19 июля, пятница
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Консерватизм | А.Езеров | Памяти Грозного царя | 23.02.2005 Напечатать текущую страницу



Андрей Езеров

О ВЕЛИЧИИ ЗАМЫСЛОВ, НЕУДАЧ И ПРОЗРЕНИЙ

Памяти Грозного Царя
Опричнина и опричники привлекали к себе внимание весь XX век хотя бы уже потому, что век этот знал как минимум две попытки подобной – опричной – мобилизации. Одна из них - призыв вооруженных масс в дружины милиции во времена фашистской революции в Италии. Нужно достаточно определённо сказать, что в 1919-1921 г.г. в Италии сложилась «революционная ситуация». Ответом на эту ситуацию и стала мобилизация фашистской милиции и необъявленная гражданская война 1921-1922 г.г. с десятками тысяч павших и сотнями тысяч пострадавших. Правда, романтическая «эпоха Итало Бальбо» начала 20-х годов быстро сменилась бюрократическим авторитаризмом, а милиция из ополчения энтузиастов превратилась в своеобразный придаток армии и жандармерии - «карабинеров».

Штурмовики в Германии 20-х – 30-х годов тоже вели «малую» гражданскую войну и не без успеха. Их заслуга в приходе Гитлера к власти достаточно велика. Но вопрос с ними был решён достаточно радикально в 1934 году, после чего СА потеряла характер народной милиции навсегда.

Существует ещё немало примеров такой или подобной мобилизации, например еврейская милиция 30-40-х годов, сыгравшая весьма значительную роль в становлении израильской государственности, хотя само создание государства Израиль и его спецслужб в итоге и положило конец выдающейся роли народных милиций и боевых отрядов. Так же нужно вспомнить испанских фалангистов - испанский вариант республиканского фашизма - и рекетес (вариант умеренного монархического традиционализма). Сюда же можно отнести и «стражей исламской революции» в Иране и многие другие милицейские образования минувшего столетия.

Однако, одним из первых и самых ярких проявлений этого феномена всё же следует признать именно опричнину. Поразительно, но наши доморощенные ариософы в основной своей массе любят и хвалят опричников и опричнину. Быть может из-за того, что среди опричников немало было авантюристов немецкого происхождения, типа Штадена? Хотя среди тех же опричников было куда больше выходцев из татар, кабарды, алан, ногаев и других народов.

Безусловно – опричнина – это попытка мобилизации, одна из первых попыток создать народную милицию. Не полицию, сыск, внутренний карательный орган государства, а именно народную милицию - авангард вооруженного народа. Можно конечно спорить о том, насколько эта попытка была удачной или неудачной. Больше того, вслед за Грозным Царем, самим распустившим опричнину и разогнавшим остатки опричников, можно признать несостоятельность этого конкретного проекта, в котором были и недостатки и ужасные последствия - закрепощение крестьян, частичное истребление боярства, аристократии, возвышение дворянства (класса «служилой», новой аристократии). Однако сама идея народной мобилизации в интересах державы является безусловным благом в процессах ротации элит, без которой любой власти не избежать стагнации и вырождения.

Нельзя так же забывать, что великие испытания Ливонской войны, великой войны Руси с Западом вызвали необходимость столь чрезвычайной мобилизации - Стоглав, Домострой, присоединение Казани, Астрахани и Сибири, земские Соборы (представительская народная монархия), стрелецкое войско, опричники – всё это есть формы мобилизации, напряжения сил. Следствием такой мобилизации стало появление новых ярких героев Руси. Так в Молодонской битве блестяще проявил себя не только земский воевода князь Михайло Воротынский, но и опричный князь Димитрий Хворостинин, принявший на себя первый удар крымских татар. Но дело всё же не в отдельных фактах, иллюстрирующих сильную и слабую стороны проекта, а самом замысле, воле Грозного Царя.

По прошествии веков с уверенностью можно заявить, что Иван Грозный – самый евразийский из всех русских царей. И не только благодаря его замечательной терпимости к исламу, по тем временам необыкновенной, или тому, что при нём в границах Московской Руси – в Астрахани - появилась первая синагога. Перед ним стоял отчаянный стратегический выбор: победоносного, после Казани и Астрахани, царя толкали и европейцы, и «Избранная рада», и греки на войну с Османской империей, с Блистательной Портой, а значит, с тогдашним халифатом, с большей частью тогдашнего мусульманского Востока, что привело был и к неизбежному сближению со значительной частью Западии, во всяком случае, с Габсбургами. Царь не поддался этому соблазну. Геополитическая интуиция его не подвела. Он предпочёл войну в Ливонии с Орденом, переросшую в Большую войну с Западом, войне с Востоком. И когда правительство в этом важнейшем вопросе проявило близорукость, ограниченностью, царь пошел наперекор ему. Он знал, что война будет тяжелой, поэтому и решился на беспрецедентные формы мобилизации народа, государства, служалых людей. Да, слишком масштабные и тяжелые жертвы, потери. Но всё же интуиции, прозрения, замыслы царя во многом были верны, обоснованны, оправданы. Та великая война с Западом, что была им развязана, продолжается до сих пор. Мы его последователи и её заложники, и у нас нет уже другого пути. Вызов брошен, выбор сделан. То, что царь Иван возвел на царство, пусть и формально, над земской Русью - по разделе ее на земскую и опричную - царя Семиона, бывшего Казанского хана Едигера, сделало Чингизидов второй вслед за Рюриковичами и перед Романовыми легитимной царской династией на Руси. И это тоже прозрение и прорыв!

Евразиец Грозный недолюбливал немцев, но покровительствовал татарам, да и сам был наполовину татарином (по матери Елене Глинской, из потомства Мамая). Он развязал великую войну с Западом. Есть что-то глубоко русское, надрывное, нелепое, парадоксальное и в самой удивительной личности русского царя. Он никакой не тиран, как любят утверждать русофобствующие историки. Он так и остался жалким испуганным ребенком – со временем большим и великовозрастным… Он был запуган в детстве и боялся всю жизнь. Отсюда и «большой террор». «Боящийся несовершен в любви», - по мнению св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Он всегда боялся, всегда был затравлен. Есть что-то от героев Достоевского в лице Ивана Грозного – это очень русский царь и русский человек. Со всеми его достоинствами и недостатками. Нервный, неровный, трагичный и беззащитный, жертва и палач в одном лице, он притягивает внимание, завораживает, зовет, русская любовь – жалость бередит душу.

Спору нет, антибоярсикй террор Грозного позволил вскоре Борису Годунову, а затем самозванцу Гришке Отрепьеву и, наконец, Михаилу Романову, стать царями. Без него вряд ли были бы возможны такие успехи дворянства в XVII-XVIII веках, такая решительная и крутая ломка уставов, да только вот собственно с самим-то «террором» не все так просто, как обычно представляют себе и даже пишут. Частенько в этой связи любят поминать св. Филиппа, митрополита Московского (из бояр Колычевых), князей М.Воротынского и А.Курбского (кстати, умершего своей смертью в относительном благополучии), но забывают о князьях Шуйских. Казалось бы их, с их амбициями (иностранцы продолжали называть «князьями крови»), действительно и безусловно высоким происхождением (Рюриковичи- Мономашичи), тяжелыми и детскими воспоминаниями самого царя и претензиями (один из их рода все же стал царем) нужно и можно было извести в первую же очередь и до конца. Но, однако, ничего подобного мы не видим, а один из Шуйских в конце жизни и правления царя Ивана Васильевича Грозного успешно командует важнейшей обороной Пскова (это при пресловутой мнительности Грозного) от войск Батория (по сути объединенной Европы), при масштабе интересов и амбиций бояр Захарьиных-Кошкиных (тех же Романовых), нужно было бы подумать, что они в конце концов познают опалу Грозного царя, но ничего подобного. Зато при Годунове пострадали оба знаменитых семейства и безо всякой опричнины. Потом не совсем понятно, как аж до советского времени смогли дотянуть весьма многочисленные потомки рюриковичей, всевозможные князья Ухтомские, Лобанов-Ростовские, Вяземские, Ржевские, Горчаковы, Гагарины, Кропоткины и многие другие, а так же Гедеминовичи – князья Трубецкие, Голицыны, представители таких аристократических фамилий как князья Мещерские, Брянчаниновы, Игнатьевы и тому подобные. Именно поэтому в праве формальных даже «претензий на престол» «Романовых» (с середины XVIII в. под их именем были известны Готторп-Гольштейны) следует ставить безусловно ниже потомков Рюриковичей, чингизидов (до сих пор многочисленных, а после царя Симеона (Едигера) и касимовского, а в последстаии, русского царя Симеона Бекбулатовича сопричастных царской власти), князей Юрьевских (от Брака Александра II освободителя с кн. Долгоруковой – единственное крещение Голштинсокй династии с нашей древней) и некоторых других благороднейших фамилий. Ни о каком тотальном терроре против аристократии (хотя было факту наличия несметного количества потомков этой самой аристократии), говорить не приходится. Нелегко говорить даже о массовом терроре против аристократии, хотя её положение действительно было подорвано (кстати, не только при Грозном царе, но и при Годунове и особенно при Романовых) «новым высшим классом» - дворянством.

Целесообразно было выдвижение «новых людей»? Очевидно, что да. Старая элита не всегда могла справиться с поставленными ей временем и государем задачами. Оправданно ли было такое формирование новой элиты без должной опоры на старую? Очевидно, что нет. Да и результаты опыта сами за себя говорят, увы. Это, кстати, судя по всему, понял и Грозный царь, расформировавший опричников, вновь приблизивший князей Шуйских и т.д.

Грозный царь Иван Васильевич, трагичный, неровный, нервный, тонкий, страдающий, страстный и кающийся человек повлиял на национальный характер русского человека, отчасти формировал его, повлиял на душу русского человека. Загадочная русская душа – это про Ивана Грозного. Именно он сделал окончательный и решительный геополитический выбор: война с Западом, а не с Востоком, опора на татар и кабарду, а не западных специалистов. Великое напряжение и перенапряжение всех сил в этой Великой борьбе толкнуло его на невиданные ранее опыты (в их числе и опричный) и меры. И даже несмотря на все сбои и неудачи он умер не от рук заговорщиков, а собственной смертью, и не был проклят народом и даже тем же боярством. Бог Судья деяниям и неудачам Грозного царя, а нам надо осмыслить их достоинства и недостатки и, творчески переосмыслив, использовать!

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    1 декабря 2002, 20:06
    А.Дугин | Консервативная Революция | Контуры идеологии | 1994
    А.Дугин | Консервативная Революция | Оглавление | 1994
    ВЕСЬ АРХИВ