23 апреля, понедельник
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Постмодерн | Переживет ли человечество эпоху постмодерна? | Лекция Александра Ду Напечатать текущую страницу
"Живой Журнал"

Ирина Оргина

Переживет ли человечество эпоху постмодерна?

Отчёт о лекции Александра Дугина в МГУ 16 февраля 2006

Один из тезисов Александра Дугина на прочитанной лекции заключался в том, что сегодня является распространенной следующая точка зрения: эпоха модерна (то бишь современности) стала логическим и неизбежным продолжением премодерна (традиционного общества), следующей стадией, ступенькой развития человеческого общества - взрослением человечества, его переходом из детства в зрелость. Дугин с этим категорически не согласен. Для него премодерн и модерн - отдельные самостоятельные парадигмы и применять к ним сравнительные характеристики - выше, умнее, сильнее, свободнее, богаче, лучше, развитее - некорректно и недопустимо вообще, поскольку каждая из них находится в собственной системе координат, которые никак не коррелируют с другой. И то, что модерн появился и вытеснил премодерн, по сути является случайной загогулиной истории.

Соглашаясь с тем, что премодерн и модерн существуют в разных системах координат, и их сравнение по сути, действительно, является некорректным, лично я полагаю, что говорить о самостоятельности и отдельности этих парадигм не верно. Причем именно по отношению к модерну.

Парадигма премодерна действительно самостоятельна и самодостаточна. Возможно, и у нее есть предтеча, но нам он неизвестен, поскольку если таковой и был, он отстоит от нас чуть ли не на десяток тысячелетий. А вот с модерном все гораздо сложнее. На протяжении всей лекции А. Д. неустанно повторял, что модерн родился, развивался, жил, противостоя премодерну. Парадигма модерна тотальна нигилистична: это отрицание всего, что связано с премодерном, прежде всего осевой структуры традиционного общества - религии.

Но банальная психологическая истина гласит: любое отрицание является, по сути, продолжением того, что отрицается. Модерн возник как противопоставление премодерну, при этом он смог создать блистательную, мощную, агрессивную альтернативу, которая в итоге уничтожила Традицию. Но при этом модерн так и остался запертым в этой системе координат, где все его существование оправдывалось только одним - борьбой с прошлым. В итоге он начал сам разрушаться, когда его задача оказалась выполнена. Собственно, А.Д. это и отметил, что агония модерна, которую мы наблюдаем, видимо, не в последнюю очередь связана с исчерпанностью его изначально заложенной задачи - премодерн ныне представлен крохотными размытыми островками, которые никак не меняют того факта, что Традиция умерла.

И теперь на сцену выходит постмодерн, про который нельзя сказать ничего внятного. Очевидно, что это новая парадигма, но каково ее содержание, не может сказать никто. Есть только весьма расплывчатые характеристики ее формы: фрагментарность, смешение (фьюжн - если использовать современный сленг), ироничность и проч.

Так вот, если вернуться к отношениям премодерна и модерна, я подумала, что в парадигме модерна отношение к премодерну как к детству человечества, из которого оно должно было неизбежно вырасти, вполне естественно. Особенно естественно, учитывая, как лестность подобного утверждения для модерна, так и линейность восприятия времени в современном обществе: раньше/позже - младше/старше - глупее/умнее - хуже/лучше. Но если посмотреть на ситуацию слегка со стороны, оставаясь в рамках парадигмы модерна, ситуация меняется.

Итак, имели место многие тысячелетия состояния премодерна, затем произошло возникновение и развитие агрессивной альтернативы, которая за четыреста лет собственной истории пришла к собственной естественной (а не насильственной, как с премодерном) смерти. По-моему, это напоминает не зрелость, а юношеский бунт, подростковый переходный период, сопровождающийся ниспровержением основ и свержением старых идолов.

Однако я почти сразу поняла, что эта моя аналогия не верна: юношеский бунт - он исключительно деструктивен, а никак не созидателен. Модерн же оказался феноменально... креативен (Господи, прости - другого слова никак подобрать не могла). Он уничтожил старый мир, но создал на его обломках собственный совершенно уникальный мир.

Но стоило мне отбросить эту анологию, как в голову пришла другая - гораздо более точная. Премодерн-модерн-постмодерн связаны между собой не как разные возраста одной жизни, а как разные поколения одной семьи. И вот тут все становится на свои места. Нет, конечно, можно сравнить отца, который истово верил в коммунизм и жизнь положил на его строительство в отдельно взятой стране, и сына, который успешно приватизировал нефтяную компанию, когда коммунистический эксперимент провалился. Только вот сравнение это явно дурно пахнет. И точно также дурно пахнет сравнение парадигм премодерна и модерна.

В этой связи остается открытым только один вопрос, а что из себя будет представлять внучок деда-коммуниста и сынок папы-олигарха? Судя по пессимистическим замечаниям А.Д., с высокой вероятностью будет он проёривать духовное наследство деда и вполне себе материальное наследство отца в Куршевеле и местах попроще.

Другой тезис А.Д.: обе существовавшие до сих пор парадигмы имели ту стержневую основу, на которой держалось абсолютно все. В премодерне это была религия, а в модерне - философия. Проблема в том, что в парадигме постмодерна невозможно, во всяком случае пока, выделить этот краеугольный камень. Религия мертва, философия тоже (собственно сегодняшняя лекция была посвящена смерти философии). Что придет им на смену?

Если изложить мысль А.Д. еще проще, то можно сказать, что в эпоху премодерна над человеком довлел Бог (миф), а в эпоху модерна - разум. В Традиции все действия были детерминированы сверху божественными заповедями и предписаниями. Современность заявила, что она освободила человека от глупых предрассудков, но в реальности взамен их она поставила не менее строгого стража - собственный разум человека. Если раньше человек, совершая любой самый обыденный поступок, одновременно делал выбор между адским пламенен и райскими кущами, то теперь мы сами щелкаем мозгами, а критерий у мозга только один: эффективность, успешность.

Так собственно у меня появилась идея: может быть, принципиальная особенность постмодерна как раз и заключается в отсутствии какого-либо стержня, абсолютного судьи, краеугольного камня? Человечество устало от того, что над ним всегда что-то довлеет - и не важно, божественные это заповеди или собственный разум. Человечеству захотелось тотальной свободы, отсутствия всякого контроля, пожить "без царя в голове". На лекции А.Д. отдельно затронул "культуру фриков", которая становится приметой времени и является явным признаком постмодерна. И это тоже вполне укладывается в мою идею. Правда, тогда становится актуальным вопрос: переживет ли человечество эпоху постмодерна?

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    6 июня 2004, 04:08
    Постмодерн | Художественный журнал | А.Дугин | Заколдованная среда новых империй | 06.06.2004
    16 января 2004, 15:05
    Постмодерн | А.Дугин | О стиле для РЖ | 22.03.2002
    25 декабря 2003, 17:55
    Постмодерн | Дискурс-Пи | А.Дугин - Настоящий постмодерн | 2003
    9 мая 2003, 19:32
    ''Элементы'', №9 | А. Дугин | Пост Модерн? | 2000
    16 декабря 2002, 12:09
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Постмодерн? | 1999
    2 декабря 2002, 23:24
    А.Дугин | Тамплиеры Пролетариата | 418 масок субъекта | 1997
    "Элементы", #9 | Содержание | 2000
    ВЕСЬ АРХИВ