. литература по этому поводу? Кто это "придумал" эти запреты?
14432: By Нил (Radioda) on Суббота, Март 09, 2002 - 15:38:
Бывает такое. Только не у "староверов", а у отдельных их согласов (на которые они разделены сотни лет), более радикальных - и в местах их компактного поселения. Придумывали сами люди, конечно, больше некому. Христос, как Вы можете помнить, не гнушался самаритянским питьём. Считается, что времена нынче другие, Последние - поэтому.

"Мне, например, и в голову не придет обидеться, если бабка в какой-нибудь старообрядческой деревне откажется подать мне кружку воды. Потому что понимаю — ей эту «поганую» кружку потом придется на огне калить или выкинуть. Такой уж у старообрядцев постулат — с окружающим миром соединяться нельзя — ни в вере, ни в браке, ни в еде." http://rda.rema.ru/latvia.shtml

Вот всё, что есть в русской сети об этом.

ГIХПНГ
14435: By Интерес on Суббота, Март 09, 2002 - 18:54:
Благодарю, Нил. Я встречал это у новопоморцев (не уверен, что они принадлежат именно к этому согласу, но они и сами толком не помнят) в Новгородчине. Удачи.
14436: By Нил (Radioda) on Суббота, Март 09, 2002 - 19:01:
Да, данная мной первая ссылка также описывает новопоморцев Латвии. В Эстонии среди староверов этого же согласа до 40 лет, с кем я в общении, такого нет, а старики не афишируют.
14504: By еще on Среда, Март 20, 2002 - 13:33:
А как насчет курения табака? Это порицалось, не так ли?
14509: By Жнец on Среда, Март 20, 2002 - 15:22:
Курево, кофе, чай, сахар.
14517: By Дугин on Среда, Март 20, 2002 - 22:27:
Совместная трапеза является одним из древнейших сакральных ритуалов. Люди, которые вместе ядят, становятся одним телом -- так как тело берет себе вещество из пищи. В сакральном мире нет отдельно тела, отдельно души, поэтому пища есть онтологический ритуал сопричастности. Позднее развились ритуалы, подчеркивающие сакральность акта, еще позже -- обряды сакрализации, как бы извне.
В Православии изначально и всегда запрещалось молиться с еретиками и вкушать с ними пищу. И в том и в другом случае, речь шла о слиянии коллектива в некую общность духовно-физическую. Так как еретики считаются порченными (духовно и телесно), то соприкоснование с ними пакостит и дух и тело, а также атрибуты молитвы и еды.

Для староверов никонияне -- еретики. Поэтому с ними вместе нельзя есть, а также зайдя в староверческий храм -- нельзя креститься. Постоять можно, если разрешат, а креститься ни в коем случае. Креститься может только крещенный в староверии.

При этом поповцы ослабили строгость относительно крестного знамения, и вовсе отменили запрет на трапезы с еретиками. Беспоповцы сохранили оба запрета, причем жестче они соблюдаются у федосеевцев и тех, кто более крайние, чем они -- филипповцы, бегуны и т.д. У часовенных и семейских -- в основном бывших беглопопвцев -- сохранился строгий обычай. У столичных он постепенно смягчался.
14519: By Нил (Radioda) on Среда, Март 20, 2002 - 22:57:
Каноническая точка зрения здесь и далее (увы, нет под рукой в старом изводе):
Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
http://www.irrtv.org/Russian/Bible/1Co-10.html#21

Постящимся сил! Спаси Христос!


В настоящее время публикации в этом разделе заблокированы. Свяжитесь с модератором для уточнения подробностей.

Rambler's Top100

Topics Last Day Last Week Tree View    Getting Started Formatting Troubleshooting Program Credits    New Messages Keyword Search Contact Moderators Edit Profile Administration

TopList Rambler's Top100