27 июня, вторник
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
СМИ | Напечатать текущую страницу
"Телецентр" № 1 (26),
январь-февраль 2008

Большой соблазн

Интервью с управляющим делами Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви протоиереем Евгением Чуниным


(Полная версия)

"Телецентр": Телевидение часто обвиняют в бездуховности. Каналы, в свою очередь, утверждают, что телевидение только отражает состояние современного общества. Кто, на Ваш взгляд, более прав в этой дискуссии?

Протоиерей Евгений Чунин: Думается, что в этой ситуации обе стороны по-своему и правы, и неправы одновременно. С одной стороны, если телезритель с удовольствием воспринимает низкопробные шоу и сериалы, то, видимо, эти телевизионные передачи соответствуют уровню его запросов. С другой стороны, кто и что формирует эти самые запросы - разве не те же телепрограммы и фильмы? Так что все-таки надо поставить на первое место: приоритеты телевещания или состояние общества (как в известной шутке – «что было раньше: курица или яйцо?»)?

На мой взгляд, для каналов телевидения, которые в государстве являются средствами МАССОВОЙ информации, мало чести идти на поводу у неорганизованного, да еще в значительной степени и развращенного «общественного мнения» - тут уже становится недалеко и до той грани, за которой начинается прямая эксплуатация человеческих пороков. Учитывая, что ТВ, безусловно, самое динамичное и «яркое» из всех СМИ – руководителям каналов необходимо учитывать мощную воспитательную функцию этих средств, и помнить о своей высокой ответственности перед обществом. СМИ, и телевидение в первую очередь, не должны позволять себе опускаться до банального «поиска популярности» любой ценой. Когда телевидение всего лишь «показывает» существующие пороки общества – оно легализует их в общественном сознании, и тем самым фактически пропагандирует их, способствует их распространению.

Даже если пороки и являются реальностью нашего бытия, говорить и показывать их надо так, чтобы подражать никому не захотелось. У нас же происходит обратное. Можно сказать, что в последние десятилетия с телеэкранов практически исчезли передачи, воспитывающие в человеке нравственные или гражданские ценности. Если в 80-е и раньше подростки мечтали стать космонавтами, пожарными, пограничниками, врачами, то с середины 90-х все отчетливее стали приобретать популярность «профессии» проститутки или киллера… А что? Это - главные «герои» большинства современных фильмов и многих телепередач! Стоит ли удивляться, что первый опыт знакомства с темами преступности и разврата наши дети уже давно получают не «на улице», которая всегда являлась своеобразным антиподом положительного воспитания, а по телевизору?

Значительно вредят подросткам и некоторые «документальные» программы и фильмы, повествующие о криминальной жизни, кровавых происшествиях и похождениях маньяков. Не случайно поэтому в последние годы в нашу жизнь вошло такое явление, как «подражательное преступление». Большую долю ответственности за это «достижение» телевидение должно взять на свой счет!

"Телецентр": Известно, что отношения религиозных организаций и телевидения долго были довольно напряженными. Как вы относитесь к телевидению теперь?

Протоиерей Евгений Чунин: Вообще, лично я отношусь к телевидению весьма критично, ибо оно представляет для верующего человека, в первую очередь, большой соблазн, и далеко не каждый умеет с этим соблазном справляться. От него, от телевидения, надо прежде всего научиться надежно «отгораживаться» - строго отбирая для просмотра те или иные программы, и не позволяя себе, чтобы оно, это «информационное удовольствие», занимало больший, чем можно, процент в нашем личном времени и сознании, не позволяя себе заглядеться на неподобающие зрелища и сюжеты. Поэтому и об «отношениях религиозных организаций и телевидения» можно говорить тоже только с очень большими оговорками – это два разных, в значительной степени взаимоисключающих мира.

Однако, телевидение, как бы мы к нему ни относились, является одним из факторов реальности нашего бытия, и как таковое должно быть нами правильно понято и оценено.

Когда же приходится контактировать с тележурналистами по различным вопросам и событиям церковной жизни – неминуемо встречаются как положительные, так и отрицательные примеры. Нередко приходится сталкиваться и с различными издержками, такими, как предвзятость и тенденциозность в подаче материала, фактические ошибки, недобросовестные комментарии. Желание иного журналиста побыстрее подать острую, «жареную» информацию подчас приводит к грубым искажениям реальности и, как следствие, к недоумениям в среде верующих.

С другой стороны, спокойная, взвешенная и грамотная работа тележурналистов всегда вызывает понимание и одобрение верующих.

"Телецентр": Произошли ли какие-нибудь позитивные изменения в отношении ТВ к религиозной тематике?

Протоиерей Евгений Чунин: Если пытаться оценить эти изменения за последние два десятилетия, то главным позитивным сдвигом я считаю то, что телевидение перестало быть тем рупором атеизма, которым долгое время являлось. Это, по-моему, самое безусловное достижение, ибо другие результаты уже не столь однозначны.

Если их называть, то это следующее: перестали быть редкостью сюжеты, посвященные тем или иным событиям религиозной жизни. На экранах телевидения все чаще стали появляться образы священнослужителей и сюжеты из церковной жизни; как правило, господствующей церкви. Телевидение стало предоставлять эфирное время для целевого религиозного вещания. Организовались и развиваются специальные каналы религиозного вещания.

Однако, реальная духовная значимость перечисленных факторов, возможно, вовсе не столь однозначна. Не смотря на то, что каналы и программы целевого религиозного вещания представляют вниманию зрителей подчас реальные и значимые сюжеты и программы, однако аудитория вещания этих средств, по моему мнению, весьма ограничена. И это имеет свои объяснения.

С другой стороны, присутствие и частая смена совершенно различных по своей идеологии сюжетов в одном ряду телевещания создает своеобразный эффект смешения всех и всяческих понятий и представлений, и многие не в силах удержать свое «духовное равновесие» под натиском столь быстро меняющихся информационных ветров. Действительно, что мы видим на телеэкране? После, предположим, какой-то неплохой фразы, запомнившейся из выступления некоего священника, следующим кадром может идти, например, астрологический прогноз, потом – какое-то шоу об интимных похождениях неких знаменитостей, и т. д. – нескончаемый «информационный винегрет»… И что остается в душе у обычного телевизионного обывателя? Представление, что это все – части «нашей общей культуры», к которой каждому надо стремиться быть причастным…

И – никто ведь не пояснит с телеэкрана, что различные составные части этого «винегрета» взаимоисключают друг друга! Что христианство несовместимо с астрологией, а участие в блудных похождениях является тяжким грехом и может перечеркнуть прочие добрые дела и поступки человека…

"Телецентр": Некоторые духовные лица довольно часто появляются на телеэкране. Как религиозные организации относятся к подобной публичности? Не осуждают?

Протоиерей Евгений Чунин: Духовные лица, как и любые другие субъекты общественной жизни, не могут уйти от внимания СМИ. Поэтому их появление на экранах телевизора - явление закономерное. Другое дело – то «амплуа», в котором появляются на телеэкране те или иные духовные лица. Например, выступление «рок-ансамбля православных батюшек» даже в наше расхристанное время у многих вызывает недоумение или легкий шок.

С другой стороны, когда религиозные деятели используют каждую возможность для того, чтобы нести слово Евангельской проповеди, чтобы напоминать о наших обязанностях перед Богом, о духовных проблемах современности – это встречает понимание и вызывает безусловное уважение.

"Телецентр": Верующие люди являются одновременно и телезрителями. Касаетесь ли Вы темы телевидения в своей проповеди? Что советуете прихожанам? О чем предостерегаете?

Протоиерей Евгений Чунин: Да, конечно – тема христианского отношения к телевидению – одна из постоянных тем моих церковных проповедей. Я напоминаю прихожанам о том, какие трудности и проблемы создает в доме телевизор, и как следует к нему относиться, чтобы не позволить ему распоряжаться ритмом и содержанием нашей жизни, не стать «рабом телевизора».

Что советую? «Отгораживаться», как сказал выше, соблюдать бдительность и дистанцию. Особое внимание прошу уделять детям – что и когда они смотрят по телевизору? Ведь если взрослый человек может неожиданно увидеть на экране такие кадры, от которых ему станет неуютно в кресле и захочется оглянуться – не видит ли ЭТО кто еще? – то что могут почувствовать дети, увидев подобное? Ладно, если не поймут… Вообще, психике подрастающего поколения нынешнее телевидение, по моему мнению, наносит особый урон.

"Телецентр": Какие каналы или передачи на российском телевидении, на Ваш взгляд, нарушают нравственные нормы особенно часто? И наоборот – кто более других стремится соответствовать нравственным нормам?

Протоиерей Евгений Чунин: Мне трудно исчерпывающе охарактеризовать состояние российского телеэфира, поскольку я становлюсь телезрителем обычно «в порядке исключения» и весьма нерегулярно. Но я готов поделиться некоторыми наблюдениями.

Кажется, что современное российское телевидение все-таки несет мало духовной пользы, причем это касается не только программ религиозного содержания, но и просветительских, и обучающих, и всех вообще программ. Еще не так давно считалось, что ТВ – это источник самой свежей и актуальной информации. Но сегодня ситуация поменялась, и даже информационные программы различных каналов вовсе не безусловно повествуют об истине.

Редкое отрадное исключение представляет собой канал «Культура».

А на центральных каналах прописалось множество телепрограмм откровенно безнравственного содержания. Это, в первую очередь, телевизионные сериалы, пропагандирующие культ силы, криминальную романтику, безделье - как «род занятий», «свободную любовь», героизирующие циничных, грубых, жестоких людей и даже откровенных преступников. Передачи, связанные с борьбой за некий денежный приз, так же весьма опасны, поскольку вызывают такую опасную страсть, как «игромания», разновидность своеобразной духовной наркомании.

Не меньший вред нравственному здоровью наносят телевизионные игры типа «Слабое звено», «Алчность», «Русская рулетка», «Кто хочет стать миллионером», «Последний герой» и другие. Эти игры в той или иной степени эксплуатируют низменные человеческие страсти: сребролюбие, алчность, зависть, гордыню; заставляют участвующих в них людей совершать подлые поступки. Зрители этих программ становятся невольными соучастниками подобных неблаговидных дел, свыкаются с мыслью о необходимости перешагивать через свою совесть ради достижения некоей соблазнительной цели, наглядно тренируются в совершении бессовестных поступков.

Однако, безусловным «чемпионом» в преступании всех и всяческих моральных запретов и ограничений можно по праву назвать телеигру «Дом-2». Фактически, это - неприкрытая пропаганда духовного и телесного разврата, слегка облеченная в «эстетические формы».

"Телецентр": Какие из религиозных передач Вы можете отметить? Каких передач, на Ваш взгляд, не хватает на телевидении?

Протоиерей Евгений Чунин: Выступления и программы, последовательно отстаивающие Евангельские ценности, «кричащие» о духовных проблемах современности, по моему мнению, должны считаться наиболее актуальными в плане определения духовных приоритетов современного телевидения. Как я уже отмечал, хотелось бы, чтобы было больше программ, посвященных наиболее актуальным проблемам и «болезням» современной духовной жизни – таким, например, как проблема абортов, неправедного стяжательства, наркомании и бытового пьянства, лжи и общественной фальши, и других, подобных им. Но бросается в глаза следующее: уровень многих «религиозных» передач значительно ниже уровня разнообразных соблазнительных ток-шоу, скандальных хроник и т. п., транслируемых на ведущих каналах в самое приоритетное время вещания. Казалось бы, о важнейших вещах идет речь - но все так кисло и не интересно, что порой и смотреть не хочется… Может, это период становления жанра?

По моему мнению, на ТВ не хватает ярких, талантливых передач на злободневные темы, где вопросы обсуждались бы открыто и беспристрастно, и без оглядки в ту или иную сторону. Важно, чтобы эти передачи транслировались в удобное для верующего зрителя время (каковым, например, 8.00 в воскресный день не является – в это время верующие люди уже в храме!).

Внимание телевидения почувствовали в последнее время и старообрядцы. В последние годы в Рогожскую слободу – духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви – нередко наведываются телевизионные группы. Складывается и опыт контактов и с региональными телевизионными компаниями, но пока мы воспринимаем его как первоначальное знакомство. Надеемся, что в дальнейшем сотрудничество между староверами, с одной стороны, и телевидением и электронными СМИ, с другой, примет более осмысленные и регулярные формы. Вообще, можно сказать, что мы накапливаем опыт позитивного сотрудничества с нашими телеканалами.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    6 мая 2003, 19:44
    "Элементы", №9 | Библиотека Элементов | 2000
    ''Элементы'' №8 | Библиотека ''Элементов'' | 2000
    23 апреля 2003, 09:42
    ''Элементы'' №7 | Библиотека ''Элементов'' | 2000
    ''Элементы'' №6 | Библиотека | 2000
    19 апреля 2003, 12:13
    ''Элементы'' №5 | Библиотека ''Элементов'' | 2000
    ''Элементы'' №4 | А. Г. Дугин | Люди длинной воли | 2000
    28 февраля 2003, 18:25
    ''Элементы'' №4 | Библиотека ''Элементов'' | 2000
    ''Элементы'' №2 | От редакции | Идеология мирового правительства | 2000
    ''Элементы'' №1 | Содержание | 2000
    19 февраля 2003, 11:01
    Элементы №1 | От редакции | Пробуждение стихий | 2000
    ВЕСЬ АРХИВ