Русские святые послераскольного периода

Форумы Арктогеи (philosophy): СТАРАЯ ВЕРА для НОВОЙ РУСИ: Русские святые послераскольного периода
4856: By Маруся on Среда, Март 14, 2001 - 14:19:
Как апологеты старообрядчества относятся ко всем русским святым, причисленным к лику после Раскола, и особенно к тем, кто жил в Петербурге?
4862: By russist on Среда, Март 14, 2001 - 15:54:
Из русских святых-петербуржцев (чье прославление было вызвано народным почитанием, а не политической конъюктурой) можно назвать только блаженную Ксению и праведного Иоанна Крондштадского (плюс семья последнего императора).
Вообще, за истекший с момента раскола срок посеместно почитаемых народом святых считаное число. В общем-то, кроме Серафима Саровского и Тихона Задонского назвать некого...

К вышеперечисленным святым староверы относятся по-разному. Скажем, к Тихону Задонскому староверы относились с уважением (даже просили его рукоположить для них священников, но Тихон отказался)...
Хотя, конечно, мир официальной никонианской церкви и гонимых властью русских людей, сохранявших отеческую веру, практически не пересекались. И правильным ответом, наверное, все-таки будет: "никак"...
Следует так же отметить, что ВСЕ послераскольные святые (те, которых почитает народ) были для официальной церкви своего рода "дисидентами", что безусловно сближало их со староверами.

Есть еще и некоторые косвенные свидетельства.
Скажем, на иконах Серафим Саровский изображается с большим медным ВОСМИКОНЕЧНЫМ (т.е. старообрядческим) крестом на шее (подарок матери), в его руках не греческие четки, а русская (старообрядческая) ЛЕСТОВКА. Думаю, что все это не спроста.
Скорее всего приписываемый этому загадочному старцу анти-двуперстный пассаж - не более, чем фальсификация "хоругвеносцев" начала века...
4895: By Маруся on Четверг, Март 15, 2001 - 17:50:
russist, Вы можете мне дать адрес какого-нибудь единоверческого прихода в Москве или ближайшем Подмосковье (и как до него добраться)? А то, вижу, такое значение этому явлению уделяется, что, видимо, не миновать посмотреть на всё собственными глазами... Но если там мне кто-то начнёт говорить, например, что у "обычного" батюшки лучше не исповедоваться и не причащаться, или что вообще лучше не ходить в храм вовсе, чем ходить в "никонианский" -- тут "поле для переговоров" будет очень узким...
4897: By russist on Четверг, Март 15, 2001 - 18:48:
Марусе:
Полноценный единоверческий приход находится недалеко от Москвы (20 минут на автобусе или машине от метро "Выхино" в сторону Бронниц). Это Михайловская слобода. Настоятель - игумен Иринарх. Интервью с ним можно прочесть здесь: http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/00/330/71.html

У отца Кирилла(Сахарова) в храме Николы на Берсеневке, что рядом с Театром Эстрады (напротив Храма Христа Спасителя - на другом берегу Москва-реки) также используются некоторые элементы старого обряда, хотя это все-таки не единоверие (к тому же, о.Кирилл - монархист)...

В переговоры там с вами никто вступать не станет. Правда если вы будете вести себя вызывающе (или будете одеты неподобающим образом) вам могут сделать замечание...
4921: By Маруся on Пятница, Март 16, 2001 - 18:58:
Ну, это же в кавычках, "поле для переговоров"... Вы считаете, что если человек первый раз пришёл в такой храм и хочет получить ответ на какие-то вопросы, то они и разговаривать с таким не станут?
И в "обычном" храме замечание сделают, если придёшь в мини-юбке и с накрашенными ресницами (сама, правда, не пробовала, но догадываюсь :-)). Я как раз про это хотела спросить: существуют ли какие-то дополнительные требования, кроме закалывания платка булавкой? И ещё: автобус любой?
4926: By russist on Пятница, Март 16, 2001 - 23:03:
Марусе:
По-моему, на любой в сторону Брониц. Остановка "Михайловская Слобода" или "деревня Чулково" (это тоже самое).

Относительно "дополнительных требований"... Желательно иметь с собою лестовку и уметь пользоваться подручником для земных поклонов.
Главное, на других смотрите - и делайте также.
5025: By Маруся on Вторник, Март 20, 2001 - 18:11:
Ещё вопрос старообрядцам. Глобальный. В общем-то, призраки ответа на этот вопрос мне встречались в разных статьях. Но... Кто как думает.
И всё же, почему после того собора 1666-1667, после того, как последний удерживающий был взят от среды, не случилось? Почему петербургский период был таким долгим?
5028: By Никола М. on Вторник, Март 20, 2001 - 18:32:
"Сердцем мы молимся, и одна из великих форм молитвы есть безмолвный вопль к Богу. Так молилась Анна - мать пророка Самуила - о даровании ей этого великого сына. На горе Синае Бог сказал Моисею: Что ты вопиешь ко Мне? - а он молился без слов, не шевеля губами.

Сердце их вопиет к Богу, - говорит пророк Иеремия (Плач. 2,18).

Хорошо это выразил Ландрие в своей книге "Молитва": Однажды ангел сказал одной из пламенных душ: "Что в самом деле ты делаешь? Ты колеблешь дворец небесный, и там ничего не слышно, кроме твоих криков". Однако эта душа не произнесла ни слова: только ее сердце волновалось, и этого невидимого движения было достаточно, чтобы поколебать высоту небесную"."

http://www.wco.ru/biblio/books/Luka1/Main.htm
6365: By Маруся on Пятница, Апрель 20, 2001 - 13:07:
И ещё вопрос (видимо, russist'y :-)). Можно ли подробнее рассказать о фигуре Димитрия Ростовского, канонизирован ли он (я, к стыду своему, не знаю, означает ли звание "святитель" автоматически "святой") "официальной" Церковью, и почему его "не любят" апологеты старообрядчества. В общем, чем он "отличился". Ну, в общем-то, да, в "обычном" православном молитвословии он значится как "православия ревнителю и раскола искоренителю" -- момент, скажем так, знаковый (чтобы не сказать зловещий)...
6402: By russist on Пятница, Апрель 20, 2001 - 19:24:
Марусе:

Это хохол-каратель.
В послужном списке:
- расследование "брынской веры" (карательная операция против староверов);
- составление полного свода житий православных святых (Четьи Менеи), написаных по католическим образцам (оригинальные тексты были фактически признаны неканоничными);
- организатор духовных школ по католическим образцам.
В общем, не то, что сомнительный святой - НЕСОМНЕННЫЙ ГАД...
Канонизирован, по-моему, в 19 веке...
6407: By Маруся on Пятница, Апрель 20, 2001 - 19:40:
Хохол из Ростова?..
6408: By Маруся on Пятница, Апрель 20, 2001 - 19:41:
Спасибо за ответ.
6447: By struck on Суббота, Апрель 21, 2001 - 14:05:
Еще есть такой сомнительный никонианский святой - Симеон Полоцкий.

Маруся
>Хохол из Ростова?..

Южнорусские казаки - не великорусы. Не знаю, насколько их правомерно называть хохлами, но сами они великорусов называют по-хохляцки кацапами. Кстати, кто-нибудь знает этимологию этого слова?
6451: By Нил on Суббота, Апрель 21, 2001 - 15:05:
Польский, где ругательное слово "кацап" в старину бытовало, имеет сейчас два похожих - "кац" (похмелье) и "кацерство" (ересь). С русскими можно при желании увязать оба понятия.

Другое толкование гласит: КАЦАП - это волосяной аналог хохла. Ярлык сформировался под воздействием внешнего вида царских представителей на территории Украины в 17 веке. Узкая длинная бородка, здорово напоминающая козлиную видимо изрядно смешила наших предков. Кацап имеет генезис аналогичный слову "спасибо" <- спаси + бог. В этом случае кацап <- как цап (цап - козел).

Добавлю, что польский "цап" означает также "баран" и (переносно) "болван".
6476: By struck on Суббота, Апрель 21, 2001 - 22:17:
Нилу - спасибо.
6477: By russist on Суббота, Апрель 21, 2001 - 22:27:
Марусе:

Нет, из Киева. Он выпускник Могилянской академии (мрачной латынской конторы).
"Ростовский", потому что занимал Ростовскую кафедру.
Русские в то время считались неблагонадежными (по определению симпатизирующими старой вере). Епископские кафедры активно (и с удовольствием) занимали "гастрабайтеры" из Малороссии...
6484: By Жнец on Суббота, Апрель 21, 2001 - 23:13:
Я бы обратил внимание, что первый слог польского cap и латинского caper (козел) идентичны. Уши тут длинней торчат.
6519: By caper on Воскресенье, Апрель 22, 2001 - 14:51:
и Жнецу...
6560: By Маруся on Понедельник, Апрель 23, 2001 - 11:38:
struck'у
А Симеон Полоцкий чем "прославился", если не секрет? :-)
6896: By struck on Суббота, Апрель 28, 2001 - 22:52:
Симеон Полоцкий (1629 - 1680) - был западно-русский книжник белорусского происхождения, прибывший в Москву в 1664 году "просвещать" "невежественных" московитов.

Вот что пишет о нем прот. Георгий Флоровский, вначале евразиец, но затем отступивший от евразийства и пришедший в итоге к экуменизму, в своем лучшем труде "Пути русского богословия":

"Это был довольно заурядный западно русский начетчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твердо стать в озадаченном Московском обществе..., вернее при Московском дворе, как пиита или виршеслагатель, как ученый человек для всяких поручений. Сперва он учил приказных "по латиням", по неизбежному Альвару, - потом стал учителем царевичей, Алексея и Феодора. Он составлял речи для царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено "соорудить" деяния соборов 1666-67 годов. Ему поручали переводить полемические трактаты Паисия Лигарида. Его собственная полемическая книга против раскольников, "Жезл правления", вышла не очень удачной, - схоластические и риторические аргументы всего менее могли убеждать тех, для кого книга должна была быть написана. Полоцкий весь в напыщенности и высокомерии, риторичен, многословен. В этом отношении особенно характерны сборники его проповедей или поучений: "Обед душевный" и "Вечеря душевная"... По черновым рукописям Симеона можно проследить, как он перерабатывает западные книги. Вот несколько имен, Иоанн Меффрет, мейссенский, проповедник XV-го века, - его книгу о Церкви Hortulus reginae, царь Алексей дал для перевода старцу Арсению Сатановскому еще в 1652 году; Иоанн Фабер, венский епископ начала XVI-го века, писавший против Лютера, malleus haereticorum; Иоанн Картагена, испанский богослов XVI-го века, писавший о таинствах христианской веры; Беллармин, Герсон, Бароний, Петр Бессий, Сальмерон, Иоанн Пинеда... По латинским книгам Симеон составлял и свои учебные книжки. Так книга Евангельской истории, "Житие и учение Христа Господа и Бога нашего", сокращена из свода Герарда Меркатора, с дополнениями из книги знаменитого Кембриджского платоника, Генри Мора... Полоцкий был по своему благочестив, строг, но и молитвы его составления выходили напыщенными... Полоцкий был односторонним латинистом, греческого видимо вовсе не знал... Он всегда работал по латинским и польским книгам... И даже Библия была для него более привычна на латинском, а не в славянском тексте... "Белорусец" родом, учился он, кажется, в Киеве, - и был здесь учеником Лазаря Барановича, с которым остался близок на всю жизнь. От Барановича он получил вводное письмо к Паисию Лигариду, когда тот перехал с юга в Москву. И в период суда над Никоном Симеон особенно близок с Паисием, служит для него толмачем, - с латинского, конечно..."

Симеон Полоцкий принял активное участие в попытке внедрения в Русскую Церковь латинской "хлебопоклонной ереси", но, к счастью, даже после катастрофы Раскола, в церкви нашлись силы, оказавшие яростное сопротивление этому. Важную роль сыграла здесь другая, эллинофильская, партия ученых выходцев с Западной Руси, во главе которой стоял Епифаний Славинецкий, оппозиционная латинофильской партии Симеона Полоцкого.

Симеон Полоцкий и его ученик Сильвестр Медведев стремились создать в Москве духовную школу чисто латинского образца, но и это им не удалось, благодаря сопротивлению все той же эллинофильской партии.

Проект предполагаемой будущей Академии, составленный Полоцким по поручению царя, возлагал на Академию обязанность бороться с ересями, причем за многие преступления предусматривалось сожжение. "Лица римско-католического исповедания за переход в протестантство... должны были подвергаться ссылке (любопытная деталь!)" (Игумен Иоанн Экономцев "Православие - Византия - Россия").

В результате победы эллинофилов возобладал греческий образовательный проект русского иеромонаха Тимофея, около 14 лет проучившегося на Востоке и имевший своим продолжением Славяно-греко-латинскую академию, созданную греками братьями Лихудами, и известную ныне как Московская Духовная Академия.

Кроме церковной и государственной деятельности Полоцкий занимался стихотворством. В своих нравоучительных виршах он использовал польскую силлабическую или слоговую систему стихосложения, совершенно чуждую русскому языку, так что стихи получались неудобочитаемыми и громоздкими (до этого на Руси использовалась тоническая система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе, характерная для русского фольклора). Вот пример из виршей Полоцкого (против пьянства):

Человек некий винопийца бяше,
Меры в питии хранити не знаше.
Темже многажды повнегда упися,
В очию его всяка вещь двоися...

Позже, уже в XVIII веке Тредиаковский создаст привычную нам и ставшую классической силлабо-тоническую систему стихосложения, преодолевшую громоздкость и тяжеловесность силлабического стиха.

Такой вот никонианский "святой". Кстати, кто-нибудь может сказать, когда он был канонизирован?

P.S. Услышал на этой неделе неожиданную новость, что РПЦ готовится осенью канонизировать великого русского флотоводца адмирала Федора Ушакова, основателя Российского Черноморского флота, разгромившего турок-атлантистов. Неожиданная канонизация...

Впрочем, может быть, русский и святой - это вообще синонимы?..
6897: By struck on Суббота, Апрель 28, 2001 - 23:06:
А теперь пора мне замолчать, давно пора. А то уши у гада торчат...

Как сказал Вербицкий: "Не-полюс должен молчать". А я не то что не-полюс...

Простите...
6917: By Юрий Гуралюк on Воскресенье, Апрель 29, 2001 - 12:16:
Не для ответа.
Симеон Полоцкий - наверное, не могли подниматься в Москве в то время иные. А, может, десакрализация - плата за империю? Но, скорее, - отлилась Алексею Михайловичу кровь Литвы. В преимущественно православном Полоцком повете по итогам войны 1654-1663 г.г. осталась в наличии четверть довоенного населения. Как и везде по востоку ВКЛ. А в среднем потери в итоге восстаний и войн - чуть больше половины населения. Грань допутимого пролития крови была перейдена. Дальше - безумие зверей в самой России. Раскол то есть... Хочется думать.
6947: By Д.Л. on Понедельник, Апрель 30, 2001 - 08:54:
Однако. Хоть и не для ответа. Наоборот, всё же. 1653 - начало никоновых новин. Затем уже - война.
6952: By Юрий Гуралюк on Понедельник, Апрель 30, 2001 - 09:21:
Если сумеете аргументировать "политологически" - откроете путь "старообрядчеству" на Украину и в Беларусь. Та война - главное, что разделяет по крайней мере белорусов и русских.
6953: By Д.Л. on Понедельник, Апрель 30, 2001 - 09:29:
= Кстати, кто-нибудь может сказать, когда он был канонизирован?

Насколько мне известно, никогда не был.

Св. Симеон, еп. Полоцкий и Тверской (+ 1289, память 3 фев. (и в Соборе белорусских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)) не имеет к нему никакого отношения.
6956: By Д.Л. on Понедельник, Апрель 30, 2001 - 10:12:
Как это, "политологически"?? Связь никониянства с экспансией на запад? Кажется, на поверхности. Суть никониянства - унификация с "мировым православием". Связь Руси с которым была нарушена, напомню, Флорентийской унией, принятой (на время) греками, а значит, и малороссами. Последствия унии - заражение духа, "латинизм" духовный, не излеченный последовавшим уже под турками отказом от нее.

Дух Флорентийского собора не умирал с тех пор никогда, "единение христиан" осталось последней надеждой и соблазном чающих возврата себе общественного статуса "господствующей веры" - и среди греков, и более ещё, средь малороссов. Присоединение к России Малороссии - естественный шаг уповающих на царя земного. Юстиниан Великий вернул Империи Рим (на некое время). Киев, Царьград, Рим - так мнились и Никону с царём Алексеем ступени, ведущие в возрождение империи. Хотелось прийти в Европу... хоть с чёрного хода. Но нет.
6958: By Юрий Гуралюк on Понедельник, Апрель 30, 2001 - 11:37:
"Политологически" - означает, что Вам надо доказать Ваш тезис рациональными аргументами, без привлечения понятия "дух" или чего-то в этом роде. Собственно, Вы уже начали это делать.

По-моему, Вы слишком удлинили период самовольной автокефалии московской церкви. В 1589 году Москва получила патриарха от восточных патриархов. То есть период постфлорентийского в некоем смысле неканонического существования закончился задолго до раскола.

Но вообще - с Вашей мыслью я, наверное, соглашусь. Только переведу на свой язык: в борьбе с католицизмом православные Литвы и Украины оказались сокрушены ударом не с запада, а с востока. После войны середины 17-го века и московского раскола победа унии стала неизбежной.
6959: By Д.Л. on Понедельник, Апрель 30, 2001 - 11:58:
Ну, "дух" из текста можно и убрать, если не приемлется. Просто текст получится длиннее и зануднее, а в общем-то всё понятно и так.

Формально отношения с греками были восстановлены с началом патриаршества, это верно. По сути же, было как сегодня между Москвой и Фанаром: общение - без близости. Никон же - захотел близости. Сегодняшний аналог - новостильные юрисдикции. Они хотят близости и имеют её.

Что же касается унии - Брестская уния, как Вы знаете - 1596. Задолго до раскола. Даже и до Смутного времени. Почти сразу после патриаршества. Между прочим, интересно - какова связь? А что раскол был ещё одним страшным ударом по Православию в Литве (да и в Малороссии, конечно, тоже), тут спорить не приходится.
6966: By Юрий Гуралюк on Понедельник, Апрель 30, 2001 - 14:37:
"раскол был ещё одним страшным ударом по Православию в Литве..." - Да, Емельян Пугачев перед восстанием в Ветке в захваченной иезуитами Литве - это "захватывающе". Удар по православию был сокрушительным. Белое и черное менялись местами.

Иеремия в ходе поездки по Литве и Украине (перед визитом в Москву) учредил ставропигиальные братства и поставил клир в зависимость от них. Митрополит Новогрудский (глава православной церкви в Речи Посполитой) Рагоза стал членом N1 Виленского ставропигиального братства, то есть попал под контроль подчиненного Константинополю руководства братства. Стало возможна чистка и оздоровление клира, до того полностью зависимого от магнатов. Католицизм получил перспективу появления мощного православия, способного сопротивляться...

Константин Острожский начал подготовку православной трансформации Речи Посполитой, слияния с Москвой и дунайскими княжествами в православную страну, удара по Крыму по Константинополю. Провозглашение Московского патриархата помимо всего прочего было протурецким шагом - православные Литвы и Украины отсекались от Москвы, ибо оставались под властью Константинополя. Московский патриарх с политической точки зрения - не в последнюю очередь расплата Иеремии с турками за Ставропигию в Литве.


В настоящее время публикации в этом разделе заблокированы. Свяжитесь с модератором для уточнения подробностей.

Rambler's Top100

Topics Last Day Last Week Tree View    Getting Started Formatting Troubleshooting Program Credits    New Messages Keyword Search Contact Moderators Edit Profile Administration

TopList Rambler's Top100