16 сентября, понедельник
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Метафизика | Александр Дугин | Тезисы к лекции Напечатать текущую страницу
Александр Дугин

Тезисы к лекции "Ночь и её лучи"

Ночь и её лучиВведение

1. "Гонзо"-метафизика

Название лекции. История прихода этого словосочетания. Недоумение звонящих. «Гонзо»-метафизика. «Страх и ужас в Лас-Вегасеs».

2. Цель лекции: реабилитация Ночи. И ее свиты.

Мир – сакральность и природа - на глазах угасают в трясине банального.

Банальное расправляется с Ночью через рудименты остаточного морализма (ночь – плохое, темное, злое, страшное) и через элементы висцерального гедонизма с эротическим и дипсоманическим оттенком – (отсюда выражение «провести ночь с кем-то»), а также привычка оправдания алкогольной интонсикации с неуклонным приближением вечера.

Опыт Тегерана: трезвый город. Иранская Ночь.

[Любое явление, вещь и понятие оказались в аппарате дробления: фрагментарный практический рассудок (полезно-неполезно) и примитивный гедонистический дуальный код (приятно-неприятно). Они дробят мир, гасят его. Но этот аппарат явно не любит Ночь – о ночи ничего нельзя сказать банального: она не полезна, но и не бесполезна, она не приятна, но и отталкивает.]

Аспекты Ночи. 1 аспект: Опыт Ночи

1. Опыт Ночи

Чтобы понять смысл лекции, необходимо предварительно поместить Ночь в область неизвестного для нас, заглушить внутренний поток штампов, который готов с силой гейзера выплеснуться из нас, как только кто-то или что-то приглашает нас к размышлению.

Итак, для начала проведем опыт Ночи в нашем сознании. Попытайтесь вспомнить ночь, что такое ночь, ночные переживания, причем в отрыве от вас самих. Чтобы привести Ночь к существованию в вашем умственном пространстве, вы должны предварительно погасить свое «я». Забудьте, кто вы и зачем вы – все равно ваше знание об этом чистая иллюзия, так что можно потом и не вспоминать.

Представьте, как Ночь сходит на мир, на ваше сознание, как медленно гаснет свет и исчезают предметы. Как Вы сами едва заметно погружаетесь в сон.

Чтобы говорить и мыслить о Ночи надо пребывать в ней, прикасаться к ее плоти, внимать ее голосу. Надо сделать Ночь говорящей.

Но как это сделать? Тут поможет герметическая пословица – obscurium per per obscurius. «Темное познается только еще более темным». Отсюда и формула «nigrum nigrius nigro». Т. е. на фоне того, что темнее Ночи, мы способны прочитать ее надписи – они становятся светлее по мере того, как мы сами становимся темнее. Тишина начинает складываться в звуки, если мы сумеем проникнуть в просторы «отрицательной тишины».

Духи Фадеева-Попова, «отрицательная вероятность». Проблема «калибровки».

Я просто приглашаю Вас к опыту Ночи.

2. Ночь как граница. Мгла. Мрак и Тьма.

Следующий шаг в дебанализации Ночи – отбрасывание представлений о Ней как об умалении Дня и Света.

Обычная триада свиты Ночи – это мгла, мрак и тьма. Они по смыслу и по иерархии не равнозначны.

«Мгла» - изначально означала плотные влажные массы воздуха или тумана. Т.е. это атмосферное явление. И обозначает наблюдаемый погодный феномен. Любопытно, правда, правда, что такова же этимология и славянского слова «небо». У нас в душе представление о небе как о чистом синем просторе. Это, кстати, типично тюркская ассоциация.

«Тэнгри» - это и есть чистое синее небо. А славянское «небо» - это индоевропейские сырые тучи, т. е. «облацы», «туманные скопления». Т. е. от «мглы» недалеко ушли – пушкинские строки «буря мглою небо кроет» дают сразу три родственных индо-европейских семантических концепта: “мгла” и “небо” понятно, но даже «кроет» отсылает нас к латинскому «coelum», что подразумевает «покрытие», «купол», «верхнюю твердь».

«Мгла» насыщенная водная масса. Это атмосферно-эстетическое оформление Ночи, или еще точнее напоминание о Ней.

А мрак? Мрак состояние угасание. Не явление само в себе, но именно процесс перехода от ясности к неясности. Акцент на ясности, на том, что угасает. Здесь подчеркивается «умирание», «умаление». То, что «немрак» первично, а то, что мрак – вторично.

Это тоже относится к ночи – «мрак ночной», раз такое выражение есть, то бывает «мрак неночной». «Неночной мрак» - это и сумерки и метафора.

И лишь термин «тьма» – дает нам реальное прозрение в сущность Ночи. «Тьма» не означает ничего другого, кроме себя самой. Это – дно Ночи, ее синоним.

В термине «тьма» мы подходим к границе. Отсюда православное выражение «тьма кромешная», т.е. «тьма границы». Любопытно, что опричников называли «кромешниками», т. е. «пограничниками».

Тьма окружает вещи, окутывает Вселенную. Тьма обнимает мир со всех сторон. И в этом она полностью подобна Ночи, сливается с ней.

Мы смотрим на Ночь и Тьму всегда со стороны Дня и Света.

Но как граница она всегда связана именно с нашей позицией. Значит она всегда ускользает от определения. Мы не можем схватить Ночь потому, что смотрим на нее не стой стороны!

3. Обратная сторона земли

У Генона в «Великой Триаде» есть загадочный пассаж о том, что Небо повернуто к нам лицом (явно речь идет о тюркской этимологии), а земля спиной.

Свет и его проявления нам сообщают себя, небо наполнено гласами и не случайно небесные видения святого евангелиста Иоанна Богослова в Апокалипсисе описаны как гром и рев труб.

Земля и Ночь молчат. Они безмолвны и ничего нам не сообщают. Скорее сообщают: что «Ваше сообщение закончено». Больше ничего нет.

Это молчание Ночи сближает Ее в индоевропейском контексте с «ничто». Ночь – ничто. Die Nacht – nichts, le neant – non и т.д.

Но существует «молчание Небес» и «голос Ночи», т.е. обратная сторона и Света и Тьмы.

Мы сможем составить себе приблизительное впечатление об обратной стороне Ночи только в том случае, если откажемся – раз и навсегда – решительно и беспощадно – смотреть на нее со стороны Дня.

Как говорил Евгений Головин: «Тот кто идет против дня, не должен бояться Ночи» («Celui qui va contre le jour ne doit pas craindre la nuit»).

Так вот, чтобы понять Ночь, надо научиться разотождествлять ее с границей, с ничто, с убыванием, с негативом.

Ночь не есть предел умаления Дня и света. По крайней мере, в самой себе Ночь, это нечто совершенно иное.

Чтобы понять Ее, важно обратиться к обратной стороне Ночи, которая и есть своего рода «Свет», но не Свет дня, не Свет как положительная данность, а парадоксальное и головокружительное свечение – «черное излучение». Ту лучи, о которых было заявлено в названии лекции.

Аспекты Ночи. 2 аспект: Мифология Ночи

1. Ночь у греков

Ночь у греков называлась Nyx, у латинян Nox. Она ездит по небу на колеснице, запряженной двумя черными конями и оставляет после себя черный туман (т.е. собственно мглу).

Нюкс – дочь Хаоса. Но вместе с тем она мать двух примордиальных существ: Эфира (Света) и Гемера (Дня). Мрак (Эреб) супруг Никс.

Это важно: Ночь первичней Света и Дня. Более того, Она их рождает, производит, изводит из Себя. Значит, она несет в себе их семена.

В теогонии орфиков Ночь считалась первопричиной.

Это отсылает нас к реальности Ночи, увиденной с обратной стороны, Ночи порождающей, беременной, чреватой.

Видимая извне, она стерильна. Отсюда образ каббалистической Лилит – первой жены Адама. Лилит на иврите от «Лейла» - ночь.

Но изнутри она беременна – чревата, т.е. она несет в своем чреве. И несет она Свет и День.

2. Ночь у Египтян

У египтян мифология Ночи была представлена примордиальной парой из числа Великой Огдоады – Восьмерки божеств хаоса. Эта восьмерка состояла из 4 мужских божеств с головами лягушки и 4 женских с головами змеи.

Боги ночи представляли собой пару Кек и Каукет (что странно напоминает по звучанию «гогов и магогов» Библии и «коки и викоки» индуизма).

Мужской лягушкоголовый Кек отвечал за Ночь и рассветные сумерки. Его паредра Каукет за Ночь и вечерние сумерки.

При этом Кек считался творцом дня.

Аспекты Ночи. 3 аспект: Ночь в монотеистических традициях

1. Ночь в иудаизме

Специальной концепции в иудаизме относительно Ночи нет. Но показательно, что ночь в счете дней в Ветхом Завете предшествует дню.

В первой главе Книги Бытия сказано: «И был вечер и было утро. День Первый» и так далее.

Отсюда правило отмечать новый год осенью – в районе осеннего равноденствия. Это сохранилось в православной практике.

2. Ночь в Православии

Как ни странно, особой негативной нагрузки образ Ночи в православии не несет. В Псалмах упоминается «страх нощной» и «вещи, во тьме приходящие» - но они отражают не суть Ночи, а отдельные ее аспекты. Ведь говорится же и о «бесе полуденном» и о загадочном «сряще», с которым можно судя по всему столкнуться не только ночью, но и днем.

О «бесе полуденном» мы, даст Бог, поговорим в отдельной лекции.

Обычай «всенощных бдений» и особенно святых ночей – Рождества и Пасхи – важнейший элемент литургической практики.

Бдеть, значит, на спать, но делать ночью не то, что делают все остальные. По сути, православная служба рассчитана на всю ночь – от павечерницы, вечерни, утрени, через часы к полунощнице и обеднице. Старообрядцы сохранили все это с расходом после утрени для сна. А раньше так и молились всю ночь.

В этом важнейший символизм – ночью надо бодрствовать – а спать видимо днем или вообще не спать. Что спать-то! Сколько можно!

Свет свещей и лампад – это православное понимание священной ночи и ее света.

Есть и более глубокий аспект, связанный с апофатической теологией.

Апофатика – способ познания Бога через его разотождествление со всем существующим. Но этот способ Бога как ничего из того, что мы знаем и видим, ведет к тому, чтобы Он проявился сам по себе.

Поэтому святой Григорий Палама говорит о Боге как о «тьме превысшей света».

Это важнейшее понятие: «тьма превысшая света», т. е. «тьма, которая намного выше, чем свет». Эта формула приближает нас к православной трактовке той реальности, о которой мы говорим.

3. Ночь в исламе

В исламе тоже есть священная Ночь – это «ночь предназначения» - «лейлат аль-кадр». Считается, что в эту ночь на Мухаммада снизошел небесный Коран и он сам стал живой книгой.

С тех пор для мусульман все потекло по-другому.

Аспекты Ночи. 4 аспект: Метафизика Ночи – потенциальное

1. Актуальное и потенциальное

В метафизике День и Свет соотносится с проявленным миром, а Ночь - с непроявленным. День – актуальное, а Ночь – потенциальное.

Ночь – это возможность и всевозможность. Вот здесь Она абсолютно «чревата». Мне нравится это слово – «ее чрево наполнено», «переполнено»…

Причем в Ночи есть как семена того, что есть, так и чего-то другого, и даже парадоксальные семена чего-то, что не только не есть, но может быть, но чего и быть не может. Это, конечно, отдельные семена. О них трудно что-то говорить – это семена «невозможного»… Видимо, эти семена – которые, как духи Фадеева-Попова, лежат с обратной стороны вероятного, частицы с отрицательной вероятностью – как-то связаны с тайной «черного более черного, чем само черное», «nigrum nigrius nigro».

И тут в метафизике можно различить два света Ночи: свет, порожденный Ночью и свет, который принадлежит только Ей. Ей одной. Именно этот «второй свет» и фасцинирует метафизическую интуицию.

Что здесь не так… Думаем мы, здесь скрыто чрезвычайно важное…

2. Индуистская метафизика: три гунны во Вселенной и в пространстве принципов

В индуизме существует интересная симметрия между теорией гунн – трех состояний вещества – саттва, раджас и тамас. В проявленном мире их иерархия очевидна: вверху светлая саттва; посредине огненная экспансивная раджас; внизу косная и инерциальная тамас.

Но среди индуистской триады иерархия меняется – Брахма творящий мир соответствует саттве, но особым культом не пользуется. Вишну, сохраняющий мир и соответствующий гунне раджас, в мире принципов является божеством воинов, а высшая каста брахманов концентрируется на Шиве – в котором воплощена трансцендентная Тьма, тамас.

И здесь мы возвращаемся к началу лекции: тьма как граница, как мрак, как предел убывания – т.е. тьма, как граница, видимая извне – это предел энтропии, это спина Земли. Но в самом верху мироздания – над всеми этажами дня и световых творений скрывается другая Тьма, «тьма превысшая света». Но эта тьма не есть нечто отличное, от первой тьмы, но ее обратная сторона.

Эта вторая сторона мрака – миры аскетического Шивы, который дает жизнь через смерть. Он истощает существо и гасит существо, чтобы наполнить его другим содержанием.

3. Практика «фана» в суфизме

В мистических практиках суфизма есть важнейший элемент – «фана», практика «погашения». Смысл ее сводится к тому, чтобы сознательно и искусственно встать на путь сокращения своего бытия, приведения его к минимуму. Это самоисчезновение. И через погружение себя о тьму обретается просветление в себе Другого.

Это тоже лучи Ночи, которые начинают бить из могилы человеческой индивидуальности. Только когда человек гаснет, из него как из кокона рождается то существо, которое только и может быть интересным.

5. Смирение и «кенозис» в православии

Монашеская практика смирения и «истощания» относится к этой же метафизической логике. Монах гасит себя, чтобы в нем просветился Другой.

Он сознательно спускается в Ночь, чтобы обрести в ее сердце новый свет. Свет, который в отличие от обычного света не имеет перспективы умаления. Но тот свет, который не гаснет, свет невечерний, он не может быть назван светом, окруженным тьмой как приговором. Это уже нечто совершенно иное, что не подвержено энтропии.

Сказано: «Свет светит во тьме, и тьма его не объяша».

Это все не так просто, как кажется на первый взгляд. Тьма – Ночь – не смогла окружить Свет. Значит Свет смог разомкнуть Тьму, превратить ее в нечто иное, нежели отрицательную границу… В одном из направлений – или в нескольких или во всех – об этом точно не сказано – но уже тьма не является границей. И этот Свет, который не объемлется Ночью, это в каком-то смысле недуальный Свет. Он что-то нарушил в диалоге Света и Тьмы, проник на ту сторону Тьмы и встретил там что-то невообразимое.

Это эсхатологическое преображение Тьмы пророчески предчувствовал Клюев:

И над Русью ветвится и множится

Вавилонского плата кайма...

Возгремит, воссияет, обожится

Материнская вещая тьма!

Русская Тьма

То, о чем писал Клюев, относится только и исключительно к России.

Отступление о Ксенофане: земная бездна

Я исповедую философию Ксенофана. Он учил, что душа состоит из земли. И что все состоит из земли. Вполне ночная философия.

Земля, разжижаясь, превращается в воду, та испаряется, становясь облаками, облака, зажигаясь, превращаются в солнце. Но поскольку земля везде разная, то и облака разные и солнца разные. В каждой местности земли – свое солнце.

В каждой местности разная земля. И поэтому все там разное. И души людей, состоящие из сублимации почвы, разные.

Эта философия объявляется единственно верной. И Ницше мы понимаем через Ксенофана: «братья мои, будьте верными земле».

В философии Ксенофана схвачено главное: в центре ее живородящая тьма, плодоносящая бездна.

Возврат к Русской Тьме

Клюев именно так все и понимал. Поэтому такие сочетания как «Русская Вещь», «Русский Лес», «Русская Река» или наша «Русская Ночь» имеют совершенно конкретное онтологическое значение.

Вся та, метафизика, которую я пытаюсь изложить, есть вне всяких сомнений, русская метафизика. И даже если она оперирует с универсальным – это русское универсальное. У каждой земли есть свои «холосы», т. е. свое “Всё”. Есть «Русское Всё». А где-то там, ailleurs, есть все остальное, что нам непонятно и неинтересно.

Вне народы и родной земли нет Онтологии. Бытие есть явление русское. А если где-то у нерусских и есть свое бытие или какой-то его аналог, то этого нам неведомо и неинтересно.

Поэтому охотно допускаю, что нерусскому уму все сказанное о лучах Ночи и ее невиданном свечении, не скажет ровным счетом ничего.

Ночной Словарь и экзистенция Ночи

Я думаю, что стоит составить своего рода Ночной Словарь.

Важной частью его будет книга Луи Фердинанда Селина «Путешествие на край Ночи». Абсолютно гениальная книга.

Мало того, что в предисловии приводятся слова из песни «Швейцарской гвардии», которую любили цитировать Евгений Головин и Гейдар Джемаль:

Notre vie est un voyage

Dans l’hiver et dans la nuit

Nous cherchons notre passage

Dans le ciel ou rien ne luit.

А у самого Селина есть место, которое 25 лет назад произвело на меня какое-то невообразимое впечатление:

«Il ne faut pas meme ecarquiller les yeux dans le noir dans ce cas-la. C’est de l’horreur du perdu et puis, voila, tout. Elle a tout pris la nuit, et les regards eux-memes. S’il faut se tenir par la main, on tombera.

Les gens du jour ne vous comprennet plus. On est ecrase par toute la peur et on en en reste separe jusque moment ou ca finit. D’une facon ou d’une autre. Est enfin puis on les rejoinder ces salauds-la de tout le monde, dans la vie ou dans la mort.»

Финал

На этом кончается лекция в ДК МВД, называвшаяся «Ночь и ее лучи». Надеюсь вы смогли их почувствовать на себе.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    13 июня 2005, 23:45
    Новый Университет | М.Хазин | Постэкономика постмодерна | 13.06.2005
    22 апреля 2005, 20:52
    Новости | Сбор средств для Юрия Мамлеева | 22.04.2005
    17 марта 2005, 22:42
    Новый Университет | НГ-Exlibris | В.Дмитриенко | Опричный дух в себе | 10.03.05
    28 февраля 2005, 14:44
    НУ | А.Дугин | Метафизика опричнины | 26.02.2005
    8 февраля 2005, 01:27
    Новый Университет | НГ-Exlibris | Ю.Мамлеев, Г.Джемаль | Журчит источник тайн |
    24 января 2005, 23:10
    Новый Университет | Валерий Строев | Кочующий университет | 16.12.2004
    14 января 2005, 12:30
    НУ | Новогодняя лекция Дугина | 14.01.2005
    17 декабря 2004, 15:23
    НУ | К.Гребнев | От радикльного субъекта | 17.12.2004
    13 октября 2004, 21:08
    Новый Университет | О лекции Дугина | Credo.ru | 14.10.04
    20 июля 2004, 15:08
    Новый университет | Е.Головин/Матриархат | Журнал ''Нашли'' | 20.07.2004
    ВЕСЬ АРХИВ