23 сентября, суббота
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Литература | ЛГ | Н.Макеева | Авторитет науки пошатнулся | 29.10.2003 Напечатать текущую страницу
"Литературная газета"

Наталья Макеева

Авторитет науки пошатнулся

Фантастике как литературному жанру лет уже немало. Есть шутники, утверждающие, что его корни следует искать в сказках, мифах и преданиях. В таком случае - не ровен час, окажется, что фантастика - древнее так называемой классической литературы. Кстати, именно любители и представители различных ее ветвей на своего странного "соседа" всегда смотрели довольно насмешливо, не принимая его всерьез.

Сильно сдала свои позиции фантастика научная. С одной стороны - она с головой бросилась в индустрию развлечений, с другой - в мире высоких скоростей и высоких технологий потуги фантастов выглядят подчас смешно - "ах, вы знаете ли, что со вчерашнего дня Ваше ноу-хау уже не фантастика?!". До реализма не дотягивает, до фантастики как таковой - тоже... Везде "недо-". Зато, хотя по большей части тоже в рамках индустрии развлечений, во всей своей многоликой красе разворачивается то, что сейчас принято называть ненаучной фантастикой. Это и вызывающая ожесточенные споры фэнтези, и альтернативная история, а также масса другой литературы. Названий этого множества направлений и не сосчитаешь. Судя по всему, русская фантастика - это как русский мир - нечто совершенно особенное - "иное" в самом высоком смысле этого слова.

В эпоху постмодерна, смешения стили быстро утрачивают ясность границ, и подчас невозможно со стопроцентной уверенностью утверждать, что произведение принадлежит к определенному направлению. Кстати, что характерно, на сервере русской фантастики были обнаружены книги Ю. Мамлеева, пользующиеся, по нашей информации, определенным спросом среди посетителей, то есть откровенно не свойственной Мамлееву target group.

На место классических технократов приходят мифологизаторы, творцы новых кодов понимания действительности. И у этого есть свои причины, лежащие отнюдь не в плоскости литературы.

Так что же это?! На дворе XXI век, ученые воплощают в жизнь то, что фантасты еще недавно описывали как фантазию о необозримо далеком будущем, а читатель запоем читает сказки для взрослых и расширенные версии снов! О том ли мечтали Жюль Верн сотоварищи?!

Если в их эпоху самоцелью была именно техногенность - читатель, живущий в обществе, сохранявшем некоторые признаки традиционности, поражался картинам предполагаемого будущего и разворачивающимся на его фоне событиям, то теперь писательская задача существенно усложнилась. "Фишка" обретается в психологической или некой иррациональной сфере... Среди современных, особенно русскоязычных авторов, никто не является приверженцем научной фантастики в чистом виде. Сергей Лукьяненко, Владимир Васильев, Вадим Панов, Ник Перумов и многие другие - ни один из этих авторов не сохранил стопроцентной верности классике. Похоже, к счастью.

Очевидно, уже можно смело признать, что уровень серьезности в рамках жанра значительно вырос - ненаучная фантастика, вынужденно обращаясь к своим далеким предшественникам - легендам, эпосу, затрагивает архетипический уровень восприятия текста. То есть не столько через сюжет, сколько через систему символов, выстраивающуюся в зависимости от выбранного автором контекста.

Так уж, похоже, складывается общая ситуация, что авторитет науки начинает понемногу шататься. И дело не только в том, что многочисленные новшества не делают нас лучше, вовсе не уменьшают, а часто даже увеличивают человеческие беды.

Несколько поколений сформировалось на научных постулатах, считавшихся незыблемыми - дарвиновская теория, Эйнштейна... До какого-то момента все это казалось само собой разумеющимся, основой всего, не подлежащей пересмотру. Но XX - XXI века - эпоха быстро меняющихся социальных формаций и жизненных установок. Пелевин, думается, прав, что миром правит PR. И рекламную кампанию ученых конца позапрошлого-начала прошлого веков изрядно подпортили новейшие открытия. Сейчас под сомнение поставлено практически все. Нет, не в науке ищет утешения осиротевшее дитя Обезьяны (уже разочаровавшееся в мировоззрении новейших времен, но еще не нашедшее в себе духа повернуть в сторону здорового консерватизма). Отсюда - растущий интерес к религии и истории, множество процветающих сект, идеология New Age, которую в той или иной степени разделяет чуть ли не каждый третий "атеист". Человечество, похоже, подозревает, что в мире не все так просто. Что совсем не те рычаги, о которых учили в школе, приводят наш мир в движение.

Какого же рода литература отвечает запросам читателя, разочаровавшегося в научном мировоззрении? Запрос этот не в последнюю очередь формирует глобальное подозрение - эсхатологическое подозрение, что в мире все не так просто, как можно подумать при фронтальном, принятом в официозно-научном сообществе, рассмотрении. Идея, что наука на современном этапе развития упрощает картину мира в силу недостатка информации, пытливый ум, безусловно, устроить не может, и возникает запрос крайне своеобразный. Запрос на новый миф...

Считается (хотя и по этому поводу возникают горячие споры), что у фэнтези два родоначальника - Толкиен и Желязны. То есть любой автор, работающий в данном стиле, является наследником одного из них, либо представляет собой нечто среднее. Этот жанр, по сути, основывается на идее создания новой мифологической системы - от реальности (яркий тому пример - "Властелин колец" Толкиена) до интерпретации события и/или воспроизводства альтернативного пути развития истории ("Укус ангела" Крусанова). Но, увы, наша грубая реальность устроена так, что изобрести нечто, от начала автономное, невозможно. В той или иной степени - психологической, событийной, любой другой - новейший миф будет отсылать читателя к чему-то вполне классическому. Так, "Хроники Амбера" многие склонны сравнивать по многим моментам с "Легендами и мифами Древней Греции". Сейчас выросло уже достаточно людей, чье самосознание, не дорастя до традиционности, но уже не довольствующееся наукой, представляет собой постмодернистскую мозаику из огромного количества прочитанных "новых мифов" - фэнтези, околооккультной литературы, квази- и псевдоисторической литературы.

Вопрос адекватно ставить так: прогресс или неоархаика? После постмодерна ожидать изобретения нового формата не приходится. То есть прогресс, похоже, тут неуместен. Что же является альтернативой?

Неоархаика, в данный момент выражающая себя посредством многоликого (и далеко не всегда качественного) фэнтези, имеет все шансы развиваться дальше по своей внутренней логике. Изначально высмеивающая традиционную мифологию, фэнтези сама начинает обретать отдельные элементы сакрального текста, отвечая читательскому запросу, в свою очередь, порожденному глобальным подозрением.

Так что шутники, с предположения которых мы начинали наш разговор о судьбах фантастики, вполне могут оказаться правы. И тогда текст, в ужасе взметнувшись над окружающей бессмысленностью, отправится к своим далеким сказочным истокам.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    27 ноября 2010, 12:58
    Литература | Наталья Макеева | Художественный текст перешел из соучастия в десакрализации к ресакрализации, а размывающий крайности постмодерн следует использовать во благо, а не отвергать как зло | 27.11.2010
    1 ноября 2010, 20:31
    Литература | Возвращение домой | Некролог: памяти Евгения Головина | 01.11.2010
    3 декабря 2009, 00:01
    Литература | Камиль Тангалычев | Восход луны над бездной | Дьявол не знал, что книги можно писать только для Бога, а книги дьявола Богу не нужны | 03.12.2009
    23 сентября 2009, 12:04
    Литература | Наталья Макеева | Потусторонняя жизнерадостность | Творчество не имеет никакого отношения к повседневной жизни – оно просто ее часть | 23.09.2009
    2 сентября 2009, 13:36
    Литература | Александр Мартыненко | Ягоды репейника | Феномен интеллектуальной евразийской культуры | 11.09.2009
    Литература | Юрий Мамлеев | Путешественница в незнаемое | Когда рацио в полном замешательстве | 19.07.2009
    Литература | Дмитрий Силкан | "Сияющий бес" среди староверов, символистов и консерваторов | Прозаик Юрий Мамлеев представил свою лучшую ученицу из колонок | 21.06.2009
    4 апреля 2008, 15:30
    Литература |
    29 августа 2007, 20:04
    Литература | ''Завтра'' | ''Постмодернизм – это отказ от ссылок на будущее'' | Очень много имён в короткой беседе | 29.08.2007
    24 мая 2007, 22:30
    Литература | Владимир Дмитренко | Маньеризм по-советски | Французский символизм из метафизической коммуналки на Южинском | 24.05.2007
    ВЕСЬ АРХИВ