21 сентября, суббота
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Старообрядчество | В.Карпец | Единоверие исторический компромисс или Третий Путь Напечатать текущую страницу
Владимир Карпец

Единоверие: исторический компромисс или Третий Путь Русского Православия

Доклад на втором семинаре Нового Университета из цикла «Евразийские среды»

Мелхиседек благословляет Авраама. Фреска северной паперти церкви Воскресения в Ярославле

После церковного Раскола XVII века верное древлему благочестию старообрядчество, сохранив абсолютную правоту и понимание сути самого Раскола, осталось без священства. Из этого были сделаны выводы самые разные. Наиболее радикальным выводом был вывод, что церкви вообще нет – церковь ушла на небо, человек отныне не спасается никаким образом, и спастись можно только милостью Спаса (это так называемое Спасово согласие). Но, кстати, Спасово согласие именно потому, что оно радикально отрицало всё, готово было в ряде случаев на примирение с господствующей церковью. Например, спасовцы крестились, отпевались и заключали браки в господствующей церкви, а в некоторых случаях даже и причащались. Правда, исповедовались они не священникам, а своим старикам (так называемая стариковщина). Радикальнее спасовцев стоят уже бегуны, дыромоляи, мельхиседеки и прочие редкие согласия.

Итак, старообрядцы, лишившись канонического священства, разделились по этому вопросу на поповцев, принимавших к себе беглых священников от господствующей церкви, и беспоповцев, посчитавших, что после Раскола каноническое священство иссякло, и у которых сохранилось по этой причине только два Таинства – Крещение и Покаяние (Спасово согласие, как было сказано, стоит в этом отношении особняком).

Основная масса старообрядчества – это именно беспоповские согласия: Поморское и Федосеевское. Беспоповцы разделились по вопросу о браке. Поморцы приняли брак, федосеевцы так брак и не приняли (конечно, они нашли для себя какие-то выходы, но это уже другой вопрос).

Поповские согласия принимали первоначально беглых священников от синодальной церкви.

В дальнейшем возникло Белокриницкое согласие, которое нашло епископа, восстановившего им священство. Насколько это священство законное, эту тему мы затрагивать не будем. Среди архиереев РПЦ по этому поводу существуют разные мнения – в частности, митрополит Антоний Храповицкий белокриницкое священство признавал, так же как и Андрей Ухтомский и некоторые другие. Лично я склонен, скорее, соглашаться с владыкой Антонием Храповицким. Но надо сказать, что переход всей массы верующих РПЦ в Белокриницкое согласие – вещь абсолютно не реальная, даже если мы будем считать белокриницкое священство абсолютно законным.

В середине 18-го века старообрядцы-поповцы так называемого Дьяконовского согласия, наиболее умеренного среди поповских согласий, хотя при этом его основатель дьякон Александр по приказу Петра I был замучен и утоплен в Волге, посчитали возможным принятие священства от Греко-Российской церкви, причём без перемазывания священников через третий чин – чин Покаяния.

Знаменитый последователь дьякона Александра инок Никодим вёл длительные переговоры со светлейшим князем Потёмкиным и затем с Екатериной II через него о возможности воссоединения старообрядцев с официальной Греко-Российской церковью.

Фактически воссоединению в этот период помешала только внезапная неожиданная смерть инока Никодима по совершенно непонятным причинам. После этого процесс воссоединения фактически затормозился до восшествия на престол одного из величайших в истории монархов - Императора Павла.

Вопрос об императоре Павле, вопрос о том, кем был Император Павел, откуда он родом, что это за монарх, почему вдруг неожиданно в романовском роду появляется столь великая могущественная фигура мирового значения, остаётся открытым...

О том, что Павел был императором мирового значения свидетельствует, например, то, что он готов был полностью воссоединить под своим правлением Великий Континент. Ради этого он помирился с Наполеоном, отверг всякие отношения с Англией, планировал вхождение русских казаков-старообрядцев в Индию... Это тот самый континентальный союз, о котором мечтают все великие геополитики от Карла Хаусхофера до Жана Парвулеско. Всё это было воплощено в императоре Павле. Это – первая линия его правления.

Вторая линия правления Императора Павла связана с планом освобождением крестьян. Его указ о трёхдневной барщине, согласно которому крестьянин должен был работать на помещика только три дня в неделю, и при этом крестьянам было дано разрешение торговать в городах, фактически почти освобождал крестьян. Был задуман и второй шаг – полное освобождение крестьян через несколько лет, но этому проекту не было суждено осуществиться тогда.

Интересен и другой проект. Когда революционная Франция начала преследовать Папу Римского, Павел предложил Папе убежище в Полоцке. Речь здесь, разумеется, не шла ни о каком экуменическом соединении, это было просто предложение убежища. Суть же в том, что Павел готов был своей имперской властью встать выше всех конфессиональных разделений.

В императоре Павле словно бы оживает гибеллинский дух императора Фридриха II Гогенштауфена...

Интересно, что на день коронации императора Павла старообрядцы прислали ему икону Архангела Михаила, а это, как вы знаете, Архангел Конца Времён. Одновременно - это покровитель русских царей и русского воинства. Архангел Михаил – непосредственный исполнитель воли Божией.

Когда Императору Павлу старообрядцы дарят икону Архангела Михаила, вы понимаете, что это значит… Это свидетельство высшей сакральной легитимности. Много спорят о легитимности Романовых, но что касается легитимности Императора Павла – здесь вопросов нет, если сами старообрядцы признают его легитимным Государем и дарят ему икону Архангела Михаила.

Впоследствии Павел построит Михайловский замок в Петербурге, где и примет трагическую насильственную смерть… Кстати, у стен Михайловского замка с давних времён и поныне совершаются чудотворения – исцеления, чудеса и т.д.

К Императору Павлу обращается с письмом депутация старообрядцев. В этом письме они просят, чтобы он своей монаршей властью повелел Синоду даровать старообрядцам священство от господствующей церкви. При этом ставился целый ряд условий: прекращение каких-либо гонений, служение поставленных для старообрядцев священников строго по старому обряду в старообрядческих храмах, признание Греко-Российской церковью всех старообрядческих таинств действительными, право старообрядцев не допускать в храмы тех, кто крестится троеперстно, не носит бороды, курит табак и т.д. И, наконец, – дарование старообрядцам от Синода епископов, чтобы в дальнейшем епископы могли поставлять старообрядческих священников. Самое же главное, о чём просили старообрядцы – это снятие всех клятв, которые были наложены на Старый Обряд разбойничьим Собором 1666-67 гг.

Когда Павел получил это послание, он написал: «Быть по сему», и направил это всё московскому митрополиту Платону, который внёс в эти пункты существенные изменения.

Были составлены так называемые 11 пунктов Единоверия, утверждённые Синодом. Частично они удовлетворяли просьбу старообрядцев, однако значительно сужали возможности уврачевания церковного Раскола.

Из предложенного старообрядцами проекта, митрополит Платон оставил фактически только дарование старообрядцам священства от господствующей церкви. При этом односторонним образом была закрыта возможность для евхаристического общения между новообрядцами и единоверцами, т.е. было разрешено старообрядцам причащаться в храмах господствующей церкви, но запрещено членам господствующей церкви причащаться у старообрядцев-единоверцев, это допускалось только в случае крайней нужды – в смертном случае (пункт 11). Этот пункт полностью противоречил пункту 10-му, подтверждающему законную силу священнодействий единоверческих священников.

Кроме того, тогда было очень много так называемых «не записных» старообрядцев, которые официально не числились в Расколе, а числились формально в господствующей церкви. Естественно, такие «не записные» старообрядцы готовы были принять Единоверие, но им по правилам митрополита Платона нельзя было причащаться в единоверческих храмах. По рескрипту митрополита Платона прежде чем присоединиться к Единоверию, следовало пять лет официально числиться в Расколе. Как вы понимаете, было совершенно бессмысленно переписываться в Раскол для того, чтобы потом снова возвратиться в синодальную церковь на правилах Единоверия.

Пункт 1-й правил Единоверия разрешает клятвы, наложенные на приверженцев Старого Обряда только в случае их перехода в Единоверие.

Т.е. фактически митрополит Платон и Синод уничтожили замыслы Императора Павла, который вскоре погиб в результате заговора и цареубийства. Думаю, что причины заговора и цареубийства здесь для подавляющего большинства понятны… Это, конечно, как континентальная политика Императора Павла, так и его крестьянская политика и разумеется его церковная политика тоже. Нет никаких сомнений, что если бы монарх остался бы в живых, то дело воссоединения церкви было бы продолжено и, наверное, где-то к 1810 г., было бы уже осуществлено.

Из-за двойственности пунктов Единоверия, оно приобретает двойственный статус. Так называемые «общеправославные», я не применяю здесь выражения «никонияне», начинают смотреть на него как на «полураскол», а старообрядцы как на «полуникониянство», сравнивая единоверие с католической унией в западных областях Украины.

К тому же, несмотря на то, что в пунктах оговаривается основанная на Кормчей практика избрания священника членами общины, на единоверческие приходы начинают по привычной синодально-консисторской практике присылать выпускников семинарий и академий, которые не знают ни старого обряда, ни крюкового пения и вообще далеки от идеалов старообрядчества.

При Николае I правительство принимает курс на искоренение старообрядчества, что сказывается и на Единоверии. На долгие годы процесс преодоления последствий Раскола замораживается.

Возрождение Единоверия начинается с указом Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», изданным 17 апреля 1905 года восстановившим в правах всю молившуюся двуперстно Древнюю Русь. Именно теперь Единоверие приобретает то исконное значение, которое придавали ему его создатели – император Павел и инок Никодим.

Вновь встала необходимость решения вопроса о снятии клятв со старого обряда, а также вопроса о поставлении единоверческих епископов.

Наконец, в 1906-1907 гг. 4-й Всероссийский миссионерский съезд в Киеве заявил о равночестности древнего и нового обрядов.

Далее созываются единоверческие съезды 1910 и 1912 гг. Председательствуют там два будущих главы Русской Церкви – митрополит Антоний Храповицкий – будущий глава Зарубежной Церкви и митрополит Сергий Страгородский – будущий Патриарх Московский и Всея Руси.

Поместный Собор 1917-18 гг., в котором участвовали единоверческие священники, среди которых был и священномученик Симон Шлеёв, очень глубоко почитаемый в Единоверии и в частности у нас в Михайловской слободе, снял клятвы, наложенные на старообрядчество, и обратился ко всем православным верующим с призывом к единению.

Вы знаете, что за этим последовали известные революционные события и начались антицерковные гонения, что вновь стало препятствием для дальнейшего развития Единоверия.

В 1927 г. Митрополит Сергий Страгородский заявил о том, что решения соборов 1666-67 гг., наложивших клятвы и прещения на древний русский обряд, вменяются ни во что, и древний обряд признаётся равночестным с новым при условии вхождения старообрядцев в патриаршую церковь.

И, наконец, Собор 1971 г. окончательно снял клятвы со старого обряда, и тем самым был открыт пут для воссоздания старого обряда в лоне РПЦ.

Надо заметить, что Собор 1917-18 гг. принял очень интересное постановление о том, что если 4/5 членов приходской общины высказываются за возвращение к древнему дониконовскому чину, то эта община имеет полное право переходить на старый русский обряд.

В настоящее время в Москве только одна община воспользовалась этим правом – это община храма Николы на Берсеневке во главе со священноигуменом Кириллом Сахаровым.

Несмотря на сочувствие к старому обряду со стороны широких кругов православных верующих и вопреки постановлениям Собора 1917-18 гг., предсоборного совещания 1927 г., Собора 1971 г. до сих пор продолжается травля тех, кто придерживается старого русского обряда внутри РПЦ МП. Конечно, это не прямая травля. Но начать следует с того, что в учебниках по Закону Божию, в семинариях, академиях и воскресных школах преподаётся только новый обряд, хотя должен был бы преподаваться и новый и старый.

На уровне приходского духовенства идёт бойкот единоверческих храмов. Наш храм находится в Московской области. Я сам знаю, как ходят священники из так называемых «общеправославных» храмов и уговаривают людей не ходить в наш храм в Михайловской слободе, причём клевещут, говоря о том, что это сектанты, раскольники и всё что угодно, хотя у нас регулярно служит священноначалие РПЦ и храм пользуется заслуженным признанием.

На уровне обыденного «общеправославного» сознания, безусловно, предстоит ещё ломка соответствующих укоренившихся за века гонений ложных стереотипов в отношении старообрядцев и тех, кто в лоне РПЦ придерживается старого русского обряда.

Заявленная тема нашего доклада звучит: «Единоверие: исторический компромисс или Третий Путь Русского Православия». Ответ на этот вопрос можно было бы дать так: задумывалось это как исторический компромисс (со стороны Синода, но не со стороны Императора Павла). Император Павел с его идеей континентальной империи, безусловно, собирался сделать старый русский обряд неким средоточием, неким центром, вокруг которого могла бы существовать периферия в виде обряда нового и ещё более дальняя периферия в виде католиков.

Что же сегодня? Недавно, совершенно неожиданно мы были обрадованы постановлением Архиерейского Собора РПЦ о поддержке связей со старообрядцами и о поддержке старообрядных приходов РПЦ, что нам позволило провести очень интересную конференцию в Михайловской слободе, посвящённую памяти Указа о веротерпимости. Создана комиссия по работе со старообрядными приходами, но это, конечно, чисто внешние проявления.

Какую же роль сейчас призвано сыграть Единоверие? Конечно, совершенно противоположную той, какую ему отводил митрополит Платон и Синод. Если для митрополита Платона и Синода – это был путь по усмирению старообрядцев и привлечению их в лоно господствующей церкви, то смысл современного Единоверия совершенно противоположен. Смысл современного Единоверия, безусловно, заключается в том, чтобы внутри самой РПЦ пробудить движение к корням, к Традиции и чтобы сама Русская Церковь постепенно, мягко, без революционных изменений и изломов вернулась к исконной православной Традиции.

Современное Единоверие – это, действительно, Третий Путь, это, если угодно, православный проект для России в целом, или как говорит А.Г. ДугинСтарая Вера для Новой Руси.

Единоверие – это возвращение к самим себе, к собственным корням, потому что, наверное, у каждого из нас есть предки старообрядцы, не говоря уже о том, что, вообще-то, все наши предки были старообрядцами до Раскола.

Я рискну высказать здесь одно предположение, связанное с имперским будущим Великого Континента. Дело в том, что в этом имперском будущем Единоверию именно потому, что оно исповедует в Символе Веры слова «Его же Царствию несть конца» придаётся роль Неподвижного Двигателя в аристотелевском смысле, в то время как, условно говоря, «никониянство» и римо-католики в данном случае устремлены в историю. Единоверие же и Старообрядчество устремлены в Вечность, ибо внутри единоверческой и старообрядческой молитвы пребывает этот Неподвижный Двигатель, которого Рене Генон называл Царём Мира и который в православной традиции отождествляется с царём без матери и без отца – Мельхиседеком.

Для нас очень важно сохранить старый русский обряд, который есть Сердце Мира или, как писал Гумилёв, «золотое сердце России», внутри которого мистически пребывает Господь наш Исус Христос, который одновременно, согласно некоторым святоотеческим толкованиям тождествен Царю мира Мельхиседеку.

И в этом смысле Единоверие – это мистическое сердце всего Православия и я даже сказал бы шире – всего христианства, что особенно важно сейчас в нашем евразийском контексте в плане противостояния мировой периферии – океаническому атлантическому миру, протестантизму и всему, что с этим связано.

Единоверие важно и ценно именно тем, что оно, не отрицая и, напротив, принадлежа господствующей церкви, осуществляет внутри неё глубинную консервативную революцию, открывающую путь для грядущей эсхатологической встречи Господа нашего Исуса Христа.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    27 февраля 2004, 20:32
    Старообрядчество | FAQ | А.Дугин | О нательном кресте старовера | 1999
    27 декабря 2003, 16:35
    Старообрядчество | Старая вера и новая Россия | Завтра |
    5 июля 2003, 13:44
    FAQ | А. Дугин | О старообрядцах и протестантах | 1999
    FAQ | А. Дугин | О традиционализме Старообрядчества | 1999
    FAQ | А. Дугин | О Единоверии как процессе, его истории, Савве Дугине и Кураеве
    6 июня 2003, 03:22
    "Вторжение", №12 | А. Дугин, А. Езеров | Брат наш Кукша убит на рассвете| 2001
    15 декабря 2002, 13:04
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Возвращение бегунов | 2000
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Такое сладкое ''нет'' | 1999
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | ''Сторож: сколько ночи?'' | 1997
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | ''Кадровые'' | 1997
    ВЕСЬ АРХИВ