21 сентября, суббота
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Герметизм | Эрнесто Мила | Атанор, печь алхимиков и тигель вечной жизни | Алхимик пытается воспроизвести свое тело в форме атанора - тигля для плавления | 17.07.2008 Напечатать текущую страницу
Эрнесто Мила

Атанор, печь алхимиков и тигель вечной жизни

Алхимик пытается воспроизвести свое тело в форме атанора - тигля для плавления

Алхимик пытается воспроизвести свое тело в форме атанораВо всей алхимической лаборатории центральный и самый отличительный инструмент - это печь для плавления, также известная как атанор. Описания ее формы и строения, а также записи о ее полезности, ко всему прочему являются убедительным доказательством того, что алхимия была не только духовной практикой или одной из форм мистицизма, но прежде всего предполагала работу над некоторыми минералами и весьма конкретные физические операции.

Атанор Гауди

На парадной лестнице, ведущей внутрь парка Гуэль, можно увидеть странный декоративный мотив, в котором мы без труда узнаем атанор. Внутри него расположен камень, постоянно мокнущий под маленьким фонтанчиком, вода из которого льется от этого места и вплоть до начала парадной лестницы таким образом, что поток проходит под прекрасной саламандрой, которая словно спускается с лестницы, и заканчивается маленьким каскадом, созданным из беспорядочно расположенных камней, покрытых мхом и папоротниками.

В некоторых случаях эта фигура представляет собой треножник, который напоминает тот, на котором располагалась дельфийская пифия, произносившая свои пророчества, но очевидно, что "треножник" парка содержит в себе лишь неотесанный камень, да и сам размер треножника не сопоставим с дельфийским.

Таков атанор парка Гуэль, и таким его можно увидеть сегодня, но еще недавно это место было совсем иным. Основание атанора было таким же, но в метре от поверхности земли его форма была другой - он служил опорой для огромного яйца покрытого мозаикой - trencadis - столь типичной для гаудианской отделки. Это яйцо, имевшее между полюсами длину не более 1,5 м, сейчас можно увидеть на открытках, продающихся в парке.


Атанор Гауди, содержащий в себе неотесанный камень и освобождающий саламандру


То же самое место, сфотографированное с другой позиции и в иное время: на месте атанора находилось яйцо

Мы не сочли нужным выяснять причину, по которой оригинал атанора был заменен этим яйцом, потому что в конце концов, последняя реставрация вновь вернула атанор на свое место. В действительности, и то и другое - идентичные символы. Как неотесанный камень, который содержится в атаноре - это первичная материя (Materia prima), так и яйцо, содержащее в себе зачаток всего сущего. К тому же герметизм не делает различий между одним и другим символом. В работах алхимиков нередки аллюзии на "философское яйцо", внутри которого обжигается Materia prima Великого Делания. Мы считаем, что оригинальность, и явная неоднозначность этих элементов являются достаточными причинами, чтобы остановиться и поразмышлять над ними.

Два атанора

Одним из главных начал алхимии является правило соответствий, согласно которому существует симметрия между двумя различными уровнями реальности: между фундаментальным макрокосмом и микрокосмом, но также между алхимиком и его творением. Алхимик пытается в своих алхимических работах использовать собственное тело, используя минералы и рассматривая их в качестве символов: так, когда алхимик говорит о "соли" (используя в своей работе некоторые минеральные соли), под этим подразумевается, что эквивалентом "соли" является его физическое тело; когда алхимик говорит о "сере", он имеет ввиду не столько неметалл, известный под этим названием, сколько свою собственную душу; и, наконец, упоминая "меркурий-ртуть", алхимик имеет в виду свой дух.

Эквивалент каждого минерала и каждого физического элемента имеется в теле алхимика. Если говорится о "солнце", то подразумевает сердце алхимика, а если упоминается "огонь", то имеется в виду его кровь.

Здесь мы встречаемся с великой тайной алхимии: соответствием и параллелями между операциями над минералами в лаборатории и внутренним опытом, который алхимик переживает в собственном теле. Так, например, когда говорится о "разделении", имеется ввиду разделение между минеральной рудой и ее пустой породой, но также и о разделении между духом и телом (оккультизм упростил эту концепцию, представив ее, как астральное раздвоение).

Из вышесказанного можно понять, что алхимик пытается воспроизвести свое тело в форме атанора, т. е. тигля для плавления.

Существует две этимологических версии происхождения слова "атанор": с одной стороны "атанор" производят от арабского термина attannur, "печь"; с другой стороны от греческого слова thanatos, "смерть", которое, имея предшествующую частицу "а", означающую отрицание, обозначает не "смерть", а, если угодно, "воскрешение, вечную жизнь" и т. д.

Хотя в дальнейшем мы представим более точную информацию о структуре атанора, сейчас достаточно упомянуть, что с внешней стороны он выложен огнеупорным кирпичом, цементом или другим твердым материалом; внутри все заполнено золой (классические тексты рекомендуют золу дубовых поленьев), которая полностью покрывает "философское яйцо", т. е. стеклянную сферу, или колбу, внутри которой находится первичная материя, "необработанный" или "неотесанный камень". Огонь, находящейся внутри, нагревает "яйцо", но не касается его, будучи притушен и смягчен золой.

Человеческое тело имеет аналогичную структуру: твердая оболочка - это физическое тело человека, зола - это "дух" (ментальный багаж из чувств, страстей, инстинктов и т. д., которые были "очищены", или же сведены до уровня золы), и наконец "яйцо" - это хранилище души, наиболее тайная часть человеческого существа, словно золотое семя, которое алхимики пытаются анимировать.

Структура атанора

Огонь обычно находится в нижней части атанора и регулируется при помощи воздуха, который подается через меха, или через трубку. Именно от подачи воздуха зависит большая или меньшая интенсивность пламени и последовательная смена температур. Не все алхимические операции производятся при одинаковой температуре. Алхимические тексты настаивают на том, что в некоторых случаях нужна постоянная температура (как та, при которой курица высиживает яйца). Тем не менее, в какой то момент нужен резкий скачок тепла. Такой эффект достигается именно при помощи регуляции притока воздуха.

В точности такой же процесс происходит в человеческом теле. Если атанор является копией тела, очевидно, что существует связь между температурами печи и человеческого тела. Чтобы понять это, необходимо вспомнить основы йоги.

Согласно теориям разных школ йоги, в основании позвоночника находится свернувшаяся змея, ее нужно разбудить, чтобы она поднялась по позвоночному столбу. Это достигается при помощи контроля над дыханием. Сложно не увидеть в вышесказанном огонь, горящий в основании атанора, при этом регулирование дыхания, т. е. вход и выход воздуха в легкие - суть эквивалент мехов.

Классические тексты алхимиков предпочитают представлять атанор, как разновидность маленькой башни покрытой куполом, внутри которой находится яйцо, содержащее первичную материю. Антонио Гауди в максимальной степени схематизировал эти элементы и редуцировал их до минимального, функционального изображения. Но это не должно вводить нас в заблуждение; существует множество видов алхимических печей, чьи характеристики и происхождение конструкции подробно описаны в работах по химии XVII века. Атанор Гауди является копией модели, представленной на главном портике собора Нотр-Дам де Пари.


Атанор собора Нотр-Дам в Париже в руках у фигуры, находящийся внутри медальона

Также в некоторых классических текстах даются исчерпывающие указания. Отошлем читателя лишь к наиболее, как нам кажется, показательному тексту - книге "Открытый вход в закрытый дворец Короля" Иринея Филалета, глава XVIII.

Николай Лемери в своей книге "Курс химии" - Cours de Chimie (в действительности относящейся к алхимии), намечает основные принципы построения атанора: "...делается из кирпичей, соединенных водонепроницаемой мастикой, сделанной из одной части глины, одной части лошадиного навоза и двух частей песка и все это пропитывается водой: кирпичи укладываются в два ряда, чтобы печь была толще и дольше держала тепло; зольный ящик будет в один фут высотой и должен иметь дверцу со стороны подачи воздуха, чтобы при открытии огонь сам зажигался или легко разгорался; высота очага не такая как у ящика, он завершается в верхней части двумя железными балками толщиной в большой палец, они поддерживают и поднимают реторту над очагом на высоту приблизительно в один фут, таким образом, что реторта укрыта. Сверху находится сводчатая крыша с отверстием посередине и заглушкой для него, и маленьким дымоходом в фут высотой, чтобы выводить через отверстие огонь, когда оно открыто и когда нужен большой огонь; пламя, сохраняясь благодаря этому маленькому дымоходу, охватывает реторту". Огонь же возникает из-за сжигания угля.

Другие авторы дают иные указания. Эжен Канселье - последователь Фулканелли - например, располагал печью для плавления, сделанной из двух больших плавильных горнов, соединенных металлическими обручами; они образовывали отверстие, через которое можно было увидеть "яйцо" и состояние Materia prima, содержавшейся внутри "яйца".

Очевидно, что в этом процессе самым сложным является контроль за температурой огня, и достижение ее постоянства в течение часов и дней. Считается, что температура горения зависит от количества сжигаемого угля... а того факта, что Materia prima погружена в золу, которая уменьшает вариации температуры, не достаточно для успешного завершения Делания.

Таким образом, с момента изобретения термических плит или электрических печей, не существует единодушного мнения о пригодности таких печей для алхимических работ. В самом деле: при помощи плиты, подключенной к электрической сети, намного легче добиться постоянной температуры, без того чтобы думать о подаче воздуха или добавлении угля.

Спор по этому вопросу между современными алхимиками весьма значителен. Вкратце обобщая, мы могли бы сказать, что существует европейская школа, для которой внедрение электричества в алхимическую работу не только рождает проблему возникновения магнитной индукции, но также искажает принцип соответствия между операциями над материей и операциями с человеческим телом: если удалить меха, как средство подачи воздуха, то, что тогда останется от схожести между атанором и человеческим телом?

Другая школа, которую мы могли бы назвать "американской", выступает защитницей термических плит. Философское яйцо или реторта, содержащая первичную материю, ставится наверх плиты, и чтобы достичь однородной температуры на плиту ставят картонную коробку, отделанную снаружи асбестом, или другим жаропрочным материалом.

Возможно, что подходят оба способа, если мы примем во внимание что: традиционная печь, атанор, используется в классической алхимии, в то время как электрическая печь более подошла бы для "спагирических" операций, родственных искусству алхимии, но производимых не над минералами, но над растениями и растительными экстрактами.

Будучи центральным элементом алхимической лаборатории, атанор описан во многих классических книгах по алхимии, во всех мыслимых формах. Можно сказать, что речь идет об очень персонифицированном инструменте, который каждый алхимик создает на свой вкус. И так оно и есть на самом деле.


Атанор согласно "Mutus Liber"

Достаточно посмотреть гравюры "Mutus Liber", чтобы понять связь между алхимиком и его печью: алхимик стоит на коленях перед атанором, в позе, словно взятой из йоги, указывая на симметрию, существующую между одним и другим. Он находится в лаборатории. Нужно разобрать само слово "лаборатория", чтобы понять его изначальный герметический смысл: "лаб-оратория", где "лаб" - "сердце" в переводе с еврейского. Лаборатория находится там, где происходит "сердечное действо".

И несомненно, что одним из результатов алхимической практики является низведение ума в сердце.

(Публикация - отрывок из книги "Мистерия Гауди")

Перевод с испанского: МБ
Редакция: АБ
Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    16 июня 2003, 02:00
    Традиция | Герметизм | Е.Головин | 2000
    Auf, o, Seele! (эссе о Евгении Головине)
    14 февраля 2003, 16:58
    Милый Ангел №3 | Е.Головин | Рембо и неоплатоническая традиция | 2000
    Милый Ангел №3 | Базиль Валентин | Герметическая поэзия | 2000
    Милый Ангел №3 | Асклепий | Герметический апокалипсис | 2000
    Милый Ангел №3 | Манихейский псалом | 2000
    Милый Ангел №3 | Титус Буркхарт | Алхимия | 2000
    3 декабря 2002, 23:15
    А.Дугин | Тамплиеры Пролетариата | Режим Воды | 1997
    ВЕСЬ АРХИВ