22 июля, понедельник
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Дугин | Социально-политическое и геополитическое значение раскола | 19.03.04 Напечатать текущую страницу
А.Дугин

Социально-политическое и геополитическое значение раскола

(выступление на Аввакумовских чтениях)
1. Два представления о церкви и государстве в восточной и западной традиции
Существует две парадигмальные модели понимания церкви и две соответствующие им модели государственности – восточная (православная) и западная (католическая).

Католическая традиция тяготеет к пониманию церкви как «институт клириков» (и соответственно государства как «аппарата чиновников», когда-то «ноблей», «аристократов»).

Православие видит вещи иначе: церковь здесь есть совокупность верующих, куда включаются и миряне и клир. Особенно важно, что «миряне» здесь видятся как ieros laos, «священный народ». (государство же так же воспринимается совокупность православных граждан, объединенных общей сотериологической целью – это «государство спасения»).

Налицо две различные установки, две формализации понимания общественного института – на западе преобладает юридический формализм, строгое деление на институты, социальные группы, «организации». В вопросе церковного устройство это опирается на принятую католиками концепцию обязательного целибата клира. Через целибат священства осуществляется водораздел между священным и профаническим – водораздел, которого в таком ясном виде не знало Православие и византизм, как его социально-политическое выражение.

В православии преобладает подход «целостный», «холистский». Здесь социально-политический институт еще не отрывается строго от онтологии общества (в смысле Ф.Тенниса Gesellschaft), воспринимаемого как община (Gemeinschaft). И церковь и православное государство – не столько институты, сколько органические формы бытия народа.

Иными словами в восточной христианской традиции речь идет о социальной сакрализации церкви и государства. Отсюда идеал активного соучастия каждого верующего в богослужении, и симметрично этому – сакрализация национального быта. На уровне государства этому точно соответствует теория «тяглового государства», где соучастие в общественных повинностях воспринимается не только как светская обязанность, но как соучастие в деле общенародного, общенационального спасения.

2. Религиозные партии в XVII веке: черное духовенство vs белое духовенство
В русском расколе столкнулись между собой эти две формализации – восточная и западная.

В описаниях эпохи раскола довольно мало внимания уделяется такому факту, как сложившееся к середине XVII века противостояние между черным духовенством (высшими – и соответственно монашествующими – клириками) и белым (женатым) духовенством. На наш взгляд, это противостояние было одним из важнейших движущих сил драматических событий той эпохи.

Черное духовенство находились в ту эпоху под все возрастающим влиянием киевской школы, которая в свою очередь вдохновлялась во многом католическими и униатскими образцами. Этот латинский (или криптолатинский) подход находил сочувствие именно в среде черного духовенства, которое чаще всего состояло из минората русского боярства, и следовательно, было связано генетически с высшими слоями чиновничества. С типологической точки зрения этот слой в силу исторических обстоятельств и своей структуры тяготел к церковно-политической формализации западного типа.

Белое духовенство, напротив, выражало собственно православные, московско-византийские тенденции (Московское царство после падения Царьграда стало прямым наследником византизма). Оно часто происходило из народной среды. Белое духовенство было выразителем в ту эпоху «холистской» формализации -- в отношении к церкви и в отношении к государству.

Важно подчеркнуть, что фигура священного царя принадлежит именно к византийской модели. Православный царь, наделенный «катехонической» функцией, мыслится здесь отнюдь не просто как высший носитель светской власти, но как фигура сотериологическая, чье бытие сопряжено с историософией всеобщего спасения.

Поэтому партия белого духовенства была важной опорой автократии византийского типа. Исторического расцвета такая модель достигла в первый период правления Ивана Грозного, в эпоху Стоглавого собора, который являлся венцом «московского византизма».

Две церковные партии (черное духовенство и белое духовенство) имели логическую поддержку и в административном аппарате – первые опирались на бояр и аристократов, вторые – на народ и царя.

3. Боголюбческий кружок
Напомню, что основные персонажи первого этапа русского раскола вышли из Боголюбческого кружка. К нему принадлежали как протопоп Аввакум, так и будущий патриарх Никон, а также Неронов, Вонифатьев и другие. Это был образованный вокруг царя орган московско-византийской реставрации. Иными словами, по нашей реконструкции это было выражение воли белого духовенства в церковной сфере, и народно-монархического (иосифлянского) начала в политике.

Борьба с церковным многоголосием, ратование на обрядово-нравственную упорядоченность клира, стремление к активному общенародному соучастию в православной церкви – все это было своего рода «консервативной революцией». Черное духовенство относилось к этому возрождению москво-византизма с подозрением, предпочитая ориентироваться на малороссийские образцы.

4. Катастрофа москво-византизма
Боголюбческий кружок отличался определенной «грекофилией», которая, однако, у разных его членов проявлялась по разному. Стремление возродить византизм было общим, но важный момент заключался в том, что греки в XVII веке уже двести лет как утратили этот византизм, который после завоевания турками стал достоянием истории, Москва же сохранила его основные моменты неизменными.

Когда Никон становится патриархом боголюбцы начинают воплощать свои проекты в жизнь. Но почти сразу обнаруживается внутреннее противоречие в качестве «грекофилии». Проявляется две линии – горизонтальный византизм самого Никона, который ставит своей целью объединить все православные народы под московской патриархией и русским царем (при этом он легкомысленно идет на унификацию обряда по новогреческому образцу и мыслит себя аналогом «православного папы») и вертикальный фундаментальный москво-византизм протопопа Аввакума (который настаивает на сугубой сакральности московского уклада, в чьих особенностях он видит сущность сотериологической церковно-политической миссии русских).

Никон жертвует вертикальным измерением, Аввакум настаивает на своем. Трагическая история этого страстного диалога хорошо известна.

Но на самом деле, этот драматический диалог внутри неовизантистов используется противоположной партией – черного духовенства, которая одновременно берет сторону и против одних и против других.

Могие последствия действий Никона зафиксировались именно в западническом ключе: пресловутая книжная справа правила тексты не только по новогреческим образцам, но и постоянно сверяясь с киевскими редакциями. Русский лингвист кн. Николай Трубецкой верно заметил, что в этом процессе старо-московская редакция богослужебной литературы была заменена киевско-малороссийской даже в тех случаях, если никаких расхождений с греческими текстами не обнаруживалось.

Алексей Михайлович поддерживает на первых этапах Никона, но сохраняет к Аввакуму особое (почти нежное) отношение, надеясь на его понимание. Аввакум непреклонен: нельзя жертвовать «ни единым азом», так как в таком случае мы потеряем самое главное, в чем состоит истина и высшая цель.

На втором этапе истории Никона он видит, что его линия провалена. Неосторожно рассорившийся с Царем, возомнивший себя самодержцем-теократом Никон, подстрекаемый агентами новогреческих геополитических (довольно локальных) проектов, становится жертвой своего же начинания.

Разбойничий собор 1666-67 годов выносит приговор не только староверам и Никону, но и всему периоду москво-византийской реставрации. На нем побеждает западный вектор: черное духовенство, криптолатинство, чиновничество.

От византйиского строя остается только сам Царь, но уже в значительной степени десакрализированный. Роль Патриарха умалена, вместе с тем отвержен и попал под клятвы весь период москво-византизма – и его основные символы: Стоглавый собор, двуперстие, сугубая аллилуя и т.д.

Это не победа Алексея Михайловича, но полный крах его всех начинаний. Единственным успехом остаются победы на западном фронте, но это слишком незначительная компенсация за крах великой мечты.

Алексей Михайлович был последним полноценным русским царем в византийском смысле.

5. После раскола
После раскола Россия переходит к иному типу религиозно-политической формализации, которая отныне гораздо ближе к западно-католической модели, нежели к восточно-православной и византийской.

Церковь все более отождествляется с клиром, с особым государственным департаментом, ответственным за образование, надзор за нравственностью и соблюдением обрядов.

Государство теряет сакрально-мистический, сотериологический компонент, становится светским, представляет собой чиновничий аппарат.

Верующие отчуждаются от церкви, граждане от государства. Начинается период, называемый евразийцами «романо-германским игом».

Показательно, что в XVIII веке существуют правила запрета епископской хиротесии для этнических великороссов! Черное духовенство рекрутируется исключительно из малороссов, «Жития Святых» переписываются по сверки с польскими источниками, с исключением столь любимых русской стариной житийных рассказов о «чудесах» святых и подвижников.

Сын Алексея Михайловича отменяет и само патриаршество, переносит столицу из Москвы в Санкт-Петербург.

Византизм отныне остается достоянием старообрядцев, народных легенд, ностальгией консервативных мечтателей – таких как славянофилы.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    27 февраля 2004, 20:32
    Старообрядчество | FAQ | А.Дугин | О нательном кресте старовера | 1999
    27 декабря 2003, 16:35
    Старообрядчество | Старая вера и новая Россия | Завтра |
    5 июля 2003, 13:44
    FAQ | А. Дугин | О старообрядцах и протестантах | 1999
    FAQ | А. Дугин | О традиционализме Старообрядчества | 1999
    FAQ | А. Дугин | О Единоверии как процессе, его истории, Савве Дугине и Кураеве
    6 июня 2003, 03:22
    "Вторжение", №12 | А. Дугин, А. Езеров | Брат наш Кукша убит на рассвете| 2001
    15 декабря 2002, 13:04
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Возвращение бегунов | 2000
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Такое сладкое ''нет'' | 1999
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | ''Сторож: сколько ночи?'' | 1997
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | ''Кадровые'' | 1997
    ВЕСЬ АРХИВ