23 июля, воскресенье
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Платонизм и христианство Напечатать текущую страницу
Владимир Карпец

Платонизм и христианство

Взаимосвязь платонизма и христианства на самом деле глубоко антиномична. С одной стороны, христианство – причем именно восточное христианство, православие, почти целиком построено (по крайней мере, в богословии) на аппарате философии Платона. Практически весь аппарат восточно-хриcтианского, православного богословия основан на платонизме: начиная от терминологии – «сущность», «Ουσία», «божественные энергии», «ипостась» и т.д. Все это непосредственно взято из Платона и неоплатоников. Более того, существует очень древнее предание о том, что кости Платона были крещены – что, вообще говоря, противоречит догматам, поскольку крестить можно только живого человека, - но здесь было сделано некое исключение, имеющее в каком-то смысле апокрифический характер.

Что остается в христианстве без платонизма? Если мы проделаем такой мысленный эксперимент1, останется некий костяк – собственно говоря, священная история Ветхого и Нового заветов исключительно в ее керигматическом аспекте. Если мы обратимся к структуралистской дроби керигма/структура (которая уже стала частью нашего мыслительного аппарата), то получается, что возможны два варианта.

Либо, условно говоря, библеизм, библейская традиция, исключительно есть керигма, и тогда платонизм – структура. Либо керигма уже сама по себе двоится, и внутри керигмы самой по себе есть некое разделение на библейскую и платоническую составляющие. Как правильно? Я в данном случае не готов ответить на этот вопрос, но только лишь его поставлю.

Вспомним выражение, которое употребил Ницше, а вслед за ним Хайдеггер, - о христианстве как «платонизме для народа». Что в данном случае имеется в виду?

Хайдеггер, который не был христианином, а тем более православным, имеет в виду «забвение Бытия», отождествление Сущего и Сверхсущего, отождествление Сущего и Бытия – об этом в книгах А.Г. Дугина о Хайдеггере очень хорошо сказано, повторять я это не буду.

Здесь надо иметь в виду одну очень важную вещь. Собственно говоря, не с Платона начинается “забвение Бытия». Платон – ученик Сократа. Сократ впервые дает нам образ некоего либерального поведения; собственно, это предотеча модерна в премодерне. Сократ выделяет индивидуальность, по сути он является основоположником персонализма. Но при этом Сократ не создал ни персоналистической системы, ни какой иной. Платон, в отличие от Сократа, – принципиальный антиперсоналист. Но появиться он мог только после Сократа. Более того, философия Платона в известном смысле есть ответ на феномен Сократа, притом, что Платон постоянно выдает себя за ученика Сократа. Очень важна травма, которую Платон получил в самом начале своего пути. Известно, что Платон начинал как поэт, но под влиянием Сократа он сжег свои стихи и драмы. С тех пор Платон искренне, от всей души ненавидит поэзию – это, в известном смысле, экзистенциальная ненависть: поэты должны быть изгнаны из пределов описываемого им государства. Еще точно так же Платон ненавидит только монархию. Цари тоже должны быть изгнаны. Но Платон и не демократ.

Все это – предисловие. Теперь – о христианском платонизме. Как я уже сказал, с одной стороны, весь аппарат богословия построен на аппарате философии Платона. С платонизмом связана и мистическая линия в православии, начиная от Дионисия Ареопагита, через Оригена2 , и каппадокийцев – собственно, каппадокийцы вводят Платона в христианство.

С другой стороны, на V Вселенском соборе 553 г. происходит осуждение Оригена. Причем, Ориген непосредственно отождествляется с Платоном. Известно, что осуждение Оригена происходит по инициативе св. Императора Юстиниана. В своих комментариях Юстиниан прямо говорит о Платоне как о предотече Оригена, которого Юстиниан полагает еретиком. В XI в. происходит анафематствование Иоанна Итала – фактически это второе осуждение Платона. В чине анафематствования прямо говорится: «Учащим о безначальной материи и идеях, или о бытии, собезначальном Создателю всех и Богу – анафема. Принимающим платонические идеи как истинные, и говорящие, что самосущная материя оформляется от идей – анафема». Итак, с одной стороны, христианское богословие – это платонизм, а с другой стороны – «анафема».

Вселенские соборы осуждают платонизм с позиций строгого креационизма. Причем, что конкретно анафематствуется: учение об идеях, творение из предвечной материи и идея предсуществования и переселения душ – собственно говоря, весь платонизм как таковой, который одновременно используется как аппарат православного учения. Это глубочайшая антиномия.

В то же время, мы должны иметь в виду, что христианский аскетизм, собственно говоря, иноческий аскетизм целиком и полностью построен на платоновской методологии. Мы не найдем ветхозаветных источников иноческого аскетизма. «Царство идей» действительно предполагает аскетизм, дисциплину, жесткий диурнический тренинг, если говорить в терминах структурной социологии - дисциплину сугубо маскулиноидную. Мы встретим у Платона совершенно осознанное женоненавистничество, причем это женоненавистничество носит сугубо онтологический характер. Эта линия, со всеми ее гранями, переходит и в христианство. Но православная аскетика устанавливает здесь тонкую грань. Знаменитое 9-е правило Гангрского собора по поводу брака - если кто осуждает физическую сторону брака, так же как и употребление вина «не ради воздержания, а ради гнушения» - да будет анафема. Опять-таки получается, что в известном смысле это анафема платонической «идее», постольку поскольку гнушение есть идея, в то время как воздержание, пусть святости – не «идея», а, напротив, открытость Богу, или, в философской терминологии, открытость бытию. Воздерживающийся также и претерпевает падения – это очень сложная диалектика иноческой жизни. «Гнушающийся» как бы «безгрешен». Но грань воздержания и гнушения, не-платонизма и платонизма в данном случае очень тонкая, ее почти нет. Если мы на эту тему начинаем говорить с опытными духовниками, с серьезными иноками, то увидим, что этой грани почти нет.

Интересно, что в христианской аскетике мы встретим точно такое же неприятие поэзии, какое мы встречаем у Платона. Поэзия трактуется в христианской аскетике, строго говоря, как область воображения, «демиургизм».

Мы говорили уже о том, что платонизм ненавидит женское начало. Здесь аскетическая, монашеская, иноческая сторона платонизма. С другой стороны, обратная сторона платонизма, которая часто встречается в иноческой духовнической практике. Очень распространены духовнические предписания, кому на ком жениться, в современном православии весьма распространены предписания молодым супругам «жить как брату и сестре». Это чистый платонизм со всеми его положительными и отрицательными моментами. Обратной стороной являются те вещи, о которых, в частности говорит В.В. Розанов в своих знаменитых книгах – «Темный лик» и особенно «Люди лунного света». Иными словами, это обратная сторона аскетизма.

В этом смысле критикой платонизма очень серьезно занимался А.Ф. Лосев в своей книге «Очерки античного символизма и мифологии». В последней главе «Очерков» Лосев концентрирует внимание на этих чертах платонизма: с его точки зрения, платонизм есть абсолютный монизм чувственного и сверхчувственного. По сути, он говорит то же самое, что и Хайдеггер, но другими словами. В этом плане очень интересное явление представляет собой русская софиология. Мы сейчас не говорим о том, что такое София у гностиков, у Иринея Лионского и т.д. – речь идет о русской софиологии. Русские софиологи делают то, в чем упрекают платонизм: они ставят промежуточное звено между трансцендентным Богом и миром. В этом смысле русская софиология очевидно подпадает под анафему Иоанну Италу, но, с другой стороны, она абсолютно противоположна платонизму, постольку поскольку ставит в средоточие не мужское, а женское начало.

Действительно, это некий русский «третий путь», но насколько он совпадает с Православием – большой вопрос. Опять-таки, в данном случае, я отвечать на него не готов.

И еще одно. При всех антиномиях платонизма в его отношениях с христианством, чем более мы умаляем платонизм в христианстве, тем более мы движемся к такому явлению как иудеохристианство, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Включая и политические последствия, в том числе весьма распространенные сегодня идеи так называемого «христианского сионизма», официальной идеологии американских неоконов. У нас наиболее ярким представителем этой идеологии был Александр Мень. В частности, сюда можно отнести идею переноса Ветхого завета на социальные и политические плоскости, и в том числе идею двойной избранности, о которой как раз много говорил Мень. Чем меньше «эллинства», тем больше «июдейства». Иными словами, чем больше мы уходим от платонизма в христианстве, тем больше мы приходим к иудеохристианству.

Таким образом, усиление платонизма ведет нас ко все большему и большему аскетизму, умаление платонизма ведет к иудеохристианству. Платонизм анафематствован, но христианство без платонизма есть иудеохристианство. Это антиноя, которую пока только предполагается разрешить. Пока что может быть дан лишь приблизительный ответ, но возможно, этот приблизительный ответ откроет нам и некую всевозможность бытия. И тогда мы обратимся уже не к Платону, а к Сократу. Очень часто приходится встречать уподобление Сократа Христу – в частности, судьбы Сократа земной жизни Христа. На этом, в частности, строится и антихристианство Ницше. И, с другой стороны, апологетика персонализма. Собственно говоря, ответом на это является следующее: Сократ покончил с собой, а Христос воскрес. Воскресение Христово, Пасха Красная – единственное, что можно сказать внутри этих антиномий именно в пользу христианства. Но это единственное на самом деле и есть всё. Если Христос не воскрес, наша вера тщетна.

Ссылки

1) Хотя это довольно сложно, в особенности в отношении вещей священных, но мы находимся в светском учреждении, и занимаемся в значительной степени структурным анализом, поэтому я позволю себе это сделать.

2) Который проблематичен с точки зрения ортодоксии, но, тем не менее, методика Оригена целиком применяется каппадокийцами.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    25 января 2008, 22:57
    Православие | Глеб Чистяков | Есть ли в Православии "обряды"? | "Слово "обряд" – не церковное, оно чуждо церковно-литургической терминологии" | 25.01.2008
    11 октября 2007, 10:00
    Православие | Юрий Попов | Сон об Иоанне Златоусте | Живой святитель, живой посланник сокровенного Царства | 11.10.2007
    16 сентября 2007, 20:15
    Православие | Юрий Попов | ''Человеческое, слишком человеческое'' сильнее? | Мы забыли | 16.09.2007
    3 апреля 2007, 10:36
    Православие | Юрий Попов | ''Радостию друг друга обымем'' | Только Пасха Христова открывает нам ''врата затворенные'' | 03.04.2007
    9 марта 2007, 15:45
    Православие | Юрий Попов | Иным воздухом надышаться | 09.03.2007
    8 февраля 2007, 00:00
    Православие | Александр Дугин | ''Миасский рабочий'' | Мертвая жизнь | 07.02.2007
    23 января 2007, 15:01
    Православие | Юрий Попов | Мать-пустыня | 23.01.2007
    30 октября 2006, 23:13
    Православие | Александр Дугин | Димитриевская родительская суббота | 30.10.2006
    21 октября 2006, 14:47
    Православие | Александр Дугин | Дело апостола Фомы | 21.10.2006
    2 октября 2006, 16:31
    Православие | Александр Дугин | Праздник Воздвиженья | 02.10.2006
    ВЕСЬ АРХИВ