АРКТОГЕЯ
ф и л о с о ф с к и й   п о р т а л
26 марта, воскресенье
Поиск 

Главная | Новый Университет | Аналитический портал "Евразия" | Фотогаллерея | Библиотека | Персоналии | Глоссарий
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Литература | Напечатать текущую страницу
"Православная книга России"

Фейс-контроль над книгочеями

Чем больше люди читают, тем меньше они понимают, что читают

…И книги начали становиться все более развлекательными"Правкнига": Статистика показывает, что в России сейчас гораздо меньше читают, чем несколько лет назад. Причем это относится не только к «серьезной», но и к развлекательной литературе. Наименований книг на рынке вроде много, а вот тиражи - ничтожно малы, если сравнивать, скажем, с книгоиздательскими показателями в той же Америке, вроде бы «не читающей». С чем это связано, на ваш взгляд?

Александр Дугин: Есть такое явление, как культурное отчуждение. Так вот, в России действительно раньше очень много книг читали. Но возникает вопрос: что они читали и как? У меня складывается такое впечатление, что чем больше люди читали, особенно в советское время, тем они меньше понимали, что читают. И чем больше, скажем, они читали марксистских учебников, тем меньше в марксизм верили.

Мыслители и деятели эпохи Просвещения считали, что Традиция, которая дозирует знание для широких масс, является негативной, препятствием для человеческого развития, и стоит расширить это просвещение на всех, мы получим полностью разумное, гармоничное, рациональное общество. В 19 веке казалось, что это так, но в 20-м все оказалось прямо противоположным.

Чем более широкие массы стали читать, тем больше архаических бессознательных мифов стало “вылезать” из их подсознания и нагружаться на то, что они читают. Отсюда - расцвет иррациональной литературы, мифов художественной литературы. Такой миф являлся уже не новым представлением о мире, а просто чем-то развлекающим. И книги начали становиться все более развлекательными. И все более впитывали в себя некие фантастические элементы, которые добывали из коллективного бессознательного масс.

Литература и книга в 20 веке пережила, таким образом, качественные изменения. А в советское время в СССР особенно. Вот вы говорите про тиражи…. Я помню, мы издали одними из первых книгу “Голем” Густава Майринка в 1989 году. И у нас эту книгу купили 100 тыс. экземпляров, причем среди заказчиков было много заводов, фабрик. А в 1991 году уже не могли продать и тысячи экземпляров той же книги. Почему? И второй вопрос: 99 тысяч, условно говоря, рабочих, колхозниц, которые купили Майринка, они как его прочитали? Они купили эту книгу как предмет, как некую инвестицию своих стремительно дешевеющих рублей в объект культуры. По сути дела они “отчуждили" содержание Майринка гораздо больше, чем те люди, которые читали его в списках, в ксероксах в 70-е годы, когда он был запрещен и прочее. Тогда прочли несколько сотен, но его ПРОЧЛИ. Я помню, как мы ходили с этим Майринком, пряча его от кэгэбэшников, воспринимая его как некое откровение. А 99 тысяч рабочих и колхозниц, когда им Горбачев разрешил читать Майринка, что с ним сделали? Они его убили.

На самом деле, не дефицит убивает книгу, а их изобилие. Не мало читающая нация становится бескультурной, а многочитающая. Потому что она читает все подряд, не понимая, что и зачем. И я считаю, что книготорговлю надо совмещать вообще с фейс-контролем.

"Правкнига": Каким образом?

Александр Дугин: Абы какому человеку книгу в руки давать нельзя. Любую, даже техническую литературу. Любое знание опасно. Знание должно быть дистанцировано. (Иронично) Приходит какой-нибудь придурок за умной книгой - правильная, евразийская продавщица должна сказать: “Зачем тебе Кант? Давай я лучше тебе денег дам. Вот пятьдесят рублей, сто рублей. Ну пятьсот возьми, только иди отсюда”. Нет, его не надо обижать, но давать ему вместо книги деньги. Или поесть. А по-настоящему страждущий за этой книгой должен приехать откуда-нибудь из Кемерова в другой город. Подождать, пока ему вынесут эту книгу или не вынесут. Тогда есть небольшой шанс, что он уделит ей должное внимание. Нельзя к книгам относиться количественно: сколько напечатали, сколько кто прочитал. Книга - это неколичественное явление. И вообще-то, если подходить строго, книгопечатанье есть преступление против книги. Книга должна быть переписана от руки. Остальное - уже суррогат. Поэтому когда изобрели печатный станок, и Иван Федоров начал “собачить” эти книги, как автомат, сразу начался раскол и разброд. Сейчас большинство книг просто глупые, а если книга умная, есть немного шансов, что ее кто-то поймет.

"Правкнига": А как обстоит дело с религиозной литературой?

Александр Дугин: Это другое дело. Религиозная литература сейчас переживает бум, и это очень правильно. Книг, где написаны правильные, русско-православные вещи, прославляющие нашу веру, нашу идентичность, нашу великую страну, наш чудесный народ, становится все больше, ее тиражи возрастают. И это замечательно! Пока. Но потом уже надо будет осуществлять отбор. Смотреть, а кто что там пишет о православии. Я думаю, что очень многие авторы, которые нынче претворяются православными, это бывшие комсомольцы. Я считаю, что не каждый должен позволить себе издавать православную книгу. Вот просто книгу - для друзей, это пожалуйста. Но чтобы книга, написанная современным автором, называлась православной, нужно определенной экспертизе ее подвергать, я считаю.

"Правкнига": Какой пласт православной литературы вам представляется наиболее актуальной сегодня?

Александр Дугин: Я думаю, что старообрядческая. Потому что нам хочется узнать сегодня наши корни. Ведь как только прекращались государственные гонения на религиозное самосознание, сразу возникал всплеск интереса к тому, что осталось за бортом цензурных изменений 17 века, Никейского собора. Я довольно много бываю на телевидении, в передачах, и могу сказать, что программы, связанные со старообрядчеством, всегда получают большой рейтинг. Это касается и книг о федосеевцах, о нетовцах, о скитах.

Все это вызывает большой интерес. Потому что постниконианской литературой, пост-реформенной православной литературой, я думаю, рынок и православное сознание насыщены. Теперь мы хотим прикоснуться к самым корням. Ведь наша церковь была и до реформы Никона. Наша церковь открыла возможность сомкнуть эти две части церковной истории между собой. Я думаю, что эта литература, с соответствующей атрибутикой, с нотами знаменного пения, информацией о быте русских людей того времени может сейчас иметь наибольший интерес. И тот же самый тип молодых людей-нонконформистов, которые при советской власти ходили в церковь, я вижу сейчас в старообрядческих церквях. Наибольший интеллектуально-религиозный нонконформизм я замечаю именно там. Наверно, сейчас это мода. Но мне она нравится.

"Правкнига": Вы согласны, что если раньше, лет 50, 100 лет назад человек во многом формировался за счет воспитания, окружения, и опять же, книг, литературных героев, на которых хотелось быть похожими, то теперь люди формируются в основном под воздействием телевизора и Интернета?

Александр Дугин: Совершенно верно. Как печатная книга была отчуждением от традиций рукописной книги, так и телевидение стало следующей ступенью отчуждения…. Эта как та бесконечная болтовня, которой насыщена наша жизнь и о которой писал Мартин Хайдеггер. Тотальная болтовня, которая отгораживает от нас суть бытия, создает в нас ложное ощущение комфорта. Если раньше это была еще болтовня на кухне, скажем, то теперь вот - телевизор, он говорит сам с собой, освобождая субъекта от того, чтобы делать вообще какие-то усилия. Он говорит за нас. И почему мы щелкаем кнопками пульта - мы уже устаем даже от этого, устаем, когда нет новостей. Нужно, чтобы новости были всегда, чтобы одна картинка сменяла другую. Причем как можно быстрее. Сейчас, говорят, даже пульт такой создали, который должен быстрее переключать каналы. Это умело используют архитекторы современного телевидения. Они понимают, что современному человеку и не надо ничего понимать…

Кстати, если возвращаться к вопросу о церковной книге, давайте вспомним. Ведь и Евангелие на Руси в основном не читали, а слушали во время богослужения, поскольку его фрагменты привязаны к очень серьезной структуре Литургического цикла. Его нужно слушать - замерев, опустив голову, с внутренним сосредоточением. Тогда эти слова поступают прямо в сердце. А когда просто сидят на печи и иногда листают-почитывают Евангелие - это не православная модель. Как порой люди обращаются с Евангелие - это абсолютная десакрализация и по сути издевательство. Евангелие - это священная книга, ее в идеале даже почти не касаются руками непосвященные, ее только целуют. Вот Псалтырь - это другое дело. Я вообще считаю, что если русские прочитают одну только книгу - Псалтырь, это будет гораздо лучше, чем если они прочитают бесконечный бред околоправославных неофитов. Читать Псалтырь, переписывать Псалтырь, учиться выводить буковки - этого хватит лет на 10-15. Но за этой время произойдет реальное формирование культуры человека. Человек, который так учится читать, так учится писать и обращаться с книгой, - вот это будет настоящий фундаментальный христианин.

"Правкнига": Если позволите, коснемся геополитки. События в Прибалтике наглядно показали, как можно взять и начать переписывать историю, запросто поправ историческую, национальную память…

Александр Дугин: Надо учитывать, что история - это гуманитарная наука. И она переписывается всякий раз, когда появляется какая-то новая власть, новая конъюнктура. Это очевидная вещь. Другое дело, что сейчас плохие, с нашей точки зрения, прибалты, потому что они переписывают нашу историю, где мы были молодцами - в таком ключе, что мы не молодцы получаемся, а сволочи. Нам это не нравится, мы говорим: “Сволочи, что же вы делаете?” Но каждая идеология на каждом этапе переписывает историю, каждая ставит в центр внимания то, что ей нравится. И никаких фактов исторических, свободных от толкования, собственно, нет. Как мы знаем, даже в квантовой физике от позиции наблюдателя зависит логика прохождения квантовых процессов. А тут - гуманитарная наука. Переписывание истории происходит в стране, которая от нас окончательно оторвалась, у народа, который нас никогда не любил. Сейчас он получил возможность излагать эту нелюбовь открыто, и ему за это рукоплещут и даже платят деньги. И вы хотите, чтобы по инерции он признавал нашу версию истории? Тогда его нужно завоевать, прижать мордой в асфальт и тогда он скажет: “Да, извините, мы ошиблись”. А так - он будет делать то, что хочет, тем более что ему помогает Запад, который имеет свой взгляд на Вторую мировую войну. И на самом деле, никакие не прибалты, а Ельцин и Горбачев, и та интеллигенция, которые выла на своих кухнях Окуджаву, переписала эту историю. Мы сами отдали свою историю в 1991 году. И то, что уходит из под контроля нашей цивилизации, переходит в зону контроля другой цивилизации. Вот что происходит.

"Правкнига": На ваш взгляд, подрыв гуманитарных ценностей и утверждение ценностей материальных в современном мире - это временное явление или необратимый этап падения в онтологическую бездну?

Александр Дугин: Вообще ценность - это то, во что превратилось такое сморщившееся Бытие. Раньше было бытие, потом религия. Затем уже идеология, потом из идеологии стали возникать уже понятия о ценностях. Тем самым человек все сужает свой онтологический бытийный масштаб. Точно так же, когда духовные ценности превратились в гуманитарные, они уже деградировали. Следующий этап - акцент на материальные ценности. Но это еще не предел. Я думаю, что за материальными ценностями есть постматериальные. Ведь деньги - то есть монеты или банкноты - и то, что можно на них купить - одежда, самолеты, это еще вещи конкретные, осязаемые. Но эта реальность стремительно растворяется. Деньги становятся электронными, условными, удовольствия, которые человек покупает, тоже становятся электронными, виртуальными.

Сегодня в обществе вера в деньги как господствующая идеология подменила веру в Бога. И, надо сказать, вера в деньги, поклонение деньгам - это сродни поклонению силам природы. Молнии, например. И, таким образом, поклоняющиеся деньгам напоминают атеистов эпохи Емельяна Ярославского, организатора воинствующего "Союза безбожников", которые ездили по деревням и показывали крестьянам, как из электрического приборчика появляется молния, тем самым пытаясь оказать, что Бога нет. И вот деньги доказывают или отменяют все остальное точно в такой же степени, как и эта машинка. Эта вера глубоко наивна.

"Правкнига": Что бы вы пожелали посетителям и читателям портала «Православная книга Россия»?

Александр Дугин: Я считаю, что православные книги лишь настраивают нас на определенную религиозность. Нужно идти дальше. И тут я повторюсь: православная литература - лучше, чем неправославная, но хуже, чем Псалтырь. Если мы не будем этой базы знать, мы не будем понимать тот мир, в котором творили святые отцы, то пространство, в котором жили наши богоносные предки и мы будем оторваны от живой традиции. Желаю не отрываться от традиции, от наших корней.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное



    Прочие ссылки
    Архив
    27 ноября 2010, 12:58
    Литература | Наталья Макеева | Художественный текст перешел из соучастия в десакрализации к ресакрализации, а размывающий крайности постмодерн следует использовать во благо, а не отвергать как зло | 27.11.2010
    1 ноября 2010, 20:31
    Литература | Возвращение домой | Некролог: памяти Евгения Головина | 01.11.2010
    3 декабря 2009, 00:01
    Литература | Камиль Тангалычев | Восход луны над бездной | Дьявол не знал, что книги можно писать только для Бога, а книги дьявола Богу не нужны | 03.12.2009
    23 сентября 2009, 12:04
    Литература | Наталья Макеева | Потусторонняя жизнерадостность | Творчество не имеет никакого отношения к повседневной жизни – оно просто ее часть | 23.09.2009
    2 сентября 2009, 13:36
    Литература | Александр Мартыненко | Ягоды репейника | Феномен интеллектуальной евразийской культуры | 11.09.2009
    Литература | Юрий Мамлеев | Путешественница в незнаемое | Когда рацио в полном замешательстве | 19.07.2009
    Литература | Дмитрий Силкан | "Сияющий бес" среди староверов, символистов и консерваторов | Прозаик Юрий Мамлеев представил свою лучшую ученицу из колонок | 21.06.2009
    4 апреля 2008, 15:30
    Литература |
    29 августа 2007, 20:04
    Литература | ''Завтра'' | ''Постмодернизм – это отказ от ссылок на будущее'' | Очень много имён в короткой беседе | 29.08.2007
    24 мая 2007, 22:30
    Литература | Владимир Дмитренко | Маньеризм по-советски | Французский символизм из метафизической коммуналки на Южинском | 24.05.2007
    ВЕСЬ АРХИВ