АРКТОГЕЯ
ф и л о с о ф с к и й   п о р т а л
25 мая, четверг
Поиск 

Главная | Новый Университет | Аналитический портал "Евразия" | Фотогаллерея | Библиотека | Персоналии | Глоссарий
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Индуизм | Семен Жаринов | Парадоксальный гимн женственности | Метафизика женственности в "Пятой Веде" | 29.05.2009 Напечатать текущую страницу
Семен Жаринов

Парадоксальный гимн женственности

Метафизика женственности в "Пятой Веде"

Сразу нужно отметить, что название "Пятая Веда" наряду с другими используется для обозначения такого индуистского учения, как тантра. Это связано с тем, что тантра считается ее адептами последним откровением в рамках данного космического цикла, что обусловливает ее нахождение за пределами традиционных четырех вед.

Различные направления тантризма оказали, как замечает современный индолог Пахомов С. В., огромное влияние на менталитет и духовность индийских народов. Начиная с первых веков н. э. тантризм начал развиваться в шиваитской, а затем шактистской формах, проникнув также и вишнуитские направления индуизма. Поэтому, если понимание Индии до первых веков н. э. просто немыслимо без знания литературы Вед и эпосов, то постижение индийской культуры и религии последующего периода, вплоть до наших дней, безусловно, невозможно без изучения индуистской тантры.

Шакти как женский, активный принцип бытия является базовой категорией как шиваитской, так и шактистской тантры. Поэтому, анализ отражения этого понятия (со всем, связанным с ним символизмом) в тантрических текстах имеет первостепенное значение для молодой науки тантрологии. Несмотря на появление в последнее время исследований по тантре, как академических, так и неакадемических, нет ни одного, посвященного систематическому и многогранному анализу категории Шакти.

Можно лишь почерпнуть некоторые разбросанные стороны этого вопроса. Исходя из этого положения дел, автором предпринята попытка подобного исследования. Автор намерен рассмотреть данную проблему в таких основных контекстах: теологии, онтологии, антропологии, сотериологии.

§ 1. Генезис культа Великой Богини. Шакти в ведической литературе

Слово «шакти» происходит от глагола «шак», который можно перевести как: 1) мочь, быть в состоянии, в силах; 2) переносить, выносить; 3) быть сильным могучим. «Шакти» же имеет такие значения: 1) сила, мощь; 2) способность; 3) власть; 5) сила поэтического таланта. Таким образом, понятие Шакти связано в первую очередь с силой и могуществом. Это, по-видимому, дало повод Ю. Эволе назвать тантра-йогу «йогой могущества», что отразилось в его одноименном труде.

Считается, что культ Великой Богини (а Шакти, безусловно, является Великой Богиней) на Индостане уходит своими корнями в доарийские времена и скорее всего был связан с плодородием. Элиаде М. считает, что открытие земледелия сыграло огромную роль в развитии религиозных представлений. Человеку религиозному открывается совершенно новый для него мир, где основную роль играют, по мнению Элиаде, такие силы: сексуальность, плодородие, мифология женщины и Земли и др. «Религиозный опыт становится более конкретным, более тесно связанным с Жизнью» 1.

Теперь начинают занимать особое место в культе Великие Богини-Матери, а где эти культы занимали главенствующее положение, там это отражалось и на социальном укладе, который приобретал черты матриархата. Последний феномен, таким образом, является следствием открытия земледелия, которое, согласно Элиаде, осуществлено женщиной. Женщина первая начала культивировать растения и, как следствие этого, она же стала владелицей земель и урожаев.

Последний момент сыграл важную роль в подъеме авторитета женщины, но был и еще один. Авторитет женщины поддерживается ее соответствием образу Матери-Земли. В женщине заключена тайна творения, которая связывала ее с иным, непроявленным миром, миром небытия и смерти. Она находится как бы на границе миров, а значит она наделена магической силой. Таким образом, женщина получает сакральный статус и становится воплощением Великой Богини.

Проблески культа Великой Богини можно найти в Ведах. Так, женское космогоническое начало, олицетворение Земли, носит имя «Притхиви», что в переводе означает «земля». Посредством сочетания Притхиви и Дьяуса («день», «дневное светило» - олицетворение неба) была создана Земля: «Двое родителей с прекрасным семенем создали для потомства Землю, широкую, бессмертную, с далекими просторами» (Ригведа, I, 159) 2. Эта божественная иерогамия, создающая космос, позднее в тантризме будет иметь важнейшее значение, и ее участниками станут Шива и Шакти.

Также в «Ригведе» упоминается такая богиня, как Адити («Свободная, Безграничная, Неисчерпаемая»), мать небесных богов Адитьев. Адити заполняет безграничное пространство между небом и землей, поддерживая их. Интересный момент можно увидеть в «Ригведе» (I. 89, 1): «Адити - небо, Адити - воздушное пространство, Адити - мать, она - отец, она - сын. Все боги - Адити…».

Здесь, во-первых, все боги редуцируются к Адити, как к своему первоисточнику, а во-вторых, богиня сочетает в себе противоположные начала, мужское и женское. Эти идеи затем займут главенствующее место в тантризме. Если говорить конкретно об имени Шакти, то в «Ригведе», как пишет В. А. Ефименко, оно упоминается лишь один раз (X. 127), где «ее называют матерью всех человеческих существ и представляют воплощением всеохватывающей силы, вседержительницы» 3. С. Радхакришнан утверждает, что культ Шакти восходит к «Ригведе», где она «представлена как воплощение силы и как «поддерживающая землю, живущая на небесах» 4. С.В. Пахомов же пишет, что термин шакти упоминается примерно 12 раз, причем всегда в связи с каким-либо мифологическим персонажем (боги, предки и др.).

В «Атхарваведе» «шакти» упоминается чаще. Как пишет Ефименко, здесь о ней говорится как о мистической силе, которой наделены различные предметы (стихии, животные, растения, цвета, числа и др.). Эта сила была способна обеспечивать урожай и деторождение. Это является подтверждением того, что культ Шакти генетически связан с древними культами богинь плодородия и с аграрной магией.

Дж. Вудрофф пишет о том, что статус Шакти как божественной речи можно проследить уже в ведической литературе. Он замечает, что в Ведах 5 говорится (причем поразительно схоже с «Евангелием от Иоанна»): «Вначале был Брахман, с которым было Слово (Вак)…, и Слово - это Брахман» 6. Слово, таким образом, - это сила Брахмана, посредством которой была создана вселенная, но самое важное то, что эта сила неотделима от Брахмана. Вудрофф отождествляет Слово, которое является силой Брахмана, с Шакти. В этом моменте проявляется один из основных постулатов монодуализма тантры о том, что Шакти неотделима от Шивы. В «Брихадараньяка-упанишаде» так же говорится о том, что Брахман «посредством этой Вак и Атмы… создает все вещи…» 7.

Дествительно, в «Ригведе» (X. 125.5) есть подтверждение того, что Вак является силой. Богиня Вак в данном гимне говорит: «…Кого возлюблю, того делаю могучим, Того - брахманом, того - риши, того - мудрым» 8. Здесь просматривается идея любовного соития как акта познания, наделяющего силой. В тантре так же подчеркивается важность любовного отношения (бхакти) к Богине. В уже упомянутой «Брихадараньяка-упанишаде» можно увидеть идею не только единства Брахмана и Вак, но и тождество их: «Благодаря Вак, о царь, Брахман познается. Вак - это высший Брахман» 9.

Таким образом, уже в ведической литературе возможно увидеть образ Богини, который адекватен образу Шакти в тантризме. Итак, можно выделить такие аспекты Богини в ведической литературе: 1) Она участвует в космогонической иерогамии и, таким образом, является Матерью всего сущего; 2) Она является силой Творца, посредством которой он создает мир, причем эта сила не только неотделима от него, но и тождественна ему; 3) Она не только участвует в творении мира, но и, заполняя собой все пространство, поддерживает воспроизводительные силы мира, которые сама дарует; 4) Она предстает в ипостаси Божественной Речи (Вак, Сарасвати), которая имеет космогоническое значение; 5) Она является средством, или «вратами», познания Абсолюта.

Шакти как конкретный мифологический персонаж, т. е. как богиня, оформилась в связи, как замечает Пахомов С. В., с усилением брахманистской ассимиляцией местных народов примерно в III-II вв. до н.э. Вследствие этих процессов все местные богини-матери на уровне брахманской учености «стали соединяться в некое единое целое и пониматься как отдельные аспекты и формы Великой Богини» 10, Шакти. В тантрической традиции Шакти как женский принцип приобретает черты активности и понимается как «принцип бесконечной деятельности» 11.

Мы убедились в том, что идеи шактизма заложены уже в ведической литературе и лишь спустя тысячелетия заняли такое влиятельное место в индийской культуре, что проникли во все ее пласты. Как замечает Элиаде, такого подъема положения Великой Богини, который виден в Средние века, за всю историю арийской Индии не бывало.

§ 2. Шакти - Абсолют

Выше уже говорилось о том, что особенностью тантрической теологии является концепция биполярного Абсолюта. Тантра отказывается, с одной стороны, от крайностей монизма адвайта-веданты и, с другой - от крайностей дуализма санкхьи. В «Куларнава-тантре» (1:110) в уста Шивы влагаются такие слова: «Одни желают монизма, другие желают дуализма. [Они] не знают моей природы, превосходящей и двойственность, и недвойственность» 12.

Итак, Шакти возводится до уровня абсолютной реальности как ее активный полюс. Следовательно, Шива, пассивный и статичный полюс абсолюта, становится, условно говоря, «зависимым» от Шакти в отношении космогонии, т. к. именно Она является творящей силой 13. Идея подчиненного положения Шивы звучит в «Тарабхактирахасья-тантре» (1:7-8): «О Великая Богиня, возлюбленная моя! По твоей милости я - Шива. Вечно тебя почитаю, Любимая, я - твой слуга» 14.

А в «Саундарьялахари» говорится: «Когда Шива объединен с Шакти, он способен творить; в других же случаях он неспособен даже двигаться» 15. Превосходство Богини прекрасно иллюстрируется в известном изображении, где Она в форме Махавидьи Кали танцует на трупе Шивы. Кроме того, нетрудно заметить, что большинство ритуалов, молитв и праздников посвящено Шакти в ее различных ипостасях. Шива как бог «отдаляется», уходит на задний план и становится т. н. deus otiosus («отдыхающим, удалившимся от дел богом»). Этот феномен является довольно распространенным в истории религии, когда Верховное Божество перестает быть культовым 16.

Не следует, однако, забывать, что Шива и Шакти различаются лишь в абстракции, на самом деле они не только неотделимы, но и тождественны. Несмотря на превосходство Шакти в культе, догматически, как пишет Авалон, «Шива и Шакти единое целое, и ни один из них не возвышается над другим» 17.

К ранним упанишадам восходит доктрина о двух Брахманах - обусловленном и необусловленном (Парабрахман). И если обычно под Шакти понимается именно проявленный (обусловленный) аспект Брахмана, который есть Сагуна («с качествами»), то, как пишет Авалон, к Шакти также «обращаются с эпитетами, характеризующими необусловленный Брахман» 18, который есть Ниргуна («без качеств»). Например, Шакти говорит о себе как о сущности Шивы и, что Она - «самосияющий Высший Свет» 19.

Тем не менее, обычно в тантризме под необусловленным Брахманом понимается Шива. Ниргуна-Шива (Ниргуна-Брахман) также еще называется Нишкала-Шива. «Нишкала» переводится как «без калā». Калā - это Шакти, а для санкхьи - это мулапракрити («корень пракрити»). Это состояние говорит о том, что поляризации абсолютного Сознания (чит) еще не произошло, но это не значит, что Шакти отсутствует, Она здесь «присутствует» потенциально, ведь Шакти существует вечно (анади-рупа).

Сагуна-Шива (Сагуна-Брахман), т. е. Шива связанный с мулапракрити, в которой потенциально заложены гунны, характеризует уже готовность к манифестации Универсума, о чем речь пойдет в следующей главе.

Если тантра говорит о том, что как Сагуна, так и Ниргуна-Брахман есть Шакти, то это конечно же не означает, что Абсолют женского пола, т. к. любые положительные определения, а уж тем более понятия пола, не применимы к Высшему и Непознаваемому: «…я - Тьма, Пустота, лишенная качеств…» 20. В «Махакала-Самхита» звучит такой гимн, адресованный Матери: «Ты - ни девочка, ни девушка, ни старуха. На самом деле, Ты ни женщина, ни мужчина, ни среднего рода. Ты - не зачатая, неизмеримая Сила, Сущность всего существующего, пустота всего двойственного, Высший Брахман, достижимый только с помощью просвещения или мудрости» 21. Комментарии излишни.

В целом можно выделить две крайние позиции, встречающиеся в тантре, в отношении вопроса о соотношении Шивы и Шакти. Первая позиция относится к школе панчаратра. Здесь Шакти, несмотря на кажущуюся самостоятельность в своей деятельности, на самом деле выражает непостижимую волю Шивы-Абсолюта. Т. е. Шакти здесь является посредником, подчиненным инструментальным принципом, хотя и неотделимым от Абсолюта. Вторая позиция уже появилась в шактистских кругах. Она заключается в том, что Шива-Абсолют предстает как ничто без Шакти, Он является трупом (шава) без Шакти. В этом случае, чтобы преодолеть всякую ограниченность и обусловленность Шакти, шактисты говорят о Ней уже не как о женском принципе, а как высший андрогинный Праисточник, выходящий за пределы всех оппозиций. 22

§ 3. Онтологическая манифестация Шакти. 36 таттв

Под онтологией Пахомов С. В. предложил понимать процесс становления или эволюцию мира, но, автор данной работы считает, что правильней было бы назвать это становление эманацией. Этот процесс перехода из непроявленного в проявленное в текстах имеет несколько названий: «манифестация» Абсолюта (вьяпти), космическая «игра» абсолютного (лила), «самоограничение» Бога (тиродхана, самкоча) 23. Существует как минимум два варианта, которые можно обнаружить в текстах, этого процесса. Во-первых, собственно онтологический, где из Абсолюта происходит истечение сущностей, каждая из которых порождает следующую. Во-вторых, имеет место развитие посредством разворачивания Божественной Речи (Паравак).

Первый вариант космогонии заимствован из санкхьи, где говориться о таттвах, или категориях существования. Санкхья говорит о 25 таттвах, в тантре же речь идет о 36. «Вселенная произошла из таттвы; она проявляется посредством таттв, она исчезает в таттвах; с помощью таттв познается природа Вселенной» - так гласит «Шива-свародая» 24. Таттвы отражают процесс проявления эмпирического мира из Абсолюта. Свами Муктананда разделяет таттвы на три группы 25:

  • Чистые (шуддха) таттвы. Шива-таттва (1) и Шакти-таттва (2) - есть нерожденные таттвы, в них отсутствует всякая двойственность. Они являются двумя аспектами абсолютного бытия, который описывается как Сат-Чит-Ананда 26. Шива - Чит (Сознание), а Шакти - Ананда (Блаженство). Также можно добавить, что Шива - ахам («Я», субъект), а Шакти - идам (объект), но это лишь в потенции, т. к. разделения еще не произошло. Садашива-таттва (3) - первая эманация сознания. Здесь имеет место осознание субъектом (ахам) самого себя в своем отношении к объекту (идам) - «Я есть Это». Ишвара-таттва (4) - «…этап полной самоидентификации, как в том случае, когда кто-либо пробуждается ото сна. Здесь объект возникает в своем законченном виде…» 27. Шуддхавидья-таттва (5) - «элемент чистого знания», который означает «…состояние полного осознавания без акцентирования субъекта и объекта» 28.
  • Шуддхашуддха (чистые-нечистые) таттвы. Здесь формируется поэтапно разделенность мира. Эти таттвы начинаются с майя-таттвы (6) и являются ее модификациями. Сразу нужно отметить, что понимание майи тантрой отлично от взгляда классического индуизма. Если в адвайта-веданте майя - творящая множественность иллюзия, то в тантре майя становится реальной силой, аспектом Шакти, хотя и сохраняет «виновность» в создании грубого бытия. Майя-таттва имеет пять эманаций, которые именуются канчуками (от «кандж», «покрывать»): Калā-таттва (7) («маленькая часть чего-либо») - сила, ограничивающая состояние универсального всемогущества; Видья-таттва (8) - сила, которая ограничивает универсальное всезнание; Рага-таттва (9) - сила, ограничивающая универсальное состояние любви, причина любви к отдельным объектам; Кала-таттва (10) - сила, ограничивающая вечное существование, причина появления трех модусов времени (прошлого, настоящего, будущего); Нияти-таттва (11) - сила, «которая ограничивает универсальное состояние всепроникновения и вездесущности» 29, причина пространственного ограничения; Пуруша-таттва (12) - индивидуальная душа. Свами Муктананда так поясняет эту стадию: «…Господь абсолютно свободен, Он опутывается майей и ее пятью покрывалами, забывает Свою истинную природу, ограничивает Свои силы и низводит Себя до индивидуальной души…» 30. Происходит разделение на Пурушу и Пракрити, которая является следующей таттвой.
  • Нечистые (ашуддха) таттвы. Пракрити-таттва (13) - объективное, в отличии от субъекта-Пуруши. Пракрити составляют три гуны (качества): саттва (упорядоченность, благость), раджас (активность, страсть), тамас (подавление). До творения эти гуны находятся в равновесии, но в начале творения равновесие нарушается и их взаимодействие создает всю видимую и невидимую вселенную, т. е. остальные таттвы; Таттвы ментальных операций: Буддхи-таттва (14) - сверхличное сознание, Ахамкара-таттва (15) - индивидуальное самосознание, Манас-таттва (16) - ум; Из ахамкары вместе с манасом исходят также: 5 чувств восприятия (джняна индрии), 5 сил действия (карма индрии), 5 рудиментарных элементов (ухо, кожа, глаз, нос и язык), 5 тонких элементов (танматры): шабда (звук), спарша (прикосновение), рупа (цвет), раса (вкус), гандха (запах). Далее эманируют 5 грубых элементов (махабхута), которые формируют физический мир: акаша (эфир), вайю (воздух), агни, или теджас (огонь), ап (вода), притхиви (земля).

Таким образом, описывая процесс истечения мира, вплоть до грубых элементов, из высшего Божества, тантра постулирует тотальную сакральность, ибо универсум предстает как тело Шивы-Шакти. Известный средневековый тантрик, представитель кашмирского шиваизма, Кшемараджа в «Пратьябхиджняхридая» (в комментарии к третьей сутре) освещает именно эту идею: «…именно в этом великом Парамашиве, [одновременно] и трансцендентном, и имманентном вселенной, наделенном высшим блаженством, состоящем из световой массы, проявляется, не отделяясь [от Него], «все» [в мире], начиная [от таттвы] Шива и заканчивая [таттвой] земля» 31.

§ 4. Манифестация Шакти как разворачивание Божественной Речи

Процесс, который будет описываться, не является еще творением в строгом смысле, т. к. здесь еще не актуализирована майя, после которой начинается манифестация непосредственно Универсума. Здесь происходит еще только эманация в самом причинном теле Шакти так же, как в каббале эманация сефирот осуществляется в самом теле Божества. Этот процесс будет описываться как процесс фонической эманации.

В «Шарада-тилаке» (гл. 1, строфа 7) Лакшманачарьи так говорится о начальном этапе «движения» внутри Сакала-Шивы: «Из Сакала-парамешвары, облаченного в убранства сат-чит-ананды, выходит Шакти; из Шакти - нада, из нада - бинду» 32. Сакала-парамешвара - это Сагуна-Брахман, а также Шива-таттва. Сакала-Шива - это Шива с калā, калā - это индивидуализированная Шакти, как пишет А. Авалон. Эта Шакти соответствует Шакти-таттве, которая есть «первый кинетический аспект Брахмана» 33. Шива-таттва и Шакти-таттва изначально слиты воедино, вторая лишь является отрицательным аспектом первого. Этот уровень можно назвать Шива-Шакти, т. к. здесь уже произошла поляризация Нишкала-Брахмана, представляющего неразличимость Парашивы и Парашакти. Самость проявляется сама для себя, т. е. поляризируется - становится непрерывностью «Я» (ахам) и его изменяющимся содержанием «Это» (идам).

Авалон пишет, что функция Шакти-таттвы - это отрицание всех объектов, «чтобы произвести простое субъективное знание (паракашаматра), являющееся шуньятишуньей 34. Затем она производит из себя объективный мир для того, что он мог стать содержанием сознания Шивы» 35. Т. е., Шакти абсолютную полноту сознания Шивы превращает в пустое сознание и осуществляет его новое наполнение. Можно сравнить этот процесс с эманациями сефирот из Эйн-Софа в каббале. Первая сефира (Кетер) является Ничто. Гершом Шолем пишет, что в целостности и полноте Эйн-Софа происходит кризис, вследствие чего Он становится Ничто, т. е. пустотой, после чего из нее продолжается эманация следующих девяти сефирот. Так каббала описывает процесс библейского «творения из ничего».

Таким образом, здесь предстает т. н. причинная Шакти, которая стремится созидать. Это стремление подразделяется на стадии, которые различаются своей динамичностью. Шакти в аспекте нада («звук») является первой эманацией. Если до нее Шива и Шакти находились в состоянии покоя (Шива-Шакти как абсолютная потенция), то нада означает их активное и созидательное взаимодействие - это майтхуна Шивы и Шакти. Нада соответствует Садашива-таттве. В аспекте же бинду («точка») Шакти становится Ишвара-таттвой. Нада и бинду, т. е. эти две Шакти, «являются стадиями движения к манифестации Самости как объекта, т. е. универсума» 36. Нада - это еще не физический звук, это тончайший звук, который содержит в себе все возможные звуки. Пахомов пишет, что он улавливается только на самых высших ступенях йоги. Бинду - это анусвара, или назализация санскритских гласных, которая изображается на письме как точка над буквой. Поэтому, именно на бинду-анусвару оканчивается первослог Ом.

Если интерпретировать бинду с точки зрения сознания, то здесь сознание («Я») «…полностью отождествляет себя с Универсумом как с непроявленным «Это» (идам), и таким образом субъективирует «Это», и становится вместе с ним точкой сознания» 37. Здесь сознание Ишвары полностью субъективирует еще непроявленный Универсум, т. е. происходит творение на уровне мысли. В бинду сконцентрирована вся совокупная потенция всех миров и существ, которые уже отделены друг от друга, но еще не воплощены. Бинду - это Ишвара, а также Парама-Шива, в котором пребывают все боги. Поэтому, как пишет Авалон, бинду в тайне почитается всеми богами, а также является абсолютным объектом (Шива, Махавишну, Дэви и др.) поклонения всех адептов.

Бинду точнее будет назвать махабинду или парабинду, т. к. оно разделяется на трибинду. «Бинду превращается в треугольник божественного желания, называемый «камакалā» 38» 39. Эти три бинду суть следующие: бинду, нада, биджа. Бинду соответствует Шиве, биджа («семя») - Шакти, а нада - связи между ними, Шива-Шакти. Эти три являются тремя аспектами созидательной Шакти, проявляющимися вследствие разделения махабинду, который также есть аспект Шакти. Три бинду - это также такие стороны Брахмана, как пракаша, вимарша и пракаша-вимарша (о них говорилось ранее).

Таким образом, существуют две триады. Первая - Шакти-таттва (чит-шакти), нада и махабинду. Вторая - бинду, нада, биджа. Вторая соответствует первой на более грубом уровне эманации. Первая триада предвещает появление гун: чит-шакти - саттву, нада - раджас, махабинду - тамас. Нужно отметить, что именно тамас - основной фактор создания мира. Это соответствует тому, что говорилось о бинду (махабинду) как сконцентрированной совокупной потенции.

Также нужно отметить, что три бинду соответствуют Тримутри (Рудра, Брахма, Вишну), а также их богиням (Раудри, Джьештха, Вама).

Три бинду - это три вида Шакти, или модуса Шакти как обусловленного Брахмана: иччха-шакти (воля), джняна-шакти (знание), крия-шакти (действие). Абхинавагупта связывает «трика» (триада: иччха, джняна, крия) с процессом творения. Он пишет, что Парашакти контролирует «троицу», при этом контроль обозначает у него «не-отличие, или тождественность с тем, что контролируется и чем управляют» 40. Камалакар Мишра пишет, что иччха-джняна-крия отражают процесс творения, и что «…они возникают только тогда, когда начинается процесс Творения» 41. Таким образом, «трика» характеризует Шакти как Сагуна-Брахман, или обусловленный Брахман, который является «творением» на трансцендентном уровне, в теле Божества.

Вернемся снова к махабинду. Махабинду - это шабда-брахман («брахман звука»). Из шабда-брахмана эманируют фонемы (варна), затем грубые буквы (стхула-шабда), которые образуют шабда, или мантру, которая состоит из букв (варна), слогов (пада) и предложений (вакья).

Таким образом, тантра описывает чрезвычайно сложную концепцию появления вселенной, а также мантры, из изначального звука. Из нада, которая есть Парашакти и Паравак («Высшая речь»), постепенно через махабинду (шабда-брахман) и трибинду появляется грубый звук, олицетворенный санскритскими буквами, образующими мантры. Здесь видна тесная связь мантра-шастры («учение мантры») и космогонии, что отражено в тантрических практиках. Тантрик в процессе психотехники с использованием мантр восходит в обратном космогонии порядке к постижению Высшего Звука, который есть Высшая Шакти.

В этом параграфе была рассмотрена первая ступень космогонии, которую, видимо, лучше назвать теогонией, т. к. описанный процесс происходит в неразделенном на субъект и объект «теле» Шакти. Этот процесс охватывает таттвы от Шакти-Шивы до Ишвары и является постепенным сокрытием Высшего Сознания, т. е. Его затемнением, о дальнейшем углублении которого будет идти речь в следующем параграфе.

Окончание здесь


1 Элиаде Мирча. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с. С. 81.

2 Ригведа. Мандалы I-IV. / Пер. Т. Я. Елизаренковой. - М.: Наука, 1989. - 767 с. С. 193.

3 В. А. Ефименко. Шактизм и тантра / Древо индуизма. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1999. - 559 с.: ил. (Культура народов Востока). С. 69.

4 Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия. Т. 2. Глава 10. V. (psylib.kiev.ua).

5 Под словом "веды" здесь понимаются не самхиты.

6 Артур Авалон (сэр Джон Вудрофф). Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную / Пер. с англ. Д. Устьянцев, ред. А. Орлов. - М.: Амрита-Русь / Шечен, 2007. - 368 с. С. 18.

7 Там же. 20 с.

8 Ригведа. Мандалы IX-X Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. - М.: Наука, 1999, 559 с. (kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_873.htm).

9 Артур Авалон (сэр Джон Вудрофф). Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную / Пер. с англ. Д. Устьянцев, ред. А. Орлов. - М.: Амрита-Русь / Шечен, 2007. - 368 с. С. 21.

10 Пахомов С. В. Индуистская тантрическая философия. СПб., 2001.

11 Там же.

123 Куларнава-тантра / Каула-тантра-санграха. Антология текстов индуистской тантры. - Пер. с санскрита С. С. Федорова, С. В. Лобанова. - М.: Старклайт, 2004. - 320 с. С. 102.

13 Нужно отметить, что подобное радикальное возвышение Шакти над Шивой характерно для шактистских форм тантризма.

14 Тарабхактирахасья-тантра / Каула-тантра-санграха. Антология текстов индуистской тантры. - Пер. с санскрита С. С. Федорова, С. В. Лобанова. - М.: Старклайт, 2004. - 320 с. С. 114.

15 Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия. Т. 2. Глава 10. V. (psylib.kiev.ua).

16 Подробнее об этом см. Элиаде Мирча. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с. 78-80 сс.

17 Артур Авалон (сэр Джон Вудрофф). Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную / Пер. с англ. Д. Устьянцев, ред. А. Орлов. - М.: Амрита-Русь / Шечен, 2007. - 368 с. С. 142.

18 Артур Авалон. Введение в Маханирвана-тантру. - Пер. с англ. С. В. Лобанова. - М.: Старклайт, 2002. - 149 с. С. 28.

19 Тарабхактирахасья-тантра (1:1) / Каула-тантра-санграха. Антология текстов индуистской тантры. - Пер. с санскрита С. С. Федорова, С. В. Лобанова. - М.: Старклайт, 2004. - 320 с. С. 114.

20 Там же (1:2).

21 Т. М. П. Махадеван, М. А., Ф. Д. Мать поклонения. / Шри Свами Шивананда. Тантра Йога. Уфа, 2001 (http://www.bashedu.ru/yoga/).

22 Пахомов С. В. Индуистская тантрическая философия. СПб., 2001.

23 Здесь прямо напрашивается сравнение с каббалистической концепцией Ицхака Лурии под название цимцум, где Эйн-Соф (Абсолютное) самоограничивает, втягивает, себя, чтобы освободить пространство для творения. Подробнее см. Гершом Шолем. Основные течения в еврейской мистике. Иерусалим: Изд-во "Библиотека-алия". - 1989 г. Т. 2. 78-84 сс.

24 Шива-свародая / Шиваприянанда Свами - "Секретная сила тантрического дыхания", "Шива свародная" или "Наука Шивы о Дыхании" (http://shaivism.narod.ru/).

25 Свами Муктананда. Введение в кашмирский шиваизм. Глава 4 (shaktism.narod.ru). Д. Рудраппа. В работе "Вирашиваизм и кашмирский шиваизм" предлагает разделение только на две группы, шуддха и ашуддха (http://shaivism.narod.ru/).

26 "Бытие-Сознание-Блаженство".

27 Свами Муктананда. Введение в кашмирский шиваизм. Глава 4 (http://shaivism.narod.ru/).

28 Там же.

29 Там же.

30 Там же.

31 Кшемараджа. Пратьябхиджняхридая (Сущность Узнавания). Пер. с санскрита, предисловие и комментарии С. В. Пахомова // Восток, 2001, №3. С. 102 - 112.

32 Цит. по: Артур Авалон (сэр Джон Вудрофф). Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную / Пер. с англ. Д. Устьянцев, ред. А. Орлов. - М.: Амрита-Русь / Шечен, 2007. - 368 с. С. 130.

33 Там же. 132 с.

34 От "шунья" - "пустота".

35 Там же. 133 с.

36 Там же. 144 с.

37 Там же. 158 с.

38 "Мировая страсть".

39 Там же. 132 с.

40 Основы теории мантр: метафизика звука согласно трактату "Паратришика-виварана" / Абхинавагупта. - М.: Амрита-Русь, 2006. - 496 с. 43-44 сс.

41 Там же.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    Архив пуст