АРКТОГЕЯ
ф и л о с о ф с к и й   п о р т а л
29 марта, среда
Поиск 

Главная | Новый Университет | Аналитический портал "Евразия" | Фотогаллерея | Библиотека | Персоналии | Глоссарий
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Сакральная лингвистика | FAQ | А.Дугин | О Гогах и Магогах | 2000 Напечатать текущую страницу

О Гогах и Магогах

Андрей Иванников , Mar 09,2000,01:04

Тибето-иранский ключ к природе коранических "Йаджудж ва Маджудж".

Постановка вопроса

В религиях авраамической традиции - иудаизме, христианстве и исламе существуют представления об особого рода демонических существах - врагах веры и рода человеческого. В исламе они именуются Йаджудж и Маджудж и сведения о них содержатся в Коране и различных преданиях. В Ветхом Завете они именуются Гог и Магог [2,3]. Недавно в России опубликован перевод тибетского текста ключевых наставлений по йогической практике Чод, составленный великой йогиней и святой Тибета - Мачиг Лабдон. В этом тексте содержатся сведения о демонических сущностях, именуемых Ядуд и Мадуд. Во-первых, сразу видно, что арабские Йаджудж и Маджудж и тибетские Ядуд и Мадуд фонетически идентичны. Во-вторых, и в исламе и в тибетском тантризме эти имена нарицательные обозначают существ негативного, демонического плана. В третьих, что немаловажно, и в исламе и в тибетском тантризме эти имена приводятся как парные, соединенные предлогом и . И в исламском варианте и в тибетском парные имена имеют общий корень - джудж и дуд, что указывает на единую природу обоих членов пары, и в то же время в каждой паре имена отличаются приставками йа - ма и я - ма, и это говорит о том, что между членами пары должны существовать некие различия. Согласно тексту Мачиг Лабдон, для тибетских Ядуд и Мадуд известно значение общего корня дуд, это тибетский аналог индийского Мара (демон смерти), известно также, что тибетские Ядуд и Мадуд называются еще Подуд и Модуд. Приставки по- и мо- у тибетцев обозначают мужской и женский род соответственно. Такие подробности абсолютно неизвестно для исламских Йаджудж и Маджудж, и это наводит на мысль о том, что тибетская версия либо и есть сама аутентичная, либо, по крайней мере, более близка к гипотетической аутентичной чем арабская. Все вышеизложенное, по крайней мере, дает право на гипотезу о едином истоке представлений о Йаджудж и Маджудж у арабов и Ядуд и Мадуд у тибетцев, но вместе с тем, необходимо признать, что такая гипотеза выглядит несколько фантастично.

Данная работа посвещена проверке гипотезы о едином истоке исламских Йаджудж ва Маджудж и тибетских Ядуд и Мадуд.

Тибетская йогическая традиция Чод - источник сведений о демонических сущностях Ядуд и Мадуд - двух ипостасях демона Дуд (Мара)

Коранические Йаджудж ва Маджудж и библейские Гог и Магог представлены не только в традиционной литературе авраамических религий и сопутствующем им фолклерном пространстве, но являются персонажами апокалиптических сюжетов в современной светской и традиционалистской западной литературе. В авраамических религиях эти демонические сущности связываются с прорывом темных сил в мир людей накануне конца света. Можно с уверенностью сказать, что в рамках авраамической традиции и современном интеллектуальном пространстве Запада коранические Йаджудж ва Маджудж и ветхозаветные Гог и Магог широко известны.

Тибетское Ядуд и Мадуд как парное нарицательное малоизвестно в самом тибетском буддизме. Сведений о нем, как и об основном имени Дуд не оказалось ни в одном из доступных нам энцеклопедических словарей. Дуд в широком понимании, как демон вообще, упоминается в специальной литературе посвященной тибетской демонологии, кроме того, в специальном исследовании религии Бон Намхая Норбу приводятся выдержки из традиционных текстов, где Дуд помимо широкого значения имеет и специальные, например как название одного из восьми классов магических существ [4,5]. Необходимо поэтому привести некоторые подробности относительно единственного известного автору источника сведений относительно тибетского парного нарицательного Ядуд и Мадуд, которое именно и дает однозначный фонетико-семантический ассоциациативный комплекс с Йаджудж ва Маджудж Корана.

Недавно, благодаря трудам ламы Баира Очирова, опубликован тибетско-русский перевод аутентичного текста традиции Чод непосредственно из уст великой йогини Тибета Мачиг Лабдон (1055-1149). Мачиг происходила из бонской семьи и ее появление на свет сопровождалось многими чудесными явлениями [6]. В момент рождения на теле ребенка и в окружающем пространстве проявились много чудесных знаков, по которым новорожденная была распознана как дакиня. Вся жизнь этого высшего существа, сознательно принявшего человеческое рождение, прошла в служении Дхарме. Великая Мать оставила после себя духовную традицию Чод (Отсечение). В системе высших буддийских поучений Тибета, традиция Чод занимает особое место. Это учение представляет собой синтез буддизма и добуддийского Бон Тибета. Теоретически и по духу оно сокровенная суть буддийской Махаяны и базируется на Праджня-парамита-сутре. С технической стороны это вариант добуддийских жертвенных ритуалов, уходящий корнями в древнейшие мистерии азиатского шаманизма, с подробнейшей демонологией.

Практика Чод представляет собой таинство высочайшей доступной человеческому существу жертвы - подношения йогом собственного тела и жизененной силы всем чувствующим существам без различения. В начале таинства, посредством специальной для Чод практики пхо-ва, принцип чистого осознания выносится через макушку головы за пределы физического тела и остается вне тела, приняв форму гневной дакини. Это чистое осознание далее управляет мистерией, созерцает и переживает подношение мандалы физического тела и жизненной силы йога. Чистые физические и тонкие составляющие тела и жизненной силы трансформируются в подношение прсветленным сущностям - Высшему Принципу, Коренному Ламе, ламам, йидамам, будде, дхарме, сангхе и дхармапалам. Грубые и нечистые составляющие - плоть, кровь, кости и т.п. подносятся в качестве угощения плотоядным демонам, голодным духам и существам низших сфер бытия. Демонология в традиции Чод играет важнейшую роль так как разные классы демонов - суть негативные составляющие тела-речи-ума человеческого существа и питаются разными частями тонкого и плотного человеческого тел. В связи с этим, в Чод, огромное значение имеет также учение о системе энергетических каналов тела (жизненная сила) и анатомия физического тела (плоть). Правильное подношение собственной плоти непросветленным существам имеет в Чод большое значение, так как у них своя иерархия. Осуществляемое йогом самоотреченное добровольное подношение своего тела и жизненной силы страждущим демоническим сущностям для последних, кроме всего, является причастием дхармическим энергиям.

Опубликованный текст включает биографию Мачиг Лабдон - ее путь к полной реализации и подробные наставления относительно практики Чод в виде ответов на вопросы учеников. В главе "Восемь классов магических существ" Мачиг рассказывает о божественных и демонических существах, активность которых воспринимается чувствующими существами как игра обусловленности на внешнем, внутреннем и тайном уровнях. Среди этих восьми, третьим по счету приводится класс Дуд (Мара) (тиб. 'bdud).

В повествовании Мачиг неоднократно обращается к понятию Дуд. Одной из подробностей является то, что Дуд (Мара) имеет две ипостаси - Ядуд и Мадуд. Мачиг поясняет: "Ядуд" (тиб.: ya bdud) - так называют божественные и демонические явления мужского характера, иначе их называют "Подуд" (тиб.: pho bdud). "Мадуд" (тиб.: ma bdud) - это такие же явления женского характера, иначе их называют "Мамо" или "Мо-дуд" (тиб.: ma mo)." Лама Баир Очиров, переводчик текста, в примечаниях добавляет: ""Ядуд" и "Мадуд" буквально означает верхний Мара и нижний Мара или же высокий Мара и низкий Мара." Приведенный источник показывает, что в Тибете существуют древние представления о существах, которые по названию и значению близки кораническим Йаджудж ва Маджудж. Но буддизм тибетцев и ислам арабов абсолютно разные культурные и архетипические реальности, поэтому говорить о прямых заимствованиях религиозных терминов, к тому же столь специфичного значения, на наш взгляд непозволительно. Однако мы вправе выдвинуть и обсудить гипотезу о третьем, аутентичном источнике представлений о демонической паре.

Происхождение тибетского Дуд

Аравия и Тибет - две цивилизаци Старого Света, относительно которых можно утверждать почти полное отсутствие прямых этоно-культурных контактов. В исторические времена эти два непохожих мира были разделены обширными пространствами и труднопреодолимыми физическими преградами. Неслучаен и тот факт, что религии арабов и тибетцев представляют два противоположных полюса евразийской религиозности вцелом. Ислам - одна из религий авраамической традиции признает только Бога единого - Творца всего сущего, акт творения мира и апокалиптический конец этого мира (с которым, кстати, и связаны упоминания демонической пары). Тибетский буддизм не признает ни существования единого Бога, ни акта творения, ни конца времен. Ислам - проявленный архетип культурного полумесяца континента, тибетский буддизм - полярное солнце срединной земли. Креационистский и манифестационистский полюса евразийской сакральности.

Для того чтобы обсуждать вопрос о едином происхожении тибетских Ядуд и Мадуд и арабских Йаджудж ва Маджудж, мы условились сразу отбросить гипотезу прямого заимствования и остановиться на гепотезе третьего - аутентичного источника представлений о демонической паре. И теперь необходимо, хотя бы гипотетически, но обозначить этот третий источник. Данная тема может показаться крайне запутанной если не знать о том, что буддизм, а точнее тантрийская буддийская традиция Тибета имеет два внешних источника, а не один, как принято считать. Первым, более древним и малоизвестным является западный иранский источник, вторым - более поздним, и, возможно поэтому, более известным - южный индийский. К западному истоку относятся во-первых поучения пришедшие в Тибет из страны Тадзиг с Шенрабом Миво, иранская этническая принадлежность которого не вызывает сомнений, задолго до прихода в Тибет буддизма и существующие поныне независимо от буддизма как традиция бон. Сегодня общепринята точка зрения, что и сам тибетский буддизм представляет собой продукт синтеза религиозных и мировоззренческих доктрин индийского буддизма и добуддийского бон. Вторым великим тантриком, пришедшим в Тибет с запада, из Оддияны где разговаривали на языке близком к санскриту (возможно согдийский), был великий Падмасамбхава - Драгоценный Гуру тибетцев. У нас нет данных чтобы говорить о том, каково было религиозное влияние Индии в Тибете во времена Шенраба Миво, и вполне возможно, что во времена Падмасамбхавы восточно-иранские и северо-индийские центры являлись единым пространством тантрийской традиции, и учителя тантры из иранских регионов и из индийских давали в Тибете схожие по духу и форме передачи учений. Но наряду с этим, следует помнить, что конфликт между индийскими проповедниками буддизма времен тибетского царя Трисондецена и жречеством бон разрешился только после вмешательства Падмасамбхавы. Данный факт означает кроме всего, что Падмасамбхава разговаривал с бонпо на более понятном языке религиозных понятий чем Шантаракшита и другие индусы. Ситуация проясняется, если предположить, что и Шенраб Миво и Падмасамбхава принадлежали к одной древней и непрерывной тантрийской традиции, центры которой до прихода ислама располагались к западу от Тибета - где-то в западных предгорьях Гиндукуша, Каракорума или Памира, местах населенных восточно-иранскими народами.

Ныне общеизвестно, что добуддийская религия Тибета бон уходит корнями в традиционный маздаизм индо-европейцев, исторически предшествовавший зороастризму иранцев [7]. Следовательно, абсолютно законно предположение о том, что сакральная терминология бонпо сохранила в виде прямых заимствований некоторые иранские термины. Как это позже произошло и с буддийскими сакральными терминами, которые тибетцы произносят и на тибетском и на санскрите. На наш взгляд, именно таким прямым заимствованием является иранское слово дуд, у современных персоязычных означающее дым.

Для правильного понимания демонического, негативного символизма дыма у персов, а следовательно и в традиции Бон, необходимо рассматривать иранское дуд через призму бинома оташ-дуд (огонь-дым) в максимальной ретроспективе. В понятиях глубинного архаичного символизма оташпарастон (огнепоклонников) огонь символ абсолютного позитива - свет, ясность, жизнь, семя Отца Небесного, дым суть негатив - тьма, помутнение, смерть. В разбираемом нами контексте огнепоклонничество иранцев никак не должно ассоциироваться только с историческим Зороастризмом, но с более глубинными архетипическими слоями арийской сакральности. Зороастризм злесь вторичен как любое культурное проявление архетипа. Попытаемся восстановить древнее значение дыма. В экстра-версии, во внешнем мире дым - темный спутник светонесущей стихии - огня, останки огня, обратная сторона - темный аспект животворящей стихии. В интро-версии, в символизме процесса восприятия и мистического опыта это темная завеса застилающая ясное осознавание, препятствие на пути постижения изначальной реальности.

В подтверждением того, что наши гипотетические построения относительно понимания Дуд в контексте архаичного огнепоклонничества верны, вернемся к пояснениям Мачиг Лабдон относительно проявлений демонов Дуд. Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что в отличии от остальных семи классов магических существ в Чод, только существа класса Дуд обуславливают исключительно негативные явления и создают препятствия в главном - постижении чувствующими существами природы изначальной реальности. Характерным признаком этой негативной обусловленности, согласно Мачиг Лабдон, является тьма, туман, мрак - черная непроницаемая завеса. Вот как Мачиг объясняет знаки внутреннего уровня проявления активности духов Дуд: "...все разнообразные формы страхов, связанные с чувством ужаса перед тьмой... Все эти формы страхов проявляются через тьму, туман, черные облака, - полностью перечислить все их вариации нет никакой возможности. Кроме того, это может быть чувство потерянности, ужаса, паники от невозможности найти выход из огромного, черного лабиринта строений, города, темного и пустого. Чувство потерянности на склоне огромной горы, когда вершина скрылась в мрачном покрывале облаков, а низ горы скрыт сплошным туманом, - это верный признак обусловленности энергией духов Дуд, особые знаки внутреннего уровня, держите это в уме, дети мои." [1]

Подтверждением того, что тибетское Дуд имеет индоевропейское происхождение и в своем истоке негативно обусловлено, сравним его с индийским Мара, которое сами тибетцы считают аналогом Дуд. В Индии именем Мара называется демон смерти. Именно Мара искушал Будду Шакьямуни на последнем этапе его духовного становления, стараясь свернуть его с пути к полной реализации. Можно сказать, что сквозь призму архаичного символизма оташпарастон санскритское Мара точный смысловой аналог персидского Дуд - дым, мертвый огонь, тлен огня. В качестве подтверждения смысловой идентичности персидского Дуд и санскритского Мара можно привести следующее. В индоевропейских языках фонетические аналоги индийского мара и персидского дуд образуют ряды слов обозначающих во-первых дым, тьму, завесу физическую или умственно-психическую, а во вторых - смерть. Например в русском языке аналоги индийского мара, обозначающие дым - замутнение, тьму, завесу таковы: марево, мрак, хмарь, марать (пачкать), морок, морить (темнить поверхность дерева); аналоги мара обозначающие смерть таковы: смерть, мор, мертвый, морить (убивать) и т.п. Наряду с персидским дуд, дым обозначают также русское чад и собственно дым, английское shed(ou) (тень); дуд в значении смерть в индоевропейских языках соответствуют например немецкое tod (смерть), английское det(h) (смерть), dead (мертвый), сюда можно отнести название юга south в любой евразийской мифологии являющегося местом подземелья, могилы. Говоря о dud-смерть можно упомянуть имя древнеегипетского божества Тот, связанного помимо всего с загробным миром, и древнеегипетское Дуат (Дат) - место где пребывают умершие, преисподняя "совсем глубокая, совсем темная и бесконечная" [3], но последнее требует выхода за пределы индо-иранскогй традиции к более древним - атлантическим или даже премордиальным пластам сакральности (См замечание 1).

Говоря о сакральном символизме бинома огонь-дым в контексте (восточно-) иранского происхождении тибетского дуд можно привести суфийский стих на таджикском языке:

Ishki jonon otash astu, akl - dud,
Ishk k'omad dargurezad akl zud.
Akl dar savdoi ishk ustod nest
Ishk kori akli modarzod nest.

Любовь влюбленного огонь, ум - дым,
Любовь придет исчезнет ум мгновенно.
Ум в деле любви не мастер
Любовь не работа врожденного ума.

(выделение в тексте стиха и перевод - А.И.)

Этот по форме вдохновенно-лирический стих является символической передачей мистической формулы. Здесь влюбленный означает суфий, мистик, гностик, любовь - огненная стихия мистического опыта (обратим внимание, что таджикское любовь звучит как ишк и созвучно русскому искра). Автор приведенного стиха - суфийский мистик, живший во времена расцвета в Бухаре ордена Накшбандийа, отождествляет с дымом полученные от матери вместе с физическим телом (modarzod дословно "матерьюрожденный") аспекты ума, мирской ум, который мгновенно исчезают с появлением огня реального постижения, причастием огненной сущности не имеющей ничего общего с объектами проявленного мира, огня небесного, Отца Небесного, одно мгновение встречи с которым рассеивает всю демоническую бутафорию, спасает из томительных оков мира сего. На мой взгляд, это суфийское четверостишье высвечивает глубинный внеисторический, архетипический сиволизм бинома огонь-дым в контексте духовной реализации. Совершенно очевидно, что автор стиха никак не соотносит используемый им символ дыма с какими-либо демоническими сущностями вообще и с кораническими Йаджудж ва Маджудж в частности. Так мы можем видеть, как в одном религиозном контексте, исламе, символ имеющий один исток может присутствовать в совершенно разных формах - завершенный и оторванный от истока вариант в коране и живой, непосредственно проявляющийся из глубин души в суфизме.

Полагаем, что приведено достаточно свидетельств в пользу того, что тибетское имя демона Мары - Дуд и двух его ипостасей, мужской - Ядуд и женской - Мадуд, имеют иранское происхождение. Таким образом, между пространственно и культурно разорванными ранее версиями арабской и тибетской появляется связующее звено - древний Иран. Более того, используя тибетскую аналогию мы можем несколько расширить смысл коранического парного нарицательного этих существ демонической природы: Йаджудж это Джудж мужского рода или верхние, а Маджудж - Джудж женского рода или нижние. По крайней мере, теперь понятно, почему эти имена всегда употребляются впаре и никогда по отдельности это название супружеской демонической пары, если понятие супружества применимо к демонам вообще. Теперь можно констатировать, что у арабов времен Пророка Мухаммеда, а скорее всего с более древних времен, представления о демонах Йаджудж ва Маджудж были заимствованы из иранской среды. Косвенным подтверждением этого, на наш взгляд, может служить и то, что в Коране эти демоны упоминаются в связи с именем Зу-л-Карнайна - Александра Македонского, сокрушившего великую иранскую державу Ахеменидов. Вполне возможно, что Пророк имел в виду и какие-то конкретные реалии поздне-ахеменидского существования, абсолютно неприемлемые с точки зрения правоверного.

Замечания

1 Отметим, что в индоевропейских языках значения аналогов иранского dud - дым вовсе не ограничивается негативным смыслом. В контексте бинома otash-dud - огонь-дым интересно например рассмотреть мужские имена родословной у разных индо-европейских народов. Слоги oto (otash-огонь) и d-d (dud-дым) с поразительной устойчивостью обозначают в разных языках отца и родственников мужского пола. У русских - отец, дед, дядя. У таджиков (восточных персов) - padar, ota, doda; в английском - father, dady. В свете символизма огня и дыма отец изначально и подлинно может быть обозначен только через слог-символ oto, так как ребенок от молоньи - огня отцова. Посредством d-d подлинно может обозначаться только дед - "сгоревший отец", "дым отца", или дядя - то есть те, кто не сам огонь-молонья для ребенка, хотя и имеют к нему прямое отношение. Дед - отец отца, огонь отца, но уже отгоревший в отце и потому только дым для внука. То, что отец обозначается также через d-d вторично и показывает уход от аутентичной нимики посредством смешения истинного имени отца - oto с именами других родственников мужчин - дедом, дядей, что может быть связано общинными реалиями эпохи матриархата. Интересно, что именно у славян русских сохранились подлинные звучания имен отец и дед, хотя по звучанию и смыслу в современном языке русских они никак не соотносятся с огнем и дымом.

Литература:

1. Мачиг Лабдон. Отсекая надежду и страх: устная линия передачи полного разъяснения священного учения Чод. - СПб.: Сангелинг, 1998. - 368 с.
2. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 315 с.: ил.
3. Мифологический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.
4. Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. - Новосибирск: Наука, 1989. - 320 с.
5. Намкай Норбу. Друнг, Дэу и Бон: традиции преданий, языка символов и бон в древнем Тибете. - М. Либрис. 1997 - 386 с.
6. Намкай Норбу. Кристалл и Путь Света. - СПб.: Сангелинг, 1998. - 216 с.
7. Б.И. Кузнецов. Древний Иран и Тибет. (История религии бон). - СПб. "Евразия", 1998. - 352 с.

Дугин , Mar 09,2000,02:27

1. Статья содержательная, корректная, наводит на различные интересные соображения и ассоциации.

2. Генон упоминал где-то еще одну пару из той же серии индуистские "koka и vikoka". Оба имени мужского рода на санскрите.

3. Библейские Гог и Магог термины неизвестного происхождения. При этом коранические Яджуд ва Маджуд с этимологической точки зрения суть все же несомненно арабское произношение ивритских Гога и Магога.

4. В некоторых пассажах говорится о "царе Гоге" из "страны Магог". Причастный префикс "me" в иврите ("ma" в арабском) действительно может означать "место" или "происхождение". Санскритское vi в случае "кока и викока" скорее соответствует русской приставке "раз", мол, "кока" и "рас-кока".

5. Аналогия с "дымом" и его функцией у индоевропейцев представляется вполне оправданной. С символической и метафизической точек зрения, наверняка. О связи Бон-По с митраизмом тоже все верно. Единственное замечание: что автор имеет в виду под общей индоевропейской "тантрической традицией"? Это не совсем понятно, так как Тантра фиксируема в индуизме, буддизме и буддистских разновидностях (ламаизме, например). Едва ли можно говорить о Тантре в ином контексте. Более того, не совсем понятно как здесь понимается Тантра. Я заметил, что в современных дзогченовских кругах это понятие употребляется в узко-ламаистском контексте. Это для корректности стоит пояснять и подчеркивать.

6. Еще интересно, что у Агриппы Нетесгеймского речь шла о особой эсхатологической значимости величины ложа царя Ога из Васана. Эта величина - девять локтей. Фонетическое сходство "Ог" и "Гог" и функции обоих в эсхатологии наводят на размышления. Что такое девять локтей? Любопытно было бы посмотреть каббалистический и талмудический комментарий к этому месту.

7. Традиция видит гогов и магогов как инфракорпоральных существ, которые копятся подо дном "космического яйца" и выпрастываются оттуда, когда Великую Стену перестают охранять "тамплиеры". Когда огонь тухнет, остается дым.

Почему Александр Великий ставил стену на Востоке?

Нельзя исключить, что это произошло в следствии демонизации северо-восточных регионов в контексте средиземноморской семито-египетской сакральной географии. Об этом я где-то писал. Север т.е. Борея, отождествлялся в этой вторичной версии СГ с грядой евразийских хребтов от Пиреней до Гималаев и Манчжурии. По ту сторону хребтов лежал пост-север. Отсюда кстати, этимологически именно "Гипер-борея", а не просто "Борея".

Демонизация Севера... A noter!

8. Интересно как с этим соотностся "Дуд-аев"? И что по-чеченски "дуд"?

9. По Вирту корни с -у- (ивритское -о- становится -у- в арабском, это близкий звук) - tu, du, dju, ku относились к предновогоднему сектору Священного Круга. Это и есть место тьмы, дымов, черных облаков, демонов и разлагающихся гниющих телес. Но такое же наименование имеют и те солярные герои, которые спускаются в эти регионы, чтобы спасти солнце.

Поэтому и они носят созвучные мрачным местам имена.

Те ситуации, когда мы имеем ярко посленовогодний с доминацией -а- "аташ" (огонь)и предновогодний "дуд" (дым) это очень поздние редакции изначального символического иеро-языкового комплекса.

Кстати, индоевропейское ignis, agni, огонь близко к ивритскому Ог. Вместе с тем, вспомним, как сохраненная нозализация в греческом слове "ангел" помогала древнерусским отцам отличить непадших от падших, у которых "нозализация" игнорировалась ("аггел"). Явно какая-то очень древняя традиция... В то же время "Ог" вполне мог бы быть когда-то "ong", "ung", т.е. по реконструкции Вирта санскритский "naga" или семитский "nahash". Значит, этот король был просто Змеей. А Васан -- это те две горы, где живет зимнесолнцестоянческий змей.

10. Было бы интересно продолжить обсуждение этой тематики.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное



    Прочие ссылки
    Архив
    Архив пуст