АРКТОГЕЯ
ф и л о с о ф с к и й   п о р т а л
26 марта, воскресенье
Поиск 

Главная | Новый Университет | Аналитический портал "Евразия" | Фотогаллерея | Библиотека | Персоналии | Глоссарий
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Традиционализм | Юлия Дмитриева | Санкция сверху | Рене Генон в свете консервативной революции | 29.12.2008 Напечатать текущую страницу
Юлия Дмитриева

Санкция сверху

Учение Рене Генона в свете Консервативной революции

При демократическом строе власть исходит снизу, что полностью противоречит традиционному устройству, когда власть проистекает из единого высшего принципаВ своей программе «Finis Mundi» Александр Дугин заметил: «Если бы Рене Генон написал только “Кризис современного мира” и “Царство количества и знаки времени” - две чисто критические работы - и то его имя вошло бы в разряд безусловных гениев человечества».

Можно сказать, что Рене Генон был вне политики, то есть вне конкретных политических реалий. И это вполне понятно и объяснимо. Обрушиваясь с критикой на современный мир, Генон рисует идеальную строго иерархичную модель государственного устройства.

Говоря о возвращении к единому первоначальному принципу, из которого и должна исходить вся иерархия, он подчеркивает, что подобное восстановление не может иметь направление «снизу-вверх» - это в корне неверно. «Вот почему мы не можем придавать политическим случайностям самое широкое значение, даже придавая слову “политический” иную ценность, кроме ценности простых внешних знаков ментальности определенной эпохи», - пишет философ.

Но, несмотря на подобную позицию, читая даже чисто критические сочинения Генона, понимаешь, что он пишет не иначе как о консервативной революции, о самой ее сути. Среди всех его разоблачающих и анализирующих современный упадок положений то и дело проглядывают отсылки к тому, как должно быть и что можно и нужно для этого делать.

Конечно, Генон как философ, великий философ-традиционалист, делает это в максимально абстрактной форме, отвлеченной от конкретного политического контекста.

И это вполне оправдывается: во-первых, Генон совершенно ясно осознавал кризис современной западной цивилизации и не видел в ней той силы, которая была бы способна повернуть мир в сторону традиции (подобную возможность философ оставлял только за Востоком); во-вторых, Генон тем самым настаивал на том, что в первую очередь нужно совершить громадное интеллектуальное усилие, нужно начинать с поиска духа, идеи, а не с их конкретных воплощений и выражений. «Надо исходить из самого высокого, то есть из принципов, чтобы постепенно спуститься к различным порядкам приложения, тщательно соблюдая все время иерархическую зависимость, существующую между ними», - настаивает Генон.

Итак, помимо критики и описания всех пороков современной западной цивилизации, Генон также касается анализа конкретных исторических реалий, на примерах разъясняя сущность конфликта между мирской властью и духовным авторитетом. И одновременно за всем этим непрестанно слышатся призывы к пробуждению и возвращению к истокам, несмотря на констатацию неизбежного кризиса современного мира, связанного с концом Кали-юги, в котором согласно индуистской доктрине мы сейчас находимся.

Критика западной цивилизации и демократического строя

Несколько слов необходимо сказать о том, какие аргументы Рене Генон выдвигает против современного демократического строя.

Генон логически, практически с «математической точностью» выводит аргументы против демократии. Он также показывает, что мир, в котором демократия является одной из основных ценностей, находится на последней стадии упадка. Он пишет: «Самый главный аргумент против “демократии” можно высказать в нескольких словах: высшее не может исходить из низшего, потому что “больше” не может получиться из “меньше” с абсолютной математической строгостью, которую ничто не может пересилить».

Этот аргумент очень краткий, но емкий. Посмотрим, что имеет в виду Генон, когда говорит о «высшем - низшем» и «большем - меньшем».

Во-первых, демократия означает власть народа, то есть - власть большинства. При демократическом строе власть исходит снизу, что полностью противоречит традиционному устройству, когда власть проистекает из единого высшего принципа. Во-вторых, власть не может принадлежать большинству, так как это привилегия, которая может быть достоянием лишь немногих людей, другими словами, - элиты.

«Слишком очевидно, - пишет Генон, - что народ не может вручать власть, потому что он сам ею не обладает; истинная власть может прийти только сверху, и поэтому <…> она может быть узаконена только санкцией чего-то более высшего, чем социальный порядок, то есть санкцией духовного авторитета». Причиной же такого переворачивания иерархии является первая узурпация власти, когда Кшатрии восстают против Брахманов, не желая более им подчиняться, и берут власть в свои руки.

Еще одно характерное свойство демократии, отмечаемое Геноном, - это торжество множественности. Философ указывает на этот аспект как на точку «соединения демократической концепции и материализма». Множественность как таковая существует в материальном мире, в противоположность этому - духовный мир с присущим ему единством. Превосходство и власть множественности говорит лишь о том, что универсальный единый принцип отрицается или забыт, так как лишь единство, находящееся на вершине иерархии, является причиной и истоком всякой множественности.

Также Генон пишет о противоположности «демократии» и «аристократии». Аристократия как власть элиты противостоит власти большинства, так как элита по своей сути немногочисленна и имеет, прежде всего, интеллектуальное превосходство перед большинством. Численное же превосходство – это свойство демократии, «основная черта которой есть принесение в жертву меньшинства большинству и тем самым, <…> качества – количеству, и, следовательно, элиты - массам», - констатирует Рене Генон.

История конфликта Брахманов и Кшатриев

Теперь посмотрим, как, собственно, Рене Генон объясняет современное положение вещей. С чего началось нарушение строгого иерархического порядка, и что послужило причиной этому сбою в системе.

Итак, начало разладу в государственной организации дал конфликт двух сил – духовной и светской. Когда-то давно эти две силы не были разделены и не существовали как отдельные функции. Они были одинаково включены в единый принцип, который являлся высшим и первоначальным по отношению ко всему остальному. Память об этих временах хранит в себе индийское учение. Оно рассказывает нам о том, что первоначально существовала всего одна каста – Хамса, которая включала в себя свойства и характеристики всех четырех каст, появившихся позднее, и означала очень высокий духовный уровень. Появление каст – это уже следующий духовный уровень, более низкий. Но это, однако, единственный уровень исторически известный современному человеку, который наиболее близок к изначальной традиции.

Согласно Рене Генону, в основе кастового разделения общества лежит природное различие людей. В каждом человеке от рождения заложены определенные качества, и в соответствии с этими качествами человек может наилучшим образом выполнять какую-либо функцию. Вследствие этого всем предназначено свое место в иерархии. Принцип, согласно которому общество делится на касты, объясняет причину духовного владычества Брахманов. Именно каста Брахманов по своей природе обладает метафизической функцией – это сохранение и передача традиционного знания. Кроме высшей касты этим знанием и подобной функцией не обладает никто.

Еще один значимый момент, подтверждающий легитимность доминанты власти Брахманов, это совершение как «большой», так и «малой» инициации. То есть помимо посвящения духовенства, брахманская каста осуществляет также передачу знаний касте Кшатриев, тем самым подтверждая и их легитимность – отсюда так называемое «божественное право» царей. Итак, отношения между духовной и светской властью – это отношения не согласования, но субординации. Право властвовать на земле даруется светским правителям духовенством. Так, царская власть становится «законной» только после посвящения на царство, то есть духовного признания и посвящения.

Примером, иллюстрирующим зависимость светской власти от духовной, является иконография апостола Петра в христианской традиции. Он изображается с двумя ключами – золотым – символом духовной власти и серебряным – символом царской власти. У древних римлян два ключа были атрибутами Януса. А в китайской традиции эта зависимость хорошо отражена в притче о слепом и паралитике. Паралитик сидит на плечах у слепого. Подобная пара олицетворяет неподвижную созерцательность – в образе паралитика, и действие – в образе слепого. То есть это соответственно власть духовная и власть мирская, а положение паралитика на плечах слепого указывает на подчиненное положение светской власти.

Кастовое разделение – это первая стадия того процесса, который ведет к дальнейшему восстанию каст и отрицанию духовного авторитета. Общество гармонично до тех пор, пока все касты находятся на своем месте в иерархии, выполняют соответствующие им функции и признают свое подчиненное по отношению к духовной власти положение. Как только светская власть начинает сомневаться в авторитете духовенства, начинается процесс разложения иерархии. Следующим шагом на этом пути становится отказ подчиняться высшей касте – светские правители начинают утверждать свою независимость и даже превосходство над правителями духовными. А это уже является прямым путем к восстанию и низших каст.

«Любое действие, источником которого не является знание, далеко от принципа и по сути представляет собой лишь суетное движение; так же и любая светская власть, не признающая этой подчиненности духовному владычеству, равным образом тщетна и иллюзорна; поскольку она отделена от своего принципа, все ее действия будут вызывать лишь беспорядок и неизбежно приведут к ее падению», - пишет Генон.

Описывая иерархическое устройство общества, Генон проводит аналогию между кастами Индии и сословиями, существовавшими на средневековом Западе. Он отмечает, в частности, что в европейской истории разрыв между духовной и светской властью начинается с эпохи Филиппа Красивого, а в качестве отправной точки подобного разрыва Генон считает гибель ордена Тамплиеров.

Важно отметить, что как только светская власть объявляет свою независимость от духовного авторитета, она теряет свою легитимность. Власть Кшатриев – земных правителей становится незаконной, они лишаются права власти. Далее, революция – восстание низших каст - естественное продолжение упадка и результат восстания Кшатриев. Однако значение революции двояко. С одной стороны, это последняя стадия деградации, когда восстают самые низшие касты или слои населения, но с другой - это некое возмездие земной власти, возомнившей себя независимой. То есть, с одной стороны, революция – это апогей беспорядка и хаоса, а с другой она знаменует собой новое начало.

«Мы отвергаем закон, как только мы отвергаем сам принцип, из которого он исходит; однако те, кто отрицает закон, не в силах его упразднить, и это отрицание оборачивается против них самих. Вот почему, в конце концов, беспорядок должен стать истинным, а не иллюзорным порядком, которому уже ничто не может быть противопоставлено», - говорит Генон. Смерть должна предшествовать новому рождению. Только после полного уничтожения «видимого мира» воцарится «Небесный Иерусалим», восторжествует духовное начало.

Взгляд в будущее

Итак, взгляд в прошлое, анализ исторических реалий – хороший урок, необходимое дело для взгляда в будущее. А критика современного мира, современной Западной цивилизации – должна стать лишь отправной точкой, посылом для дальнейшей работы. Сам Рене Генон пишет, что одной критикой упадка и деградации современной цивилизации ограничиваться нельзя, это не имеет смысла. Все рассуждения на эту темы бессмысленны, если нет пути назад. Но назад путь есть, возвращение возможно!

Генон призывает к работе, работе сложной и кропотливой, работе по поиску истинного традиционного духа. Есть еще люди, которые способны на это, их мало, но их не должно быть много. Он пишет: «Это может быть только лишь делом элиты, в самом полном и истинном смысле этого слова: мы говорим исключительно об интеллектуальной элите, и по нашему мнению, никогда не существует другой, а все внешние социальные разделения никакого значения не имеют с точки зрения, на которой мы находимся».

Генон рисует нам путь от «философии» к «Откровению». Очень интересно проследить, как соотносятся эти два понятия. Философия – это человеческая мудрость, которую можно достичь на земле. Но подобное знание само по себе не является истинным, так как истинное знание имеет надчеловеческую природу. Философия – это лишь подготовительный этап, мостик к «Откровению», как «Рай Земной» является этапом на пути к «Раю Небесному». Достичь откровения дано лишь избранным, тем, кто обладает «интеллектуальной интуицией» или «вдохновением». Можно провести аналогию с индуистским учением, где два уровня знания соответствуют Шрути (услышанное) и Смрити (запомненное).

Итак, конца не избежать. Современный мир обречен на смерть. Хаос, царящий сегодня на земле – последняя стадия деградация, за которой последует полный крах. Но самое главное заключается в том, что за концом последует новое начало, после смерти придет возрождение. И то знание, которое будет найдено, обретено, накоплено станет зерном, которое прорастет в новый мир. Идя вперед, оглянемся назад и запомним самое главное.

Литература:

1. Рене Генон «Кризис современного мира»
2. Рене Генон «Духовное владычество и мирская власть»

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное



    Прочие ссылки
    Архив
    27 марта 2005, 11:57
    Традиционализм | FAQ | Дугин | О соотношении регулярных и иррегулярных форм трад
    9 февраля 2005, 00:16
    Традиционализм | Новый год по-тебетски в клубе
    8 декабря 2004, 00:06
    Традиционализм | Бронзовый Век | Сказка и инициация | Интервью А.Г.Дугина
    25 июня 2004, 11:33
    Традиционализм | FAQ | Дугин | О бафометизме и зле | 07.12.2000
    15 июня 2004, 07:45
    Традиционализм | FAQ | Дугин | Об иерархии ума и безумия | 18.09.2000
    17 марта 2004, 22:58
    Новый Университет | Головин | Матриархат | 17.03.04
    28 февраля 2004, 18:23
    Традиционализм | FAQ | А.Дугин | О псевдо-мюридах | 2000
    23 января 2004, 13:45
    Традиционализм | Свободная Россия | А.Дугин | Понятие Священного | 04.03.1999
    26 декабря 2003, 15:26
    Традиционализм | А.Дугин | ЛГ | Сакральное | 2003
    21 августа 2003, 16:22
    Традиция | К. Фрумкин | Дружба народов | Традиционалисты: портрет на фоне тексто
    ВЕСЬ АРХИВ