23 июля, воскресенье
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007 Напечатать текущую страницу
Раввин Зеэв-Хаим Лифшиц
Пер. с иврита: Авигдор Эскин

Иудейские законы и современность

Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности

Ритуальная чистота: таинство гармонии мироздания

Заповедь ритуальной чистоты в семейной жизни касается самых глубоких и интимных сторон человеческой личности. Ее исполнение не только прямо воздействует на душу еврея. Но также оказывает влияние на весь порядок мироздания. Эти философско-психологические аспекты законов о ритуальной чистоте не всегда достаточно осознаются теми, кто начинает возвращаться к Торе и исполнять заповеди.

Современный еврей, возвращающийся к религии, как правило, по опыту знает о том, какие возвышенные и утонченные переживания несет с собой исполнение заповедей, таких, например, как законы о субботе. Это ощущение еврейского образа жизни как праздника – верно, но недостаточно. Это только одна сторона иудаизма, сущность которого заключается в первую очередь в принятии ответственности.

Принимая на себя определенные обязательства перед Всевышним, верующий еврей должен относиться к ним со всей ответственностью и целеустремленностью, на какую он способен. А праздничное ощущение возникает уже как следствие принятия и исполнения религиозных обязанностей. Это верно по отношению ко всем заповедям, но особенно – по отношению к ритуальной чистоте. Здесь необходима предельная серьезность и бескомпромиссность

Совершенствование личности

Можно сказать, что заповеди облагораживают человеческие желания, придавая обычным человеческим действиям возвышенный духовный смысл. Мы знаем, конечно, что заповеди – выражение воли Всевышнего – имеют тайное мистическое значение. Но об этом значении мы здесь не будем говорить. Здесь речь пойдет о выполнении заповедей в рамках самых простых человеческих представлений.

Ритуальная чистота связана с одной из основных физиологических функций, которая, может быть, больше всего способна поработить и унизить человека. Половое влечение – это сердцевина интимной жизни, это точка пересечения наиболее возвышенных и самых низменных начал человеческой души. Именно поэтому заповедь ритуальной чистоты нашла свое отражение не только в религиозном законодательстве Талмуда, но также и в преданиях Агады, и в Каббале. О том, насколько важное значение придает Тора этому вопросу, свидетельствует хотя бы то, что недозволенные половые отношения относятся к категории тех поступков, которые человеку не следует совершать даже под страхом смерти. Способность человека очистить половое влечение от грубости и пошлости служит показателем подлинной его серьезности в служении Всевышнему.

Равновесие

Многочисленные естественные потребности и возможности, которыми Создатель наделил человека, должны быть уравновешены и отрегулированы в соответствии с волей Самого Творца – то есть в соответствии с заповедями Торы. Стоит напомнить, что Тора не требует от человека подавления его желаний, но указывает ему путь их правильного использования.

Современная психология резко осуждает ограничения, которые накладывала на человека традиционная еврейская культура, замешанная на христианской этике, подавлявшей естественные желания человека, порождая лицемерие либо, наоборот, потребность восстать против любых правил и норм. В частности, к такому выводу приходил в своих психоаналитических исследованиях Фрейд.

Доля истины в этом, конечно, есть. Однако, нерелигиозные психологи, критикуя христианскую мораль и пытаясь найти ей альтернативу, заводят современного человека в такие дебри, которые ничем не лучше тупиков пуританской этики. Нам говорят, что следует положить конец всем формам самоограничения, в особенности в половой жизни. Таким образом, открыто поощряется полное отрицание морали и половая распущенность. Все это происходит вследствие гуманной по видимости, а в сущности ложной предпосылки, что выход из порочного круга, в котором пуританская строгость неотвратимо приводит к бунту, может быть найден только на путях полного раскрепощения человеческого поведения. Думается, что создатели этих психологических теорий даже не подозревали, к каким губительным последствиям приведут их идеи. Стоит ли удивляться тем извращениям, к которым привела сексуальная революция, если ученые, профессионально занимающиеся анализом глубин человеческой психики, представляют себе людей как наиболее усовершенствованный вид животных?

Воспитание, базирующееся на такого рода научных установках, привело к дикой распущенности современного западного общества, к полному кризису морали. Но не только в морали дело. Страдает и здоровье, которым современный человек, не отягощенный «предрассудками», расплачивается за свой образ жизни. Не будем говорить о легких и тяжелых венерических заболеваниях – все это бледнеет перед угрозой СПИДа. В ближайшие десять лет миллионы погибнут, согласно прогнозам, от смертоносного вируса.

Выведя интимную жизнь за рамки разумного контроля, западное общество пребывает в постоянном страхе за свое существование. Ведь равновесие между различными силами – главное условие существования не только живого организма, но и любой системы вообще. Попытки нарушить существующую гармонию неизбежно приводят к разрушению и опустошениям. В этом, кстати, вся сущность идеи экологического баланса, ставшей сейчас столь популярной.

Подлинным источником познания законов гармонии Вселенной является Тора. Б-жественные заповеди воплощают тот самый баланс между духовным и материальным, между душой и телом, который дает человеку возможность жить среди людей. Некоторые принципы этого баланса были заимствованы из иудаизма в другие религии и этические учения, но основа основ – идея равновесия и гармонии – осталась ими непонятой или была узко и односторонне. Очень в этом отношении показательна упоминавшаяся выше пуританская этика: христианство, претендовавшее на продолжение традиции Торы, увело человека далеко от желанного баланса, лишило его равновесия и внутреннего мира; недаром сказано у пророка: «Нет мира грешнику!»

Одна из тех заповедей Торы, которые позволяют нам ощутить таинство вселенской гармонии, – это заповедь ритуальной чистоты.

Баланс противоположных сил: справедливость и сострадание

Весь мир был создан в соответствии с принципами Торы, о чем наши мудрецы: «Всевышний смотрел в Тору и создавал мир». Мир этот включает в себя явления, противоположные по своей природе и поэтому дополняющие друг друга, – такие, например, как вода и огонь. Этот принцип мнимого парадокса выражен нашими мудрецами в сформулированном ими способе интеллектуального анализа проблем Торы: «Два тезиса противоречат один другому; следующее за ними утверждение разрешает проблему». Разнонаправленные природные силы были бы способны разрушить Вселенную, если бы Всевышний не привел их в равновесие. Б-жественная воля направляет эти силы на взаимное дополнение, а не на тотальное разрушение.

Ритуальная чистота неразрывно связана с идеей соединения двух противоречащих начал: мужского и женского. Существующие в наше время крайние либеральные течения – такие, например, как феминизм – отрицают существование различий между мужчиной и женщиной и проповедуют примитивное уравнивание полов. Попытка опровергнуть законы природы и навязать человеку образ действий, противоречащий его естеству, лишь отдаляет людей от гармонии. Два антипода – мужчина и женщина – могут прийти к гармоничному единству, только если «устремят сердца свои к Небесам». Небеса, как учили наши мудрецы, – это и есть ключ к балансу разнородных начал.

Противоречие между мужской и женской природами заложено уже в самом процессе Творения. Две космические силы проявляются в мире в самом начале: справедливость и милосердие. В первом стихе Торы, рассказывающем о сотворении мира, Всевышний назван именем «Элог’им», означающим справедливость. Наши мудрецы сказали об этом так: «Сперва намеревался Всевышний сотворить мир на основе Справедливости, но увидел, что тогда мир не сможет существовать. Поэтому Он создал Милосердие».

Что же такое справедливость? Это самый короткий путь между двумя точками (вектор). Абсолютная справедливость не оставляет места для окольных путей, компромиссов и отступлений. Справедливость представляет собой непоколебимую истину, она недвусмысленна и требует полного принятия ее авторитета.

Но наш мир, мир ограниченный и полный относительных измерений, не может постоянно подвергаться суду полной и абсолютной справедливости. Перед таким судом он не устоит. Именно ограниченность толкнула Адама на его грех. В Ган-Эдене человек располагал неограниченными физическими и духовными возможностями, его существование было гармонично и прекрасно, но все это не удержало его от попытки избавиться от единственного наложенного на него ограничения. Это ограничение удручало его, ибо именно оно очевидным образом проводило грань между ним и Творцом. Сущностью греха Адама была попытка восстать против Высшей воли.

Наказание соответствовало сущности греха. Адам был обречен на физическую и интеллектуальную ограниченность. Но в то же время человеку была предоставлена возможность исправить содеянное, постоянно совершенствуя весь мир и самого себя. Человек был одарен способностью понимать других людей и отождествлять себя с ними – а это и стало основой сострадания и милосердия. Именно наказание, олицетворяющее справедливость, привело к появлению сострадания. Чистая справедливость не позволила бы человеку приспосабливаться и проявлять в разных обстоятельствах гибкость, необходимую в нашем мире. Основа милосердия была дарована Всевышним человеку после его изгнания из Ган-Эдена, чтобы дать ему способность сближать крайности и находить решение для противоречий.

Законы нашей планеты – не что иное, как проекция высших основ бытия. Человек представляет собой микрокосм, выступающий носителем высшего, Б-жественного начала на земле. Обладая способностью выявлять баланс между различными силами, он как бы уподобляется Самому Всевышнему. Установление гармонии в рамках земной реальности – основное назначение человека на земле.

Одной из основных микрокосмических клеток Творения, отражающих его структуру, является семья. Муж несет в себе начало справедливости: святость, авторитет, уважение, правду, нетерпимость к злу и греху. Жена являет собой милосердие: любовь, сострадание, гибкость, способность прощать зло и грех. Семья объединяет эти начала в одно целое, олицетворяя единство и совершенство мироздания. От того, исполняет ли семья свое назначение, во многом зависит атмосфера в обществе. Совершенствование личности невозможно вне семьи, в рамках которой человеческая сущность дополняется противоположным и противоречащим ей началом.

Иудаизм придает колоссальное значение устройству семейной жизни. Ни одна религия или этическое учение не могут даже приблизиться к еврейскому пониманию семьи. Не случайно еврейская семья всегда была образцом для всех народов. Евреи всегда были известны как преданные родители и верные супруги. И вся система еврейской семейной морали всегда была неразрывно связана с законами ритуальной чистоты.

Женское и мужское начало в истории человечества

Можно представить себе всю историю человечества как постоянное балансирование между судом и состраданием с периодическим креном то в одну, то в другую сторону. Древнее патриархальное общество в целом строилось на принципе «суда». Сила и властность отождествлялись с добром и являлись движущей силой общества. Воля власть имущего автоматически становилась законом для всех, кроме тех случаев, когда появлялся равный по силе противник.

Эти патриархальные принципы древнего мира особенно наглядно воплотились в Римской империи. Физическая сила, непоколебимость, способность смести всех и вся со своего пути принесли Риму шумный успех, увенчавшийся постепенным загниванием. Патриции и плебеи, императоры и простолюдины постепенно погрузились в погоню за наслаждениями, заставлявшую их терять человеческий облик. Охватившая все общества эпидемия разврата подточила и саму способность римлян обороняться, сделав их легкой добычей для жестоких и кровожадных варваров. Многими падение Римской империи было воспринято как крушение царства силы, что подтолкнуло вступавшие в историю европейские народы искать истину в противоположном ей начале – в милосердии.

Беспомощный человек заявил открыто о своей потребности в любви и сострадании, тепле и прощении. Именно в период заката Рима пустило корни христианство, возведшее человеческую слабость в теологический абсолют. Один возможных путей развития этой идеи вел к постепенной утрате критериев добра и зла, добродетели и порока. Христианский призыв к всеобъемлющему состраданию в сущности основывался на идее относительности добра и зла в человеке перед лицом абсолютной греховности и ущербности каждого человеческого существа. Как говорится, не судите, да не судимы будете. Человеку надо прощать его грехи, ведь он не способен управлять собой, он несчастен и беззащитен. Если так, то какая разница между грешником и святым? Современная либеральная психология, отвергающая пуританскую строгость и защищающая нарушения моральных норм (вплоть до извращений), сама основывается на христианской идее всеобщего равенства людей в слабости и грехе.

Эта идея всепрощения и милосердия в ущерб справедливости и строгому суду, ни в чем, может быть, не олицетворилась так ярко, как в одном из центральных символов христианства – богоматери с младенцем на руках – женственность без мужественности и мужской силы, семья, в которой мужчина отсутствует и не нужен.

Именно из этого христианского источника черпает западная культура неверие в возможность человека противостоять силам зла. Отсюда же стремление списать причины всех человеческих пороков за счет действия внешних факторов, нередко оправдывая любое преступление воздействием неблагоприятных обстоятельств.

Преобладание женского начала в рамках христианской культуры постоянно усиливалось, достигнув своего апогея в шестидесятые годы XX века, когда феминизм открыто заявил о стремлении женщин властвовать над мужчинами. В свою очередь, изменился и характер мужчин, своей мягкотелостью и безответственностью дающих все основания для феминистских нападок. Может быть, действительно пришла пора передать женщинам бразды власти в обществе?

Наши мудрецы, подлинные знатоки человеческих душ, учили, что женщины по своей природе легкомысленны. Это означает, что женщинам свойственны повышенная эмоциональность и впечатлительность, они легко поддаются чужому влиянию, приспосабливаются к новым обстоятельствам. Все это само по себе прекрасно, но для управления и организации нужны иные качества. Поэтому женщине не свойственно приказывать и властвовать. Когда мужчины теряют свои исконные качества, а женщины приобретают мужские черты, несвойственные их природе, общество и семья впадают в глубокий кризис.

Бесформенность и форма

В физике существует понятие «энтропия» – потеря формы, разложение, распад. Капля чернил в стакане воды растворяется, переставая существовать как капля. Это и есть энтропия. Параллельно в природе действуют силы, противостоящие энтропии. Науке пока неизвестно, как конкретно осуществляется равновесие этих начал в природе. Попытки вывести уравнение, описывающее это равновесие, занимают сегодня многих ученых.

Используя понятие «энтропия» (конечно, в расширенном смысле), можно более точно представить себе многие сложные явления, выходящие за рамки физического мира. Все, что строит человек в духовных сферах – свой образ жизни, свое мировоззрение, – находится под постоянной угрозой распада. Классический пример энтропии в сфере духа – забвение. Человеческое общество с течением времени отдаляется от тех основ, на которых оно когда-то созидалось, поэтому ему необходимы средства, оберегающие его от загнивания. В то же время человеку свойственно бороться с энтропией, с забвением и смертью, свойственно стремиться к развитию и совершенствованию. Однако, он не всегда находит правильные пути для проявления заложенных в нем сил, противостоящих упадку и распаду. Еврейские законы ритуальной чистоты – способ осуществления присущего человеку и свойственного всем элементам Вселенной стремления к самосохранению.

Женщина – это как раз тот элемент в структуре семьи, который легче всего поддается дестабилизации. Без женского тепла и любви семья не может существовать. Но естественная потребность женщины в любви может обернуться чувственностью. А свойственная ей способность прощать нередко осуществляется за счет готовности поступиться важными нравственными принципами. Гибкость, хрупкость и неустойчивость, свойственные женщинам, несут в себе элементы энтропии. В этом смысле женщина в большей степени подвергается воздействию сил разложения и распада, чем мужчина. Именно поэтому на нее ложится основное бремя в соблюдении законов ритуальной чистоты. Перефразируя известное выражение из трактата Авот: «Воздвигайте ограду вокруг закона», можно сказать, что существующие в еврейской традиции многочисленные запреты, связанные с чистотой брака, ограждают женщину, защищая ее от энтропии.

Чем сложнее система, тем более интенсивно протекает в ней процесс энтропии. Из всего, что создано Всевышним, человек – творение наиболее сложное и уязвимое. Ранимость человека делает для него совершенно необходимой помощь Всевышнего – без Его поддержки это сложное и хрупкое существо не в состоянии было бы сохранить свою форму. Отсюда и естественный для человека поиск Б-жества, утверждающего человеческое существование.

Ответом на просьбу о помощи и были данные детям Ноаха – всему человечеству – семь заповедей, включающие в себя все духовные и моральные предписания, необходимые для жизни людей (такие, как запрет убийства, насилия и жестокости по отношению к людям и животным). Однако, то, что необходимо и достаточно для всех людей, недостаточно для сынов Израиля. Евреи обладают особенно сложным духовным и психическим устройством. Эти явные отличия евреев от других народов делают их более ранимыми, поэтому семи заповедей сынов Ноаха недостаточно для нормального существования евреев. Именно постоянная потребность еврея в дополнительной защите объясняет существование системы шестисот тринадцати заповедей, обязательных только для евреев.

Поскольку на еврейскую женщину возложена особая миссия – продолжение жизни народа – она нуждается в дополнительном покровительстве, способном помочь ей сохранить свою сущность. Тут проявляется во всем величии заповедь ритуальной чистоты, связанная с теми интимными сторонами жизни женщины, от которых зависит ее способность к выполнению этой миссии.

Один из аспектов этой заповеди – принцип скромности, в соответствии с которым, в частности, замужняя еврейка должна покрывать голову. Парик или косынка постоянно напоминает и самой женщине, и всем, кто ее окружает, что она принадлежит своему мужу и является частью семьи, – иначе говоря, что она связана. Женская способность к сочувствию, к отождествлению себя с другим человеком должна реализовываться прежде всего в семье, иначе она, как считает иудаизм, растрачивается впустую и, не будучи уравновешена строгостью и справедливостью, может привести к греху. Таким образом, покрытие головы ограничивает свойственную женщине открытость в отношении к миру, препятствуя в самом зародыше распущенности и вседозволенности, – то есть, в широком смысле, энтропии.

Заповеди ритуальной чистоты регулируют именно те стороны человеческой жизни, в которых наиболее сильно проявляется стремление к эгоистическому наслаждению.

Человеку, в отличие от животного, присуще чувство «я», ощущение неповторимости собственной личности, делающей его непохожим на всех остальных людей на свете. Эту свою сущность (можно сказать «форму») любой человек если даже и не осознает, то чувствует эмоционально. Источником этого ощущения является Б-жественное начало, заложенное в душе любого человека. Каждый из нас знает, что он чувствует себя счастливым только тогда, когда ему удается удовлетворить свою потребность в самовыражении, реализовать свои возможности и таланты – будь то в любви, в работе или в чем-то еще. Вряд ли можно сказать, что чувство сытости, например, – само по себе приятное, – отвечает глубинным запросам человеческого «я». Ведь оно реализует инстинкт самосохранения, общий для всех людей, а не какие-то индивидуальные потребности, свойственные только этому человеку. Поэтому личность нуждается в чем-то большем, чем удовлетворение физиологических потребностей. Лишь воплотив свою сущность, проявив в полной мере свои способности, человек испытывает подлинное удовлетворение: он сумел найти себя, привнести в мир нечто свое.

В этом смысле человека можно сравнить с Храмом, в котором были различные покои, но Святая Святых располагалась в самом центре, в сердцевине. Неповторимые особенности, составляющие сущность личности, таятся в глубине, в области сокровенной, не допускающей чужого взгляда. В самых «материальных» человеческих проявлениях тоже есть область глубоко значимая и поэтому сокровенная – область пола. Есть прямое соответствие между инстинктивным стремлением человека прикрыть интимные части тела и его потребностью в защите своей духовной сущности. Одежда несет в себе немало духовных символов. Животные же не испытывают никакой потребности в одежде, ибо они не являются личностями, а потому и не нуждаются в защите своего внутреннего мира.

Стремясь к раскрепощению личности, современное западное общество разрушает складывавшиеся веками традиционные формы деятельности и общения людей. Но это, как показал опыт XX века, привело не к расцвету личности, но к ее деградации, к нивелировке индивидуальности. Идея всеобщего равенства, казалось бы изначально гуманная, привела к стиранию границ между «твоим» и «моим», между сферами дозволенного и запретного. Человек, потерявший свою внутреннюю «форму» – сущность, отличавшую его от других, не может стыдиться своей наготы. Безличному человеку, «такому же, как все», – действительно нечего скрывать.

Для того, чтобы убедиться, что это так, достаточно перелистать летний выпуск журнала мод. Тенденции развития современной моды – как она ни капризна – в этом смысле очень показательны.

Пустота и отчужденность современного человека, его духовный крах – центральная тема всей западной культуры XX века. Наиболее чувствительные ее представители полны страха и отчаяния перед угрозой варварства. Где же выход? На каких стезях его искать?

Традиционный иудаизм всегда предлагал и предлагает совершенно особое решение проблемы индивидуальности. Каждому индивидууму дана возможность самовыражения в рамках общей системы ценностей и моральных принципов. Иудаизм всегда стремился, так сказать, «разложить все по полочкам», чтобы для каждого предмета была найдена возможность гармонично вписаться в структуру мироздания, не утрачивая при этом своей сущности. Тора предлагает и мужчине, и женщине специфический тип поведения, учитывающий всю глубину различия между ними. Только на такой основе могут быть построены нормальные отношения между полами.

Законы скромности в одежде и поведении мужчины и женщины подчеркивают идею автономного духовного существования личности, несущей в своих глубинах Б-жественную искру. Именно в скромной одежде находит свое выражение присущая глубокой и целостной личности чувствительность к тайному и сокровенному. Так в предписанном традиционными еврейскими правилами стиле одежды – хотя, казалось бы, это нечто внешнее и совершенно постороннее по отношению к сущности человека – проявляется присущая иудаизму взаимосвязь физического и духовного, распространяющаяся на все аспекты человеческой жизни.

Твердыней, сохраняющей структуру мироздания и противостоящей волнам энтропии, для еврейского религиозного сознания является семья. Насколько успешно она может сыграть эту роль – зависит от множества факторов. Именно поэтому в иудаизме существует стройная система правил поведения и моральных принципов, регулирующих жизнь семьи: в таком серьезном вопросе нельзя полагаться на случайные догадки или на удачу. И тут особая ответственность ложится на женщину.

Женщина обладает более утонченной индивидуальностью, чем мужчина. Ее восприятие мира всегда более субъективно и эмоционально. Поэтому именно от нее зависит создание того, что называется «внутренним миром» семьи. Мужчина, живущий и действующий в необъятном мире за пределами семьи, менее уязвим, но и менее открыт, он в меньшей степени подвержен влиянию, но и менее способен оказывать влияние. Поэтому только женщина способна создать то, без чего семьи нет, и что называется «семейной атмосферой» – ощущение уверенности, постоянства, безопасности и покоя, – именно женщина, а не мужчина, который выполняет реальные функции защитника семьи. Эту сторону женской личности подчеркивает и развивает Тора, придавая духовную глубину женской чувствительности и беззащитности. Из сказанного понятно, почему иудаизм всегда придерживался мнения, что личность женщины может в полной мере проявиться, только если ее стремления направлены не «вовне», а «вовнутрь», во внутренний мир семьи.

Чистота как выражение святости

Человеку, воспитанному вне рамок традиции, еврейские законы о ритуальной чистоте с первого взгляда могут показаться странными. Почему обычные гигиенические правила должны возводиться в статус морального кодекса? И зачем, к примеру, современной элегантной даме непременно погружаться в микву, когда дома у нее есть комфортабельная ванная? Такие вопросы совершенно естественны, и ответить на них необходимо.

О том, что существует связь между телесной чистотой и духовным очищением в Торе сказано совершенно недвусмысленно и прямо: «И омоет тело свое водой», – так должно осуществляться очищение. Ведь материальная сторона жизни человека является отражением его духовного существования. Внутренняя святость человека не может проявиться, если тело его нечисто. Ведь и погружаться в микву можно только предварительно вымывшись.

Животные гораздо менее чувствительны к грязи, чем люди. Они меньше страдают от болезней, вызываемых нечистотой. С животным, плотским началом связана духовная извращенность. Человеку, к сожалению, свойственно идти на поводу у животных позывов, подчиняться им, отдаляясь от духовности, что находит свое наглядное соответствие в загрязнении тела.

Особое значение имеет ритуальная чистота женщины. Женщина, непосредственно осуществляющая воспроизведение материальной жизни человека, больше, чем мужчина, подвержена и воздействию животного начала. Это находит выражение и в естественных процессах, происходящих в ее теле. Забота о чистоте возвышает и одухотворяет свойственные ей функции носительницы жизни. Еврейская женщина не просто соблюдает чистоту своего тела; она сохраняет и освящает его. Это освящение является основой для подлинного брака.

Сближающая отдалённость

В самой женской природе заложена возможность конфликта, который в распространенных, но не очень точных терминах европейской психологии можно описать как конфликт между началом личностным и началом родовым, животным. С одной стороны, женщина обладает интеллектом ничуть не менее развитым, чем мужской, и в принципе может сравняться с мужчиной во всех областях производства и культуры. С другой стороны, на женщине лежит ответственность за продолжение рода. И с этим ее качеством в большой мере связано то обстоятельство, что именно женщина традиционно представляется символом наслаждения, а вместе с тем и соблазна. Не случайно женщинам в большей степени, нежели мужчинам, свойственно желание нравиться, что называется «хорошо выглядеть», – это стремление к внешней красоте проявляется в страсти к нарядам и украшениям, которая, хотя бы отчасти, присуща любой женщине и составляет часть специфически женского очарования. В тот момент, когда в девочке начинает пробуждаться женское естество, начинается конфликт между «женским» и «человеческим»; как он разрешится – зависит и от воспитания, и от установок общества, в котором девочка живет. Кто не встречал холодных и целеустремленных женщин – педагогов, администраторов, ученых – сделавших карьеру ценой утраты своей женской сущности и вследствие этого глубоко несчастных? А разве не приходится иной раз видеть женщину, которая и себе, и окружающим представляется не человеческим существом, а каким-то сосудом для удовлетворения своих и чужих желаний? К сожалению, первое вполне совмещается со вторым, превращая изначальный конфликт в глубокий и безвыходный кризис, делающий многих современных женщин несостоятельными и в личностном и в родовом аспекте своей природы.

Одна из целей закона о ритуальной чистоте – гармонизация этого конфликта. В течение примерно двух недель каждый месяц супруги должны воздерживаться от интимной близости, причем в этот период им запрещено даже прикасаться друг к другу. Это время, когда общение между мужчиной и женщиной ограничивается чисто духовной сферой, в которой искать и находить контакт, как известно, ничуть не проще, чем в интимной. Это период относительно автономного и независимого внутреннего развития мужа и жены. Когда же период воздержания подходит к концу, супружеская близость приобретает особую прелесть благодаря тому духовному основанию, которое было заложено в предшествующие две недели. Именно такая цикличность является залогом здоровых семейных отношений.

Невоздержанность в половых отношениях придает им обыденность, в результате чего супруги могут просто надоесть друг другу. Физическая близость может выродиться в эгоистический себялюбивый поиск наслаждений, не знающий разумных границ. Именно здесь таятся корни извращений, оскорбляющих человеческую природу. Но и в рамках обычной, с виду вполне нормальной семьи эгоизм является главным препятствием для развития гармоничных отношений между мужем и женой. Законы ритуального очищения воспитывают в супругах стремление давать, а не только получать, являются основой взаимообогащения и духовного единства членов еврейской семьи.

Еще раз следует подчеркнуть, что ответственность за исполнение законов Торы, регулирующих отношения между мужчиной и женщиной, в основном возложена на женщину, представляющую наиболее уязвимое звено в цепи семьи. Это прежде всего касается ритуального омовения. Вода с ее особыми физическими характеристиками может выступать как символ энтропии. Она принимает форму любого сосуда, но не способна ее сохранить; своей же формы вода не имеет. Вода является существенным элементом круговорота природных явлений. В микве омываются не водами, добытыми человеком из глубин земли (как та вода, которая течет из крана в ванной), но природными водами, символизирующими связь в Творением и принимающими форму миквы, – форму, антипод энтропии. Происходит слияние противоположных элементов, приведенных в гармоническое равновесие. Еврейская женщина, соблюдающая законы ритуальной чистоты и омывающаяся в микве, хорошо знает это непередаваемое ощущение гармонии, ощущение покоя, очищения и обновления. Так снова обновляется еврейская семья, тепло и нерушимая стойкость которой знаменуют глубокую связь с гармонией мироздания.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    14 июля 2004, 01:15
    Иудаизм | FAQ | Дугин | О евреях-мондиалистах и евреях-евразийцах | 01.2001
    16 июня 2004, 18:58
    Иудаизм | FAQ | Дугин | О бесах, евреях и антисемитизме | 24.09.2000
    Иудаизм | FAQ | А.Дугин | О гомоэротизме, Эрэв Рав, Армилусе и НМП | 01.09.2000
    Иудаизм | FAQ | О Моше Иделе, Гершоме Шолеме и каббале | 14.07.2000
    27 февраля 2004, 19:49
    Иудаизм | FAQ | А.Дугин | О борьбе евразийцев и евреев с НМП | 1999
    15 февраля 2004, 02:44
    Иудаизм | Кредо.Ру | А.Эскин о политике, мистике и мессианстве
    27 декабря 2003, 16:04
    Иудаизм | А.Дугин | Мессианство каббалы | Сноски
    Иудаизм | А.Дугин | Мессианство каббалы | Часть 2
    Иудаизм | А.Дугин | Мессианство каббалы | Часть 1
    4 июля 2003, 02:20
    FAQ | А. Дугин | О креационизме, иудаизме и абсолютной смерти | 1999
    ВЕСЬ АРХИВ