22 августа, вторник
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
А.Г.Дугин | Философия Традиционализма | Антропология в современном мире:2 Напечатать текущую страницу
Философия Традиционализма - Новый Университет
А.Г.Дугин
Философия Традиционализма, М., 2002

Антропология в современном мире

(окончание)

<< Начало

Антропология как этнология  

Что понимается под современной антропологией в совсем уже узком смысле? Что об этом можно прочесть, например, в философских словарях?

Вообще, об антропологии (даже о современной) в научных средах приоритетно говорить не принято. Считается, что это рискованная тема. Вопросы антропологии в ее глубинном аспекте чаще всего никак не обсуждаются: мол, что тут обсуждать, и так все понятно. Под антропологией в современном научном мире подразумевается совсем узкая дисциплина - даже не вершина айсберга, просто, точка. Имеются в виду ученые, вроде Тейлора, Фрезера, Леви-Стросса и др., то есть, люди, которые занимаются исследованиями "примитивных народов" - их фольклора, обычаев. Этих людей следовало бы называть "этнологами", а не "антропологами".

Однако, в их научной деятельности были и весьма любопытные аспекты. Например, этнологи пытались воссоздать модели архаических обществ и проинтерпретировать современного человека как существо, исполненное предрассудками предшествующих эпох. В частности, материалами Фрезера и Тейлора пользовались такие традиционалисты, как Элиаде и Эвола. Собранный этнографический материал: информация о нравах, традициях, быте народов, которые живут в мире Традиции, очень о многом говорит внимательному традиционалисту, поскольку обнаруживает перед ним полноценный удивительный мир, независимо от авторских намерений самих исследователей.

Мы, например, методологически так же поступаем с Александром Эткиндом. Он поставил в своей книге "Хлыст" политическую задачу: доказать, что большевики и, вообще, русские - это преимущественно сумасшедшие сектанты, перверты, милленаристы и истерики, что и даже самые трезвые их (наши) философы - по большому счету, бредовые мистики и маньяки. Эткинд хотел испугать этим общественное мнение. А мы интерпретируем Эткинда в иной системе координат. Мы просто берем колоссальный материал, который он обработал, и говорим: "Русские, в том числе русские большевики, как донный ил коллективного бессознательного, поднятый пертурбациями революции, сохранили колоссальный пласт языка Традиции в своей психике, и он столь бурно проступает через светские, секулярные нормы, заимствованного с Запада мышления, что полностью их денатурирует, делает гротескными и прозрачными". Мы интерпретируем это в нашей традиционалистской оптике, и таким образом реставрируется интереснейшая картина тайных сторон нашего духовного национального бытия. Кстати, Александр Эткинд на наши похвалы откликнулся: мы, мол, его не поняли. Мы его поняли, но нам интересен не он, а предмет его исследования. Скорее, он нас не понял...

Тот странноватый факт, что этнология почти эксклюзивно именуется сегодня антропологией и что не "примитивный человек" в рассмотрение антропологов попадает редко, показателен: человеческое следует искать в Традиции, в крайнем случае - в ее осколках.

Один из содержательных исследователей среди вышеназванных антропологов в узком смысле - это Клод Леви-Стросс. Недавно он попал в разряд неполиткорректных авторов во Франции, поскольку "имел неосторожность" высказать один антиуниверсалистский тезис. "Каждый народ, - утверждает Леви-Стросс, - каждая культура представляют собой законченный космос; и существование, так называемых, примитивных народов в дебрях Амазонки ничуть не беднее по своей содержательной, концептуальной, смысловой, духовной стороне, чем существование любого, так называемого, цивилизованного народа". Когда-то, в 60-е, эта идея представлялась весьма "прогрессивной". Но времена меняются, и Леви-Стросс попал в категорию "неприкасаемых"...

Зверскую природу поведения правящих элит весьма остроумно описал Вильфредо Парето в своей "Общей социологии". Его очень любил цитировать Жан Тириар. Особенно в полемике со схоластами от традиционализма. Парето предположил, что современное общество движимо теми же архаическими тенденциями, что и самые примитивные племена: жадность, желание растолкать локтями, захватить всего как можно больше, наесться, напиться и т.д. А все, что "цивилизованные люди" на этом инстинкте надстраивают: религиозные, социальные и прочие институты - это не более, чем "дымовая завеса". Тириар очень любил в подобном эпатажном ключе беседовать с крупными политиками и "видными" традиционалистами, сводя различные политические модели к простейшим резидуальным качествам, к функционированию основных физиологических центров. Не все это понимали. Особенно когда он таким образом "препарировал" религию...

Философская антропология  

Существует еще так называемая философская антропология. Эта сфера более сложная и запутанная, нежели этнология и этнография. Й.Фихте, Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, Э.Кассирер, М.Шелер, В.Дильтей, Г.Зиммель и т.д... Не просто антропология - философская антропология, для которой характерно представление о фундаментальной недостаточности той инстанции, которая в современном мире называется "человеком".

Поскольку это все-таки современные авторы и действуют они в контексте современного языка, то представление о самостоятельной душе у них не может быть корректным и адекватным с традиционалистской точки зрения. Они болезненно и остро осознавали необходимость усилий для преодоления ущербной големической данности, но что это должны быть за усилия, в каком направлении, они твердо не знали... Это придавало удивительный драматизм их мысли.

В первую очередь, имеется в виду, конечно же, Ницше. Он провозглашал необходимость восстановления нормальных пропорций. Причем, не путем простой реставрации, а путем волевого героического акта. Это заслуживает более чем восхищения. Понять, что невозможно жить в мире без Традиции - это героичнее и, в конечном счете, достойнее, чем пассивно следовать уже имеющимся традиционным установкам... Ницше многомерен и сложен, его философская антропология представляет собой парадигму Консервативной Революции. Человек не достаточен, он переходный вид. Человек не ответ, но процесс, "стрела тоски, брошенная на тот берег". Ницше не традиционалист, он не знает о "световом человеке", и не верит тем, кто претендует, что знает о нем в эпоху "сумерек идолов"... Но его воля и его онтологическое чувство не позволяет ему признать актуальное человечество убожество как норму, как приемлемый "статус кво". Бездна нигилизма мучает его, он твердо знает, что исход где-то не здесь... В далеком и страшном пути по ту сторону предлежащих границ... Трагическая антропология преодоления "человеческого-слишком-человеческого" приобретает от интуитивности и раскаленной искренности еще большую ценность...

Есть и иная, "минимально гуманистическая", вариация философской антропологии - самовлюбленная, самодовольная, гуманитарная философия Фейербаха. Но это лишь бессмысленное декларирование банальных вещей: мол, человек сложен, многомерен, все не так просто и т.п. Не более того.

В XX веке философская антропология была представлена Максом Шелером. Довольно интересный автор, он ясно осознавал дуализм проблематики и пытался его преодолеть. Причем не путем абсолютизации рассудка, а путем гармонизации инстинкта. Получился своеобразный рационализированный и сублимированный витализм. Особого внимания заслуживает работа М.Шелера "Рессантимант в структуре морали". Выдвинутая Ницше концепция ressentiment'а развита там крайне остроумно и объясняет удивительно точно многие психологические проявления современных людей. В каком-то смысле, ressentiment может служить общим знаменателем и самой выразительной характеристикой современного человека - тотальная плоская злобная зависть-ненависть малого существа, недоразвитого, рудиментарного, претенциозного, амбициозного, самовлюбленного, несостоятельного, не компетентного ни в чем, уродливого, не выносящего все глубокое, высокое, истинное и величественное... Ressentiment - последнее оружие последних людей... Это очень напоминает массу големов, сплотившихся в коллективно-солипсическую орду.

Арнольд Гелен, как правило, упоминается всегда, когда речь заходит о современной философской антропологии. Он был последователем Макса Шелера. Замаскированный виталист, но крайне рационалистичный. Самое его известное сочинение: "Мораль и гипермораль", в котором он утверждает, что нет никакой универсальной морали - каждый народ сам вырабатывает морально-этические ценности, которые вытекают из политико-органических интересов.

Особого внимания заслуживает Карл Густав Юнг. Основатель "психологии глубин", развивал в направлении холизма основные интуиции психоанализа З.Фрейда. Его в чем-то можно отнести к направлению философии жизни, "психическому витализму". Традиционалисты его не любят - причисляют к представителям контринициации. Против него высказывались и Генон и Эвола. Юнгу инкриминировалось то, что он не выступает прямо от лица Традиции и против современного мира, а пытается отстоять определенные традиционные эзотерические учения, пользуясь языком современности. Нечто подобное высказывали классики традиционализма и в адрес Мирчи Элиаде.

Неотения и инициация  

Очень любопытная антропологическая концепция есть у замечательного автора Артура Кестлера, евразийца. У него есть крайне занятное изложение концепции неотении. Это зоологический термин. Через неотению Артур Кестлер объясняет специфику человека как вида.

Что же такое неотения? В основе этой концепции лежит эволюционистская модель. В частности, зоологи заметили, что в развитии некоторых видов происходят определенные регрессивные сдвиги: животное застывает на стадии юности или раннего детства. Это и есть неотения. Животное по наследству детенышу передает все характерные для вида способности и навыки. Чем древнее вид, тем тоньше специализация этих существ. Коала, например (очень древнее существо), питается листьями только одного вида эвкалипта. У коалы специальные ногти для этих деревьев, специальные кишки... Устойчивые виды всегда двигаются в сторону такой специализации. Неотения же нарушает эту "идиллию" неспешной эволюции. Детеныши зачинаются раньше времени - родители сами еще ничего толком не знают, следовательно, им нечего передавать. Новорожденные получают набор каких-то странных, "недоделанных" инстинктов, поэтому они уже не знают точно: что им есть, куда ползти, какие ногти отращивать. Вот в эти-то моменты, согласно Кестлеру, и происходят самые гениальные открытия в животном мире. Все его родственники плавали, а этот выполз на берег, стоит, по сторонам пялится обалдело. Постепенно у него возникают от странности пульмональные отростки, глядишь - вроде все в порядке: уже пополз... А все потому, что зачат был раньше времени.

По Кестлеру, неотения - это отход назад, для того, чтобы прыгнуть вперед. Специализация - сужение возможностей, регресс, впадение в детство, напротив - открытие новых непредсказуемых возможностей и способностей.

Ученые-зоологи проанализировали мозг маленького орангутанга. Объем черепа оказался вполне сопоставимым с человеческим. Но орангутанги растут: верхняя часть черепа уменьшается, а челюсти - наоборот. Происходит специализация, и взрослые орангутанги идут спокойно заниматься своим орангутанговым делом. Потенциальность, которую детеныши несут от рождения, они полностью утрачивают.

По мнению Кестлера, человек - это продукт неотении. Зачатые не в том возрасте, не получившие никаких нормальных инстинктов, полу-абортивные существа, случайно выбились из строя целеустремленных орангутангов. Отсюда у них и череп такой, и отсутствие волосяного покрова, и неспособность после рождения делать что-нибудь путное, кроме как визжать. Даже новорожденные тараканы мгновенно бегут в нужном направлении. На Север, например. Кстати, географические представления животных - это отдельная тема. Они превосходно ориентируются в пространстве... Человеческое существо при рождении совершенно не приспособлено к жизни. Неотения это прекрасно объясняет.

Есть известный биолог Адольф Портман. Он утверждает, что нормальная человеческая беременность должна продолжаться 21 месяц. А она длится только девять. Через 21 месяц после зачатия человеческое существо действительно выполняет те функции, которые выполняют новорожденные других видов. Портман считает, что после рождения человек еще 12 месяцев пребывает в своего рода "социальной матке". За этот год младенец добирает все недостающее.

Почему я остановился на этой гипотезе? Ведь эта концепция так же "профанна" (современна), как и все остальные антропологические концепции современного мира. Здесь меня поразило явное сходство с моделью инициации. Потенциальное важнее актуального. Недеяние, созерцание важнее действия. Вспомните маленького орангутанга с нормальным черепом и взрослую челюстиносную особь. Это очень похоже на соотношение между золотым веком и веком железным, между состоянием полного покоя, потенции, созерцания, возможностью стать кем угодно и тупым существованием "последних людей". Рожденный раньше времени человеческий детеныш, сохраняет потенциальность. В отличие от устоявшихся коал (которые как только родятся - тут же прилипают к определенному эвкалиптовому дереву) он способен на многое. Сохранив свою неисчерпанную, неистраченную потенциальность, он может выбирать из колоссального веера возможностей.

Инициация предполагает нечто похожее. Инициатическая смерть возвращает человека в матку, представленную в инициатических ритуалах рекой, пещерой или специальной ритуальной хижиной. Человек теряет свою накопленную к данному моменту специализацию, растворяется и воссоздается заново, но уже в новом контексте. Учителя духовной жизни открывают посвященному совершенно новый мир, стремясь сохранить как можно больше потенции, обратить воды Иордана вспять. Это важнейший мистический символ: предание гласит, что, когда (во время Крещения) в реку вошел Христос, течение изменило направление на противоположное.

Христос сказал: "Будьте как дети". Это тоже имеет отношение к неотении. Вообще, ребенок, младенец - это символ полноты, а не ущербности. Символ полного и абсолютного совершенства. Символ золотого века. Лучезарный светоносный младенец.

Черная неотения  

Есть у этой темы еще один, инфернальный, аспект. Сыны тьмы и био-аппараты ведь тоже не дремлют. Давайте попробуем представить, как явление неотении может быть использовано в агрессивных целях. Обратите внимание, как современные подростки ловко справляются с компьютером, как здорово они схватывают технические навыки, которые недоступны многим взрослым. Тем не менее, интеллектуально и душевно они отличаются поистине дегенеративными качествами. Такое сочетание бездуховности, нечувствительности к тонким проблемам и невероятной способности к освоению новых технологий может быть использовано верстальщиками современной либеральной апокалиптической цивилизации для очень подозрительных вещей.

В частности, есть такая концепция: на финансовых рынках молодые люди быстро осваивают технологию биржевой игры, живут года два-три в страшном напряжении, зарабатывают гигантские деньги, а потом выбрасываются куда-нибудь в санаторий, в суицид или на частный остров (если повезет). Наблюдается тенденция снижения возраста таких брокеров. Можно представить себе черную футурологическую версию, когда определенные силы выдвинут этакого гигантского младенца-монстра. У малышей объем мозга по отношению к объему тела страшно велик, и если использовать этот принцип, то младенцев можно использовать в качестве инфернальных пародий на "королей мира"... Им по три-четыре года, но они способны манипулировать сложнейшими вещами, а остальное человечество - станет лишь полем для их ужасных игр. Такое развитие событий вписывалось бы в логику пародии на инициатический символ "играющего младенца", который мы встречаем у Гераклита, а позже в притче о трех превращениях духа в "Так говорил Заратустра" Фридриха Ницше.

Тело без органов  

Теперь несколько слов об антропологии Жиля Делеза. Это тоже виталистская версия антропологии. Жиль Делез - "новый левый" философ. Он трагически погиб несколько лет назад, выбросившись из окна. Мыслитель по современным меркам совершенно не политкорректный. У него есть любопытная антропологическая концепция.

В основе человека, согласно Делезу, лежит тело. Это высшая и главная реальность, базовая категория. В теле рождаются некие загадочные фрейдо-марксистские поползновения. Очень сложные, не имеющие языковых структур. Как пар, они поднимаются вверх и там достигают очень тонкой грани, которую Делез называет "поверхностью базы". Это очень специфическая категория его философии. Бессмысленные пары вегетативной реальности начинают доходить до твердой поверхности и отбрасывать лучи в сферу рассудка.

Здесь действует уже знакомый нам принцип резидуальности: представление о человеке как о звере или, точнее, о зверофантоме. Испарения этого зверофантома достигают поверхности и оттуда начинают создавать надстроечные модели в рамках классического фрейдизма: систему ценностей, философские модели, цепочки псевдо-рациональных мотиваций, комплексы и т.д. Человек мгновенно забывает о поверхности, о предшествующей конспирационистско-вегетативной деятельности, начинает рассуждать в терминах общества: любовь, красота, интересы, разумность, расчет и т.д. На самом деле, это не что иное, как отблески, рожденные на поверхности, случайно и спорно (здесь все спорно) интерпретированный голос вегетативной телесности.

Это очень интересная авангардная модель. Но Делез идет дальше. Процесс этот, по мнению Делеза, основан на бесконечном количестве подмен. Старое тело, поверхность и рациональность есть не что иное, как тяжелейшая мутная мистификация. Изначальный импульс проходит жесточайшую цензуру в человеческом сознании, где от него мало что остается. Он приходит в пережеванном, искореженном, "тоталитарном" виде и только усугубляет общее порабощение человеческой вселенной, способствует буржуазному отчуждению, "фашизму" и прочим малоприятным вещам. Поэтому такая модель устройства человека является порочной, и ее необходимо преодолеть. Нужно не просто обратиться к телесным корням, нужно заново проинспектировать реальность между телом и поверхностью, обращаясь постоянно к той точке, где соприкасаются между собой пучок телесных испарений и размытые корни логических конструкций. Это пространство зыбкой игры телесных ощущений сплавленных с зачатками рассудочных обобщений уподобляются клубневым растениям, rhizome, которые распространяются под поверхностью (сознания) и дают завязи в произвольном месте, выбираясь (или не выбираясь) на поверхность.

Согласно Делезу, если сосредоточить внимание на этом промежуточном ("ризомном") пространстве появится возможность определенным образом изменить логику поднятия этих испарений, пустить их по совершенно другому каналу. Если удастся максимально "либерализовать", раскрепостить этот процесс, возникнет "новое тело", не то тело, которое с органами - структурированное и довольно "фашистское". Ведь глаз смотрит только вперед, ухо слышит только вовнутрь, что ограничивает человеческую свободу. Новое тело не имеет органов, в нем и видение, и слышание, и чувствование является одним и тем же процессом9.

Здесь Делез приближается к йогическому учению санкхьи о 5 танматрах - качествах человеческого восприятия, онтологически предшествующих делению на импульс ощущения и его рецепцию. Эти внутренние органы человеческой души, где еще нет разделение на излучение света и восприятие света, на источник звука и восприятие звука и т.д., эти танматры формируют "субтильное тело" или получувственную-полудуховную оболочку души. "Тонкое тело" санкхьи и есть "тело без органов" - по крайней мере, без органов в их фиксированном для бодрствующего состояния отчуждающего качества. Это чувствование "в обе стороны".

Делез рассуждает о "теле без органов" (термин взят им из шизофренического опыта Антонена Арто) не в рамках классического эзотеризма, но в контексте языка современности, оперируя при этом примерами из сферы искусства: живописи, поэзии и т.д. Для Делеза речь идет о том, чтобы породить такую поверхность, такой концептуальный аппарат, который не был бы репрессивным, отчужденным, лживым, не создавал бы комплексы, а наоборот максимально точно, тонко и гибко соответствовал бы первичным вегетативным испарениям, гармонизировал бы их. Тогда жизнь превратится в мягкое плавное передвижение в неживотном, нерациональном пространстве, в тонком полусне - существование станет "ризомным"...

Практическая сторона этого "сценария освобождения" довольно сомнительна: наркотики, перверсии и т.д. Но с точки зрения современной антропологии теории, интуиции Делеза представляют определенный интерес.

Другой интересный автор, Говард Филлипс Лавкрафт, взял некоторые антропологические гипотезы и описал их в жанре черной фантастики, отчего они приобрели сочное и зловещее звучание. Но Лавкравт - это отдельная интересная тема. Возможно, мы о нем еще поговорим впоследствии...

Гипотезы падения человечества  

В заключение давайте подумаем вот над чем. Современные люди настаивают на полном разрыве с трансцендентным принципом души. Современная антропология имеет дело исключительно с зооаппаратом и ни с чем иным иметь дело не хочет. А что если попробовать проинтерпретировать принципиальную позицию в парадигматическом контексте?

Здесь возможны два варианта. Я не отдаю ни одному из них предпочтение, просто пытаюсь сформулировать, как может традиционалистское сознание или традиционалистская антропология понять и расшифровать такое упорство наших современников в этом принципиально важном вопросе.

Гипотеза номер один. Человечество находится под фундаментальным и мощным гипнозом. Под воздействием определенных чар оно настойчиво и упрямо отрицает реальность своего объективного видового качества. Тут можно вспомнить старообрядческую беспоповскую концепцию духовного антихриста - особого зловещего присутствия, которое отрывает имманентную реальность от трансцендентных корней, жестко и настойчиво обрезает золотые нити, которые идут через сердце человека к горним мирам. Эта концепция очень созвучна представлению Генона о специфике современного мира. Генон также рассматривал современный мир как некую объективную, зловещую, фатальную реальность. Это не произвол или заговор, это серьезнейшие изменения качества среды. Под гипнозом, связанным с этими изменениями, человечество забывает о душе и начинает исходить из нелепых предпосылок современной антропологии. Это щадящая гипотеза. Согласно ей, современная антропология - это самообман, ложь, донос на самих себя, написанный по подсказке выпущенного на свободу змия. Хотя это, конечно, не делает чести людям, попавшим под действие гипноза, и преспокойно себя ощущающим, но это еще не конец. Теоретически туман может быть развеян - люди могут прозреть.

Из этой гипотезы вытекает, что у людей есть душа, просто ее от них прячут. Следовательно, императив души формулируется так: нужно бороться за истину, за реальность, за онтологию души, за то состояние внутреннего содержание людей, которое соответствует настоящей правдивой картине, хотя и скрытой глубокой пеленой злой иллюзии, разоблачая при этом тех, кто активно утверждает современные антропологические концепции или просто их пассивно подразумевает, что еще опаснее. Необходимо заниматься всеобщим анализом и самоанализом в первую очередь...

Вторая гипотеза пострашней. Она предполагает, что современные люди есть то, кем они себя считают. На одной из лекций Евгений Всеволодович Головин цитировал Новалиса, который утверждал, что под видом людей сейчас ходит целая галерея самых разнообразных существ. Из Апокалипсиса мы знаем, что в конце времен гоги и магоги вырвутся через щели в земной коре и оседлают безвольные големические куклы. У беспоповцев есть страшная антропология Евфимия. Он считал, что произошла антропологическая подмена: в облике людей сейчас ходят "трупы мертвые, телеса демонские, иконы сатанинские". Это не просто одураченные люди, это вообще уже не люди...

У Лавкрафта есть замечательная иллюстрация дарвинизма: человеку присылают его африканскую прабабушку, он открывает посылку - и видит белую обезьяну...

Прошлую лекцию я закончил рассказом о том, что в конце времен под маской людей будут скрываться два полярных типа существ: с одной стороны, дети света (их будет подавляющее меньшинство) и все остальные - дети тьмы. Дети света будут подвергаться беспрецедентным гонениям, они будут почти уничтожены...

Однако, несмотря на невыгодное для нас соотношение сил, победа все равно будет за нами.

10.03.1999
Примечания

      1 Душа есть платформа воскресения и основа "тела воскресения". См. лекцию "Онтология воскресения". >>
      2 По этому поводу см. подробнее кн. А.Дугин "Эволюция парадигмальных оснований науки", М., 2002. >>
      3 "Метафора часов" лежит в основе науки Нового времени, из нее исходили мыслители и ученые переходного этапа от Возрождения к Просвещению - Ф.Бэкон, Г.Галилей, И.Ньютон, Дж.Локк и т.д. См. подробнее: А.Дугин "Эволюция парадигмальных оснований науки", указ. соч. >>
      4 "Как механизмы, т.е. структуры, управляемые принципами ньютоновской классической механики, рассматривались минералы, растения, животные и даже люди. Ламетри расширил декартовское представление о животных как о сложных механизмах до человеческих существ (концепция "человек-машина", L'Homme-machine), а физиологи (Уильям Гарвей и т.д.) делали открытия человеческой анатомии, рассматривая каждый орган как эквивалент физического прибора или механизма. Идея мира как механизма, составленного из атомарных частей, распространялась на все области знания. Отсюда приоритет физико-математической модели, которая считалась описывающей механизмы наиболее точно и адекватно. Остальные науки, исследующие более тонкие процессы, лишь стремились к достижению аналогичной точности. Отсюда возникла определенная иерархия современных наук, в основании которой лежал именно этот критерий "точности". Наука считалась тем более точной и "научной", чем более она приближалась к физико-математическим нормативам." А.Дугин "Эволюция парадигмальных оснований науки", указ. соч. >>
      5 Более детально эта тема изложена в кн.А.Дугин "Эволюция парадигмальных оснований науки", указ. соч., где разбираются случаи отклонения от такой базовой установки и рудименты "холизма". >>
      6 Возможность рассмотреть эволюционизм и витализм как фрагментарный криптотрадиционализм и криптоманифестационизм подробно разбирается в кн. А.Дугин "Эволюция парадигмальных оснований науки", указ. соч. Продолжая эту линию становится понятным, что могло привлечь метафизика Ю.Мамлеева в гипотезе "тайного лица природы". >>
      7 См. подробнее: А.Дугин "Эволюция парадигмальных оснований науки", указ. соч., где показано, почему механицистский аппаратный подход более строго соответствует парадигме Нового времени (парадигме отрезка), нежели витализм. >>
      8 См. там же. >>
      9 См. подробнее: А.Дугин "Русская Вещь", т.2, М., 2001 - главы "Положи свое тело в осоку" и "Тело как представление", а также лекцию "Угроза гомункула". >>

      << Начало


Философия Традиционализма - Новый Университет
Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    18 апреля 2003, 19:00
    ''Элементы'' №5 | А. де Бенуа | Хайек: закон джунглей | 2000
    17 декабря 2002, 15:54
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Смерти звонкая песнь | 2000
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Математика | 2000
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Крестовый поход детей | 1996
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Ореховый сад | 1998
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Эссе о галстуке | 1999
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Побег | 1997
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Диакрисис | 1997
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Растворение соли | 1997
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Тот, кто идет против дня | 1997
    ВЕСЬ АРХИВ