АРКТОГЕЯ
ф и л о с о ф с к и й   п о р т а л
29 мая, понедельник
Поиск 

Главная | Новый Университет | Аналитический портал "Евразия" | Фотогаллерея | Библиотека | Персоналии | Глоссарий
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Традиционализм | ''Бронзовый Век'' | Юлиус Эвола | Полярный символизм. Владыка мира и справедливости | 01.02.2007 Напечатать текущую страницу
"Бронзовый Век" № 24 (лето 2006)
Юлиус Эвола

Полярный символизм. Владыка мира и справедливости

Традиционалистское исследование

Изначально отдельные основополагающие символы царского сана были тесно связаны с данным порядком идей. В первую очередь, скипетр, по аналогии связывавшийся, согласно одному из наиболее важных своих аспектов, с ''мировой осью''.От редакции "Бронзового Века". Классик традиционализма, борец с современным миром, Юлиус Эвола издавался многажды. При этом главная его работа, фактически обосновывающая его жизнь, его «символ веры», никогда до сих пор по-русски не была издана. Живший при итальянском фашизме, фактически отождествленный с режимом Муссолини, он до конца дней сохранил стойкость и абсолютно «правый» взгляд, который он с презрением бросал не только на либеральных вместоблюстителей, но и на неполноценные попытки восстановить тотальную порчу. Настоящий текст - глава из «Восстания против современного мира»1.

Изначальную целостную концепцию царской функции можно увязать со следующим циклом символов и мифов, ведущих посредством различных образных описаниях и транспозиций к одному и тому же. В качестве отправной точки позволительно взять индуистское понятие чакраварти или «вселенского Владыки». Некоторым образом в этом понятии можно увидеть архетип царской функции, по отношению к которому отдельные конкретные формы царственности, если они соответствуют традиционному принципу, представляют более или менее завершенные образы, иначе же - с другой точки зрения - частные примеры. «Чакраварти» дословно означает «Господин» или «Вращатель Колеса» - что снова приводит нас к идее центра, которая соответствует также внутреннему состоянию, определенному образу жизни - или, лучше сказать, определенному типу существа.

Действительно, колесо, является также символом сансары, потока становления (τυε κυκλος γενεσεως, «круг поколений» или же κυκλος αναγκης, rota fati2, «колесо необходимости» у эллинов), а его неподвижный центр, таким образом, выражает внутреннюю духовную устойчивость того, кто не принадлежит этому потоку и как таковой способен, согласно более высокому принципу, обуздывать и подчинять себе энергии и виды деятельности, связанные с низшей природой.

В этом случае чакраварти предстает в образе дхармараджа, то есть как «Владыка Закона» или «Колеса Закона». У Кун-цзы3 читаем по этому поводу: «Тот, кто господствует посредством Добродетели [небесной] подобен полярной звезде. Она пребывает недвижимой на своем месте, и все звезды вращаются вокруг нее». Отсюда свой смысл берет и понятие «революция», то есть упорядоченное движение вокруг «неподвижного движителя», понятие, в современном мире ставшее синонимом подрывной деятельности.

Таким образом, с этой точки зрения царственность обретает значение «полюса», которое возвращает нас к общему традиционному символизму. К примеру, кроме Мидгарда - центральной божественной земли нордической традиции - можно вспомнить указание Платона: Зевс для решения судьбы Атлантиды держит совет с богами в «своей царственной обители, расположенной в центре мира, откуда можно увидеть одновременно все вещи, участвующие в становлении». Вышеприведенное понятие чакраварти, кроме того, связано с циклом загадочных преданий, описывающих реальное существование «центра мира», обладающего на земле указанной высшей функцией.

Изначально отдельные основополагающие символы царского сана были тесно связаны с данным порядком идей. В первую очередь, скипетр, по аналогии связывавшийся, согласно одному из наиболее важных своих аспектов, с «мировой осью». Затем, трон, «возвышенное» место, неподвижное восседание на котором к уже указанному значению устойчивости, соотносимой с «полюсом» и «неподвижным» центром, добавляет и другие внутренние или даже метафизические смыслы. Учитывая изначально известное соответствие между природой царственного человека и той, что пробуждается посредством инициации, в классических Таинствах часто встречается обряд неподвижного восседания на троне, причем этому обряду придается такое огромное значение, что иногда он может соответствовать самой инициации: понятие τεθρονισενος (воцарившийся на троне) нередко служит синонимом τελετεσμενος, то есть посвященного. Действительно, иногда θρονισμος, воцарение на престоле, в последовательности различных ступеней обсуждаемой здесь инициации предшествовало достижению единства с богом.

Тот же символизм воплощен в пирамидальном ассиро-вавилонском зиккурате с плоской крышей, в схеме города иранских верховных правителей (как в Экбатанах), а еще в идеальном образе царского дворца чакраварти: так в архитектуре отражается порядок мира, с его иерархиями и подчиненностью неизменному центру. Пространственному положению этого центра в зданиях соответствует то место, где находится трон властителя.

И наоборот, как и в Элладе, в Индии формы инициации с использованием обряда так называемых мандал, драматизируют возрастающий по степеням переход посвящаемого из пространства профанического и демонического в сакральное, вплоть до достижения центра; а главный ритуал, носящий имя mukatabisheka, состоит в возложении короны или тиары - тот, кто достигает «центра» мандалы коронуется как царь, поскольку он возвышается над игрой сил низшей природы. Кроме того, интересно отметить, что зиккурат, сакральное здание, возвышавшееся над городом-государством и являвшееся его центром, в Вавилонии называли «краеугольным камнем», а в Ларсе - «кольцом между небом и землей»; тема «камня» и «моста» соответствует уже известной нам дальневосточной формуле о «третьей власти между Небом и Землей».

Невозможно пренебречь значением этих следов и связей. В частности, «устойчивость» имеет тот же двойной аспект. Индоарийская формула посвящения верховных правителей ставит основной акцент на словах: «Будь твердым и непоколебимым... Не уступай. Будь непоколебимым как гора. Будь устойчивым как само небо и твердо удерживай власть в кулаке. Неподвижно небо и неподвижна земля, и прочны также эти горы. Прочен весь мир живущих и также прочен этот царь людей».

В египетских формулах царственности устойчивость является важнейшим атрибутом, который дополняет «жизненную силу» властелина. И подобно атрибуту «жизненной силы», о связи которого с тайным огнем речь шла чуть ранее, «устойчивость» также соотносится с небом: знак ded выражает устойчивость «солнечных богов, покоящихся на небесных столбах или лучах». Все это относится к инициатическому порядку, поскольку говорится здесь вовсе не об абстрактных идеях: согласно египетской концепции, «устойчивость», подобно «силе» и «жизни», также является внутренним состоянием и равным образом энергией, «добродетелью», которая как настоящий флюид перетекает от одного царя к другому, поддерживая их сверхъестественным образом.

Кроме того, с эзотерически понимаемым условием «устойчивости» связан «олимпийский» атрибут, а также атрибут «мира». Цари, «черпающие свою древнюю власть от высшего бога и получившие победу из его рук», являются «маяками мира в бурю». После «славы», центральности («полярности») и устойчивости, мир является одним из главных атрибутов царственности, сохранявшимся до сравнительно недавних времен: Данте говорил об императоре-миротворце, сан, который носил еще Карл Великий.

Естественно, речь идет здесь не о профаническом внешнем «мире» в политическом понимании этого слова - мире, в лучшем случае являющемся лишь отблеском истинного мира - но о внутреннем и положительном мире, нелишенном связи с «победоносным» элементом, о котором было сказано выше, и который выражает не столько прекращение деятельности, сколько ее совершенствование, то есть чистую цельную деятельность, сосредоточенную в самой себе. Речь идет о мире, реально свидетельствующем о сверхъестественном.

Согласно Кун-цзы, человек, предназначенный к господству, в отличие от обычного человека, обладает «принципом устойчивости и покоя, а не возбуждения», «он несет в себе вечность, а не мимолетные движения радости». Отсюда исходит то спокойное величие, которое выражает неодолимое превосходство, которое покоряет и принуждает противника сдаться, не вступая в сражение, мгновенно пробуждая чувство трансцендентной силы, в совершенстве владеющей собой, но готовой разразиться в любой момент, являя вызывающий благоговение и внушающий трепет смысл действенной божественной воли (numen).

Священный римский мир (pax romana), связанный именно с трансцендентным смыслом imperium, можно считать одним из выражений подобных значений на уровне универсальной исторической реализации; если этос превосходства по отношению к миру, покоряющего спокойствия, безмятежности и одновременно готовности к абсолютному повелеванию остается отличительной чертой аристократического мира, то даже ставшую светской знать следует считать отзвуком этого изначально как царского, так и духовного и трансцендентного элемента4.

Чакраварти, вселенский верховный владыка, является не только «господином мира», но и господином «закона» (или порядка, rta) и «справедливости» - дхармараджа. «Мир» и «Справедливость» - два основных атрибута царственности, сохранявшихся в западной цивилизации вплоть до времен Гогенштауфенов и Данте, пусть даже в том значении, когда высший аспект ощутимо затмевается аспектом политическим, поскольку эти понятия могут быть соотнесены как с тем, так и с другим.

Кроме того, указанные атрибуты можно найти и у загадочной фигуры Мельхиседека, царя Салема, который на самом деле представляет собой лишь одно из множества образных описаний функции «вселенского владыки»: Генон указал на то, что melki-tsedeq по-еврейски означает как раз «царь справедливости», тогда как Салем, правителем которого он был, является не городом, но - как это следует уже из толкования Павла - означает не что иное, как «мир». Традиция утверждает превосходство царской жертвы Мельхиседека перед жервой Авраама - и уже здесь следует отметить крайне значительный факт, что именно Мельхиседек в загадочной средневековой аллегории о «трех кольцах» выступает в качестве провозвестника того, что ни христианство, ни ислам более не знают того, что является подлинной религиозностью; между тем как «царственная религия Мельхиседека» нередко отстаивалась гибеллинской идеологией в споре с Церковью.

На таком уровне «царь справедливости» соответствует уже использованному выражению дхармараджа, «вселенский царь», из чего, кстати, следует, что понятие «справедливость» настолько же выходит за рамки профанического понимания, насколько и понятие «мир». Действительно, «дхарма» на санскрите означает также «собственная природа», закон, свойственный данному существу: что, в действительности, прямо соответствует древнему законодательству, иерархически упорядочивающему «по справедливости и истине» всякую функцию и форму жизни, согласно природе, присущей каждому отдельному существу - свадхарма - в системе, устремленной к высшему миру.

Наконец, подобное понимание «справедливости» свойственно платонической концепции государства, которая является чем-то большим, нежели «утопической», абстрактной моделью, и во многих аспектах может считаться отзвуком традиционного устройства более древних времен. У Платона идея справедливости - θικαιοσυνη - чьим воплощением является государство, находится в тесной связи с οικειοπραγια или, каждому свое, - с принципом, согласно которому каждый должен исполнять функцию, соответствующую собственной его природе. Таким образом «царь справедливости» также является первоначальным законодателем, учредителем каст, устроителем учреждений и обрядов - всей этико-сакральной совокупности, которая в арийской Индии обозначалась понятием Дхарманга и которая в других традициях соответствует местной обрядовой системе, с соответствующими нормами индивидуальной и коллективной жизни.

Это предполагает, что царская функция дает высшую силу познания. «Способность в совершенстве и до глубины понимать изначальные законы всего живого» в дальневосточном понимании, кроме прочего, лежит в основе авторитета и права на власть. Упомянутая ранее маздеистская царская «слава», как hvorra-i-kayani, является также добродетелью сверхъестественного интеллекта. И если существуют мудрецы - οι σοφοι - которые, согласно Платону, должны стоять на вершине иерархии настоящего государства, то здесь указанная традиционная идея обретает более определенную форму.

Действительно, под знанием или «философией» здесь понимается наука о «том, что есть», а вовсе не предмет изучения иллюзорных чувственных форм; под знающим подразумевается тот, кто, обладая такой наукой, иначе говоря, непосредственным знанием высшего порядка реальности, имеет при этом нормативный характер и может эффективно сформулировать законы, соответствующие справедливости, из чего можно сделать заключение, что «пока в государстве правят не мудрецы, а те, кого мы называем царями, не обладающими подлинным знанием и для достижения какой-либо цели не совмещающими политическую власть и знание, сильные натуры, воплощающие по отдельности то одно, то другое, понуждаемые необходимостью, - до тех пор не найдется средства, чтобы исцелить те болезни, которые поражают государства и все человечество в целом».

Перевод с итальянского
Виктории Ванюшкиной


  1. Книга готовится к выходу в издательстве "Бронзовый Век". (Прим. ред. "Бронзового Века")
  2. Колесо рока. (Прим. перев.)
  3. Он же Конфуций. (Прим. перев.)
  4. Здесь мы видим характерное для Эволы смешение «кшатриев» с «хамса». Именно в нем кроется причина определенных разногласий между Эволой и Геноном. Генон, напротив, зачастую полагал «хамса» «брахманами», но только как бы «высшими брахманами». Оба отчасти правы и оба отчасти не правы. Спор идет просто о терминах. (Прим. ред. "Бронзового Века")
Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    27 марта 2005, 11:57
    Традиционализм | FAQ | Дугин | О соотношении регулярных и иррегулярных форм трад
    9 февраля 2005, 00:16
    Традиционализм | Новый год по-тебетски в клубе
    8 декабря 2004, 00:06
    Традиционализм | Бронзовый Век | Сказка и инициация | Интервью А.Г.Дугина
    25 июня 2004, 11:33
    Традиционализм | FAQ | Дугин | О бафометизме и зле | 07.12.2000
    15 июня 2004, 07:45
    Традиционализм | FAQ | Дугин | Об иерархии ума и безумия | 18.09.2000
    17 марта 2004, 22:58
    Новый Университет | Головин | Матриархат | 17.03.04
    28 февраля 2004, 18:23
    Традиционализм | FAQ | А.Дугин | О псевдо-мюридах | 2000
    23 января 2004, 13:45
    Традиционализм | Свободная Россия | А.Дугин | Понятие Священного | 04.03.1999
    26 декабря 2003, 15:26
    Традиционализм | А.Дугин | ЛГ | Сакральное | 2003
    21 августа 2003, 16:22
    Традиция | К. Фрумкин | Дружба народов | Традиционалисты: портрет на фоне тексто
    ВЕСЬ АРХИВ