Вопрос - иконография мученика Христофора у старообрядцев

Форумы Арктогеи (philosophy): СТАРАЯ ВЕРА для НОВОЙ РУСИ: Вопрос - иконография мученика Христофора у старообрядцев
16879: By Алексей on Вторник, Февраль 04, 2003 - 21:03:
Всегда думал, что православные пишут мученика Христофора воином с пёсей головой, католики - великаном с Христом-младенцем на плече, а образ Христофора - воина с человеческим лицом - следствие указа петровского синода вестернизирующего и рационализирующего русскую иконографию (тогда же запретили образ Софии Новгородской).

Но вот, что написано в указе Калужской Духовной Консистории (29 мая 1893г) "О мерах к ослаблению раскола и сектантства в Калужской епархии":

" 22) Ввиду нерасположения раскольников к так называемому партесному пению, а также предубеждения их против икон нового итальянского письма, приходские священники имеют наблюдать, чтобы в православных храмах, особенно среди раскольнического населения, пение приближалось по возможности к древним церковным напевам, а иконы были письма более соответствующего греческим подлинникам. Кроме того, приходские священники должны заботиться, чтобы и в домах прихожан не было икон, писанных неправильно, как например, с изображением Святыя Троицы в виде одного человека с тремя головами, иконы Троеручицы с тремя естественными руками, вместо привески третьей руки, св. Крест в виде змея, мученика Христофора с пёсьей головой и тому подобных, и стараться располагать прихожан все таковые иконы, как подающие повод сектантам к глумлению над святынею, удалять из домов. При этом наблюдать и за тем, чтобы напрестольные и на церковных главах кресты были осьмиконечные."

Т.е. получается, что образ Христофора с пёсьей головой не признаётся старообрядцами? Как же так!?
17084: By AlexS on Суббота, Апрель 05, 2003 - 02:06:
В одном из храмов постройки XVI века на острове Свияжске есть фреска св. Христофора с лошадиной головой. Единственная на Руси из сохранившихся как я слышал.
17085: By Алексей on Суббота, Апрель 05, 2003 - 14:17:
Вот, что ответили на старообрядческом форуме:
http://www.borda.ru/re.pl?staroobrad-00000025-000-0-0-0-1048417429-0
17089: By Лестовкин on Суббота, Апрель 05, 2003 - 22:03:
Вот правильное было объяснение...
Не всегда никонияны гонят ерунду, иногда оную гонят и не нкиконины...
17168: By WG on Суббота, Апрель 12, 2003 - 11:15:
а есть какие-то объяснения,
почему его изображают с песьей головой?
17169: By Алексей on Суббота, Апрель 12, 2003 - 11:35:
Экзотерическое - был слишком красив и из смирения молился, чтобы стать некрасивым. Результат превзошёл ожидания. По другой версии - происходил из народа псоглавцев.

Моя личная(s.г.) версия - страж порога. На неё работает и то, что католический Христофор пишется как великан переносящий Христа младенца через реку, то есть тоже как медиатор.
17171: By Инсайдер on Суббота, Апрель 12, 2003 - 17:36:
Христофор - это именно страж порога, аналогичный Церберу.
17172: By WG on Суббота, Апрель 12, 2003 - 20:22:
Спасибо.
Да, страж порога - красивая версия, тревожная
17174: By Алексей on Суббота, Апрель 12, 2003 - 21:01:
Развивая античную тему. На вот этой иконе Христофор изображён между святыми Флором и Лавром - "крещёными Диоскурами".
20093: By Дугин on Понедельник, Февраль 28, 2005 - 14:54:
В христианской традиции есть сюжет о песьеголовце Репробусе, позже его стали называть Офферус, который стал почитаемым святым под именем святой Христофор. Репробус или Офферус по преданиям был великан с собачьей головой. Он поставил себе целью служить самому сильному господину на земле. Он менял покровителей, как только замечал, что они боятся кого-то еще и шел к тому. Пока не увидел, как могущественнейший из земных монархов боится дьявола. И пошел служить дьяволу. Но однажды заметил, что дьявол боится креста господня. И тогда Офферус крестился и обрел речь. Он стал перевозчиков и переносил людей с одного берега реки на другой. Однажды его попросил перенести на себе меленький мальчик. Офферус согласился, но посредине реки он понял, что не может идти дальше, так как ноша слишком велика. Мальчик был Христом, который сказал, что он нес на себе всю тяжесть мира. Так он стал святым Христофором – дословно «Носителем Христа».

Показательно, что здесь в христианском контексте мы встречаем сюжет о сакральном псе – в данном случае песьеголовце, который является «перевозчиком» – развитие темы «проводника мертвых» и который двойственен – начиная с немого служителя грубой силе и дьяволу он становится служителем Бога-Слова и получает дар проповеди.

http://www.arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1252
20124: By Вasil Poupking on Воскресенье, Март 06, 2005 - 22:36:
"Репробус" - от латинского "reproduction" -воспроизведение. То есть история с Репробусом-Офферусом должна была повториться в истории.

"Офферус" - от "offer" и "rus" - это и есть "русская жертва".
20126: By Александр on Вторник, Март 08, 2005 - 15:14:
Рижский вариант легенды. Всё то же самое, только в благодарность за перевоз Христофору отсыпали немеренно бабла, на которые он построил Ригу и вообще круто поднялся. После чего в Ригу пришло НАТО и Евросоюз)))
20127: By IKARUSHKA on Среда, Март 09, 2005 - 00:17:
А Ригу он построил видимо по тойже причине,
что заставила его ТУДА идти.


В настоящее время публикации в этом разделе заблокированы. Свяжитесь с модератором для уточнения подробностей.

Rambler's Top100

Topics Last Day Last Week Tree View    Getting Started Formatting Troubleshooting Program Credits    New Messages Keyword Search Contact Moderators Edit Profile Administration

TopList Rambler's Top100