19 ноября, воскресенье
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Философия Политики | Глава 12 (продолжение) Напечатать текущую страницу
Оглавление
А.Дугин

Философия Политики

Глава 12 (продолжение)


"Левиафан" Томаса Гоббса

Другой либеральный теоретик, предшественник Локка, Томас Гоббс - разработавший модель механического понимания общества, отождествляемого с искусственной машиной - видел проблему атомарного гражданского общества в несколько более мрачных тонах.

Соглашаясь с основными предпосылками номиналистского подхода и с тем, что людьми движет лишь жажда наслаждений, считавший индивидуальное право гражданина основой политического устройства, Гоббс был озабочен тем, что предоставленные сами себе граждане в поисках наслаждений непременно будут подвергать насилию других граждан, и это приведет к "войне всех против всех". Гоббс соглашался с максимой "человек человеку волк" (лат. - "homo homini lupus"), и считал, что предотвратить хаос и кровавую вакханалию может только сильное централизованное государство.

Это сильное государство, по Гоббсу, не имеет ни сакрального характера, ни даже политического суверенитета. Это просто жесткий инструмент самоуправления граждан, который следует учредить на основании здравых размышлений и во имя предотвращения всеобщей резни. Гоббс поддерживал монархический строй в Англии, но именно по этой прагматической причине: ценность государства здесь имеет сугубо прикладной характер, оно отныне не более, чем "продукт договора", "социального контракта", своего рода, "полиция", действующая по строго определенным правилам, и подчиняться которой гражданам просто выгодно.

Гоббс назвал такое государство "Левиафаном". Само по себе оно воплощает только ограничения свобод и диктатуру закона, но тяжесть его существования оправдана неизбежностью хаоса, к которому приведут действия всех членов общества, если им позволить вести себя по автономной программе. Онтология государства Левиафана абсолютно отрицательна; это просто инструмент обязательных ограничений, который следует терпеть во избежание худшего.

Этапы десакрализации Государства в Европе: от империи к гражданскому обществу

Схема десакрализации Политического в Западной Европе на рубеже Нового времени на примере отношения к Государству может быть представлена следующим образом.

Традиционному обществу в христианской Европе соответствует католико-имперская феодальная модель (от первых франкских монархов через германских императоров вплоть до Габсбургов); это - средневековая парадигма западно-христианской политики, сопряженная (со специфически понятым) сакральным7.

Макиавелли, Жан Боден, а также протестантские богословы, следующие за Лютером, отбрасывают имперско-католическую систему и утверждают в качестве автономного политического субъекта централизованное национальное государство, осознанное как самодостаточное суверенное образование.

Томас Гоббс переносит центр тяжести на фигуру отдельного гражданина, но еще оправдывает государство как инструмент, гарантирующий безопасность и, в конечном счете, суверенитет этого гражданина (заметьте, что теперь государство уже выступает как прагматическое техническое орудие, а не самостоятельный субъект).

И наконец Джон Локк вообще ставит под сомнение необходимость государства, считая оптимальной организацию суверенных индивидуумов, наделенных естественными правами, "гражданское общество", которое теоретически представимо и вне государства.

Так прослеживаются этапы расчленения цельности, свойственной представлению о Политическом с древнейших эпох до настоящего времени.

Политическая экономия как приложение либеральной философии к области хозяйства

Дальнейший ход развития парадигмы философии Нового Времени и реализация концепции либерализма находит свое воплощение в классической английской политэкономии. Исходя из того, что известно о роли протестантизма и Англии в выработке парадигм Нового времени, не удивительно, что речь идет именно об английской политэкономии (Адам Смит, Давид Риккардо и т.д.)8.

Основателем политэкономии был Адам Смит. Изначально проект Смита заключался в том, чтобы применить философские и политические идеи Джона Локка (чьим последователем он являлся) к изучению структуры хозяйства.

Выделение политической экономии в самостоятельную дисциплину было важным этапом в процессе десакрализации Политического. Появление экономики как науки явилось логическим аккордом применения номиналистской парадигмы к изучению общества. Ранее внимание к хозяйственной стороне жизни привлекалось эпизодически, и соответствующие предметы рассматривались в более общем контексте социальных и политических размышлений. Но по мере того, как реальность стала все более перемещаться от мира идей к миру вещей, материальная сторона жизни начинала приобретать самостоятельное значение, и обращение к ней, исследование ее закономерностей, выступало как важнейший критерий для понимания сущности Политического.

От первых шагов по разработке экономической науки до современного стремления вообще все политические, исторические и даже культурные явления истолковывать с помощью экономики пролегает серьезная дистанция. Но уже на заре становления этой дисциплины можно увидеть в зародыше основные философские и политические положения, которые позже разовьются и станут преобладающими.

Философия номинализма провозглашала первичность вещей над идеями (или "именами"). Следовательно, рано или поздно именно система вещей и ее закономерности должны были стать в центре внимания философии и, соответственно, философии Политики. С точки зрения парадигмы познания, номинализм вел к материализму и эмпиризму, а в политической области этот же процесс упирался в переход от политики к политэкономии, когда осмысление Политического ставилось в зависимость от товарной, финансовой, материальной стороны жизни. Само рождение политической экономии есть важнейший шаг в становлении и развитии либерализма. Тот факт, что первыми политэкономистами стали именно основоположники либеральной школы, далеко не случаен. Либеральное мировоззрение лежит в самой сути этой дисциплины, в каком-то смысле, вызывает ее к жизни.

Теперь внимание от суверенных атомарных граждан переносится к еще более дробной и материальной инстанции к товару и деньгам. Таким образом, автономизация частного и прогрессирующая десакрализация проходят еще один этап: раз основной движущей силой индивидуума признается стремление к наслаждению и комфорту, то предметы богатства и комфорта, материальные вещи получают новое самостоятельное значение. Они-то и начинают выступать в качестве последней реальности. Так возникает новая парадоксальная "экономическая онтология", где фактор бытия перемещается от гражданина к его материальному благосостоянию. Показательно, что в первых последовательно либеральных обществах равноправие и всеобщее голосование распространяется только на мужчин, обладающих материальным достатком, и определенный имущественный ценз является необходимым условием для участия в выборах и политическом процессе.

Утилитаризм Бентама

Показательным этапом в развитии либеральной мысли было создание философии утилитаризма*, основателем которой считается англичанин Иеремия Бентам.

В книге "Эссе о деонтологии: деонтология или наука о морали" Бентам делает важнейший вывод, точно характеризующий развитие либерального мышления. Он утверждает, что "благом является наслаждение, а грехом - боль"; полезное отождествляется с добром, неполезное - со злом. Здесь представление о "человеке как мере вещей" достигает апогея. Исходя из логического развития этих принципов, Бентам основал моральное учение, в котором десакрализация (или "дезонтологизация", "деонтологизация", изгнание автономного бытия) доведена до логических пределов.

Эта утилитарная мораль полностью переносилась на политику, фундаментализируя теории "гражданского общества", облик которого получал все более конкретные черты.

Показательно, что в конце XIX века философия Бентама была объектом ненависти для большинства течений русской общественной мысли. Он внушал глубокое отвращение как консерваторам (славянофилам, монархистам), так и революционным демократам и социалистам (от Герцена до эсеров и большевиков). Особенно им возмущались русские деятели культуры (от Достоевского до Блока), для которых правдоискательство и служение истине было основным стимулом творчества.

Человеческая свобода по Миллю

Одним из признанных классиков либерализма был последователь Иеремии Бентама английский философ Джон Стюарт Милль.

Идеи Милля помогают детально разобраться, в чем состоит либеральная специфика понимания человека, и как она соотносится с основным направлением мысли в Новое время.

Понятие "либерализм" образовано от латинского слова "libertas", т.е. "свобода". На толковании понятия "свобода" следует остановиться подробнее.

Милль, рассуждая о свободе, разделяет две различные категории: первая категория - "freedom" (от англосаксонского корня "free", сравни немецкое "frei" - "свобода"), а вторая - "либерти" (от латинского "libertas" - свобода). Несмотря на то, что оба слова на разных языках обозначают нечто приблизительно одинаковое, Милль нагружает их различным смыслом, чтобы сделать свою мысль более наглядной.

Так "freedom", с точки зрения Милля, это "свобода для", "свобода как открытая возможность созидательного позитивного действия", "свобода, заведомо ориентированная к какой-то цели", "свобода содержательная". Он считает эту категорию "философской" и "отвлеченной", "метафизической" и "мистической". Эта "свобода" для него слишком абстрактна и произвольна, и следовательно, не представляет большого интереса. Не отрицая этой свободы, - freedom, - Милль просто отказывается принимать ее в расчет, проявляет к ней безразличие. Свое основное внимание он сосредоточил на иной категории - на "свободе от", как он трактует слово "liberty".

Здесь он затрагивает сам нерв современности, истоки чего мы встречаем и у более ранних творцов современной политической картины мира, постоянно стремящихся освободить область политического и государственного от соображений религиозного и метафизического характера. "Свобода от" является, на самом деле, лейтмотивом всего Нового времени, характерным для всех его этапов - от ранних (задолго до Милля) до самых последних.

Либерализм точно схватывает основную силовую линию современности, обобщает и концептуализирует ее наиболее полноценным образом. В установке либерализма автономный индивидуум, конкретный человек освобождается от того, что составляло суть и смысл традиционного общества, т.е. от сопричастности к Богу, бытию, преданиям, обрядам, устоям, окружающему миру, другим людям. Это - освобождение от всех форм соучастия в целом, освобождение части от целого, которое выносится за скобки. Продлевая логически установку либерализма до последнего предела, мы заключаем, что либерализм стремится освободить человека от любого содержания, предоставляя его бытие полному покою и полной неопределенности. Идеал, к которому стремится либерализм, это тотальная десакрализация мира, политики и общества, ускользание индивидуума ото всех внешних и внутренних влияний (отчасти это похоже на теорию "избежания страдания" древне-греческого философа-материалиста Эпикура).

Последовательная либеральная программа, утверждая эту негативную свободу, настаивает на том, чтобы на атомарного индивидуума не воздействовали ни государство, ни религия, ни традиция, ни сословные, кастовые и иные социальные институты, ни даже какие-либо проявления общественной оценки или общественного мнения. Более того, любой диалог, общение между собой двух атомарных индивидуумов также подозрительны, так как, в определенном смысле, ограничивает извне "свободу", влияя информационно, психологически, физически на принятие индивидуального решения.

Если "freedom" - это свобода соучастия, то "liberty" - это свобода неучастия. Вот что писал Милль по этому поводу: "Сфера жизни индивидуума, которая имеет непосредственное отношение к нему самому и есть сфера его индивидуальной свободы".("О свободе").Единственное, в чем человек может быть свободен, это в том, чтобы его абсолютно все "оставили в покое". В этом есть основополагающий элемент либерализма.

В философских текстах Милля емко воплощена воля к тотальной десакрализации бытия, к лишению мира и общественных институтов какого бы то ни было самостоятельного значения. Эмпирический индивидуум, предоставленный самому себе, может быть уверен в существовании только самого себя и аппарата своих суждений (рассудка). Если традиционное общество и онтологическая философия всячески стремятся реинтегрировать индивидуума в бытие, то либерализм, напротив, стремится как можно больше очистить его от бытия, освободить от него. Последним итогом такого освобождения становится состояние "тюрьмы без стен", по выражению французского философа-экзистенциалиста Жан-Поль Сартра.

Появление политических партий*

Переход к политике Нового времени ознаменован возникновением феномена "политических партий"9.

Одним из первых предложил определение политической партии философ Эдмунд Берк: "Партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию". Он же писал: "Партийное разделение, независимо от того, действуют ли партии в целом в интересах добра или зла, - вещь неотделимая от свободной системы правления"10.

Изначально партии складывались как клубы, профессиональные объединения, совокупность граждан с общими интересами. Политическая партия неизвестна традиционному обществу, не имеет в нем даже приблизительного аналога. Разные виды сакральных обществ знают разные формы соучастия людей в управлении обществом - как правило, это является уделом высших каст, хотя остальные сословия также имеют некоторые возможности для выражения собственного мнения, которое подчас становится решающим в критические моменты политической истории.

Политические партии появляются вместе с Новым временем как принципиально новый субъект политики. Они представляют собой произвольное объединение автономных индивидуумов на договорной основе, решающих путем совместных действий достичь тех или иных результатов, соответствующих в целом интересам каждого члена. Образцом здесь выступает буржуазное товарищество или ремесленная артель, предприятие, учреждаемое на определенных условиях и на определенный срок группой граждан. Политические партии представляют собой нечто заведомо составное и условное: группа граждан может договориться между собой о чем угодно, и точно также произвольно самораспуститься.

Исторически первые партии формировались как альтернативные образования, оппозиционные политические клубы, прямо противостоящие более традиционным политическим институтам - сословиям, кастам, органам власти. Партии не только складывались из автономных индивидуумов, но и представляли собой некий социальный аналог "коллективного индивидуума", призванного освободиться от "давления" сакральных социальных традиций. Таким образом, в самом понятии "политической партии" есть нечто "либеральное", своим существованием она обязана стремлению "освободиться от".

Томас Гоббс писал: "партии возникают из естественного духа противоречия, заложенного в людях".

Влияние английского либерализма на Францию

Английская номиналистская и либеральная традиция в философии и политике оказала большое влияние на мыслителей и политических деятелей континентальной Европы. Факт этого влияния отмечается большинством историков, но из него редко делаются соответствующие выводы. Если внимательно присмотреться к истокам либерально-демократической философии Франции, считающейся образцом современного общества и авангардом секуляризации, мы легко обнаружим явно различимое английское влияние.

Образцом политической философии Нового времени принято считать француза Шарля Луи Монтескье.

Монтескье, действительно, оказал огромное влияние на французских философов-просветителей, энциклопедистов и творцов Великой французской революции. Весьма оригинальный в манере изложения своих идей и рассеивающий в своих книгах остроумные догадки и интуиции (в частности, относительно влияния географического фактора на политическую историю), Монтескье по сути лишь пересказывает французской публике политические идеи, отчетливо сформулированные Локком. Его политическая платформа - это перевод на французский язык либеральной программы английского номинализма, примененной к местным условиям. Монтескье считал Англию "прогрессивной" страной, и без устали критиковал "отсталость" феодальной Франции.

Под сходным английским либеральным влиянием находились и другие французские философы, воздействующие на процесс становления мышления Нового времени - Дидро, Вольтер, Гольбах и т.д. С точки зрения проводимой нами типологии весьма показательно, что все французские либералы были одновременно активистами масонских лож.

Либеральная философия в Германии

В Германии либеральные идеи активно пропагандировались такими мыслителями, как рационалист Христиан Вольф и крупнейший европейский философ Иммануил Кант.

Показательно, что Кант происходит из семьи французских гугенотов (протестантов), переселившихся в Пруссию.

В своей оригинальной философии Кант придал номинализму новое дыхание, создав внушительную конструкцию монументального исследования "чистого разума". Хотя определение различных типов рассудочной деятельности у Канта весьма нюансировано, можно с определенной степенью приближения сказать, что в центре его внимания находится механизм рассудочной деятельности, изучение действия "автономного рацио". Кант вводит понятие "ноумена", т.е. некоторое "божественной", "онтологической" сущности вещей, "вещей-в-себе". Не отрицая этой сущности, Кант, тем не менее, приходит к выводу, что с помощью рассудка познать и даже описать ее невозможно, что она полностью ускользает от рассудочного познания. Человек, делает вывод Кант, должен абстрагироваться от этой инстанции и строить свое познание, организовывать свое бытие так, как если бы этой инстанции не существовало - ибо узнать о ней ничего определенного заведомо невозможно. В таком подходе мы снова сталкиваемся с более осторожной (чем в случае радикальных эмпириков и материалистов), но, тем не менее, весьма последовательной и монументальной десакрализацией.

Эти идеи Кант проецирует на политику, активно развивая теорию "гражданского общества" и "правового государства". Структуры такого общества и государства должны отражать структуры человеческого рассудка. Кант считал, что следует ограничить своеволие индивидуума не столько искусственным полицейским инструментом ("государство-Левиафан" Гоббса), сколько рационализацией человеческой жизни, моральным воспитанием человечества. Вслед за Локком Кант верил в реализуемость "гражданского общества", основанного на "здравом рассудке" и гармонии. Кант был сторонником последовательного пацифизма, считая, что "мир разумнее, чем война".

Другим ярким немецким либералом был Теодор Лессинг, теоретик равенства и крупный деятель немецкого масонства. Лессинг абсолютизировал идею "непричинения вреда индивидууму", основав, подобно Канту, теорию радикального пацифизма.

Идею об индивидууме как высшей ценности отстаивал в тот же период Вильгельм Гумбольдт.

Основные параметры философии политики Нового времени

Мы выделили либерализм как мировоззрение, точнее всего соответствующее парадигме Нового времени. Философии и политические системы, созданные в Новое время, но отклоняющиеся в ту или иную сторону от либерального вектора, будут подробно рассмотрены позднее.

Приняв за аксиому тождество парадигмы Нового времени с философией либерализма, охарактеризуем основные моменты понимания Политического, свойственные этой парадигме.

1. Власть: минимализирована, дезинтегрирована, расщеплена, ограничена, распылена, сведена на уровень индивидуума (им же и ограничена); внеиндивидуальная власть подлежит постепенной ликвидации, остается только одна приемлемая форма власти - власть индивидуума над самим собой.

2. Цель, проект общества: общественная (общая) цель отсутствует, т.к. не существует (социально-политического) "целого"; гражданское общество не имеет знаменателя солидарности, любые объединения носят временный и прагматический характер.

3. Иерархия: социально-политическая иерархия отрицается (корень "иеро-" - "священный" несовместим здесь с представлением о "власти", "начальствовании"); для индивидуумов нет общего мерила, сравнение их между собой по вертикальной шкале некорректно, в этом смысле они все равны; при этом политическими париями (но не просто низшими, а именно "исключенными" из политической антропологии либерализма) становятся те, кто не признает либеральных установок.

4. Право: принцип "номократии", всевластия (диктатуры) закона; правовая система абсолютизируется, ставится над всем остальным; теории правового государства.

5. Коллективная идентификация отсутствует; в определенных случаях допускается идентификация индивидуума как члена гражданского общества; здесь своего рода парадокс - либералы говорят: "мы являемся общностью тех, кто не признает понятия "мы"".

6. Насилие: минимализация насилия, отмена смертной казни, пыток; пацифизм; легитимным насилие становится, только если оно обращено против врагов либерализма, но таковые выносятся в особую категорию политической антропологии.

7. Ценностная система: либерализм, индивидуализм, разумный эгоизм, священная частная собственность, права человека.

Примечания

1 В европейских языках термин "Новое время", принятый в русской исторической литературе, часто передается термином "современность" - the modernity (англ.), la modernite (франц.) и т.д. >>

2 См. А.Дугин "Эволюция парадигмальных оснований науки", М,, 2002. >>

3 Позднее тематика "власти" привлечет внимание другого знаменитого философа политики Фридриха Ницше, который посвятит этой теме незаконченную книгу с условным названием "Воля к власти". >>

4 В разных сакральных учениях акцент ставится на различных уровнях. Индуизм считает подлинной реальностью только высшее "я" человека, его "божественный дух". Буддизм вообще отрицает какую бы то ни было реальность за человеческой личностью, рассматривая ее как временный и случайный сгусток объективных стихий - "потока дхарм". Христианство (как и ислам) учит, что индивидуальностью обладает сотворенная Богом "душа", отделимая от тела и могущая причаститься лучам духа. В христианстве был исторический спор между сторонниками "дихотомического" ("двойственного") подхода, считавшими, что "дух" пребывает вне пределов личности и является божественным явлением, и "трихотомического" подхода, полагая, что в состав личности наряду с душой входит и особый тварный человеческий дух (одной природы с ангелами), отличный от Святаго Духа, т.е. собственно, от природы Божества. Этот спор окончательно не был решен, и последнего догматического суждения на этот счет не вынесено. Но нигде при этом не утверждается индивидуальной автономности человека. >>

5 Современные коммунистические теории в секулярном виде восходят именно к такому эсхатологическому пониманию равенства. >>

6 В Северной Америке наиболее последовательным апологетом правового государства являлся Томас Джефферсон. Он считается одним из авторов проекта Декларации независимости Соединенных Штатов (1776 г.). "Политическая власть, - отмечал Джефферсон в проекте Декларации, - создается людьми для охраны естественных прав человека. Власть правительства проистекает из согласия народа и обязана повиноваться ему". По смыслу это прямая цитата из Локка. >>

7 Здесь следует учесть те ограничения, которые подробно разбирались при сопоставлении политических моделей православия с католицизмом. >>

8 Классическая политическая экономия - направление экономической мысли (XVIII): У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А. Р. Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария). >>

9 В истории партий Макс Вебер выделил три этапа: партии как аристократические группировки, партии как политические клубы и современные массовые партии. Это деление истории политических партий принято в политологии. Два первых этапа можно считать предысторией политических партий, имея в виду, однако, что граница между массовой партией XIX века и ее предшественниками более ранних эпох, не очень отчетлива (М. Вебер Избранные произведения. - М., 1990. - С.526.). Все три стадии прошли две английские партии - либеральная (виги) и консерваторы (тори). История других современных партий короче, и значительное их большинство сформировалось сразу как массовые партии.

Первой массовой партией было основанное в 1861 году "Либеральное товарищество регистрации выборов" в Англии. В 1863 году возникла первая массовая рабочая партия - "Всеобщий немецкий рабочий союз", основанный Ф.Лассалем. >>

10Известный философ Алексис Токвиль впервые указал на факт происхождения европейских политических партий на основании артельной модели. >>

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    11 апреля 2005, 09:29
    Философия Политики | Глава 18 (продолжение)
    Философия Политики | Глава 16 (продолжение)
    Философия Политики | Глава 15 (продолжение)
    Философия Политики | Глава 14 (продолжение)
    Философия Политики | Глава 12 (продолжение)
    Философия Политики | Глава 3 (продолжение)
    Философия Политики | Приложение
    9 апреля 2005, 17:12
    Философия Политики | Глава 5 (продолжение)
    Философия Политики | Глава 20
    6 февраля 2005, 16:49
    Философия политики | FAQ | Дугин | Подвиги Владимира Путина | 30.07.2001
    ВЕСЬ АРХИВ