20 сентября, среда
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Неоспиритуализм | Семен Жаринов | Просветление ниже пояса | Неотантризм как феномен "новой религиозности" | 13.02.2009 Напечатать текущую страницу
Семен Жаринов

Просветление ниже пояса

Неотантризм как феномен "новой религиозности"

Ошо Раджниш. Тантрическая любовь1. Понятие "новой религиозности". Причины появления и условия распространения

Современный западный мир и тот мир, что подвергся его влиянию, поражает чрезвычайно эклектичным характером своей культуры. Здесь можно увидеть причудливую и хаотичную смесь из всевозможных элементов различных национальных культур, которые интегрирует в своих целях массовая культура буржуазного "общества потребления". Это парадоксальное явление можно сравнить с плавильным котлом (melting pot), который "пожирает" все, попавшее в него, превращая еще качественные культурные явления в атомарные нумерические величины.

Подобное разлагающее влияние затронуло и духовную сферу. Соприкасаясь с непривычными для себя религиозными феноменами и идеями, современное мировоззрение подвергает их колоссальной деформации, формируя совсем новые, небывалые в истории религий религиозные (или псевдорелигиозные) культы и учения. Подобное явление Гуревич П. С. назвал "новой религиозностью", или "нетрадиционной религиозностью", определяя его как "одно из характерных явлений современной духовной жизни. Суть его состоит в распространении вероучений, не связанных с привычными, традиционными религиями". Он увязывает причины появления новых религий и культов, в частности, с кризисом современного буржуазного общества.

Крах оного с его "общечеловеческими" ценностями представители школы традиционализма называют концом "модерна", что, следовательно, приводит нас к "постмодерну", для которого характерно отсутствие "оси культуры", а имеет место модель "ризомы", которая разрастается без всякой системности, хаотично смешивая и напластовывая друг на друга различные разрозненные феномены.

Первым, кто почувствовал разложение и безысходность Запада наиболее ярко, был Ф. Ницше, который изрек ужасный приговор западной цивилизации в своей "Веселой науке": "Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами - кто смоет с нас эту кровь?" Понимая это (на определенном уровне), не желая становиться на позицию тотального нигилизма, массы безудержно начали искать "воду", что может омыть эту "кровь", цепляясь за культурно им несвойственные религиозно-философские учения, дабы найти хоть какую-то опору в этом хаосе технократической и плутократической цивилизации.

Вслед за О. Шпенглером можно назвать этот кризис "закатом" Европы. Он считал, что рациональный тип культуры находится между изначальной мифологией и мифологией заката: "От скепсиса путь ведет ко "второй религиозности", которая не предшествует культуре, а идет вслед за ней" . Шпенглер отмечал, что заключительные стадии существования цивилизации сопровождаются появлением новой "духовности" и "мистицизма", которые "не имеют ни малейшего отношения к строгим формам изначальной религии" , и для которых характерны "бегство от мира, отчуждение, бессознательная жажда компенсации". Таким образом, именно "рациональная культура" привела человечество к духовному кризису, падению религиозных и моральных ценностей.

Ярый критик современного мира Рене Генон утверждал, что в эпоху разрыва всяких связей со сверхъестественным, "различные движения XX века, прикрываясь личиной "духовности" или "новой психологии", стремятся открыть его (сверхъестественное - Ж. С.), но не сверху, как в традиционных религиях, а снизу, на том уровне, что находится "ниже того экзистенциального уровня, который в целом соответствует сформированной человеческой личности".

Здесь речь идет о "темных пучинах" бессознательного, или человеческого "подполья" как об источнике современной "неорелигиозности", которую традиционалисты Р. Генон и Ю. Эвола обозначили как "неоспиритуализм", который, по их мнению, является "более опасным, чем материализм и позитивизм, которые уже благодаря своей интеллектуальной близорукости укрепляют эту крепостную ограду", что защищает повседневную жизнь обычных здоровых людей от психически деструктивных влияний. Об опасности соприкосновения с этими пластами бытия или, если угодно, психики для неподготовленных постоянно подчеркивается в традиционных учениях (можно вспомнить понятие "прелести" в православной аскетике).

Но если говорить конкретно об индийских учениях, то нельзя не вспомнить предостережение такого авторитетного исследователя "бессознательного", как К. Г. Юнг, в отношении практики Кундалини-йоги, да и любой йоги вообще: "Искусственно вызванное психопатическое состояние, которое у людей с неустойчивой психикой может легко привести к настоящему психозу, действительно таит в себе очень большую опасность. … Это столкновение с судьбой, которое подрывает саму основу человеческого существования и может вызвать поток таких ужасных страданий, которые нормальный человек не может даже представить".

Эти слова как никогда актуальны. Ведь в современном мире можно свободно заниматься любыми практиками, йогическими, тантрическими, суфийскими и др. Хотя, чему удивляться, если нечто похожее на эти безусловно опасные практики даже возводится до уровня официальной психотерапии в лице т.н. "трансперсональной психологии", где можно за соответствующую сумму денег заняться "холотропным дыханием".

Если выше упомянутые мыслители видели в появлении "новой религиозности" признак конечного разложения культуры, то некоторые авторы утверждали обратное. Так, Т. Роззак и Т. Лири - апологеты "контркультуры" 1960-х гг. - заявляют, что мистика и психоделика может спасти от катастрофы технократическое западное общество. Подобные же утверждения характерны и для представителей движения "New Age". Эта позиция неудивительна для подобного движения, для которого характерен яркий, даже патологический оптимизм, связанный, кроме прочего, с верой в "духовное преображение" современной науки, в частности квантовой физики и новых направлений в психологии.

И действительно, если большинство традиционных религий, а особенно религии индийского ареала, рассматривают историю как необратимый регрессивный процесс, поэтому надежда на постепенную эволюцию человечества для них совершенно несвойственна. Возможно лишь тотальное, можно сказать революционное, изменение онтологического статуса реальности, причем этот переворот подразумевает разрушение, смерть старого мира, "Finis Mundi".

В чем суть "New Age"? "New Age" - это эклектичное популярное течение, в котором, как пишет Невилл Друри, "одинаково широко пропагандируется лечение кристаллами, "сбалансированность чакр", поощряется формирование сознания успеха, "продуцируется" нескончаемый поток "духовных учителей", обучающих мудрости или стоящих во главе хорошо организованных ашрамов. Люди, занимающие определенное положение в обществе, для которых расширение сознания, по существу, означает увеличение их доходов, проявляют интерес к "Нью Эйдж" лишь потому, что оно обещает материальное богатство и конец нищете".

Таким образом, это движение представляет собой причудливое смешение осколков "мистической" религиозности, имеющей казалось бы духовные цели, и т. н. "животного идеала", который сформировался в США и который подразумевает "идеал биологического благосостояния, comfort’а, оптимистической эйфории, где первоочередное значение уделяется всему, связанному со здоровьем, молодостью, физической силой, материальным успехом и безопасностью, примитивным удовлетворением сексуальных потребностей и потребностей желудка, со спортивной жизнью и т. п." Важным сопутствующим движению "Нью Эйдж" фактором являлись различные экстравагантные молодежные течения, самыми яркими среди которых являлись движения хиппи и битников. Подобная молодежная среда, которая к тому же была связана с употреблением наркотиков, с т. н. "психоделической культурой", а также со "свободной любовью", формировала весьма благоприятную почву для проповеди неорелигиозных гуру.

Таким образом, можно считать главной причиной появления и распространения в западной среде такого феномена, как "новая религиозность" общий кризис культуры, религии и морали, что начал ярко проявляться с конца XIX в., но который уходит своими корнями как минимум к эпохе Просвещения, периоду буржуазных революций, провозглашению "бессмертных", но секуляризированных принципов гражданского общества. Это кризис затронул две стороны - общекультурную-объективную и экзистенциальную-субъективную. Какая именно из этих сторон обусловила другую, т. е. кризис чего является первичным и обусловливающим - вопрос риторический. Может они осуществлялись и осуществляются взаимодополнительно.

Если к вышесказанному прибавить тот факт, что большая часть мира стала колыбелью "религиозного плюрализма" с его толерантностью и неприкосновенностью т.н. "религиозных меньшинств", который навязывался большинству стран извне, прежде всего США, то причины появления и условия распространения "новой религиозности" приобретают законченный вид.

Можно выделить некоторые характерные черты "новой религиозности":
Оторванность от традиционных религиозных структур. Эта оторванность часто сопровождается с ироничным и даже уничижительным отношением к последним. С этой же чертой связано отсутствие традиционной духовной передачи, инициаций.
Мировоззренческий эклектизм. Она представляет собой мешанину из суеверий и мистификации, эклектичного соединения всевозможных доктрин и элементов культа; от "мистического опыта" Христа до "поднятия кундалини", как заметил индолог С. В. Пахомов. Кроме того, имеет место смешение выводами современной науки и всевозможных психологий.
Чрезвычайное упрощение традиционных доктрин и культа. Эта черта в западном обществе уходит своими корнями в период Реформации, где произошел разрыв с традиционным христианством, как в культовом отношении, так и в теологическом. Можно отметить, что протестантское влияние проявилось и в реформаторских движения внутри индуизма.
Стремление к "мистическим" переживаниям. Во многих псевдовосточных организациях на первое место ставится психотехника без длительной предварительной подготовки и создания соответствующих условий. Это обусловливает "легкое" и безответственное отношение к измененным состояниям сознания.
Оптимизм, вера в прогресс и стремление к мирским благам. Эта черта связана с совершенно современным характером новых религиозных движений, зараженностью "животным идеалом" западного "общества потребления" и комфорта.

Как заметил исследователь "новой религиозности" Ю. Рыжов: "Глобальная экспансия новой религиозности (в формах оккультизма, магии, мистицизма, паранаучных верований, нетрадиционных методов лечения и т. п.) - это одна из наиболее значимых современных тенденций, имеющая место и в России". Поэтому, традиционные религиозные институты и государство должны всячески способствовать тому, чтобы российское население было максимально защищено от разрушающего влияния всех этих явлений. Основным инструментом на этом пути должны стать образование и СМИ. Кроме того, важным этапом может быть ужесточение российского законодательства в отношении религиозных объединений.

2. Тантризм. Общие сведения

Осветив феномен «новой религиозности» в целом, можно далее охарактеризовать неотантризм как одну из форм его проявления, но прежде чем говорить непосредственно о неотантризме, необходимо сказать несколько слов о тантризме как таковом. Сразу оговоримся, что говоря о неотантре и тантре, мы не имеем ввиду буддийские (или необуддийские) формы тантризма.

Слово «тантра» очень многозначно. Элиаде М. переводит слово «тантра» как «то, что увеличивает знание» 1. Известный учитель йоги прошлого века Свами Сатьянанда Сарасвати определяет это слово, по сути, так же, т.е. как «расширения ума и освобождения дремлющей потенциальной энергии». Кроме того, «тантра» - это термин, который используется для обозначения базовых тантрических текстов. Таким образом, можно заключить, что тантра - это религиозно-философское учение, в котором важное место занимает специфическая психотехника, направленная на «расширение знания» для достижения освобождения, и которое содержится в основном текстах-тантрах.

Термин «тантризм» восходит к востоковедению XIX в., представители которого ввели его для обозначения некоторых религиозных течений как в индуизме (шактизм, шиваизм, вайшнавизм), так и в буддизме (ваджраяна), в которых первостепенное место занимают тексты религиозно-психотехнического содержания, называемые тантрами.

Пахомов С. В. пишет, что становление тантризма заняло несколько веков, закончившись примерно в IV-VI вв. Распространяться он начал с VII в., а период с IX по XIV в. считается расцветом тантризма. Самые ранние тантрические тексты, дошедшие до нас, относят к вишнуитской школе панчаратра (V в.). Тем не менее, тантрические коннотации можно уже заметить в ведах, брахманах, буддийских сутрах и др. Происхождение тантризма обычно связывают с возросшим влиянием религиозности автохтонного (доарийского) населения Индии. Мирча Элиаде предположил также, что возможно имело место гностическое влияние, которое могло достичь Индии через северо-западную границу с Ираном 2.

Тантризм, как справедливо замечает Пахомов, нельзя отождествлять ни с одной конфессией внутри индуизма. Тантризм пропитывает три направления в индуизме: вишнуизм, шиваизм, шактизм. Если вслед за данным автором определить основополагающим признаком тантризма особый акцент на Шакти, то наиболее «тантричным» является шактизм, который подразделяется на два главных направления - шрикула, где богиню Шакти почитают в «негневных» ипостасях, и каликула, в которой Шакти предстает в «грозных» образах. Но тем не менее неверно отождествлять тантризм полностью с шактизмом, т.к. в «народном» неинициатическом шактизме нет ничего собственно тантрического. В шиваизме лишь некоторые школы можно назвать тантрическими, но не в равной степени. Сюда относятся: капалика, агхора, натха, агамический шиваизм, различные направления кашмирского шиваизма (трика). Вишнуитские течения еще менее «тантричны». Здесь можно упомянуть такие направления вишнуитского тантризма, как панчаратра, сахаджия, радхаваллабха и баула 3.

Несмотря на вышесказанное, строго идентифицировать тантру не так просто. Видный исследователь С. Б. Дасгупта считает, что вопрос о происхождении и идентификации тантризма является более сложным и весьма неопределенным. Он пишет, что «тантризм не является ни буддистским, ни индуистским по происхождению. Он представляется религиозным подводным течением, исходно независимым от каких бы то ни было труднодоступных для понимания метафизических рассуждений, проистекающим из неопределённого момента в религиозной истории Индии» 4. Сложность идентификации тантризма связана с тем, что тантризм «всегда бытовал в виде неопределенного конгломерата многочисленных линий духовных передач от учителей к ученикам. … в нем выделяется множество различных направлений, школ, центров, которые как правило функционируют вокруг того или иного авторитетного лидера» 5. Т.е. в тантризме никогда не существовало строгой институциализации.

3. Проникновение Тантры на Запад

Нечто похожее на тантру, которая претерпела, как и многие восточные и мистические доктрины, причудливые трансформации, начало развиваться и на Западе. Первые наиболее адекватные сведения об индуистской тантре связаны с именем Джона Вудроффа (1865-1936), которые ознаменовали начало новой науки, тантрологии. До него можно было встретить лишь «спорадические и во многом случайные описания тантрических учений и практик в трудах европейских индологов XIX в. (например, у Г. Кольбрука, Х. Х. Уилсона, М. Моньер-Вильямса6.

Но, несмотря на появления академических работ и изданий базовых тантрических текстов (Куларнава-тантра, Маханирвана-тантра и др.), нельзя утверждать, что эти сведения достигали широкого читателя, оставаясь в рамках внимания специалистов. Ситуация изменилась в 70-х годах. В это время начинается массовое увлечение тантрой, причем без особого разделения на буддийскую и индуистскую. «В русле этого общего интереса классическая традиция была воспринята не в ее чистом виде, а как переработанный с учетом западных запросов «новодел» 7, поэтому можно говорить о появлении специфического культурно-социального продукта, лишь отчасти соприкасающегося со своим оригиналом.

Одно из сходств неотантры с традиционной тантрой - проблема идентификации. Возможно, это связано с тем, что организации, которые позиционируют себя именно как тантрические (неотантрические) достаточно редки, ведь, как мы отмечали выше, для «неоспиритуализма» характерен эклектизм. Тантрические идеи лишь пронизывают собой новые религиозные движения проиндийского характера. Распространение идей тантры связано в первую очередь с деятельностью Ошо Раджниша. Кроме того, в таких течениях как «Ананда марга», «Сахаджа-йога» намеки на тантру также имеют весомое значение. Так как интерпретация тантры Ошо Раджнишем сыграла ключевую роль в становлении неотантризма 8, то ниже речь будет идти именно о ней.

4. Отношение к сексу. Противоположность традиционного и неотантрического подходов

Что же является характерной чертой неотантры? Центральной темой неотантристов является т. н. тантрический секс. Чтобы испытать в полной мере все его аспекты, необходимо пройти определенную достаточно примитивную подготовку, связанную с развитием чувствительности, способности ощущать и контролировать свою энергию. Поэтому, в современном обществе слово «тантризм» обычно ассоциируется с понятием «тантрический секс», т.е. с системой сексуальных практик, которые созданы для достижения максимального наслаждения в половом соитии.

Тантрические идеи часто используются для того, чтобы помочь отдельно взятым личностям и парам трансформировать свою половую жизнь в более удовлетворительный в физическом, эмоциональном и духовном плане процесс. Именно проповедник и неогуру Ошо (Раджниш) намертво связал тантрическую традицию «с идеей сексуальности, в результате чего тантра отныне стала восприниматься в неотантризме исключительно в сексуализированном ореоле». 9 Интернет переполнен сайтами, предлагающими «тантрический секс», «сексуальную магию», «сакральный секс», «духовный секс» и т. д. - все под брендом «тантризм».

Большинство ученых и подлинных тантриков смотрят на неотантризм как на опошление, извращение и упрощение подлинных тантрических традиций. Они отмечают главную, среди прочих, ошибку неотантриков. Последние вместо ритуализации секса, как в классическом тантризме 10, «сексуализируют ритуал». Неотантра, преднамеренно или нет, смешала изначально разделенные в индуизме «науку тантры» (тантрашастра) и «науку любви» (камашастра). Если первая подразумевает использование и преобразование желания для достижения мокши, то цель последней - осуществление желания (кама) как одной из целей жизни домохозяина (грихастха) 11.

Прежде чем начать разговор о тантрических идеях Ошо, нужно разобраться в отношении классической тантры к сексу. Индия издревле уделяла внимание сексуальной сфере, знакома была и с «сексуальными ритуальными практиками, восходящими еще ко временам земледельческой магии, что зафиксировано уже в текстах шрути» 12. Намеки на эротическую практику имеются и «Брихадараньяка-упанишаде», которая относится к одной из ранних упанишад. В индуизме кама как «чувственное наслаждение» является одной из четырех целей, легитимированных шастрами.

По поводу тантры нужно отметить, что ритуальное соитие (майтхуна) отнюдь не была главным и общепризнанным методом, хотя значение так называемой сексуальной энергии, содержащейся в кундалини, огромно в психотехнике. Торчинов Е. А. по этому поводу пишет: «В гетеродоксальных («еретических») формах шиваизма этот вид практики иногда принимает эксцессивные формы, включающие групповые соития, что отнюдь не характерно для «большой» (ортодоксальной) традиции» 13. Пименов А. В. пишет, что если сексуальные практики и имеют место, то они занимают отнюдь не центральное место: «Эротический момент играет в панчамакаре 14 важную, но отнюдь не самодовлеющую роль.

Более того, учителя тантры специально предупреждают: те, кто ищет здесь одно лишь сексуальное наслаждение, не только не достигнут мокши, но попросту разрушат сами себя» 15. Бхарати А. так же говорит, что тексты-тантры - «не учебники по сексуальной жизни, но тексты по мокша-шастре, наставляющие в практиках духовного освобождения» 16.

К тому же, если сексуальные практики и используются, то о развращенности не может быть и речи, т.к. когда майтхуна практикуется буквальным образом, то ее совершенно нельзя сравнивать с обычным профанным сексом. Об этом писал Ю. Эвола в работе «Йога могущества» 17, подчеркивая, что участник иерогамии предварительно путем длительных тренировок полностью освобождался от страстей и вырабатывал полное самообладание. Поэтому, о вожделении и о профанном сексуальном удовольствии, к которому путем тантры часто стремятся западные люди, не может быть и речи.

Практикующие превосходят индивидуальный уровень, представляя собой воплощения метафизических принципов Шивы и Шакти, «поэтому их соединение не представляет собой обыденное соитие, но превращается в воспроизведение сакрального архетипического брака двух аспектов абсолютного, брака, который мыслится как источник творения мироздания и основа бесконечного блаженства. При отсутствии подобного трансфера индивидуально-ограниченного в запредельное панчамакара действительно служит потаканию низменным страстям» 18.

5. Бхагаван Шри Раджниш и его учение

Индиец Бхагаван Шри Раджниш (1931-1990), позднее известный как Ошо, стал вдохновителе масштабного «духовного» движения, которое пустило свои корни в США, Европе и Азии. Распространению тантрических идей Ошо способствовали «New Age»-группы. Центр этого движения находится в Индии, в Пуне (Osho Commune International), основанный в 1970-х. Центры Ошо имеются в более чем 50-ти странах. В США расположены такие большие центры: «Osho Academy» в Седоне (Аризона), «Viha Meditation Center» в Мил Вели (Калифорния); «Osho Padma Meditation Center» в Нью-Йорке 19. Сейчас в мире действуют около 200 медитационных центров Ошо. На территории бывшего СССР имеются центры Ошо в Санкт-Петербурге, Воронеже (действует с 1996 г. под названием «Тантра Йога»), Одессе, Краснодаре, Минске, Тбилиси, Риге и в Москве («Ошо Раджниш», «Восточный дом») 20.

Раджниш Чандра Мохан родился в Кушваде (Центральная Индия, современный штат Мадхья-Прадеш) в семье джайнов, но сам был далек от этой традиции. Учился Раджниш на философском отделении Джабалпурского колледжа, после чего до 1966 читал лекции по философии. Затем начал путешествовать по Индии как независимый религиозный учитель, организовывая медитативные лагеря в течение летних месяцев. В начале 1970-х организует свой Ашрам в Пуне. Ошо синтезировал духовность с психологией личностного роста, что привлекало значительное число западных людей. Он посвящал многих в саньясины, давая новые имена. Если классические саньясины становились полными аскетами, то эти «неосаньясины» не отказывались ни от материальной, ни от сексуальной жизни.

Главной причиной сомнительного отношения к Ошо в Индии было оправдание им сексуальной свободы 21. У него были сложности как с индуистскими традиционалистами, так и с властями. Так, в 1981 году, было начато расследование, которое показало, что организация «Раджниш Фаундэйшн Лимитед» увязла в «неуплате налогов, присвоении пожертвований на благотворительные цели, в кражах и уголовных делах на членов секты» 22. Правительство Индиры Ганди лишило ашрам Раджниша статуса религиозной организации, после чего Ошо переехал в США, где В Центральном Орегоне «обосновалась сельскохозяйственная коммуна раджнишистов, а позже возник пятитысячный город под названием Раджнишпурам» 23.

В 1984 ФБР возбудили против организации Раджниша уголовное дело. Следователями были обнаружены склады оружия, лаборатории по производству наркотиков. 29 октября 1985 г. Ошо был арестован. Он признал себя виновным только по 2 из 34 предъявленных ему пунктов обвинения, т. е. за нарушение иммиграционных законов и соответствующих уголовных норм, за что получил 10 лет условного тюремного заключения и обязанность выплатить 400 тысяч долларов штрафа. Также Раджниша обязали в течение пяти дней навсегда покинуть пределы Соединенных Штатов. Кроме того, 21 страна запретила ему въезд. Ошо удается вернуться в Индию, где он умер в 1990 г., по всей видимости, от СПИДа 24.

Эклектичная философия Ошо вращается вокруг его особого видения тантры. «Тантра не верит в улучшение Вашего характера... Тантра говорит - если Вы являетесь жадными, будьте жадными... Если Вы сексуальны, будьте сексуальными, не беспокойтесь об этом вообще» 25. Его учение не отрицает или подавляет жизнь и тело, а скорее утверждает чувственность и природное. Тантре посвящено достаточное количество книг Ошо. Среди них можно упомянуть: «Тантра - Высшее понимание», «Видение тантры», «Тантра. Энергия и экстаз», «Мастер - это зеркало: тантрический экстаз единения», «Вигняна Бхайрава Тантра». Но наиболее систематически изложены тантрические идеи Ошо его ученицей и медиумом Ма Ананда Саритой в книге «Тантрическая любовь». В ней даны некоторые культурологические измышления в связи с тантрой, вопросы учения и практики.

Согласно данной книге, слово «тантра» означает «путь», «способы», «способы уйти за пределы», «превращение», «превращение яда в нектар», что является достаточно проблематичным, т.к. санскритский глагол tan переводится как «растягивать, распространять, множить» 26. По мнению автора, первое «письменное свидетельство о тантре мы встречаем в учении просветленного мастера Шивы, жившего около пяти тысяч лет назад в Индии. Он разработал сто двенадцать способов медитации, посредством которых можно прийти к сверхсознанию» 27.

О каком письменном источнике и о каких 12-ти способах говорится, неизвестно. Подчеркивается, что тантрические школы существовали уже в Древней Индии. В этих школах «вместе с различными искусствами чувственности они изучали многие вещи, необходимые для общения со своими возлюбленными. Существовала также и более закрытая форма обучения для тех, кто чувствовал необходимость пройти тантрический путь к духовному просветлению» 28.

Таким образом, мы видим ту важную черту неотанры, о которой говорилось выше - смешение «пути камы» и «пути мокши». Выделяются два главных направления в тантризме - одно говорит любви и сексу «да», а другое говорит сексу «да», а любви - «нет». Первое является более чувственным и допускает любовно-эмоциональные отношения с партнером, другое же более «аскетично», отрицает чувства и эмоции, делая секс средством для трансценденции, и направлено «на то, чтобы выйти за пределы тела и ума, развить свои физические возможности» 29.

Непонятно, как сочетаются такие задачи как «выход из тела» и «развитие физических возможностей». Сложно сказать, о каких направлениях тантризма говорится, но можно предположить, что под первым понимается именно «кама-марга», «путь чувственной любви», который не имеет на самом деле никакого отношения к тантре, т.к. обычное удовольствие, получаемое от секса, является помехой на пути к познанию богини Шакти.

Также в книге Ма Ананда Сариты предложен некий генезис шиваитских практик на кладбище и тибетской тантры. Сказано, что они сформировались под влиянием автохтонной тибетской религии Бон, что более чем сомнительно. Тантра, по мнению Ошо, на протяжении многих веков то уходила в подполье, то возрождалась, причем причиной последнего является рост благосостояния и сексуального раскрепощения в обществе, что толкает индивидов на поиски большего. Так формируется особая историософия, в которой настоящий период мыслится как период расцвета тантры, который начнется именно на Западе.

Ошо приписывал тантре даже решающее общечеловеческое значение для будущего: «Приближаются дни Тантры. Рано или поздно Тантра, впервые за историю человечества, проникнет в широкие массы, ибо время пришло - впервые созрели все условия для естественного восприятия секса. Вполне вероятно, что взрыв придет с Запада, ведь Фрейд, Юнг и Райх подготовили для этого почву… Коль сексуальность ставится во главу угла, Тантра должна стать частью достояния человечества. Ее должны изучать во всех школах, колледжах, университетах, в каждом храме, каждой церкви, - Тантра должна присутствовать повсеместно!» 30 Последние утверждения совершенно противоречат позициям текстов тантры, которые утверждаю безусловную эзотеричность и элитарность данного учения. Здесь, как и во многих других аспектах неотантры, проявляется демократизм и эгалитарность современного общества.

Таким образом, секс ставится в центр тантры. Секс - сущность тантры, весь смысл которой - это «превратить занятие любовью в искусство» 31. «В человеческом измерении секс становится главным движителем игры Бога. Исследуя сексуальную энергию, человек встречается с сущностью жизни и смерти» 32. В определение тантры вносится, кроме того, и понятие любви: «Тантра - чистейшая любовь. Тантра - это способ очищения любви от всего наносного» 33.

Причем, под любовью понимается именно половая любовь. Часто в работах Ошо подчеркивается, что тантрический секс - это не обычный секс. Отличие заключается в некой «осознанности», которая должна все время сопутствовать практике, но о которой не говорится ничего внятного. В работах Ошо большое внимание уделяется понятию оргазма, под которым понимают не просто физиологическое переживание, а некий духовный акт: «восстановление каждой клетки в теле; переживание экстаза, единства тела и духа; раскрытие каждой клетки навстречу свету духа и воспоминание танца сотворения» 34. «Оргазм - это ваша встреча со Всем при помощи партнера. Оргазм всегда божествен - другой становится дверью, проходом для вашего проникновения в Божественное. Оргазм всегда духовен, и никогда не сексуален. … Оргазм - всегда самадхи, экстаз. Но люди не подозревают об этом, потому что встречаются из потребности, а не вследствие переполненности энергией» 53.

Ошо пишет, что Будда после достижения нирваны под деревом Бодхи до самой смерти находился в перманентном оргазме. Конечно, в классической тантре так же оргазму уделялось внимание, но для того, чтобы пережить подлинный нефизиологический оргазм, осуществляются специальные практики, концентрации, очищение ума и освобождение от чувств, вследствие чего происходит отождествление с Шивой. Но в данных (неотантрических) работах не делается акцент на достижение надындивидуального уровня, без чего невозможно осуществлять иерогамию.

Интересно отметить т. н. «медитацию ласки», которая поражает своей нелепостью в связи с тантрой. Заключается в предоставлении чувственного удовольствия партнеру с помощью различных ласк и сопровождается произнесением «сутры»: «Когда тебя ласкают, нежная принцесса, устремись в ласку как в жизнь вечную». Ясно, что эта практика не имеет никакого отношения к тантре, т.к. направлена на сугубо физические цели, а именно доставление сексуального удовольствия и лечение (импотенции, преждевременной эякуляции, фригидности) 36.

Мастурбация предписывается также как важная практика на пути самопознания. Понимается как соприкосновение со священными частями тела. Причем допускается использование различных приспособлений.

Как известно, методология тантры основывается на том, что возможно преобразовать отрицательные состояния сознания (гнев, страсть и д.р.) в положительные, трансцендировать их. Опираясь на донную позицию, Ма Ананда Сарита предлагает еще одну профанную практику для трансформации гнева - медитация «избиение подушки». На этом неотантрическое творчество не заканчивается. Современные мастера выдумали целую плеяду новых практик, не имеющих аналогов в древней традиции.

Каковы же задачи тантрического секса или тантрической медитации? Ма Ананда Сарита пишет, что посредством практики устраняется: «1) стресс - основную причину многих заболеваний; 2) жадность - первопричину истощения полезных ископаемых Земли; 3) страх - главный повод для гонки вооружения и войны». Вместо этого Тантра укрепляет: «1) любовь, распространяющуюся вокруг словно волны от упавшего в воду камня, охватывающую все стороны вашей жизни; 2) жизненные силы и экстаз в вашем теле и душе; 3) эрудицию, чувствительность, сострадание» 37. Итак, назначение духовной практики, как видно из вышесказанного, сводится к сугубо «земным» целям, к формированию «животного идеала» и потаканию ему. Так, тантрическая практика становится чем-то вроде «тренингов личностного роста».

Показательно отношение к ритуалам. Если в классической тантре в центре практики стоит сложная разветвленная ритуальная система, с многочисленными очистительными практиками, культовыми предметами и изображениями, то в неотантре ритуалы совершенно отсутствуют. Максимум что говорится - это то, что перед медитацией необходимо принять душ и надеть чистую одежду. В тантре огромное место занимает мантра-шастра, с использованием специальных семенных мантр (биджа-мантра), но в работах Ошо практически не уделяется внимание этому вопросу. Единственное предписание относится к мантре, заимствованной из суфийской традиции: «Прыгайте с поднятыми руками, выкрикивая мантру «Ху! Ху! Ху!» как можно мощнее» 38.

Описание доктрины чакр поражает своей примитивностью 39. Во-первых, чакры помещаются в физическом теле человека, что неверно, т.к. они находятся в «тонком» теле. Во-вторых, чакры называются динамичным потоком космической энергии в человеческом теле, что так же неверно, т.к. потоками можно назвать каналы (нади), которые не локализуются в теле, но связаны с ним.

По поводу эклектизма было уже упомянуто выше, но можно уточнить. В работах Ошо происходит постоянное смешение индуистских, буддийских (как тибетских, так и дальневосточных), суфийских и др. категорий, к чему добавляются ссылки на различные научные концепции. Такая позиция совершенно не характерна для тантрической традиции, да и для любой классической традиции вообще. Кроме того, среди современных неотантристов распространена мода получать («коллекционировать») посвящения от различных «учителей», буддийских, каббалистических, суфийских и др.

По поводу отношения к учителю можно сказать следующее. Известно, что в тантризме гуру воспринимается учеником, как божество. Иное мы видим в неотантризме. Совершенно отсутствует гуру-таттва и бхакти в отношении учителя. Есть упоминание лишь о внутреннем гуру: «Жизненная энергия в теле не связана ни с прошлым, ни с будущим, поэтому она стала лучшим другом и наставником. Это наш гуру» 40.

В работах Ошо и его последователей совершенно отсутствует упоминание о созерцании божеств и поклонении им. Это также является характерной чертой неотантризма. В тантризме поклонение богине Шакти и ее проявлениям (к примеру, десяти Махавидьям) имеет очень важное значение. В неотантре предписывается созерцать лишь свой половой орган и половой орган партнера (йони, лингам), с последующим отождествлением с ним.

Ошо считает, что для того, чтобы найти Бога, внутри и вовне, нужно сначала развить в себе чувство любви: «Сотворите любовь и забудьте о Боге. В один прекрасный день вы станете встречать Бога всюду». Т.е. в неотантре происходит переворачивание акцентов, постижение Бога осуществляется бессознательно, индуктивным путем.

Таким образом, кроме сходства некоторых терминов, тантра, как ее понимал Раджниш, не имеет ничего общего с классической тантрой, отраженной в тантрических текстах. Здесь мы видим яркую иллюстрацию «новой религиозности» (или «неоспиритуализма»), со всеми ее характерными чертами, которые явствуют о предельном разложении эпохи.

6. Главные черты неотантризма

На основании статьи Пахомова С. В. «Неотантризм в современной России» 41 и осуществленного выше обзора учения Ошо можно выделить следующие характерные черты неотантры:
Центральное положение понятия «тантрический секс», к которому сводится весь смысл тантризма.
Отсутствие бхакти в различных его формах, прежде всего в форме гуру-бхакти. В неотантризме наставник не считается воплощением божества и почти никогда не оказывается объектом медитации и визуализации. Неотантрический учитель - это просто опытный и хорошо информированный «профессионал», первый среди равных.
Отсутствие веры в индуистских божеств и практик поклонения им. Современное сознание достаточно плохо воспринимает традиционные мифы, считая их слишком наивными, не верит в божеств как в реальных существ.
Отсутствие традиционной духовной передачи. Подобная передача почти отсутствует в современном мире, в том числе и потому, что классические школы тантризма во многих случаях выродились или исчезли, и нынешние наставники даже в самой Индии часто имеют мало общего со своими духовными предками. Другой крайностью является «коллекционирование» передач отовсюду, из самых разных духовных традиций мира.
Мировоззренческий эклектизм, сплав разнообразных позиций заимствованных из других мистических учений и данных современной науки, психологии, психотерапии.
Незнание или поверхностное толкование классических тантрических сочинений. Как правило, неотантрические мастера обычно не владеют санскритом или другими индийскими языками, поэтому они не имеют возможности составить впечатление об их оригинальном содержании.
Экзотеризм, оптимизм, стремление к мирским благам. Неотантризм не только не скрывается от любопытствующих, в отличие от тантризма - напротив, он всячески рекламирует себя. Эта его подчеркнутая демократичность и экзотеричность обусловлена по-видимому коммерческим интересом, а порой и желанием достичь некоего высокого рейтинга. Неотантризм старается эксплуатировать те элементы, который могут принести непосредственную выгоду, играя на исконной любви человека к власти, богатству, комфорту, удовольствиям. Неотантризм позиционирует себя как жизнерадостное, оптимистическое учение. Акцент ставится на посюсторонних радостях и удовольствиях, превалирует естественный и спонтанный жизненный гедонизм. Нарочитое выпячивание сексуальных элементов, вызывающих у человека наиболее сильные чувственные эмоции, наводит на мысль о натиске представлений из области кама-шастры.

Подмена традиционного понятия мокши идеями «расширения» сознания, «самореализации», освобождения от социальных условностей. В этом отношении неотантризм довольно близок расплывчатым умонастроениям многочисленных движений «Нью Эйдж».

7. Появление неотантризма в России

Если на Западе неотантризм получил развитие и распространение в 70-х, то в России это началось после падения в СССР железного занавеса. После этого на советские умы обрушился вместе с потоком деградировавшей западной культуры шквал всевозможных нетрадиционных религиозных учений, феноменов «неоспиритуализма». Всему этому способствовал т.н. идеологический и религиозный плюрализм. «В 1992 г. в нашу страну по приглашению приезжает американец Свами Вирато Нострадамус, человек, вполне достойный скандальной славы своего учителя Раджниша.

Вирато не отличался особой оригинальностью. Проповедуя в духе своего наставника, Вирато, в частности, учил, что «тантра - это позволение всем твоим барьерам и преградам исчезнуть» - с тем, чтобы «полнее проживать бытие» 42. Тантра может освободить от «догм, морали и страха». К «догмам» относится и религия, которая есть «нонсенс, который удерживает от чистой любви». Вирато определяет тантру как «искусство духовной сексуальности», «поэтическая наука сверхсексуальности», которая практиковалась в течение тысячелетий в различных регионах Земли, например, среди американских индейцев. По мнению Пахомова С.В., «Вирато сыграл в России роль, аналогичную роли Раджниша в странах Запада» 43.

После проповедей данного скандального гуру, начинают плодиться всевозможные неотантрические организации. Начинают появляться собственно российские неотантрические объединения, или организации, в которых элементы тантры имеют определенное значение. К последним относится «Астральное карате» - группа, созданная Валерием Аверьяновым («гуру Вар-Авера»). Он является создателем совершенно неслыханного метода «боевая тантра», которая являлась частью эклектичной техники «астральное карате» 44.

В начале 90-х в крупных городах возникли объединения последователей Ошо Раджниша, различные ньюэйджевские кружки «йоги секса», одной из которых являлась московская «Школа рациональной йоги» Льва Тетерникова. Также использует методики т. н. тантра-йоги (сексуальные практики) скандально известный «Ашрам Шамбалы» 45 К. Руднева. В Москве находится один из многочисленных филиалов этой организации под названием Москве «Российская тантрическая школа». Можно упомянуть и другие объединения: семинары Андрея Лапина (Москва), Школа рациональной йоги Льва Тетерникова (Москва), Тантрический центр Юлии Варры (Москва), Тантра-йога Петра Острикова (Новосибирск), центр Ар Лючиса Пустоты (Томск), центр Андрея Фомичева и др.

Можно заключить, что имеет место достаточно основательное распространение неотантрических учений в России, что свидетельствует, в частности, о некоторой благоприятной почве для этого. Мы не будем рассматривать религиозно-философские идеи перечисленных авторов ввиду их неоригинальности и постоянного дублирования ими западных «псевдогуру».

Так же, как и в западной неотантре, в центр ставится понятие «тантрический секс», отрицается преемственность в цепи посвященных (парампара), практики являются общедоступными (за некоторую сумму), т.е. отсутствует элитарность и эзотеризм, философия и психотехника эклектичны, наблюдается тенденция к интеграции в йогические практики методов психологии (Райх, Гроф и др.), имеет место стремление очистить тантру от религиозно-мистического ореола (исключая Руднева), представив ее как некую науку, отсутствует поклонение богам и духам, не используются янтры, мудры, биджа-мантры.

Можно сказать, что неотантра представляет собой некое подобие тренингов личностного роста, пользующихся такой популярностью в современном мире, что говорит о ее неразрывной генетической связи с западный либеральным мировоззрением. Даже поверхностное знакомство с работами неотантристов дает возможность увидеть их философскую слабость и пустоту, не идущую ни в какое сравнение с классическими текстами (Маханирвана-тантра, Куларнава-тантра, работы Кшемараджи и Абхинавагупты и др.).

Пахомов С. В. так пишет о неотантрических «гуру»: «Хотя в их учениях постоянно используется понятие «тантра», раздражающе схожее с классическим, традиционным понятием, следует понимать, что они преследуют собственные цели, далекие от целей традиционных индийских мастеров тантры» 46. По мнению автора, не нужно удивляться такому столь противоречивому феномену, как неотантра, т. к. подобные (т. е. профанация и превращение тантризма в оргиастическое потакание собственной развращенности) прецеденты были и в истории Индии, и именно поэтому тантрические знания хранили глубочайшей тайне. Хотя, такой тотальной профанации и дискредитации традиционных знаний не было никогда. Сейчас подобное происходит и с буддизмом (в лице ламы Оле Нидала), каббалой (в лице Лайтмана), суфизмом и др.

Критика неотантризма, как всяких проявлений «неоспиритуализма» представляет собой достаточно простую задачу, ввиду очевидности их современного и антитрадиционного характера, а также идейной пустоты. Но нужно отметить, что для того, чтобы осуществлять это адекватно, необходимо отбросить те аргументы, которые выдвигаю такие авторы, как А. Дворкин, А. Кураев и подобные им, т. к. некоторые из них (аргументов) могут быть использованы и против традиционных религий и практик индобуддийского ареала.


1 Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. / Пер. с фр. В.Траск, с англ. С.Никшич (I-IV), Д.Палец. - К.: "София", 2000.

2 Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований. Глава 15.7.4.

3 Пахомов С. В. Проблема идентификации в индуистском тантризме. // Путь Востока. Культурная, этническая и религиозная идентичность. СПб, 2004. С. 50-54.

4 Цит. по Нарендра Нат Бхаттачарья. История религии Шакта.

5 Пахомов С. В. Неотантризм в современной России.

6 Там же.

7 Там же.

8 В «Энциклопедии Религии» Чикагского университета в статье «Неотантра» речь идет именно об учении Ошо. Lindsay Jones, Editor in Chief. Encyclopedia of Religion, Second Edition. Vol. 13. - Thomson Gale, 2005. 8993-8994 pp.

9 Пахомов С. В. Неотантризм в современной России.

10 В некоторых школах.

11 Lindsay Jones, Editor in Chief. Encyclopedia of Religion, Second Edition. Vol. 13. - Thomson Gale, 2005. 8993-8994 pp.

12 Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия. - Спб., 2001.

13 Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Центp "Петеpбypгское Востоковедение", 1998. Глава 2.

14 Центральный тантрический ритуал «пять М». Это название связано с тем, что в нем используются пять элементов, начинающихся с буквы «м»: мадья («вино»), мамса («мясо»), мудра (поджаренные зерна), майтхуна («половое соитие»).

15 Пименов А. В. Возвращение к дхарме. С. 233. Цит. по Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия.

16 Bharati A. Intentional Language in Tantras. P. 266. Цит. по Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия.

17 Эвола Ю. Йога могущества / "Милый Ангел" № 2, - М., 2000. Так же: Эвола Ю. Йога могущества (фрагменты) // Конец света. Эсхатология и традиция. М., 1998. С. 110 - 127.

18 Пахомов. Цит. соч.

19 Lindsay Jones, Editor in Chief. Encyclopedia of Religion, Second Edition. Vol.11. - Thomson Gale, 2005. 7608-7609 pp.

20 Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя Св. князя Александра Невского - 2005. 431-432 сс.

21 Lindsay Jones, Editor in Chief. Encyclopedia of Religion, Second Edition. Vol.11. - Thomson Gale, 2005. 7608-7609 pp.

22 Цит. по Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя Св. князя Александра Невского - 2005. С. 421.

23 Там же. 424 с.

24 Там же. 431 с.

25 Цит. по Lindsay Jones, Editor in Chief. Encyclopedia of Religion, Second Edition. Vol. 13. - Thomson Gale, 2005. 8993-8994 pp.

26 Кочергина В.А. Санскрито-русский словарь: Около 30000 слов / Под. ред. В.И. Кальянова. С приложением «Грамматического очерка санскрита» А. А. Зализняка. - 3-е изд. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2005. - 944 с. - («Gaudeamus»).

27 Ма Ананда Сарита, Ошо Раджниш. Тантрическая любовь. М.: «Нирвана», 2005.

28 Там же.

29 Там же.

30 Ошо. Тантра. Энергия и экстаз.

31 Там же.

32 Ма Ананда Сарита, Ошо Раджниш. Тантрическая любовь. М.: «Нирвана», 2005.

33 Ошо. Тантра. Энергия и экстаз.

34 Ма Ананда Сарита, Ошо Раджниш. Тантрическая любовь. М.: «Нирвана», 2005.

35 Ошо. Тантра. Энергия и экстаз.

36 Ма Ананда Сарита, Ошо Раджниш. Тантрическая любовь. М.: «Нирвана», 2005.

37 Там же.

38 Ма Ананда Сарита, Ошо Раджниш. Тантрическая любовь. М.: «Нирвана», 2005.

39 Ошо. Тантра. Энергия и экстаз.

40 Ма Ананда Сарита, Ошо Раджниш. Тантрическая любовь. М.: «Нирвана», 2005.

41 Пахомов С. В. Неотантризм в современной России.

42 Там же.

43 Там же.

44 Дворкин А. Указ. соч. С. 459.

45 Другие названия: "Эзотерический Ашрам Шамбалы", "Сибирская ассоциация йогов", "Академия оккультных наук", Общество "Олирна", Центр "Беловодье", "Школа Духовного Целительства Академии Гуру Сотинанданы", штаб "Эверест", Школа йоги, Раджниш-центр, Школа "Авиценна", "Эзотерические основы бизнеса", "Алатайский Ашрам Шамбалы", "Эзотерическая школа Агарты", в Москве "Российская Тантрическая Школа", Русский Эзотерический Центр, Международная "Академия Счастья", Международная Академия "Путь к Счастью", "Путь в Беловодье" (Религии и секты в России).

46 Пахомов С. В. Неотантризм в современной России.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    Архив пуст