АРКТОГЕЯ
ф и л о с о ф с к и й   п о р т а л
1 ноября, суббота
Поиск 

Главная | Новый Университет | Аналитический портал "Евразия" | Фотогаллерея | Библиотека | Персоналии | Глоссарий
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 121087, Москва, Багратионовский проезд, дом 7, корп. 20 "В", офис 405,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Русская идея | ''Базница-Инфо'' | Учебник для граждан Империи, или кто генерирует идеи для Путина | 16.05.2007 Напечатать текущую страницу
"Базница-Инфо"

Учебник для граждан Империи, или кто генерирует идеи для Путина

Рецензия на книгу Александра Дугина "Обществоведение" М.: Евразийское движение, 2007

Вперёд к Новому ОбществуМеня всегда поражала инопланетная плодовитость Александра Гельевича Дугина, из под компьютерных клавиш которого вылетают статьи и книги с нездешней регулярностью и частотой. Я вообще-то подозреваю, что на философа работает целый штат стенографистов и редакторов, но это, впрочем, не умаляет действительного качества и ценности дугинский творений.

Одним из последних произведений Александра Гельевича явился учебник «Обществоведение» (Москва 2007, Евразийское движение, 784 (!!!) страницы) с подзаголовком «Для граждан новой России». В аннотации сказано, что книга «рекомендуется для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и студентов начальных курсов ВУЗов, а также для преподавателей». Стандартная аннотация для книги, представленной в данном жанре.

Однако, думаю, что сфера предполагаемого воздействия учебника значительно шире. По сути книга представляет собой тезисное изложение основных идей неоевразийства, адаптированных для среднестатистического россиянина, не отягощенного знаниями по философии. Интересным является то, что большинство описываемых в учебнике тем до боли узнаваемы из в выступлений и высказываний президента Путина.

А если проанализировать то, о чем писал Дугин в начале 2000-х и сравнить с сегодняшней, не до конца правда оформившейся, но приобретающей некоторые черты идеологией власти, то все становится более или менее прозрачно. Идеи Дугина, за объективным отсутствием чего бы то ни было внятного и конкурентоспособного, были восприняты властью и проросли в ростки нового имперского мышления.

Народ нужно учить и в роли Учителя зарождающейся Империи, опосредованно через власть, выступает плодовитый гений Дугина. Учитель должен иметь свой учебник. В данном случае дугинское «Обществоведение» учебник в первую очередь для Путина, его преемника, власти в России вообще, ну и конечно для граждан новой Империи.

Книга включает в себя основные разделы вузовского курса «Обществоведение»: история, политика, религия, экономика, геополитика, культура, философия и т. д. Дугин подробнейшим образом «разъясняет» с позиций неоевразийства, как надлежит понимать «общество», «народ», «нацию», «государство», «цивилизацию», «этнос», «империю», «сакральность», «глобализацию» и т. д. Последнему посвящено пожалуй более всего пространства в учебнике. Как упоминание о Христе пронизывают все 66 канонических книг Библии, так через все 784 страниц дугинского учебника проходит тема глобализации по атлантистскому сценарию, и как с ней бороться.

Да, господа, как истинный идеолог, Дугин не ограничивается внешним созерцательным аспектом исследования, отстраненностью ученого. В его размышлениях - призыв к действию: Империя превыше всего и смерть атлантизму. Но делается это так искусно и мастерски, что в условиях отсутствия хоть чего-то умного, напряженная мысль Дугина призвана заполнить собой вакуум нынешнего российского ума, потерянного от непонимания, кто он и что ему делать, отягощенного традиционной ленью и обольщенного идеями «колбасного» западного рая.

Излюбленной темой доктора политологии является рассмотрение вопроса об объективных противоречиях между «цивилизациями моря и суши». Дуализм «суша» - «море», между которыми идёт постоянная и непримиримая борьба, в реальности представляется противостоянием западной цивилизации, олицетворением которой является США, и континентальной «евразийской цивилизации». В основе противостояния цивилизаций лежат не идеологические, а стратегические соображения. Дугин приводит пример исторического противостояния двух типов цивилизаций, упоминая о дуалистических схемах : Пары – Рим и Карфаген, Афины и Спарта, Британская империя и Россия. Сегодня это - США и Евразия. Центром, или «сердечной землей» континента является Россия, которая есть «геополитическая платформа всей цивилизации суши». Размышляя о «береговых зонах» автор утверждает, что история разворачивается, как иллюстрация к постоянному процессу борьбы Суши и Моря за контроль над «береговыми зонами». Несколько слабым звеном в данной схеме, или исключением из правил (впрочем, ну уж очень большим) видится «континентальный» Китай, со всеми признаками «евразийской» цивилизации по Дугину, у которого при этом существуют все признаки «морской» державы (это исторические факты). Китай в каком-то смысле делает дуалистическую модель Дугина не до конца совершенной.

Русскую цивилизацию вслед за славянофилами и евразийцами конца 19-го, начала 20-го веков Дугин выделяет как отдельную. Александр Дугин видит её в качестве продукта слияния Леса (оседлых славян) и Степи (преимущественно тюркских кочевников). При этом автор подчеркивает, что историческая «битва Леса со Степью не являлась противостоянием двух непримиримых начал, эта борьба есть одновременно форма культурного обмена, взаимосвязи, общения и передачи многих языковых, хозяйственных, психологических и иных элементов». Впитываение «русским Лесом» «татарских навыков Степи» (жесткий централизм, оперативная ямская связь и др.) представляется, как позитивный момент в процессе формирования России.

Дугин выделяет, сформулированные русскими евразийцами, особые черты «русской цивилизации»: содержательное мессианство (бытие ради истины); ценность целостности (соборной, народной, общественной, государственной); принцип справедливости (правды); консерватизм; жертвенность; созерцательность и державность. При этом автор отмечает, что перечисленные качества открывают как положительные, так и отрицательные стороны русского национального характера. Так мессианское начало заставляет пренебрегать рациональным благоустроительством. Целостность препятствует развитию индивидуального начала и творческое развитие личности. Принцип справедливости сдерживает дух индивидуального предпринимательства. Консерватизм негативно влияет на развитие инноваций. Излишняя жертвенность ведет к пассивности. Созерцательность, вырождаясь, превращается в лень. Центральным звеном западной цивилизации по Дугину является крайний индивидуализм, который представляется в формах крайнего эгоизма, отчуждения и в пределе ведет к превращению живых людей в товар или инструмент. «Свобода ведет к отчуждению людей друг от друга, порождая известную формулу Ж. П. Сартра: «Ад это другие».

В разделе учебника «Государство. Право и политическая система» автор рассматривает разницу между понятием «легальности» и «легитимности». Под «легальностью» Дугин понимает «строгое буквальное соответствие того или иного явления, поступка или действия системе права, принятой в данный момент в данном обществе». «Легитимность, - пишет Дугин, - категория более сложная. Под ней понимается народное одобрение государственной власти, какого-либо социального института, статуса, полномочия, поступка, опирающееся на принятые в данном обществе ценности, традиции, исторические потребности. Традиционные общества строятся на принципах легитимности».

Автор приводит пример евангельской истории о прощенной грешнице, которую фарисеи привели на суд ко Христу. Легальность выражалась в том, что согласно закона женщину следовало побить камнями. Легитимность – в том, что Христос отпустил грешницу со словами : «Иди, и впредь не греши». Легальность в данном случае не опиралась на легитимность духа закона. В практическом смысле этих теоретических понятий Дугин подчеркивает существующий примат «легального» в западной цивилизации, который в конце концов нивелирует понятие народная воля и не дает места понятию легитимности. Легитимность в принятии народом решений по Дугину должна превалировать над идеей легальности, которая есть лишь временной инструмент легитимного волеизъявления народа. Отсюда логически выходит предположение о том, что «избрание Путина на третий срок» могло бы быть легитимно оправдано, несмотря на то, что легальность в соответствии с конституцией РФ этого не допускает. Но если такова легитимная «потребность Империи» , то закон не должен быть этому препятствием.

Рассматривая политику, как явление и размышляя над основными понятиями политологии, несомненно верным Дугину представляется позиция фундаментального консерватизма, который, имея религиозный характер, руководствуется идеей регресса в истории (от «золотого века» к кончу истории). Консервативный фундаментализм по Дугину - это здравая идеология, выступающая за сохранение сакрального измерения в политике и традиционное общество.

В описании политической системы древних славян и русского государства, Александр Дугин, как и все славянофилы, не лишен идеализации славянства. Говоря об институте дани и обратимости господства у древних славян, автор подчеркивает, что «древние славяне высоко чтили принцип воли (свободы) и считали его естественной привилегией славянского племени». Логика осознания русскими себя как нации, построение государства и получение национальной идеи показывается, как путь от этноса к Империи. Вершинными вехами этого процесса представляются: призвание на княжение Рюрика, московское государство Иоанна Грозного и сталинская большевистская Империя.

Говоря об экономике Дугин проводит ретроспективный анализ экономичесских теорий, начиная от Адама Смита до социалистической плановой экономики и еретических экономических моделей Ф. Листа, Й. Шумпетера и др. История развития экономики от доиндустриального, до индустриального и постиндустирального общества видится автору, как неизбежное зло, к которому необходимо приспосабливаться современной России. Путь экономического изоляционизма отвергается, как тупиковый, ведущий к потере могущества и, как следствие, суверенитета. Постиндустриальная экономика также видится тупиковым путем. В учебнике четко прослеживается мысль о своеобразном пути развития России (русском пути) в экономике, что впрочем не исключает участие России в глобальной экономике. Дугин выдвигает интересный тезис о необходимости для России «постмодернизации без глобализации». При этом под постмодернизацией понимается необходимость России играть по общемировым правилам. А под глобализацией - однополярный мир с центром в США. Идеальная же ситуация для России видится Дугину, как аграрная экономика (не по Столыпину, а с традиционным общинным укладом), при параллельном развитии высоких технологий, способных обеспечивать оборонную мощь страны.

В главе «Суверенитет» особое место уделяется одной из любимых тем Александра Дугина - постмодернизму. В рамках «теории заговора» автор рассматривает концепцию «сетевых войн», целью которых является контроль над информацией и дезинформация, или лишение доступа к информации противника. Дугин утверждает, что противостояние (а по сути не прекращающаяся война) между Западом и Востоком в настоящее время переместилась в сферу высоких технологий. В разделе большое внимание уделяется также стратегиям и тактикам сведения современной войны. Само понятие войны при этом утверждается как историческая неизбежность, постоянно сопровождающая человека. Идея «мира без войны» отвергается, как несостоятельная. В этой связи Россия видится «империей землепашцев , охраняемой сильными воинами». «Славянское миролюбие» должно находиться в гармонии с необходимостью и умением воевать.

В разделе «Религия, сакральность, миф» Дугин подчёркивает «равноценность» религий, как различных путей постижения абсолюта. Тезис несомненно важный для практической идеологии Империи, объединяющей разноконфессиональные и этно-культурные аудитории. Таковой территорией несомненно является Россия. Интересно в этой связи утверждение автора: «Разные религии по разному описывают Первоначало. У историков религий при толковании Первоначала всегда возникает искушение либо выстроить логическую систему, основанную на сравнении религий между собой, либо взять за образец ту религию, которая была известна им лучше всего (чаще всего это христианство) и отталкиваться от того, как она видит это Первоначало. И тот и другой методы дают откровенно неприемлемые результаты, так как невозможно даже приблизиться к постижению Первоначала, как Его понимает сама данная религия, не пройдя весь путь религиозного опыта в контексте этой религии, а на это требуется вся жизнь».

При этом утверждении Дугин, конечно же, прежде всего ученый и идеолог «новой России», нежели представитель конкретной конфессии (по исповеданию он единоверец; разновидность старообрядчества, признающая священство московского патриархата). Этот вопрос весьма важен для построения имперской гармонии и Дугин продолжает в том же абзаце: «Те, кто меняет вероисповедание, либо бросают всё на полпути, либо вообще не собираются двигаться по религиозному маршруту вглубь, предпочитая скольжение по поверхности. Лишь в исключительных случаях человек меняет вероисповедание по глубинным основаниям, но и это не гарантирует объективности в оценке прежней веры». В данном утверждении во-первых прослеживаются метафизичиские пристрастия автора, который утверждает во многих своих работах необходимость следования «древним обрядам», даже если человек ничего не понимает в них, но которые мистическим образом будут приближать его к идеалам Традиции (метафизический термин, обозначающий Абсолют). Во-вторых, данное утверждение лишает любую религию и прежде всего монотеистические иудаизм, христианство и ислам права и потребности в обращении иноверцев. Философия и метафизика в данном случае создают у Дугина толерантно-антирелигиозный коктейль.

Далее Дугин классифицирует известные религии по принципу: естественные, дуалистические и монотеистические. Философию он категорически отстраняет от религии. Утверждение спорное. На мой взгляд философия - есть примитивная форма религии. Доказательством этому служат те же самые философы досократики, подробно разбираемые Дугиным в своём учебнике, чей мистический религиозный опыт неотделим от философии и метафизики (взять хотя бы Пифагора с его «музыкой небесных сфер).

Интересен параграф, посвященный вопросу «линейного времени» в религии, то есть человеку, находящемуся под властью времени (в системе «начало-конец»). Однако вопрос этот Дугин рассматривает скорее как философ, не упоминая о том, что религия и есть путь преодоления времени. Вспомним изречения Христа: «Верующий в Меня, уже перешёл от смерти к жизни вечной». И в книги Откровения Ангел провозглашающий «конец времени». Особое место в главе, посвященной религиям, автор уделяет мистическим движениям. Признавая факт существования «еретических направлений», Дугин подвергает их критике, как «отвергнутые религиями» (традиционными), забывая при этом, что традиционные ныне религии в свое время были «еретическими» и отвергаемые традиционными на тот момент. Христианство яркий пример тому. В этом же ключе происходит описание протестантизма и протестантских конфессий в России. В описании псевдохристианских сект, Дугин оперирует весьма спорным термином «тоталитарная», признавая тем самым, введённое в обиход известным российским «сектоведом», профессором Александром Дворкиным это обозначение.

В разделе «Мировозрение и образование» автор учебника уделяет особое внимание проблеме Soft ideology («Мягкой идеологии») как средства западной цивилизации влиять на умы и формировать «нужные» взгляды. Дугин подвергает критике систему всеобщего светского образования, штампующего лояльных западной системе ценностей человека и подготавливающего граждан «всепланетной республики», центр которой впрочем должен располагаться в США (идея однополярного мира).

В целом же учебник «Обществоведение» (для граждан новой России) представляет собой очередной шедевр Александра Дугина в общей канве, создаваемого им монументального полотна под названием неоевразийство.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)783-68-66


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное



    Прочие ссылки
    Архив
    15 августа 2007, 15:32
    Русская идея | Рецензия на книгу Александра Дугина "Философия войны" | 15.08.2007
    30 мая 2007, 14:52
    Русская идея | Кирилл Товбин | Вера и идентичность | Небеса Обетованные – далекие и близкие | 30.05.2007
    16 мая 2007, 09:44
    Русская идея | ''Базница-Инфо'' | Учебник для граждан Империи, или кто генерирует идеи для Путина | 16.05.2007
    5 сентября 2006, 13:47
    Русская Идея | ''ОМ'' | Александр Дугин | ''Русский мир'' | 05.09.2006
    28 июля 2006, 18:22
    Русская идея | Александр Дугин | Люди в чёрном | 28.07.2006
    10 апреля 2006, 17:16
    Русская идея | Кирилл Товбин | Русская Идея и современный россиянин | 10.04.2005
    14 сентября 2005, 12:21
    Русская идея | Андрей Езеров | Русский Народ - Новый Израиль | 14.09.2005
    15 февраля 2005, 00:36
    Русская идея | Полярная Звезда | Дугин | Родина Архангела | 23.03.00
    21 января 2005, 01:30
    FAQ | Дугин | О двух Россиях, Буданове, актуальном и Ином | 04.03.2001
    16 июня 2004, 19:23
    Русская Идея | FAQ | Дугин | О русском национальном сионизме | 30.09.2000
    ВЕСЬ АРХИВ