23 января, вторник
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Тантрология: Наука о тантризме в России Напечатать текущую страницу
Семён Жаринов

Тантрология: Наука о тантризме в России

За рубежом академическое изучение тантризма началось примерно с 30-х годов XX в. и связывается оно с именем Джона Вудроффа. Именно он избавился от присущей востоковедам того времени «брезгливости» по отношению к тантре и представил более или менее адекватное изложение индуистского тантрического учения, хотя порой и с излишней пристрастностью. С 60-х годов, в результате накопления обширного фактического материала и научных наработок, формируется отдельная относительно самостоятельная научная дисциплина, предметом которой становится тантризм.

На Западе эта дисциплина получила название Tantric Studies, т.е. «тантрические исследования». Современный религиовед из Санкт-Петербурга Пахомов С.В. предложил термин «тантрология» . Чем же обусловлена необходимость тантрологии как отдельной религиоведческой дисциплины? Почему она не может быть лишь отраслью индологии? Дело в том, что предметное поле тантрологии выходит за рамки собственно индологии. Она носит междисциплинарный характер. Тантрология должна изучать, наряду с индуистской (в ее шактистском, шиваитском и вишнуитском вариантах) и джаинской тантрой, и буддийский тантризм (ваджраяна). Таким образом, она выходит в сферу тибетологии. Кроме того, «наука о тантризме» должна включать в свою предметную область еще и неотантризм, что связывает ее с изучением Новых религиозных движений и сектоведением. Таким образом, можно сказать, что тантрология – это область религиоведческого знания, находящая на стыке индологии, тибетологии и сектоведения, предметом которой является индуистская, джаинская, буддийская тантры, а также феномен неотантризма.

Данная статья посвящена проблеме изучения индуистской тантры как одного из направлений тантрологии. Очерк развития тантрологии за рубежом дан Пахомовым С.В. в его статье «Становление тантрологии» (2004), где лишь кратко (в силу скудности тантрологических исследований в России) упомянуты отечественные штудии в этом направлении. За шесть лет ситуация несколько изменилась – появился ряд работ, которые сделали важный вклад в становление тантрологии в России.

Прежде чем начать обзор отечественной литературы о тантризме, обозначим, что мы понимаем под индуистской тантрой. По индуистским тантризмом можно понимать комплекс культовых практик, ритуалов, мистицизма и тайных обрядов, которые основываются на определенных религиозно-философских положениях, в центре которых находится концепция Высшей Силы, т.е. шакти, методом соединения с которой, среди всех прочих, является половое соитие, как на ментальном, так и на физическом уровнях.

Итак, поговорим об изучении индуистской тантры в России. В дореволюционный период подобных исследований не было. В советский период публикации, связанные с темой тантризма, крайне скудны. Здесь можно разве что упомянуть работы А. М. Пятигорского. Он стал автором статьи «Тантризм» в философской энциклопедии , а также очерка по религиям в Индии, где затронул проблему тантризма . Также можно помянуть его статью, посвященную анализу тантрического культового поведения в контексте лингвистической психологии . В 1962 году Пятигорским была опубликована работа под заголовком «Материалы по истории индийской философии. Материализм локайяты, индуистская система шайва-бхакти и другие философские и религиозные системы в средневековых тамильских источниках» . Чем примечательна данная работа. В ней излагается философские идеи школы читтаров из Тамиланда, основателем которой считается Тирумулар (VII в.). Это движение можно считать частью общеиндийского движения шиваитских сиддхов, которое можно охарактеризовать как тантрическое. К нему относится, в частности, школа натхов.

В постсоветский этап развития индологии и религиоведения ситуация не столь плачевна, но публикации, посвященные интересующему нас предмету, не многочисленны. Здесь стоит упомянуть статьи Ефименко В.А. «Индуизм и тантра» и «Шактизм и тантра», в которых бегло рассматривается специфика тантрических ритуалов и представлений, распространение и направления тантры, место последней в системе индуизма и др. Достойной внимания является книга Исаевой Н.В., посвященная лингвистической философии, где наряду с ранней ведантой (Бхартрихари, Гаудапада), рассматривается кашмирский шиваизм (Абхинавагупта) . Здесь излагаются некоторые аспекты философского учения кашмирского шиваизма, в котором высшая творящая мир Речь (Вак) отождествляется с женским энергийным полюсом Абсолютного (Шакти). Кроме того, Исаева излагает эстетические взгляды Абхинавагупты и осуществляет компаративистский набросок, сравнивающий философские идеи ранней веданты и кашмирского шиваизма с неоплатонизмом и исихазмом (учение о «нетварных энергиях»).

Известный востоковед Е.А. Торчинов рассматривает индуистской тантру (а также буддийскую) в контексте изучения психотехники и «трансперсонального» опыта в различных религиях . Также тантризму уделяется внимание в работах по индуизму в целом (работы Альбедиль М.Ф., Пименова А.В. и др.). Пименов А.В. делает обзор основных аспектов тантризма: основные идеи, культ Шивы и Шакти, основы психотехники (кундалини-йога), тантрические ритуалы и секты и др.

Следует упомянуть также словарные статьи, освещающие те или иные аспекты тантризма, а вторами которых стали Парибок А., Пахомов С., Альбедиль М. и др. Что касается диссертаций, то в 90-е годы была защищена одна кандидатская по исторической культурологии, где тантризм анализируется в контексте культурной антропологии, как способ самореализации человека. Автором ее стал Прохоров А.Е. Из неакадемической среды можно упомянуть переводчика с санскрита Мартынова Б.В., который в 1999 г. опубликовал перевод упанишад йогического и тантрического содержания . Перевод предварен достаточно объемной статьей («Йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами»), посвященной истории и основам йоги, в том числе и тантрической. В 2000-х годах положение заметно улучшилось. Прежде всего, это связано тантрологическими исследованиями уже упомянутого нами Пахомова С.В. Он в 2001 году в защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ под названием «Индуистская тантрическая философия» (научным руководителем стал известный востоковед Е.А. Торчинов). В данной работе автор попытался эксплицировать философскую проблематику в необъятном тантрическом учении. Это делает данную работу весьма актуальной, ведь даже за рубежом нет серьезных монографий, посвященных тантрической философии, которые бы систематизировали обширный материал. Это довольно успешно осуществил Пахомов, выделив в тантрической философии четыре раздела (теология, онтология, антропология, сотериология), в рамках которых изложил и проанализировал важные философские компоненты. Кроме того, в ряде научных публикаций Пахомовым рассмотрен весьма большой спектр философских аспектов тантризма: понятие высшей реальности (апофатический, катафатический, апофатико-катафатический уровни, Высшее Сознание, теистическая трактовка) , специфика тантрического понимания майи и проблема истинного Я, понятие космической вибрации (спанда), проблема тождества в тантрической философии (Шивы и Шакти, абсолютного и множественного, божественного и словесного начал, микро- и макрокосма), тантрическая антропология, инициатическая стратификация существ (пашу, вира, дивья), традиционная герменевтика сакральных текстов. Также исследователь уделяет внимание тантрической литературе, анализируя понятие «тантры» как текста, проблему количества тантр, их классификацию, специфику изложения материала в тантрах, генезис текстов и их датировку, проблему герменевтики эзотерического текста и др. В иных статьях Пахомов решает проблему генезиса индуистского тантризма и классификации тантрических школ , а также анализирует феномен мантры в тантрической практике .

Все вышеуказанное в основном касалось индуистской тантры вообще, однако, Пахомов С.В. занимался и более предметными исследованиями, т.е. посвященными конкретным школам. Так, в 2008 г. им была написана статья, излагающая и систематизирующая учение такой важной школы, как каула (кула), на основании «Куларнава-тантры». Эта школа находится на стыке шиваизма и шактизма и «является одной из наиболее репрезентативных тантрических традиций». Пахомов также проявил себя в компаративистике, сравнив гносеологии Платона и школы пратьябхиджня. Кроме традиционной тантры, петербургский религиовед уделил свое внимание неотантризму в России. Он касался проблемы происхождения этого феномена, подчеркивая важную роль в этом нео-гуру Раджниша (Ошо). Появлению же неотантризма в России способствовал ученик последнего некий Свами Нострадамус Вирато. Пахомов указывает специфические черты неотантры (отсутствие бхакти, прежде всего в форме гуру-бхакти, отсутствие культа индуистских божеств, отсутствие традиционной духовной передачи, незнание классических тантрических текстов, эклектизм, экзотеризм, подмена традиционного понятия мокши и др.).

Среди других современных исследователей тантризма, упомянем Игнатьева А.А. (Калининград) и Ерченкова О.Н. (Ижевск). Они в основном занимаются переводческой деятельностью. Любопытно отметить, что оба они являются практикующими тантристами, посвященными в одну из традиционных сампрадай («духовная традиция»). Игнатьев А.А. занимается исследованием шактизма и средневековых шактистских пуран, поэтому его исследования нельзя назвать строго тантрологическими, ведь шактизм является полиморфным феноменом – существует народный шактизм, в котором нет ничего собственно тантричного, и есть элитарный, эзотерический шактизм, который можно назвать тантрическим. Таким образом, работы Игнатьева лишь отчасти (хоть и значительной) полезны для тантрологии. Можно обратить внимание на его статью «Генезис и эволюция шактизма» , где анализируются истоки шактизма, которые обнаруживаются автором как в доарийской Индии, так и в Ведах. Автором выделяется несколько этапов становления шактизма, в рамках которых выделяется и тантрический период: 1. эпоха дисперсного шактизма (600 г. до н.э. – 300 г. н.э.); 2. эпоха кристаллизации шактизма (300 – 700 гг.); 3. эпоха зрелого шактизма (с 700 г.): а) тантрический период (700 – 1100 гг.). В этот период появляются шактистские тантры; б) пуранический период (1100 – 1400 гг.). Здесь фиксируются основные шактистские пураны; б) беллетристический период (1400 – 1700 гг.); в) комментаторско-лирический период (с 1700 г.).

Что касается штудий О.Н. Ерченкова, то он, кроме переводческой деятельности, занимается изучением философии кашмирского шиваизма. Упомянем лишь несколько публикаций. В одной описывается символика Абсолютного Сознания. Здесь автор предлагает оригинальную классификацию сакральных символов в кашмирском шиваизме: 1. символы микро- и макрокосма (36 таттв, 118 миров, световая и фонематическая манифестация Абсолюта); 2. символы познания и субъект-объектных отношений (например, триада солнце, луна, огонь как символы, соответственно, субъекта познания, объекта познания и самого процесса познания и др.); 3. символы специального кодового языка; 4. символы методов реализации высшего «Я» и инициации (четыре метода (анопая, шамбховопая, шактопая, анавопая), каждому из которых соответствуют свои символы и др.); 5. символы Света (пракаша и вимарша как две фазы Абсолютного Сознания и др.); 6. инструментальные и иконографические символы (мандалы, янтры и др.)

В другой публикации Ерченков О.Н. анализирует символический язык и мистическую гносеологию «Каула-упанишады», принадлежащей традиции кула. По словам Ерченкова, в парадоксальном, порой кощунственном и шокирующем, языке «проявляется мистический антиномизм тантры, в своем тотальном отрицании проявляющий не менее тотальное утверждение» . Высшее знание (джняна), согласно «Каула-упанишаде», есть «особая неконцептуализированная онто-гносеологическая категория, раскрывающая комплексное восприятие реальности, выраженное в мистическом (инициатическом) символе», который мылится как «важный инструмент, связующий субъект и объект мистического постижения»; в нем «умаляется Абсолютное, и в нем же относительное прорастает к Абсолютному» .

Имеется еще одна группа авторов-«тантристов», которых нельзя отнести к академической науке, по крайней мере, из-за их чрезмерной пристрастности к излагаемому предмету. Можно упомянуть четверых: Лобанов С.В. (Шрипада Садашивачарья) – Москва; Федоров С.С. (Арджуна Тарадаса) – Тверь; Ольшевский А.П. – Санкт-Петербург; Горохов С.А. (Сундарадевананда Грихавадхута) – Москва. Работы трех первых авторов (аналогично можно сказать и Горохове), по словам Пахомова, «во многом выглядят весьма глубокими», но «им не всегда хватает той необходимой дистанции от предмета исследований, которая и формирует объективную, подлинную науку» . Большая заслуга Лобанова и Федорова в том, что ими опубликован ряд переводов тантрических текстов.

Исходя из этого беглого обзора тантрологической литературы, можно заключить, что изучение индуистского тантризма в отечественном религиоведении находится еще зачаточном состоянии, ведь еще нет ни одной опубликованной монографии, посвященной этому предмету. Мы имеем дело лишь со статьями, либо разделами в монографиях, исследующих более широкую, общеиндуистскую проблематику. В этом отношении наблюдается значительное отставание от индийского и западного религиоведения. С другой стороны, можно сказать, что и в зарубежной тантрологии имеется много «белых пятен», что не может не вдохновить отечественного ученого.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    30 сентября 2009, 01:19
    Метафизика | Сергей Панкин | Сакральность Запада и сакральность Востока | В подавляющем своём большинстве люди Запада– это вечные духовные недоросли | 30.09.2009
    28 февраля 2007, 00:25
    Метафизика | Авигдор Эскин | Почему каббала? | Преодоление безверия в наши дни | 28.02.2007
    19 ноября 2006, 17:08
    Метафизика | Александр Дугин и Псой Короленко | Солнечное и лунное начала в еврейской традиции | 19.11.2006
    12 марта 2006, 21:35
    Метафизика | А. Иванников | Кровь Святого Бурха | 12.03.2006
    19 января 2006, 13:26
    Метафизика | ''Поскольку я уже написал все, что хотел, я стал писать о том, чего
    1 декабря 2005, 15:36
    Метафизика | Евгений Головин: ''Пурпурная субстанция обмана'' | 01.12.2005
    27 октября 2005, 20:59
    Метафизика | Информация к размышлению: Сталин из сакрального центра | 27.10.2005
    12 октября 2005, 11:04
    Метафизика | Рецензия на книгу Олега Фомина ''Сакральная Триада'' | С. Шнитцер |
    28 сентября 2005, 12:16
    Метафизика | Презентация книги Александра Дугина ''Поп-культура и знаки времени'
    10 июня 2005, 19:05
    Метафизика | FAQ | Дугин | О корреляции неофизики и новой метафизики | 03.12.01
    ВЕСЬ АРХИВ