16 сентября, понедельник
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Паганизм | Марийская мифология | 04.03.2004 Напечатать текущую страницу

Марийская Традиция

Календарь марийских народных праздников на 2004/05 гг.
18-21 марта - Кугече, "день большого солнца".

14 апреля - Ийкече, "день прощания со льдом".

26 мая - Юмо да Йомшоэнер кумалта, "день жертвоприношений Юмо, богу воздуха, и Йомшоэнеру - богу рек и озер, дарующему потомство мужского пола".

5 июля - Мланд кече, "день первой вспашки". Божественный брак Куго и Мланд, Земли и Неба, отмечаемый бросанием яичной скорлупы на землю. 20 июня - Кугн кумалта, "жертвоприношения Куго - богу грозы, властителю мира". В этот день марийский князь Пик, что значит "стрела", одержал победу над войсками Донда и Кила - одийских (удмуртских) князей. 13 июня - Эрг кече, "медвежий праздник". Эрг - сын Куго часто изображался в образе медведя.

25 июля - Волгенс кече, "день Волгенса - бога молний". Волгенс - одно из воплощений Куго.

26 августа - Юмон-Луд кумалта, "женские моления в честь богини Юмон-Луд". Принимают участие только женщины и девушки, принося в жертву богине куски пряжи, а также корзины с зерном и фруктами (день Ильматар у финнов).

17 сентября - у гинде кече, "праздник нового урожая".

28 сентября - Сурманс кече, "день рыси". В этот день марийские жерцы, тонты, облачившись в шкуры различных животных, садились вокруг костра держать совет о том, какие жертвы надлежит принести богам. Самый главный из жрецов, пам, наряжался в шкуру рыси - священного зверя. Его голос был решающим. Этот порядок был установлен князем Сюром в давние времена. 14 сентября - юстос вюд, ур кече "день оставания вод", также "день белки". 1 ноября - кудо кече, "день ларов". Жертвоприношения в честь умерших предков.

22 декабря - Ен кумалта, "искупительные жертвоприношения богу елей". Ель, "кож", считалась деревом Ена. В этот день марийцы также поминали своих воинов, павших в войне с одийцами (удмуртами). 14 января - кундм кече, "день собраний".

Приложение

Удмуртский пантеон

Инмар в удмуртской мифологии – верховный бог, творец всего хорошего и доброго в мире. Имя Инмар родственно именам других атмосферных демиургов финно-угорской мифологии (в переводе означает «небо»). Небесный бог заботится об облаках; он черпает воду золотым ковшом и поливает их, чтобы они не высохли от солнечных лучей. Он противостоит своему злому брату Луду. После сотворения земли Инмар создал великанов. Не дожидаясь пока бог наделит их разумом – великаны разбрелись по свету. Лишенные разума, они скитались по земле, питаясь сырой рыбой и греясь только во время лесных пожаров. Они не умели строить дома и жили в пещерах, в лесу. Лесные овраги – следы ног первобытных великанов, низины – их лежбища. Стрелы великанов – целые сосны. Развлекались же они тем, что метали каменные шары и плели веревки из деревьев.

Младший из великанов, Уром, не самый высокий, но зато удачливый охотник, нашел частичку разума. Охотясь с собакой, он встретил девушку-мастерицу Сави, которая лепила горшки из глины и сумела приручить лосиху (по другой версии ее горшки вначале были необозженными и пропускали воду, но она заметила, что глина, прилипшая к ступням великана, обратилась в камень, когда тот неосторожно сел слишком близко к костру). От них пошли настоящие люди. Великаны же ушли на север, оставляя по дороге свои следы – реки и озера, и там окаменели, превратившгись в горные утесы северного Урала.

Килдисин, Килсин-Му - бог земли и урожая, в древности жил на земле среди людей, любил появляться на полях земледельцев в образе старика в белой одежде, ходить по межам и поправлять колоски хлеба, упавшие на межи. Но люди, снедаемые жадностью, настолько расширили свои поля, что Килдисину негде стало ходить; они перестали одеваться как Килдисин, покрасив свои одежды в синий цвет. После этого оскорбленный бог удалился на небо. Тогда прекратились времена изобилия. Люди долго молили бога у священной березы спуститься к ним вновь. Наконец они умолили его хотя бы показаться им в каком-либо обличье. Килдисин появился на вершине березы в образе красной белки. Удмурты-охотники, намереваясь вынудить бога остаться на земле, подстрелили белку, но та, падая, превратилась в рябчика, когда же подстрелили рябчика, тот превратился в тетерева, затем в рыбу и скрылся в воде. Имя Килдисин родственно имени обско-угорской богини Калташ-эквы, покровительницы новорожденных, души которых обитали на священной березе: береза была священным деревом Килдисина. Можно предположить, что одна из его ипостасей – Му-Килчин – была двуполым хтоническим божеством. Во время жертвоприношений Му-Килчину кости жертвенных животных складывались в шкуру и зарывались в землю. При рытье могилы положено было выкупать землю у Му-Килчина – бросать ему монеты. Как и в мифах других финно-угорских народов, у удмуртов существовали представления о божественных матерях: Ин-мум почиталась матерью неба (или самого Инмара), Шуд-мум – солнца, Гудри-мум – грома, Музьем-мум – земли, Ву-мум – воды и т.д.

Музьем-мум (иногда отождествляемая с Му-Килчин) – богиня земли, которая гневается, если землю не обрабатывают не вовремя, когда она еще спит. Ей также не нравится, когда копают ямы. Этой богине приносят в жертву быков и овец темной масти – цвета земли: их кости, кровь и потроха зарывают в землю, мясо съедают на пиршестве.

Следы представлений о небесной свадьбе сохранились в образе матери солнца Шунд-му. Мать солнца должна была следить, чтобы солнце вовремя всходило и заходило, не сбиваясь с пути. Врагом солнца считался паук: по поверью, он мог заткать солнце паутиной и лишить людей света. Богиня ветра, Тол-мум, препятствовала этому, разрывая паутину. Особым почитание пользовались Гудири-мум и Инву-мум («Мать небесной воды»). Ее имя постоянно поминалось при молениях, а на больших молениях жрица исполняла священную мелодию поисков небесной воды. При этом молящиеся поднимали ритуальный плач: слезы должны были родить небесную воду. Инву-мум обеспечивала также благополучие рода и семьи.

Марийский пантеон

Мифы мари (марийцев) одновременно близки и мифам удмуртов, и мифологии мордвы. Сам марийский язык занимает промежуточное положение между финно-поволжскими языками (представленными в прошлом муромским, мерянским, а теперь только мордовскими) и финно-пермскими (удмуртским, коми-пермяцким, коми-зырянским).

Марийский пантеон сложился еще в период единства финно-поволжских народов на рубеже нашей эры. Он сохранил привычное для них представление о семье богов как о большом родовом коллективе. Его истоки уводят нас в эпоху каменного века, в эпоху матриархата.

Неудивительно, что родоначальницей всего сущего в нем выступает богиня Юмон, великая Мать, в образе утки прилетевшая на поверхность Мирового Океана и снесшая два яйца. Из них в облике селезней вылупились два брата Юмо и Йин.

Селезни стали попеременно нырять на дно океана и доставать оттуда ил: так была создана земля. Юмо решил затем сотворить небо, но Йин мешал ему, и тогда Юмо превратил своего брата в огромную скалу.

Согласно “Калевале”, деве неба Илматар (Юмон) надоело жить “в девицах”. Обернувшись уткой, она прилетела на поверхность Мирового Океана (Тахти Ярви, Судри Ярва), чтобы зачать от своего отца, “свирепого ветра”. Почувствовав тяжесть в чреве она стала умолять мужа, “всевышнего Укко” разрешить ее от бремени. Укко (Куго) в образе орла опустился на торчащее из воды колено Илматар. Разогрев его, орел заставил кожу на колене расступиться. Из колена в воду упали семь яиц из которых родились боги и богини второго поколения.

Центральное место в марийском пантеоне принадлежит двум братьям – Куго и Ену. Куго – бог-демиург. Существует миф о похищении огня Кугураком, сыном Куго. Кугурак отправляется к лесному богу, Каму, сыну Ена и Тулы. Прикинувшись простаком, он обманывает людоеда и вместо себя сажает в печь. После этого он зажигает прут и возвращается на небо. Куго ко всему прочему еще и первый кузнец и в этом смысле может быть отождествлен с финским Ильмариненом. Однако он не мог выковать ни одной железной вещи, пока его младший брат Ен не посоветовал сбивать окалину. Куго пытается установить строгий порядок в созданном богами мире. Каждому животному он определяет чем питаться. Но Куго не в силах воспрепятствовать проклятию короткопалого ежа. В этом сказывается влияние первобытной веры в могущество зооморфных тотемных предков. Согласно упомянутому мифу, однажды Куго собрал всех животных на совет. Короткопалый еж опоздал на него, да еще споткнулся о порог дома Юмо и покатился с него кубарем, чем вызвал смех прочих зверей. Тогда еж обиделся и, ворча, покинул собрание. Звери решили послать хитрую лису подслушать, что там бормочет про себя рассерженный еж. Лиса и услышала слова-заклятия: “Пусть все реки текут криво, деревья растут криво, изгороди будут кривыми, дороги и улицы также искривятся”. Лиса передала эти слова собранию зверей, и мир с тех пор стал кривым.

Решив населить землю разумными существами Куго творит великанов наров. Из их числа рождаются витязи-основатели марийских родов – Немда, Ижмари, Кугуенг, Вегеней и.т.д.

Нары проводили свое время в охоте и воинских упражнениях. Они перебрасывались огромными валунами или топорами с одной горы на другую, при этом очищая землю от густых лесов, шагали прямо через реки и озера. Самые высокие сосны им были по колено, вековые дубы они вырывали с корнями – деревья им казались репейником, а из песка, который нары вытряхивали из своей обуви, возникали холмы. Когда нар Кюльмезь увидел впервые обычного человека – пахаря, он принял его за какое-то насекомое и отнес к своей матери. Та предрекла конец нарам – не смену им должны придти люди, обладающие навыками настоящей культуры.

Первая пара людей была вырезана Куго из кленового пня (по другим представлениям, восходящим уже к христианской мифологии, вылеплена из глины). Подобно своему мордовскому двойнику, Нишке, Куго женат на своей сестре, богине земли, носящей у марийцев имя Мланд. Как уже указывалось выше его мать – само небо, Юмон. Отец – Юмо, сын Луды, зооморфной прародительницы всего сущего.

Куго пребывает в своем небесном доме на золотом престоле, откуда ему видны все дела людей. Один человек по имени Апшат после своей смерти захотел сесть не престол Куго, но не вытерпел того, что открылось его разуму и упал с престола. Лук Куго – это радуга, его стрелы – это молнии. В руках у него огромный молот. Помимо сына Кугурака (Эрга) у Куго-Юмо есть дочь Юмонудэр. Она пасет стадо своего отца (созвездия Лося, Барана, Быка), каждую ночь ведя его к водопою, Небесной Реке (Млечному пути). В народной поэзии Юмонудэр выступает также искусной прядильщицей. Небесный столб (Полярная звезда) предстает в виде веретена, которое вращает дочь Куго: созвездия – это ее прялка, падающие звезды – серебрянные нити, кометы – клубки пряжи.

Марийский миф повествует о сватовстве дочери Куго. Красавица тосковала в небесной обители. Никто не решался стать зятем грозного бога. Только его младший брат, Ен, был готов взять в жены племянницу. Но девушке не нравился старый и злой бог. В отместку Ен выкосил всю траву на зведных полях. Негде стало Юмонудэр пасти стадо, и она упросила своего отца каждое утро спускать ее по розовой дороге – заре – на землю. Как-то раз она встретила у родника прекрасного юношу. Он вышел прямо из земляники. Это был бог плодов – Пеледа. Юноша и девушка полюбили друг друга, но божья дочь понимала, что ей не дождаться благословения от родителя: Пеледа рассказал ей как был изгнан на землю самим Куго-Юмо за то что посмел явиться на собрание богов, облачившись в яркие одежды. Тогда она уговорила своего возлюбленного умыкнуть ее тайно: вместе со своими друзьями Пеледа увез девушку. На березе они оставили девичий платок, чтобы Куго подумал будто его дочь пропала.

Куго действительно решил, что его дочь погибла: он впал в такое горе, что на земле наступил неурожай, и люди стали гибнуть. Но горе вскоре притупилось, а когда молодые сами вернулись на небо, да еще принесли новорожденного ребенка, бог простил их и ради примерения устроил пир.

Тут-то Ен и явил свой нрав. Он напился на пиру допьяна и затеял ссору с нежеланным зятем. Ен сбросил несчастного с неба: из его разбившегося тела выросли священные деревья – дубы и березы. Но Ену не суждено было торжествовать победу: разгневанный Куго низвергнул младшего брата на землю (история жениха небесной девы напоминает миф о гибели и воскрешении Леммикяйнена – карело-финского бога плодородия). Однако Ен и здесь не оставил своих злобных дел. Он стал требовать у людей человеческих жертв. Но когда старейшина Валгепонд собрался заколоть своего сына и дочь в угоду злому богу, Куго бросил к ногам старика белого барана. С той поры в жертву главному богу марийцы приносят животных белой масти. Потеряв всякий стыд, Ен создал злобных духов. Они стали нападать на людей, мучить их. После того, как подпиленное Еном огромное дерево задавило несколько человек, мужчины племени мере вооружились луками и пошли в лес, чтобы расправиться с демоном. Но сколько ни стреляли охотники, они не могли попасть в духа: нутро выяснилось, что мере перебили друг друга. Богиня земли Мланд с горя провалилась на том месте, низвергнув Ена в подземный мир. Таков был конец злого бога.

Общее число братьев и сестер Куго, олицетворяющих различные природные объекты и стихии, а также отдельные явления природы в марийской мифологии – огромно. Среди них главное место занимали женские божества, духи-матери. Мланд (отождествляемая с Шочэн, матерью рождения) – сестра и жена Куго, богиня земли. В жертву ей приносили коров и быков темного цвета; кости жертв закапывались в землю, чтобы росли злаки. Марийцы считали, что зеленые травы, волнуемые ветром – это волосы Мланд, синие озера – ее глаза, черные ветки деревьев – ее брови. Кече, мать солнца, была покровительницей семьи, Вют, мать воды, представлялась благим божеством. Ее описывали как прекрасную обнаженную женщину, сидящую на камнях близ воды и расчесывающую свои длинные золотые волосы серебрянным гребнем. Однажды сын Куго-Юмо, Эрг, решил сойтись с дочерь матери воды – Вудакой. Он лег с прекрасной девушкой. Та стала расчесывать волосы возлюбленного серебрянным гребнем. Юноша уснул, а когда проснулся то обнаружил, что сжимает в объятях не Вудаку, а желоб родника (эта история близка карело-финской легенде об Айно, дочке Ахти). К числу матерей приносящих не только пользу но и вред относились Тул, супруга Ена, и Мардэж (у этонцев - Марум), хозяйки огня и ветра. Первая могла спалить жилище, а вторая высушить землю. Действуя совместно, они могли вызывать пожары.

Важное место в марийском пантеоне занимали мужские божества, покровители общины: Мэр, Кугурак или Эрг. Миром мертвых правили Калма (персонифицированная смерть) и дух Водэж. Последний был тождественнен финскому Хийси. Рассказывают, что однажды хитрый плотник решил избежать смерти: когда к нему пришел Калма, тот притворился, что не знает как лечь в гроб. Тогда Калма сам лег в гроб, а плотник захлопнул крышку и опустил гроб на дно реки. Люди перестали умирать, но, измучившись от болезней и старческой немощи, сами стали искать смерть. Бог луны, Тэлс, открыл людям место где был сокрыт Калма, и те выпустили смерть на волю. Калма умертвил хитрого плотника, всех больных и старых, сам же стал невидимым, чтобы снова не попасть в руки людям.

Марийской мифологии известен миф о лунной деве, которую преследовала на земле мачеха-волшебница Овиса. Тэлс сжалился над над сироткой и взял девушку на небо, подняв ее на серебрянных качелях на поверхность ночного светила. В другом мифе сам Куго посылает за ней своего брата в своей колеснице, запряженной огненным конем. С появлением на небе девы, шедшей по воду, Лось стал именоваться Ковшом, Орион – Коромыслом, Плеяды – Решетом. Обозначение Плеяд как «Сита» известно не только финно-уграм, но и славянам, и тюркам: миф о лунной деве был широко распространен на всем пространстве северной Евразии. Млечный путь у марийцев именовался «Дорогой гусей»: гуси, самые сильные из перелетных птиц, оставляли на своем пути перья, чтобы прочие птицы не потеряли дороги на юг.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    Архив пуст