21 августа, понедельник
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Индуизм | Семен Жаринов | Парадоксальный гимн женственности (окончание) | Метафизика женственности в "Пятой Веде" | 29.05.2009 Напечатать текущую страницу
Семен Жаринов

Парадоксальный гимн женственности

Метафизика женственности в "Пятой Веде"

Окончание. Начало здесь

§ 5. Шакти как Майя

Появление Универсума связано с деятельностью Шакти на уровне майи, или шакти-майи. Необходимо рассмотреть, как относятся к ней в санкхье и веданте. В санкхье майя, которая является модификацией пракрити, является реальным независимым от пуруши принципом, который затемняет духовную субстанцию (пурушу), вследствие чего появляется эмпирическое бытие. Пракрити является бессознательной, и именно по этому в вещах присутствует момент бессознательности. Для Шанкары майя - это бессознательный, необъяснимый и чудесный принцип, который является ни реальным, ни нереальным и который затемняет Брахман, не являясь его частью. Майя - это не-Брахман и поэтому не вторая реальность, как пракрити в санкхье. Отражение Брахмана в бессознательной майе - это Ишвара, отражение которого в бессознательной авидье (неведение) - это джива (индивидуальная душа).

В тантризме майя понимается иначе. Майя является Шакти Брахмана, т. е. его динамическим аспектом. При этом она сущностно не отличается от него, а значит не является ни отдельным независимым онтологическим принципом (как в санкхье), ни иллюзией (как в адвайта-веданте). Кроме того, не бессознательная майя затемняет Сознание, а последнее самозатемняется. Таким образом, все есть Сознание, не смотря на то, что в нем содержится элемент бессознательности. И наоборот, даже в самой грубой материи, казалось бы абсолютно бессознательной, есть элемент сознания.

Процесс манифестации есть процесс постепенного сокрытия Сознания, т. е. Шакти начинает обретать покровы. Авалон А. пишет: «Сокрытие шакти вначале происходит в Шива-шакти-таттве посредством полного отрицания «Это» (идама) в процессе восприятия, а затем из-за воздействия «Это» на субъективный аспект сознания чистого творения, где субъект и объект существуют как часть Самости» 42. Последующее проявление Шакти как майи обусловливает разделение субъекта и объекта, которые «больше не переживаются как части единой Самости» 43.

Таким образом, именно с Майя-таттвы появляется субъект-объектная дихотомия. В этом заключается ее скрывающий аспект, т. е. майя создает иллюзию того, что субъект отличен от объекта, а они оба отличны от Сознания-Шакти (чит-шакти). Промежуточный момент между чистым бытием (шуддха-таттвами) и нечистым бытием (ашуддха-таттввами), которое связано с деятельностью майи, является шуддхавидья-таттва («таттва чистого знания»), которую Авалон назвал первой реальной стадией йоги.

Итак, майя порождает противопоставление субъекта и объекта, и именно здесь появляется дуализм пракрити («материи») и пуруши («духа»). Но если в санкхье этот дуализм абсолютен, то здесь материя - это лишь манифестация духа. Дух и материя - это аспекты проявления изначальной Шакти. Если это разделение рассмотреть с точки зрения фонематической (или фонической) эволюции, то пракрити и пуруша будут соответствовать артха (объект) и шабда (обозначение объекта), которые проявляются посредством разделения бинду. Шабда и артха проявляются в форме букв (варна), которые выражаются речью, состоящей из букв, слогов и предложений.

Выше говорилось о майя-шакти как о скрывающей силе. Действительно, Шакти скрывает себя вплоть до Притхиви-таттвы, т. е. грубой материи, и затем начинает постепенно раскрывать свою истинную природу до уровня человека, который уже может постичь свою природу как изначальную Шакти. Т. е. отсюда видно, что Майя-шакти не только скрывает, но и раскрывает. Этот раскрывающий аспект называют видья-шакти. В «Ишвара-пратьябхиджне» говорится: «То, что есть ничто иное как идея различия в вещах, которыми занят деятель, сама по себе имеющая природу сознания, - это майя, которую другие…называют «видья»» 44.

Шакти, таким образом, имеет два противоположных аспекта - сокрывающий (майя-шакти) и открывающий (видья-шакти). На эти два аспекта обратил внимание Джозеф Кэмпбелл в работе «Мифический образ». Он находит, в частности, подобные аспекты и в символизме христианства. Он пишет, что сокрывающей майе соответствует образ Евы, из-за которой «были затворены врата того сада, где Господь «ходил во время прохлады дня», и потому сама краса женственности превратилась в «двери дьявола»» 45. В образе видья-шакти предстает Богородица, «меняющая имя Евы», обращая вспять ее влияние. Девственность Марии «…явилась дверьми Господа, а материнство - «Вратами Небесными» 46.

Цель тантрика - это посредством очищения ума (читта-шуддхи) трансформировать майя-шакти в виддья-шакти. Тогда как цель адвайтиста - это снять покров майи, т. е. уничтожить ее, чтобы постичь природу Атмана. В этом заключается одно из отличий тантры и адвайта-веданты. В санкхье же, а так же и йоге, адепт стремится «отделить» пурушу от пракрити, а точнее осознать абсолютное отличие этих двух начал.

Итак, второй этап космогонии, или манифестации Универсума, а именно процесс постепенного сокрытия Сознания-Шакти. Причем, причина этого сокрытия, или затемнения, содержится в самом Сознании, а не в какой-либо иной субстанции. Кроме того, сама манифестация не является иллюзорной, а она есть реальная модификация Абсолютного Сознания, или Шакти. Следовательно, весь Универсум, вплоть до самой грубой бессознательной материи, является Сознанием. Ключевым моментом эманации объективного мира является проявления Шакти как Майя-таттвы, т. к. именно на этом этапе происходит разделение на субъект и объект, а следовательно и на дух и материю (пурушу и пракрити).

Эта майя-шакти не иллюзорна, а вечна и потенциально содержится в Абсолюте. Ее иллюзорный аспект связан с тем, что она скрывает от субъекта его истинную природу (Атман), а также обусловливает ложное различение объекта-субъекта. Эта характеристика майи не абсолютна, т. к. она предстает также в аспекте видья-шакти, т. е. она дает возможность адепту постичь его истинную природу.

§ 6. Шакти в антропологии и сотериологии тантризма

Основным постулатом антропологии тантризма является (распространенное во многих других традициях) соответствие макро- и микрокосма. Уже цитированный ранее Кшемараджа пишет в четвертой сутре: «Подобно тому, как телом Бхагавана является вселенная, так и телом «ограниченного субъекта», имеющего «ограниченное сознание», является ограниченная форма вселенной, подобно тому, как [дерево] вата [в сжатом виде] содержится в семени». Здесь просматривается, с одной стороны, уподобление тела человека с вселенной, а с другой - уподобление субъекта с Высшим Субъектом. Явствует голографический принцип - «часть содержит целое», что соответствует древней концепции «все во всем».

Выше, где шла речь таттвах, можно обратить внимание, что это описание космических эманаций легко переносится антропологический уровень, особенно начиная с ахамкара-таттвы, а где говорится об индриях и танматрах сквозит вообще физиологизмом 47.

С точки зрения тантры, человек состоит из различных иерархически организованных уровней, которые можно условно назвать телами. Каждое из тел соответствует определенному уровню космоса. Тантра, как и веданта с санкхьей, выделяет пять тел, или «оболочек» (коша), которые «окутывают» истинную Самость человека 48: аннамайакоша - физическое тело, пранамайакоша - оболочка, сотворенная праной, маномайакоша - оболочка, сотворенная манасом, виджнянамайякоша - оболочка сверхсознания, анандамайакоша - тело блаженства.

Эта идея, так или иначе, является общеиндийским достоянием. Особенностью же тантризма является наделение плотного тела (аннамайакоша) особым значением. Именно посредством него можно «восходить» к более высоким уровням бытия, тантра «предлагает путь к сублимации плотных компонентов тела в более тонкие» 49, что связано с сотериологией. Несовершенное тело с помощью определенной психотехники можно сделать совершенным (пурна, «полным, цельным») и достичь мокши уже в этом воплощении. Этот подход говорит о том, что нет сущностного различия между духом и материей - все это одна и та же энергия.

На основании предыдущих параграфов можно сказать, что: во-первых, Шакти - это Абсолют, высшая реальность и высшее Сознание; во-вторых, Шакти - это причина эманации Универсума, который и есть лишь Шакти в своей дифференциации. Из этого можно сделать вывод, что и человек есть модификация Шакти, т. е. он является Ею. Но, вследствие того, что человек в непросветленном состоянии имеет дело только с грубыми Ее модификациями, а его сознание, омраченное майя-шакти, строится на субъект-объектной дихотомии, он не осознает своей истинной природы. В упанишадах эта высшая природа называется Атманом. Поэтому целью человека являлось постижение этого Атмана и его тождества с Брахманом, которое отражено в формуле «Тат твам аси» («ты есть То»). Но так как в тантризме Абсолют отождествляется с Шакти, то и целью тантрика является постичь свою высшую природу как Шакти.

Таким образом, в тантризме Атман отождествляется с Шакти. Так, в «Тарабхактирахасья» (1:6) сказано: «В форме Атмы я пребываю в сердцах всех [существ]. О Бог, кого я желаю, мгновенно привожу к Высшей Природе» 50. О том же самом пишет и А. Авалон: «…Чистый Разум представлен Высшей Шакти, почитаемой в качестве своей истинной Самости и внутреннего Свидетеля, свободного от очаровывания формами множественной Вселенной. Прямым постижением Махешвари как своей собственно Самости, с благоговейной тщательностью воздвигается объект почитания, приводящий к освобождению» 51.

Шакту (почитателю Шакти) предписывалось медитировать на восходе на такую тему: «Я - Дэви и никто иной. Я - Брахман, находящийся за пределами любого горя. Я - в форме Сатчидананды и вечно свободен по своей природе» 52.

Особое значение в тантризме занимает понятие чакра («колесо»), которое подразумевает некий энергетический центр, расположенный в тонком теле. Их насчитывают шесть, а седьмую рассматривают отдельно. Классическое учение о чакрах описано в тексте Свами Пурнананды «Шат чакра нирупана» («Описание шести чакр»). 53 Можно отослать интересующегося читателя к работе Дж. Вудроффа «Змеиная сила», посвященной непосредственно этой тематике.

Итак, в теле человека ключевой формой проявления Шакти является Кундалини, которая занимает первостепенное значение в сотериологии тантризма. В основании муладхара-чакры находится треугольник Трипура 54, который также называется Камарупа («То, чем испытывается Кама», «форма желания»), т. е. сексуальная любовь. Этот треугольник также называется «очаровывающей, соблазняющей Шактипитха (основание Шакти)».

Шакти в форме йони (женского полового органа) изображается перевернутым треугольником, который еще называется камакалā. О последнем термине шла речь выше, определяя его соответствия. Точка же внутри треугольника обозначает Шиву. Треугольник символизирует как космическую йони, так и йони каждой женщины. С. С. Федоров отмечает, что именно поэтому в тантризме «женщины особо почитаемы», и являются «основой пути» 55.

Если быть более точным, то точка символизирует не просто Шиву, а его фаллос (лингам). В девятой шлоке «Шат Чакра Нирупаны» он описывае6тся так: «Внутри его (треугольника) - Сваямбху в форме лингама, повернутого головкой вниз, прекрасного, как будто он из литого золота… Над ним (Сваямбху-лингамом) сияет спящая Кундалини, тонкая, как волокно стебля лотоса. Она, вводящая собой в заблуждение весь мир, прикрывает собой рот (устье) Брахма-двара. Похожая на спиральную раковину, она формой напоминает змею, три с половиной раза обернувшуюся вокруг Шивы, и её свет - как яркая вспышка юной молнии» 56.

Т. е., Кундалини представляет собой сокрывающий аспект Шакти и поэтому называется Махамайей («Великая иллюзия») 57. Она обвивает лингам Шивы и тем самым скрывает его Брахма-двара. В том же тексте пишется, что внутри Сваямбху-лингама находится Запредельная («пара») Шри Парамешвари («Высшая Госпожа»), которая пробуждает высшее знание. Здесь говорится об открывающем аспекте Шакти, т. е. видья-шакти. Кроме того, Кундалини связывается со звуком. Считается, что ее гул можно услышать, если закрыть уши. Этот гул является грубой формой изначального звука Пара-вак, именно поэтому Шри Парамешвари, сущность Кундалини, называется Запредельной («пара»). Авалон также пишет, что «Кундалини - это Шабда Брахман, божественная космическая энергия в телах» 58.

«Кундалини» переводится как «круговая, спиральная, свернутая кольцами, извилистая» 59. Так как одно из имен Дэви Кундалини Бхуджанги («змея»), то ее называют Змеиной Силой и изображают в виде змеи. Эта змея у обычного человека спит в муладхара-падме. Поэтому цель тантрика - пробудить эту энергию и поднять по центральному каналу (нади) Сушумна через шесть чакр, последовательно активизируя их, вплоть до «тысячелепесткового лотоса». Этот процесс назван Кундалини-йогой, которая имеет основное значение в тантре, т. к., как писал великий индийский мистик Рамакришна, «духовное сознание человека не пробуждается до тех пор, пока не проснется Кундалини» 60.

У каждого лотоса есть своя покровительница богиня, т. е. Шакти в различных своих ипостасях. Кундалини, проходя через чакру, реализует один из аспектов человеческой личности, представленной, в частности, в одном из обликов богини Шакти. Само изображение чакры как лотоса говорит о связи центра с символом йони. Таким образом, каждая чакра является олицетворением и средоточием определенного модуса Шакти. Восходящая Кундалини раскрывает себя в различных обликах Великой Богини.

Кажется интересным и оригинальным анализ символизма чакр, осуществленный Сударенковым В. В. с точки зрения аналитической психологии К. Г. Юнга. Поэтому, ниже будет затрагиваться подобный подход к данному вопросу.

Итак, в изображении муладхара-чакры присутствует богиня Дакини, которая символизирует гневный аспект Шакти и одновременно олицетворяет безупречную чистоту. Дакини - чтырехрукая демоница с оружием в руках и с красными глазами. Сударенков В. В. пишет, что она «изображает ту яростную мощь, которую должна проявить шакти, чтобы сначала разрушить, а потом преодолеть стоящий у нее на пути узел Брахмы, препятствующий благостному и очищающему воздействию шакти на душу человека» 61. С точки зрения аналитической психологии, как считает Сударенков, этот центр соответствует недифференцированному состоянию психических функций, но которые, посредством перехода Кундалини из бессознательного состояния (сна) в постепенное пробуждение сознания, хоть неразличимо, начинают осознаваться субъектом.

В свадхиштхана-чакре находится двухголовая Ракини-шакти. Сударенков пишет, что две головы говорят о расщеплении энергии. Усилия человека здесь направлены на уравновешивание внешнего и внутреннего миров. Здесь, в отличие от предыдущей чакры, начинается распространение энергии вовне. С этой чакрой связаны стремления и желания чувственного порядка, о чем говорит стрела из лука бога Камы, которую держит в руке Ракини. Кроме того, череп в руке символизирует романтика, который несет свою голову в руках, а телом в таком случае управляют эмоции. Так как здесь только начинается выброс психической энергии вовне, то, согласно Сударенкову, этой чакре соответствует еще интровертный тип установки с дифференцироваными психологические функциями чувства и ощущения.

В манипура-чакре «обитает шакти Лакини, благодетельница всего, четырёхрукая, с лучащимся телом. Темная, облаченная в желтые одеяния, украшенная всевозможными узорами, Она возбуждена питьем нектара» 62. Сударенков пишет, что желтый цвет характеризует стремление вовне, наружу, что соответствует экстравертному типу установки. То, что Лакини имеет три головы, по мнению Сударенкова, означает неполную дифференциацию трех психологических функций, две из которых (ощущение, чувство) уже оформлены, а третья (мышление) еще вытеснена, т. е. бессознательна.

Анахата-чакра - место пребывания первой внешне прекрасной (по сравнению с предыдущими) богини Какини. Сарасвати Свами Сатьянанда пишет об этой богине: «Священная река Ганг ниспадает на Ее волосы - символ охлаждающего и очищающего потока Высшего Знания о Душе» 63. Эта чакра характеризует появление когнитивного чувства, т. е. здесь дифференцируются функции мышления и интуиции. Таким образом, дифференцированы уже четыре психологические функции, о чем свидетельствуют четыре головы Какини. Эта чакра характеризует в строгом смысле человеческое состояние, т. к. на предыдущих ступенях человек ничем особо не отличался от животного. Считается, что именно начиная с этой чакры процесс подъема Кундалини становится необратимым. Сударенков объясняет это тем, что без мышления «индивид мог в любой момент соскользнуть в пучину животной неосознанности и бессознательности - и поэтому энергия Кундалини была символически представлена в зооморфном виде, виде змеи» 64.

Кундалини-шакти в анахата-чакре уже не змея, а Великая Богиня, Матерь Мира, что говорит о переходе на совершенно иной уровень. Эта чакра находится в области сердца, что обусловливает ее особую важность в садхане. Выше уже цитировался текст тантры о том, что Шакти в форме Атмы пребывает в сердцах всех существ. Авалон пишет, что здесь пребывает Шабда-брахман и Шакти имеет форму звука (Нада-рупа). Эта чакра графически изображается в виде двух пересеченных треугольников, что говорит о союзе Шакти и Шивы.

Пахомов отмечает, что в философии Абхинавагупты проблематика сердца (хридаи) широко разрабатывалась, оно понималось как символ сокровеннейшего сознания, и в нем происходит соединение Бога и Богини. Причем сердце - это «не статичное, но динамическое начало, пребывающее в состоянии вечного движения-к-себе» 65. Последнее утверждение подтверждает позицию Сударенкова об интровертной установке этой чакры. Кроме этого, именно дифференциация функции интуиции, которая действует на границе между сознанием и бессознательным, дает возможность постичь Шакти-Атман (Самость), что внутри сердца.

Вишудха-чакра («Чистый круг») связана с богиней Шакини. В «Шат Чакра Нирупане» о ней говорится так: «Шакти Шакини, сияющая в этом лотосе, чище, чем океан нектара. Её одеяния желты и в своих четырёх лотосоподобных руках Она несет лук, стрелу, петлю и стрекало. В основании этого лотоса - вся область луны… Здесь - врата пути к великому освобождению для того, кто желает достичь богатства йоги и чьи чувства очищены и контролируются». На этом уровне процесс дифференциации завершается, а мышление и интуиция приобретают экстравертный тип установки, что подтверждается желтыми одеждами Шакини. Лотос этой чакры имеет 16 лепестков. Это число фигурирует в «Йогини-тантре» (6:8), где говорится, что при медитации на три бинду, соединенных с калā (аспект пракрити-шакти), осознается образ шестнадцатилетней женщины, которая обладает шестнадцатью калā, воплощающей полноту Шакти 66.

В шестом и последнем центре, аджна-чакре, находится богиня Хакини, «чьи шесть лиц подобны множеству лун. У Неё 6 рук, в одной из которых Она держит книгу, две других подняты вверх в положении, отвращающем страх и дарящем благо. Остальными руками Она держит череп, небольшой барабан и букет роз. Ее сознание чисто» 67. Книга здесь может символизировать высшее знание (джнана, гнозис), которым Шакти одаривает душу (дживу) адепта, и которое уничтожает страх, присущий лишь погрязшим в неведении. Череп в данном случае может быть символом победы над смертью, вследствие подчинения ограниченной телесности. Барабан же отражает идею ритмичности и поэтому может символизировать ритм космической вибрации Шакти (спанда). Биджа-мантрой этой чакры является слог Ом, который, как гласит «Шат Чакра Нирупана» (33), есть «обитель наивысшей Шакти». В аджна-чакре соединяются два канала (нади), Ида (левый) и Пингала (правый), которые соответственно связаны с Луной (белый цвет) и Солнцем (красный цвет) 68.

Сударенков, ссылаясь на Юнга, сравнивает процесс соединения этих каналов с «алхимической свадьбой», где albedo (Луна, серебро), представленное Королевой, и rubedo (Солнце, золото), Король, сливались в результате magnum opus. Это слияние К. Юнг назвал Misterium Coniuctionis. В алхимии посредником этой «свадьбы» является Меркурий, который является Анимой, или «духовной водой», точно также и в Кундалини-йоге, как отметил Сударенков, посредником в слиянии Иды и Пингалы является Кундалини. Таким образом, на уровне аджна-чакры тантрик соединяет в себе два противоположных, но в сущности тождественных начала, Шиву и Шакти, т. е. осуществляет то, что Элиаде М. назвал coincidentia oppositorum. Кроме того, ранее дифференцированные функции синтезируются и таким образом обретается целостность различных сторон микрокосма.

В сахасраре, которая не является чакрой, т. к. чакры находятся в психофизическом корпусе человека 69, «находится высшая Нирвана Шакти, Шакти в Пара-бинду и мать всех трех миров» 70. Достигнув этого состояния, адепт полностью реализует Атман, который и есть эта высшая Шакти, и поэтому никогда не возродится в сансаре. Он обретает все сиддхи (сверхъестественные способности) и становится Дживанмукта, т. е. достигшим мокши в теле. Таким образом, кундалини-йога, по мнению Сударенкова В. В., в онтологическом смысле близка процессу индивидуации. Процесс подъема Кундалини можно представить в терминах аналитической психологи как «как процесс поэтапного расширения сознания за счет осознавания и последующей интеграции энергетических потенциалов освоенных областей, бывших ранее неосознаваемыми и, следовательно, бессознательными» 71.

Итак, человек в антропологии тантры является многоуровневым, причем каждый из уровней является одним из модификаций энергии-Шакти. Эти уровни расположены иерархически. Самый высший уровень человека, Атман, отождествляется с Пара-Шакти, а самый грубо материальный, физическое тело, является совокупностью низших эманаций Шакти в форме махабхут (великих элементов). Понятно, что исходя из этого, главное место и в сотериологии тантры занимает Богиня. Ее основная ипостась здесь - это Кундалини, которую необходимо разбудить и, подняв ее по центральному каналу через все чакры, реализовать Атман (Пара-Шакти) в сахасраре. Отмечено, что процесс активации чакр Кундалини-йоги возможно сопоставить с процессом индивидуации в аналитической психологии. Так, чакры в подобной интерпретации сравниваются с психологическими функциями, Кундалини (Шакти в теле) - с энергией бессознательного, а Атман - с Самостью.

Заключение

После рассмотрения религиозно-философской концепции индуистской тантры, которая была разбита на такие основные структуры, как теология, онтология, антропология и сотериология, и места Шакти в ней, которое, как было показано, является центральным, были получены следующие выводы:

  1. Абсолют биполярен. Он представляет собой союз статического «мужского» аспекта Шивы и динамического «женского» аспекта Шакти. Причем, эти аспекты тождественны. Влияние дуализма санкхьи, которая говорит о двух равноправных началах пуруше и пракрити, и влияние монизма адвайта-веданты, что отражено в тождественности Шивы и Шакти, уравновешиваются и выливаются в некий синтез монизма и дуализма, в т. н. монодуализм. В тантризме Шакти - это не только динамический аспект Абсолюта, но в текстах Она отождествляется с Парабрахманом, символически возвышаясь над Шивой. Шакти не отлична от Брахмана-Шивы, она есть предельная реальность и высшая цель практикующего тантру. Если Шакти понимается как Ниргуна-Брахман, то к ней уже не корректно применять женские атрибуты, т. к. Она трансцендентна им всем, являясь бескачественной в своей абсолютной полноте-пустоте. Т. е., можно уже говорить о биполярном Шакти-Абсолюте, который имеет динамический и статический полюс.
  2. Космогония понимается как эманация Универсума из высшего биполярного Абсолюта. Вследствие этого, мир является неотделимым и в сущности тождественным высшей реальности Шива-Шакти. Мир в тантризме реален, что отличает его (тантризм) от адвайта-веданты. Шакти является причиной космогонии, т. к. именно в ней заключена созидательная сила, динамика. Ее характеризует такое понятие как спанда (вибрация), причина проявления и поглощения мира. Кроме того, эманация - это постепенное самоограничение и самозатемнение высшего Сознания (Чит), которое есть Шива-Шакти. Причина этого затемнения содержится в самом Сознании, а не в какой-либо иной субстанции (практири, как в санкхье, или майя, как в адвайта-веданте). Манифестация не является иллюзорной, а она есть реальная модификация и дифференциация Шакти. Весь Универсум, вплоть до самой грубой бессознательной материи, является Сознанием. Все 36 таттв - разворачивание Высшей Шакти. В тантре происходит переосмысление майи. Она теперь не является необъяснимой иллюзией, не-Брахманом, а предстает как более грубая форма Шакти. Значит, майя потенциально содержится в Абсолюте. Ее аспект иллюзии связан с тем, что она скрывает от субъекта его истинную природу (Атман), а также обусловливает ложное различение объекта-субъекта. Она предстает также в аспекте видья-шакти, т. е. она дает возможность адепту постичь его истинную природу. Так, в Универсуме действует два главных аспекта Шакти: сокрывающий (майя-шакти), открывающий (видья-шакти).
    Кроме того, в тантризме имеет место фоническая эманация. Мир появляется из тончайшей вербальной сущности. Шакти порождает нада - первозвук, трансцендентное сознание вселенной, глубинную основу языка. Из нада происходит бинду, концентрированный энергетический сгусток и в то же время ритмический резонанс, блаженное соединение Шивы и Шакти. Далее появляется треугольник-камакала, субстрат и субстанция всякого творения. Затем возникает шабда-брахман, непроявленный смысловой звук, который в тантре уравнивается со звуком Ом, после чего начинается разворачивание мира как постепенное огрубление изначального звука.
  3. В антропологии и сотериологии Шакти также занимает ключевое место. Каждый из уровней («коша», «оболочка») человека является одним из проявлений Шакти. Самый высший уровень человека, Атман, отождествляется с Пара-Шакти, а самый грубо материальный, физическое тело, является совокупностью низших эманаций майя-шакти в форме махабхут (великих элементов). Ее ключевая ипостась в теле - это Кундалини, посредством пробуждения которой можно реализовать Атман-Шакти. Также в каждой чакре можно наблюдать аспекты Шакти, которые реализуются посредством активизации чакр с помощью энергии Кундалини. Отмечено, что процесс активации чакр Кундалини-йоги возможно сопоставить с процессом индивидуации в аналитической психологии. Так, чакры в подобной интерпретации сравниваются с психологическими функциями, Кундалини (Шакти в теле) - с энергией бессознательного, а Атман - с Самостью. В тантре переосмысливается понимание мокши как освобождения от всего чувственного. Постулируется единство освобождения и многообразного чувственного опыта, прежде всего наслаждения (бхога, бхукти). Методы достижения в тантре отличны от методов, которые развивают другие течения индуизма. Так как тело и его страсти есть модификация все той же Шакти, то танра не видит смысла в аскетизме. Задача психотехники - это трансформация грубых энергий в тонкие, т. е. преображение.

Таким образом, бесспорно, что категория Шакти в тантризме является базовой. С ней связаны все уровни философии и психотехники. Примечательно то, что подобный гипертрофированный культ женского принципа не имеет, по мнению автора, прецедентов в истории религии. Кроме того, автор считает, что тантра доводит до логического предела идеи как пантеизма, так и панэнтеизма, что отраженно как в порой шокирующей ритуальной, так и в йогической практике. В философии и религии тантризма Шакти и ее аспекты обозначают: Абсолют, его аспекты и атрибуты, причину манифестации Универсума, ее ступени, сам Универсум как ее модификацию, Атман, средство достижения мокши (Кундалини). Кроме того, сама мокша понимается как соединение с Высшей Шакти.

Традиция индуистского тантризма являет собой всеобъемлющий, парадоксальный и непрекращающийся гимн Женственности, сочетающий в себе темное и светлое, прекрасное и безобразное, благое и демоническое.


42 Артур Авалон (сэр Джон Вудрофф). Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную / Пер. с англ. Д. Устьянцев, ред. А. Орлов. - М.: Амрита-Русь / Шечен, 2007. - 368 с. С. 177.

43 Там же.

44 Цит. по: Артур Авалон (сэр Джон Вудрофф). Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную. С. 178.

45 Кэмпбелл Дж. Мифический образ; Пер. с англ. К. Е. Семенова. - М: ООО "Издательство АСТ", 2004. С. 75.

46 Там же. 75-76 сс.

47 Можно найти элементы физиологизма в описании вселенной в мифе о Пуруше из Ригведы, а также в образе каббалистического Адама Кадмона и др.

48 Приводится по: Димешвар Рам Авадхута. Тантра (http://shaivism.narod.ru/).

49 Пахомов С. В. Индуистская тантрическая философия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - СПб. - 2001.

50 Тарабхактирахасья-тантра (1:1) / Каула-тантра-санграха. Антология текстов индуистской тантры. - Пер. с санскрита С. С. Федорова, С. В. Лобанова. - М.: Старклайт, 2004. - 320 с. С. 114.

51 Артур Авалон. Введение в Маханирвана-тантру. - Пер. с англ. С. В. Лобанова. - М.: Старклайт, 2002. - 149 с. С. 30.

52 Шри Деван Бахадур К.С.Рамасвами Шастригал / Шри Свами Шивананда. Тантра Йога. Уфа, 2001 (http://www.bashedu.ru/yoga/).

53 http://happyoga.narod.ru/index.htm.

54 "Трипура - треугольник "Трех городов" - это, по словам Вишванатха, цитирующего Гаутамия-Тантру, тройственная сила воли, знания и действия - Шакти Вама, Шакти Джиестха и Шакти Раудри, о которых подробнее говорится в Саммохана-Тантре. Треугольник еще называется Трипура, потому что в нем, согласно Шактананда-Тарангини, обитает богиня Трипурасундари. Она в форме санскритской буквы "Ка" в середине треугольника, что символизирует слово "Кама" - сексуальное желание» (примечание 7 к "Шат Чакра Нирупана").

55 Арджуна Тарадаса (С. С. Федоров). Краткое изложение каула-дхармы. / Каула-тантра-санграха. Антология текстов индуистской тантры. - Пер. с санскрита С. С. Федорова, С. В. Лобанова. - М.: Старклайт, 2004. - 320 с. С. 16.

56 Шат Чакра Нирупана. Шлока 10.

57 Это соответствует тому, что Сударенков определил Кундалини как энергия бессознательного.

58 Артур Авалон. Змеиная сила. К.: "Экслибрис", 1994. Введение.

59 Кэмпбелл Дж. Мифический образ; Пер. с англ. К. Е. Семенова. - М: ООО "Издательство АСТ", 2004. С. 428.

60 Цит. по: Кэмпбелл Дж. Мифический образ; Пер. с англ. К. Е. Семенова. - М: ООО "Издательство АСТ", 2004. С. 430.

61 В.В. Сударенков. Доктрина чакр: очерк по психологии тантризма. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 480 с. - (Золотой фонд). С. 322.

62 Шат Чакра Нирупана. Шлока 21.

63 Цит. : В. В. Сударенков. Доктрина чакр: очерк по психологии тантризма. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 480 с. - (Золотой фонд). С. 394.

64 Там же. С. 395.

65 Пахомов С. В. Индуистская тантрическая философия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - СПб 2001.

66 Авалон перечисляет некоторые из этих калā: "Крипа (сострадание), Вайрагья (беспристрастие), Дхрити (постоянство, верность, твердость), Сампат (проц-ветание) Хастья (бодрость), Романча (восхищение, волнение), Винайя (чувство благопристойности, смирение), Сустхирата (покой, спокойствие), Гамбхирийя (серьезность, уравновешенность), Удияма (инициатива, усилие), Акшобха (хладнокровие), Аударья (великодушие) и Экаграта (концентрация, сосредоточение) и др." (А. Авалон. Введение в Маханирвана-тантру).

67 Шат Чакра Нирупана. Шлока 32.

68 "В средневековом богословии солнце символизировало Христа, а луна - церковь, Ecclesia, причем, конъюнкция солнца и луны истолковывалась как встреча Христа с возрожденной церковью" (Мария Луиза фон Франц. Алхимия).

69 Поэтому говорится, что она находится "везде и нигде".

70 Артур Авалон. Змеиная сила. К.: "Экслибрис", 1994. Глава 5.

71 Там же.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    Архив пуст