16 сентября, понедельник
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Живопись | Б.Назмутдинов | Я не Рерих. Я не Янус | 16.02.05 Напечатать текущую страницу

Я не Рерих. Я не Янус

Н.Рерих - Гэсер-хан Кто такой Н.К. Рерих? Что такое Н.К. Рерих как явление культуры?

Существует неоднозначное отношение к Рериху, как к человеку, и еще более противоречивое отношение к нему, как к субъекту культуры.

Первые (условно назовем их экскурсоводами) оценивают Рериха, как талантливого художника, величайшего деятеля искусств, как автора более 7000 картин, как блестящего востоковеда, многие годы посвятившего изучению Центральной Азии, как страстного поклонника «горной эстетики», как многогранную личность, как создателя «нового культа», как пророка - объединителя человечества посредством общечеловеческой, универсальной сущности культуры.

Вторые (оставим их без названия) относятся к Рериху, прежде всего, как к лжепророку, адепту профанических взглядов Елены Блаватской, как к «рисовальному мистику», чьи пейзажи отстраненны, эфемерны и однообразны. Рерих для них – вдохновитель печально известной секты рерихианцев. Рерих – это последователь Антихриста, стремящегося заполучить духовную и светскую власть над миром.

Третьи (назовем их геополитическими конспирологами) считают Н.К. Рериха сотрудником ОГПУ, советским шпионом, проникшим в самое сердце Азии, чьим политкомиссаром во время Центрально-Азиатской экспедиции был известный чекист - Яков Блюмкин. Приведем цитату, якобы взятую из дневника Генерального Консула в Китае Александра Быстрова-Запольского: «Сегодня приходил ко мне Рерих с женой и сыном. Рассказывал много интересного из своих путешествий. По их рассказам, они изучают буддизм, связаны с махатмами, очень часто получают от махатм директивы, что нужно делать. Между прочим, они заявили, что везут письма махатм на имя т. Чичерина и Сталина. Задачей махатм будто бы является объединение буддизма с коммунизмом и создание великого восточного союза республик. Среди тибетцев и индусов, буддистов, ходит поверье (пророчество) о том, что освобождение их от иностранного ига придёт именно из России от красных (Северная красная Шамбала). Рерихи везут в Москву несколько пророчеств такого рода».

Можно заметить, что отношение к Рериху в высшей степени неоднозначно. Его жизнь и биография превратились в миф в бытовом значении этого слова. Мне захотелось получить некоторое, относительно аутентичное мнение о Рерихе, задав несколько вопросов сотрудникам международного Центра-музея Рериха в Москве. И хотя их суждения будут лишь субъективным мнением, сформировавшимся под влиянием немалого фактического материала, они помогут разрешить некоторые противоречия и развенчать многочисленные образы и стереотипы, сложившиеся в последнее время вокруг творчества и личности Н.К. Рериха.

Геннадий Леонидович Жижин. Глава отдела Кулу-Урусвати Международного Центра-музея им. Н.К. Рериха. До работы в музее в течение 3.5лет служил советником по культуре посольства РФ в Индии.

Б.Назмутдинов: Скажите, пожалуйста, что обозначает необычное название вашего отдела?

Г.Л.Жижин: Я являюсь главой международного отдела музея им. Н.К. Рериха. Кулу – это долина в Гималаях, ставшая в определенный период времени постоянным местом жительства для семьи Рерихов. Урусвати - это Гималайский институт научных исследований, основанный Рерихами ["Урусвати" в переводе "Свет утреней звезды"].

- Скажите, пожалуйста, кого представлял в знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рерих? Советский Союз или другое государство?

- Рерих на тот момент не мог представлять Советский Союз, поскольку финансирование шло за счет американских общественных и государственных фондов. Уже потом он установил более тесные связи с советскими научными учреждениями. Надо принять во внимание и особенности его положения. Индия на тот момент была английской колонией, и за Рерихом велась тайная слежка со стороны английских колониальных властей. Догадываясь об этом, Рерих в своих письмах даже иносказательно называл Россию по-другому: например, «Швецией». Впоследствии с ним начали сотрудничать советские ученые, такие, как Н.Вавилов. Рерих не мог непосредственно обращаться к Советскому Союзу. Это случилось уже позднее: во время Великой Отечественной войны. Он обратился к советским властям с просьбой зачислить его сыновей, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов, в ряды Красной Армии. По неофициальным данным, ему ответили так: «Ваши сыновья будут нужны Родине после победы».

- До сих пор ходят слухи, что Н.К. Рерих сотрудничал с ОГПУ. Он встречался с советскими государственными деятелями: с Чичериным, Луначарским. Намечалась встреча с Дзержинским по поводу писем тибетских лам, которая не состоялась из-за смерти Феликса Эдмундовича. Насколько обоснованны эти домыслы?

- Не знаю, я не присутствовал на этих встречах. Спекулятивные домыслы по этому поводу были уже давно опровергнуты, в том числе компетентными органами. Произошла путаница понятий, названий. Якобы существовал агент ОГПУ по кличке «буддист», но к нему Рерих не имел никакого отношения.

- Как сегодня относятся в Индии к творчеству Рерихов. И каково отношение к России в целом?

- Рерихи в Индии пользуются огромным уважением. Их наследие стало таким «мостиком» между Россией и Индией. Неоднократно проходили выставки картин Н.К. Рериха и его сына, Святослава, в Дели. Два года назад, во время предыдущего визита нашего президента В.В. Путина, в Центральном национальном музее Индии была организована выставка картин Рерихов, находящихся в Индии. Министерство культуры Индии провело огромную работу: оно собрало несколько сотен картин Рерихов – отца и сына. А главным гостем этой выставки была супруга нашего Президента – Людмила Александровна Путина. Работы, картины Рерихов пользуются в Индии огромным успехом.

- Чем Вы объясните нынешнее негативное отношение к последователям Рериха?

- Иногда люди некритично воспринимают наследие Рерихов, и начинается собственная интерпретация его творчества. Святослав Николаевич впервые выдвинул такое шутливый термин – «рерихнутые». К сожалению, некоторые группы нашей интеллигенции последние годы в различных городах начинают выдвигать какие-то свои идеи в виде наследия Рерихов, которые иногда даже не основываются на учении «Живой Этики» и др. Это люди непоследовательны в своих действиях. Это слишком сложное наследие, оно порождает множество интерпретаций. Эти многочисленные споры принимают неприятный оборот.

- Как Вы понимаете девиз Рериха: «Мир через культуру»?

- Этот девиз был выдвинут в связи с созданием «Пакта Рериха» по защите культурных ценностей, культурных памятников во время военных действий. Мы сейчас готовимся отмечать 70-летие подписания этого пакта, которое состоялось в Америке. В 1935 году его подписала 21 американская страна. Уже потом, на основании этого пакта, была создана Гаагская Конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».

Кузнецова Майя Ильинична. Руководитель пресс-центра музея им.Н.К. Рериха.

Б. Назмутдинов: Восток и Россия – встреча на холсте. Как соединяются эти два мира в творчестве Н.К. Рериха?

М.И. Кузнецова: Если Вы посмотрите экспозицию картин Рериха, то Вы не можете не заметить соседства, сосуществования таких картин, как «Сергий Радонежский» и «Будда», например. У Рериха самая разная тематика произведений: это цыганские, языческие мотивы, христианские – какие угодно. Главной задачей творчества Н.К. Рериха, по-моему, было доказать единство культурных ступеней, что культура не только идет с Запада на Восток, но и она также активно переходит с Востока на Запад. Основываясь на этом, можно сказать, что культура общечеловечна.

- Рерих – наследник культуры XIX. Его учителем был А.Куинджи, и одновременно Рерих – художник XX века. Насколько Рерих - новатор?

- Да, конечно, он новатор. Он был одним из выдающихся художников- символистов в нашей живописи. Каждая его картина – это символ, ее можно бесконечно расшифровывать Рерих создал свою систему изображения. Так, как он изображал горы: ни по технике, ни по видовому ряду - ему нет равных. Он мастер горных пейзажей. Он философ гор.

Н.Рерих - Кулута

- Существует такой визуальный стереотип: «Рерих – значит горы».

- Да, это во многом обоснованно. Рерих во время экспедиции часто делал зарисовки гор. Но ни одна из его картин не похожа на другую. Он плодовитый художник, и в этом с ним мало кто может сравниться.

-Воздушность, даже некоторая эфемерность художественных произведений Рериха. Что это? Отражение его сущности или стремление уйти от темного, тяжелого мира в какие-то светлые небесные сферы?

- Рерих был крупным общественным деятелем, он всегда стоял на земле. Нельзя сказать, чтобы он был «эфемерным» художником. Его картины – это цели культуры - сохранение культуры, восхваление природы, человека. И одновременно Рерих – романтик. Вспомните декорации к балету «Весна Священная» Стравинского.

- Рерих писал: «Рассказ о Боге – медленно с чувством, легко». Можно ли говорить «легко» о Боге?

- Я не думаю, что легко можно говорить о Боге. Посмотрите на изображения Христа… Они очень «жесткие», в них очень много темного цвета. В них чувствуется напряженность.

- Ощущаете ли Вы какую-то похожесть, единообразие при изображении Христа и Будды? Не происходит ли художественное сглаживание противоречий?

- Да, Рерихи были сторонниками единства религий. Они считали, что Бог един, а все остальные религии – это ученики, которые были ниспосланы Богом. Они старались найти единство религий. Но эта идея сейчас неисполнима, противоречива, и А. Мень пострадал за схожие убеждения.

- М.Горький писал, что Рерих – «величайший интуитивист» и «прорицатель». Рерих – провозвестник конца, Новой эры или чего-то еще?

- Если вы посмотрите на картину «Сеча при Керженце», написанную в 1912 г., вы увидите битву - мир, опаленный огнем… Разве он не предвидел Первую Мировую войну? Другая картина, написанная в 1943 году - спокойный, неразрушенный, славянский город. И это - в разгар Великой Отечественной Войны. Он предвидел возрождение России. В этом смысле можно сказать, что Рерих-провидец.

- Профанация Рериха сегодня? Как Вы оцениваете это явление?

- Рериховское движение очень разноречиво. Существует множество организаций, которые вовлекают людей в сферу культуры. А есть организации, которые под предлогом изучения Рериха занимаются всеми этими медитациями, непонятным лечением, входят в транс и так далее. Да, это профанация. Рерихи никогда не были мистиками, в негативном смысле этого слова. Они не занимались оккультизмом. Я думаю, что в большинстве случаев те, кто занимаются профанацией – психически неполноценные люди, впадающие в такого рода экзальтацию и делающие вид, что они тоже последователи Рериха. К Центру-музею Рериха они не имеют никакого отношения.

- И в завершении: Н.К. Рерих. «Мир через культуру». Мир и культура. Взаимодействие. Взаимопроникновение. Защита культуры от мира.

- На мой взгляд, единственное, что остается от человечества – это культура, и поэтому, если не будет культуры, мир погибнет. Культура – это главное, ради чего должно существовать человечество разумное. Современное состояние культуры очень тяжелое. Идет наступление на культуру, происходит развал культуры… Ликвидация библиотек, домов культуры, НИИ, особенно в провинции… Это чудовищно. Поэтому вся интеллигенция в России, все люди, причастные к культуре, должны объединиться и доказать правительству, что культура – это то, ради чего стоит бороться. Музей, как общественная организация, пока не ощущает на себе этого давления. Мы стараемся показывать людям картины Рериха, организуем выставки – в Находке, на Украине, в Прибалтике. У нас очень широкий маршрут выставок. Вышло очень много изданий, посвященных Рериху. Мы стараемся сохранить культуру настолько, насколько это позволяют силы музея и замечательное, обширное наследие Николая Константиновича Рериха.

Интервью закончилось, невысказанность осталась. Внутреннее несогласие с рядом суждений, взглядов, высказанных Н.К. Рерихом, не умаляет значения этой разносторонней личности. Миф о Рерихе невозможно развенчать, как невозможно опровергнуть даже самых предвзятых противников или сторонников творчества Рериха. И, тем не менее, нельзя некритически относиться к многочисленным слухам, бездоказательным фактам, небылицам, которые всегда будут сопровождать неординарную личность. В то же время опасно принимать на веру все положения учения Рериха, поскольку слишком многое остается для нас тайным, темным, непроявленным. Невозможно утверждать, что тайное в Рерихе – это какое-то эзотерическое благо. Думаю, от многого в его учении мы бы отвернулись. Но сам факт противоречия рождает дискуссию. Споры о Рерихе выходят за рамки художественного вкуса. Они изливаются в сферы, граничащие с религией и философией. И очень жаль, что последнее время имя Рериха соседствует со словом «секта». К сожалению, «рерихианство» - продукт нашего времени, когда за названием, за «брэндом» скрывается пустота, наполненная псевдорелигиозными взглядами и обманчивыми посулами «рерихнутых». Стереотипы сохраняются. Спор о Рерихе продолжается.

Булат Назмутдинов

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    Архив пуст