В первые века христианства крестили только во взрослом возрасте, после оглашения, этот обряд остался у нас в обедне -- "елико оглашенниии изыдете.. да никто от оглашенных ..." и т.д. К этому же и возглас "двери"! двери!" Анабаптисты (это были самые приличиные из протестантов, мюнцериаты, Мюнстерская коммуна -- эсхатологисты, замечательные люди, если брать в целом неправильную веру) утверждали необходимость обращения к этому же. Конечно, ритуал полноценного православного крещения во взрослом возрасте очень сильно меняет человека -- что стоит только отречение от западной сатаны, плевание на Запад, отвержение жестом всех козней его, и всей гадости его, и всех аггелов его... Запад вообще хуже даже сатаны, еще, еще хуже... Генон отождествляет переход к крещению младенцев с транспозицией эзотеризма на экзотеризм. По нашей реконструкции эзотерической природы Православия это не верно. Смысл крещения настолько фундаментален, что он изменяет не просто индивидуума, а его внутреннюю природу. Душа человека все понимает с самого начала (и после конца) не хуже, чем в промежутке. Поэтому некоторые люди боятся взгляда младенцев -- типичная тема черно-романтической литературы. У Мамлеева есть рассказ "Верность мертвым девам", где он в своей манере разбирается с этим. Отцы свидетельствуют в этом отношении: не мешайте младенцам приходить к Господу, аще не станете яко дети... и т.д. Из староверов взрослое крещение практикуется, насколько я знаю, только у бегунов (есть даже направление самокрестов). Великий Евфимий сам себя крестил. Иван Кувшинов (основатель кувшиновского толка) тоже сам себя крестил причем в луже (антихрист, мол, реки своим гадким дыханием отравил -- вот и рыба дохнет...). По-моему еще "бабушкины" взрослыми крестились, хотя неуверен. Нетовцы точно крестили малых -- кстати, отчасти у никонианских попов, отчасти бабки-повивалки шептали, кунали и крест одевали. Поморцы, и ново-, и старо-, крестят младенцев, не говоря уже о поповцах, что само собой. Федосеевцы отдают младенчиков на воспитание бабкам - как иначе безбрачники будут смотреть на продукт хозяйского греха. Странно, при этом, что у федосеевцев было предметом гордости -- мол, Федор Терентьев сын старопоморца Петра Федорова Терентьева. Казалось бы, надо помалкивать, что сын, коль история про безбрачников. Но, видимо, там какая-то иная логика. -- Брака нет, а от плоти-то куда деться?! Сатанята-то вот и лезут с хозяйкиного живота... "Хозяйками" федосеи называют конкубин. Резюме: правильно дерационализировать инициацию, иначе придет Фреге из МГУ и всех сдаст. PS: Из Духовных Ответов срочно надо достать полемику Мурачева с Килиным "про рыбца духовного", как татарскую ногу зажарили Филипповым постом... Брат Нил, будьте любезны, поищите, лет 5 назад, может 4, может 3 было... Я Осипову-Хортице отдал свой экземпляр, он в программе зачитывал. Сильнейшая полемика... Для духовнопонимающих... |