24 июля, понедельник
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Марина Голубина: Все иконы Сретения являют предназначенность Богомладенца в Жертву искупления, Жертву самую чистую и самую страшную, каковую и разум человеческий вместить не может Напечатать текущую страницу
Марина Голубина

Византийская иконография Сретения Господня

Все иконы Сретения являют предназначенность Богомладенца в Жертву искупления, Жертву самую чистую и самую страшную, каковую и разум человеческий вместить не может

Об иконографии Сретения написано нынче немало. Однако практически никто из искусствоведов не объясняет самой сути события: зачем и почему пошли земные родители Богочеловека Иисуса в храм на сороковой день после рождения? Пишут обычно: по обычаю, установленному Моисеем, в память об избавлении от египетского плена и, конкретно, о той страшной ночи, когда Бог поразил всех первенцев египетских - от сына фараонова до сына рабов и даже скотов. Обычай приносить первенцев иудейских в Храм и установлен в знак благодарности Богу за то, что вывел народ из Египта - а подразумевается - за то, что поразил первенцев египетских и не тронул иудейских.

Однако, похоже, что обычай сей имеет гораздо более древнюю историю, чем события Исхода, и уходит корнями в ту пору, когда семитические племена представляли собою единый народ. Известно, что среди родственных иудеям финикийцев (народ, называемый в Писании «ханаан») обычай приносить в жертву детей бытовал довольно долго, вызывая отвращение у соседей, давно отказавшихся от человеческих жертвоприношений. Однако, и среди народа Израилева, как и у многих других, обычай приносить в жертву детей, а именно - первенцев - в древности имел место.

Логика здесь такова: всякая жизнь воспринималась как Божий дар, рождение же ребенка, особенно, первого, воспринималось как чудо. Поэтому Бога надо было за это чудо благодарить, чтобы Он и впредь давал человеку приплод («Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся…»). Кроме того, лучше отдать первенца, чтобы Бог не отнимал следующих детей. То же самое - с приплодом скота и даже плодов земли. (Исх. 34:26. «Самые первые плоды земли твоей приноси в дом Господа Бога твоего»). Обычай приносить начатки плодов в храм для освящения бытует также и в нашей Церкви.

Важно также, ради чего вообще приносится жертва Богу. Не только же потому, что дым от горящего мяса и сала это «благоухание, приятное Яхве» (Лев. 1, 9). Всякая жертва - это искупление за грех, страшнейшим из коих является нарушение Завета с Богом, иными словами - предательство и клятвопреступление, т. е. нарушение всеобщего мирового закона, на котором весь тварный мир стоит, а заповеди, данные Богом еврейскому народу, суть частный случай этого закона (впрочем, у каждого народа имеются идущие испокон веков понятия о священном, о нравственности и должном поведении, и отдавать первенство Моисеевым заповедям, очевидно, не стоит). Таким образом, жертвоприношение есть возобновление Завета, которого не может быть без пролития крови. Тема эта очень глубока и заслуживает отдельного рассмотрения. Пока стоит только признать, что самая ценная жертва, конечно же, это самое дорогое для человека - первенец и наследник.

Известно, что текст Писания Ветхого Завета на протяжении веков не раз редактировался, и упоминания о человеческих жертвоприношениях были изъяты. Однако, кое-какие следы все же сохранились. Вот пример прямого повеления Яхве своему народу: «Начатки от гумна твоего и от точила твоего не задерживай; отдавай мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею». (Исх. 22, 29-30).

Как, в таком случае, понимать историю с жертвоприношением Авраама? Заметим, что сам Авраам воспринимает повеление Божие принести Ему в жертву единственного и долгожданного сына, дарованного, как чудо, на старости лет, как нечто само собою разумеющееся. А вот повеление от вестника Божия не убивать отрока, уже лежащего на камне-алтаре, и замена сына на странным образом застрявшего в кустах барана - сам Авраам воспринимает в качестве чуда и милости Божией. Таким образом, Исаак становится исключением из правила, и то лишь потому, что Богу угодно произвести от него многочисленное потомство - народ, в среде которого должен родиться в свое время Сын Божий и Спаситель мира.

Очевидно, что и сама замена первенца человеческого (в том числе и дочери) на первенца домашнего животного была продиктована тем же - неизвестно ведь, от кого именно родится ожидаемый Спаситель.

В этом смысле показателен эпизод с жертвоприношением дочери Иеффая (Суд. 11:30-40). Мужественная девушка просит отца дать ей немного времени, чтобы оплакать свое девство. После этого она добровольно восходит на жертвенник, и отец «совершил над нею обет свой, который дал». Почему же ей важно «оплакать свое девство», а не самую жизнь молодую? Потому, что уже ни она, ни ее потомки не смогут родить Мессию - о чем до сих пор мечтают все иудейки.

Однако, это не единственный в Ветхом Завете случай, когда родители приносят в жертву Богу своих детей-первенцев. Самое показательное здесь - имевшие место в Израиле, как и у многих других народов, так наз. «строительные жертвы» (Иис.Н. 6:26; 3 Цар. 16:34).

Все примеры детских жертвоприношений в Ветхом Завете я сейчас приводить не буду, за подробностями можно обратиться сюда.

Главное здесь, что эта практика продолжалась довольно долго, даже после Исхода. Гневные инвективы в адрес хананеев, приносящих детей в жертву Ваалу, можно понять и так, что нечестивые соседи приносят жертвы просто не тому богу (замечу в скобках: на самом деле Бог сей - тот же самый, однако, во время пребывания народа израильского в Египте, в отрыве от родичей, языки их неизбежно разошлись, хотя не настолько, чтобы не понимать друг друга, и имя Божие стало звучать немного по-разному, но все равно похоже - Эл и Вэл, он же Велес, если копнуть еще поглубже, во времена языков ностратических).

Не так уж сильно разошлись и обычаи, и еще долго священники Израилевы искореняли из среды своего народа все похожие на соседей привычки, чтобы только выделиться и противостоять «чужим», в том числе и в отношении богослужений, важнейшей частью которых являются жертвоприношения. (Ох! Как же похоже все это на наших соседей с их «дерусификацией» и «десоветизацией» и прочим бредом! Да и целые гекатомбы в жертву идолу «нации» приносят. Но это к слову).

Кроме того, и Сам ожидаемый Спаситель-Мессия может оказаться первенцем. Это даже логично - если первенцы священны и принадлежат Богу по праву первородства.

Исх. 13:1-2: «И сказал Господь Моисею, говоря: Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они».

Что значит «освяти»? «Отдай на служение в Храм»? Нет, конечно, ведь священниками (левитами) могли стать только потомки Аарона, а приносить первенца в Храм для «освящения» обязаны были все родители, включая самых бедных. В общем контексте слово «освяти» выглядит, как эвфемизм, скрывающий истинный смысл - «отдай его мне».

Поэтому логично последовавшее повеление Божие первенцев от семьи «выкупать», принося вместо них в жертву животных: «Каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай» (Исх. 13, 13).

«Все, разверзающее ложесна - мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай». (Исх. 34, 19-20).

Вот и пошли Иосиф с Марией в Храм, как это делали все иудейские родители на сороковой день после рождения, - пошли «выкупать» своего Сына-первенца. Или, как сказано в Евангелии от Луки (2:22-23), как было принято «…по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в Законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу». Здесь сказано «посвящен Господу», но те, кто читал Священное Писание Ветхого Завета (а это обязаны были делать все иудеи, независимо от происхождения и уровня образования, а кто не читал, тот слушал в синагоге), прекрасно помнили другое слово - «выкупай»!

А поскольку Иосиф и Мария людьми были бедными, то понесли в жертву искупления вместо положенного агнца пару голубей. Чтобы настоящий Агнец выжил - на короткое время, всего на тридцать три земных года - и смог исполнить Свою великую миссию искупления всего рода человеческого от греха Адамова - предательства закона любви, ибо грех этот тяжкий мог искупить только Новый Адам. Понимали ли Мария и Иосиф смысл того, что они делают? Бог весть.

Но все иконы Сретения являют именно эту предназначенность Богомладенца в Жертву искупления, Жертву самую чистую и самую страшную, каковую и разум человеческий вместить не может.

* * *

Сначала поговорим о самом раннем (из сохранившихся) изображении Сретения в храме Санта Мария Маджоре в Риме (мозаики триумфальной арки датируются 432-440 гг.).

Поскольку прихожане наших православных храмов мало знакомы с христианским искусством Запада - а до отпадения Римской церкви от Вселенского Православия оно развивалось примерно в общем русле - стоит остановиться на нем поподробнее, т.к. произведение это, действительно, выдающееся и, как я уже сказала, самое раннее из сохранившихся, а к истокам обращаться всегда полезно.

Вообще искусство 4-7 вв. - до эпохи иконоборчества - очень своеобразно: с одной стороны, оно отражает свежесть и даже некоторую наивность веры первых христиан, их искреннюю любовь ко Христу и ожидание Его скорого Второго пришествия, с другой - оно, в отличие от скромных фресок в катакомбах, исполнено уже с имперским размахом и щедростью.

Не исключение в этом смысле и мозаики триумфальной арки в церкви Святой Марии Великой или, как ее называют итальянцы, - Санта Мария Маджоре.


Мозаичная композиция Сретения выглядит для нас необычно. Здесь еще не определен канон иконографии, поэтому придется разбираться подробно.

В 5 веке, вероятно, еще жива была память о том, как выглядел когда-то, до разрушения в 70 году, построенный царем Иродом незадолго до Рождества Христова (и недолго простоявший) Храм Иерусалимский - с полуколоннами на фасаде, напоминающий языческие греческие и римские храмы. Вероятно, сохранились и описания.

Вот один из вариантов реконструкции.

Жертвы всесожжения принимались во дворе, где стоял специальный алтарь. Запечатленное на мозаичной композиции действие разворачивается на фоне портика, окружавшего двор при Храме.

Первое, что бросается в глаза - отсутствие нимбов у Симеона, Иосифа и даже у Божией Матери - несмотря на то, что базилика Св. Марии Великой была построена и украшена сразу после Третьего Вселенского собора, осудившего учение еретика Нестория, который отказывался почитать Марию как Матерь Бога воплотившегося и именовал Ее Христородицей. На Соборе же было принято именование Ее Богородицею (Теотокос) и почитание как Божией Матери.

Однако, изображение нимбов как указание на святость того или иного лица в сакральном искусстве нач. 5 в. еще не было установлено точно (хотя появляются они еще в искусстве «языческом» - сохранились римские напольные мозаики 3-4 вв. с изображением Аполлона, Венеры и др. богов с нимбами - обычно голубого цвета), и на композиции Сретения в церкви Санта Мария Маджоре нимбы (тоже голубые - цвета неба) присутствуют только вокруг главы Богомладенца Христа (с красным крестом наверху) и глав ангелов, которые окружают Марию с Иисусом как некие стражи (а, собственно, еврейское слово «херувим», во множ. числе, - и значит «стражи»; огненную природу их являют подчеркнуто-красные лица, руки и ноги, а также золотые кудри).

Тем не менее, Мария с Младенцем выделены особо - в отдельной арке на золотом фоне. Такая конструкция в христианском искусстве символизировала единение неба и земли, созданных Богом: полусфера небесного купола на плоскости (и в архитектуре) изображается в виде арки, опирающейся на колонны, как на столпы (или горы) с четырех концов земли поставил Бог небесную твердь. Эта символическая композиции оказалась на редкость устойчивой: так Богородица и святые будут изображаться на протяжении многих веков.

Миниатюра в Евангелии Рабулы (Сирия, 6 в.), где небесные райские обители (в виде так наз. «геральдической композиции» из Креста в центре - он же и Древо Жизни - с двумя птицами по сторонам) изображены поверх «небес» (многослойной дуги), а Богородица с Младенцем, зрительно продолжая ось креста, как бы соединяют небеса с землей, обозначенной квадратным подножием.

И то же самое мы видим через 800 лет: фресковая икона Богородицы с Младенцем на алтарном столбе церкви в Старе Нагоричино (14 в.). Почти точное повторение образа из Рима века 5-го, возможно, первого (из сохранившихся, разумеется) образа Богородицы Одигитрии в полный рост.

«Небесная» область, где помещаются главы Богоматери с Младецем, здесь обозначена узорной лентой со звездами.

Вообще этот образ тварного мира - полукруглая дуга на колоннах - распространен весьма широко. В пещерных храмах Каппадокии, например, «небесную» область символизирует крест в круге, тоже стоящем «на столбах».

Ниша в алтарной апсиде церкви Новой «Токалы килисе» 11 в.

Кроме того, на мозаике в церкви Санта Мария Маджоре Царица Небеси и земли облачена в золотые одежды римской императрицы - в отличие от пророчицы Анны, одетой в обычный для восточных женщин мафорий, в котором очень скоро, уже в том же 5-м веке, принято будет изображать именно Богородицу Марию.

Но здесь - не только царский наряд, но еще очень интересная деталь - белый орарь диаконисы, т.е. служительницы Христовой, каковой носили и реальные диаконисы церковные, пока этот чин не был упразднен.

Так же и в иконографии эта деталь продержалась недолго, поэтому стоит напомнить о ней, тем более, что и памятников этого периода осталось очень мало.

Паренций (ныне Пореч в Хорватии), базилика Евфразия, 6 в.

Изумительной красоты мозаика - Богоматерь с Младенцем на престоле в конхе апсиды. Из-под мафория выглядывает кончик белого ораря.

Здесь же, на стенах вимы - встреча Марии и Елизаветы. У обеих - орари диаконис, ведь Елизавета первая признала в будущем ребенке Марии Сына Божия. Но об этом до срока следует молчать - и мальчик в доме за занавесом прикладывает палец к устам, как Гарпократ.

Интересно, что на композиции Благовещения на противоположной стене вимы ораря у Марии еще нет - ангел только возвещает Ей волю Божию, но Она еще не произнесла знаменательных слов «да будет Мне по слову твоему», т.е. добровольного служения Богу Она на Себя еще не приняла.

И, пожалуй, последняя мозаичная икона Богоматери-Диаконисы, которая сейчас находится в Равенне, в музее, располагающемся в базилике Урсиана. Лента-орарь здесь намного короче. Кажется, впоследствии он превратился просто в белый платочек, закрепленный на поясе (см., например образ Богородицы Оранты в Софии Киевской).

И здесь же, в Равенне, в базилике Сан Аполлинаре Нуово (мозаики 6 в.), - величественное шествие святых диаконис с мученическими венцами к престолу Богоматери с Младенцем - вслед за волхвами, несущими дары. Наряд мучениц, который они получили в небесных обителях, почти точно повторяет императорское облачение Богоматери на триумфальной арке в римском храме.

Вернемся к композиции Сретения в базилике Санта Мария Маджоре.

Справа от Богородицы стоит Иосиф - в обычном римском одеянии (короткая туника и перекинутый через плечо плащ) и без голубей в руках (они уже улетели поближе к Храму), далее пророчица Анна, а за ней порывистым движением устремляется к Богомладенцу седовласый старец Симеон, готовый благоговейно принять Его в покровенные руки, как принимали причастие первые христиане.

За спиной Симеона рядком стоят восемь мужчин разного возраста - возможно, служители Храма, готовые исполнить предписанный обряд, или просто случайно оказавшиеся во дворе Храма свидетели, которые едва ли понимают, что происходит.

В правой части композиции показан сам Храм Иерусалимский, весьма напоминающий храмы языческие. На фронтоне - фигура богини-покровительницы города Тихе, она же судьба города и/или его олицетворение - вполне в античном духе.

Жертвенные птицы на ступенях Храма, возможно, символизируют две природы Христа: более темные горлицы (т.е. дикие голуби), отвернувшись от Храма, клюют зернышки, т.е. это природа земная, а белые - природа божественная, они направлены ко входу в Храм с белыми завесами и светильником мудрости. Белых голубей можно также понять как образ божественного присутствия.

Следующая сцена - на фоне Храма спящий Иосиф, которому ангел повелевает «взять Младенца и Матерь Его» и бежать в Египет, подальше от царя Ирода. Таким образом художник пытается совместить два рассказа в Евангелиях от Матфея и Луки, выстроив события в единую цепочку библейского линейного времени. Получается так: после Рождества Христова в Вифлееме, несмотря на смертельную угрозу, Святое Семейство сорок дней живет где-то в пределах иудейских, является в Храм, где их, возможно, видят соглядатаи иродовы, уже убившие огромное число младенцев, и только тогда Иосиф во сне получает повеление от Божия посланника бежать в Египет.

Но насколько правомерно такое понимание событий? В тексте Евангелий для него нет оснований. Посмотрим, что же на самом деле.

Итак, в определенное время и в определенном месте - точке Земли под названием Вифлеем - родился Сын Божий и Человеческий, получивший имя Иисус. И тут же начали происходить чудеса. В апокрифическом Протоевангелии Иакова описывается чудо остановки времени в момент Рождества Христова. Этот текст был широко известен уже в древние времена, не отвергался Церковью и даже послужил основанием для некоторых Богородичных праздников (Введения во храм, например) и иконографии Ее Жития. Таким образом, чудо остановки времени в момент Рождения в мир Сына Божия воспринималось как бы само собою разумеющимся, а вот необыкновенные вещи, которые произошли при Сретении, почему-то ныне или толкуются как "нестыковки" и "противоречия" евангелистов, или умалчиваются. Так вот: эти "нестыковки" объясняются аберрациями времени, которые тут же начали происходить, как только родился в падший мир Повелитель Времени и Вечности. В самом деле - связанные со Сретением события описывает Лука, а по Евангелию от Матфея Иисусу с земными родителями надлежало в это время (через 40 дней после Рождества) находиться в далеком Египте, подальше от соглядатаев Ирода. А Он не только успел подвергнуться обрезанию по иудейскому закону на восьмой день, но еще и на сороковой день встретиться со старцем Симеоном и пророчицей Анной в Храме Иерусалимском. Как "состыковать" эти факты? Только тем, что время как бы "раздвоилось", потекло по двум руслам, а потом вновь соединилось. В одном "временном рукаве" Иисус с родителями пребывают в Египте, в другом - в Иерусалиме. То же самое, возможно, имело место и при Преображении - некоторые исследователи утверждают, что оно произошло весной, незадолго до смерти и Воскресения Спасителя, тогда как Церковь празднует это событие в конце лета и освящает в этот день начатки плодов; при этом каждый год на горе Фавор происходит чудо, знаменующее это событие - гору накрывает непонятно откуда берущееся облако. Так же, как Святой Огонь на Гробе Господнем возгорается именно в Великую Субботу по православному, юлианскому календарю. Те же эффекты со временем мы наблюдаем затем в самом конце Евангелия, когда жены-мироносицы приходят ко Гробу и видят то ли одного ангела, то ли двух (или же один ангел стоит у входа, другой сидит на Гробе?), и вообще четыре евангелиста дают четыре разные версии. Кто первым увидел воскресшего Спасителя - Матерь Его, брат по плоти и будущий епископ Иерусалимский Иаков или же апостол Петр? Для каждой из версий есть основания. Но определить точно мы не можем - время растеклось на множество рукавов и соединилось в одно русло, очевидно, в момент Вознесения Христова, когда Он покинул сей мир. Потому и неудачны были все попытки составить одно Евангелие из четырех - Церковь отвергла опус энкратита Татиана вместе с самим Татианом, правда, не сразу. И, возможно, композиция в римской церкви Санта Мария Маджоре основана именно на тексте «Диатессарона». И так же эта композиция не получила развития в иконографии Сретения Господня и, как бы прекрасна она ни была, осталась лишь памятником своей эпохи.

* * *

В качестве канона Церковь приняла другой вариант иконографии, который возник практически одновременно.

Тем же пятым веком датируется костяной диптих с двенадцатью праздниками из Милана. На этой пластинке налицо уже все основные элементы будущей иконографии Сретения.

Уже здесь смысл иконы в том, что в Жертву приносятся не голуби, а сам Богомладенец Христос. Здесь же уже присутствует и литургический смысл - передавая Сына Симеону, Мария возносит Его над престолом - это момент Анафоры. Руки старца, как я уже говорила, покрыты тканью - так принимали в руки евхаристический хлеб первые христиане. Позади Богоматери стоит Иосиф с жертвенными птицами.

И далее иконография будет только усложняться, будут добавляться подробности, выявляться дополнительные смыслы. Но в целом схема уже определена.

* * *

Удивительным образом композицию с миланской пластинки повторяет горельеф с тимпана готического храма 12 в. в Ла-Шарите-сюр-Луар (Бургундия), как будто и не было полутысячелетия между ними.

Одна лишь деталь добавлена - жертвенник-престол, над которым возносят - или на который кладут - Младенца Христа, сложен из камней, как это и было принято в древние времена.

* * *

Однако, жертвенный престол в центре композиции Сретения утвердился не сразу.

Вот единственная мозаика доиконоборческого времени, чудом сохранившаяся в Константинополе, хотя и с утратами.

Композиция очень лаконична: Богородица-Дева (из-под плата-мафория выбиваются русые, как и у Младенца Христа, волосы) передает Сына Симеону, который принимает Его покровенными руками. При этом Младенец Христос изображен в золотых царских одеждах. Или световых - как у первозданного Адама, до того, как Бог надел на него «ризы кожаны». При этом сам Богомладенец - Новый Адам - почти сливается с золотым фоном (вернее, с его остатками) - «одеяйся светом, яко ризою».

Престола на этой мозаике нет - зеленый позем напоминает живую травку, хотя двор иродова храма наверняка был вымощен каменными плитами.

* * *

Церковь св. Марии в Кастельсеприо. Это 7-8 вв., период иконоборчества, когда многие византийские художники вынуждены были покинуть родину и кое-кто нашел работу в Италии. В этой уникальной стенной росписи в маленькой церкви на севере Италии определен уже основной путь, по которому последует все развитие византийского сакрального искусства, когда тяжкий период иконоборчества закончится.

Итак, Кастельсеприо, Сретение. Такое впечатление, что действие происходит внутри алтарной апсиды, конха которой оформлена в виде раковины - вполне логично, т.к. слово «конхе» в греческом и есть «раковина». Это излюбленный символ в искусстве еще с античных времен - символ женского начала и зарождения жизни. Кроме того, поиск человеком мудрости и истины рассматривался как поиск жемчужины - «умного бисера». Здесь же, под сводом конхи-раковины пребывает уже найденная старцем Симеоном Истина - драгоценная Жемчужина Младенец Христос.

И какой замечательный ветхий Симеон! Ну что ж, по преданию, старцу не менее трехсот лет! Когда Александрийский царь Птолемей Второй Филадельф в 3 в. до Р.Х. поручил семидесяти двум толковникам перевести для его знаменитой библиотеки Священное Писание иудейского народа (а александрийская община была весьма многочисленна) именно ему достался на перевод текст пророчеств Исайи. И когда он дошел до слов «се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» (7:14), он написал слово «Дева» («парфенос»), но потом засомневался и хотел исправить на слова «молодая женщина», однако был остановлен ангелом, который повелел ему оставить, как есть, а потом возвестил ему, что он не умрет, пока сам не встретит Сына Девы и не примет Его на руки свои. С тех пор прошло 300 лет, а Симеон все жил, и жил, и жил… И жизнь уже стала ему в тягость, а Господь все медлил призвать его к Себе. Симеон переселился в Иерусалим - поближе к Храму, зная, что все младенцы иудейские неминуемо проходят через обязательные для них обряды.

* * *

От 10 в. сохранилась костяная пластинка с шестью праздничными сценами, одна из которых - Сретение.

Почему-то здесь Симеон изображен в головном уборе ветхозаветного священника. Но это ошибка! потому что Симеон - не левит и вообще никакого отношения к Храму Иерусалимскому не имеет! Он просто пришел к Храму по велению Духа Святого, чтобы встретить новорожденного Спасителя, увидеть которого ему обещал ангел, и он ждал этого момента целых 300 лет. И после встречи старец Симеон уходит умирать. Нет, не ему суждено пролить кровь Христову. И не пророчице Анне, которая долгие годы жила при Храме - и тоже для того, чтобы увидеть Спасителя и умереть спокойно. Нет, эти двое последних ветхозаветных пророков лишь возвещают смерть долгожданного Мессии, но и радуются Его приходу, более того - первые свидетельствуют о Нем. В этом, собственно, и заключается смысл праздника - в радости встречи со Христом.

На этой пластинке 10 в. над престолом уже имеется киворий с лампадой. О символике кивория мы поговорим чуть позже. Сейчас же отметим, что на престоле сверху и на фасаде - кресты, как бы указывающие на то, каким именно образом будет принесен в Жертву Христос.

* * *

Интересно, что традиция изображать сцену Сретения на фоне портика-аркады, как в римской базилике Св. Марии Великой, еще некоторое время сохранялась в пещерных храмах Каппадокии, которая, как известно, гораздо ближе к Иерусалиму, чем, Рим.

Роспись 11 в. из пещерной церкви с условным названием «Саклы килисе».

Здесь сцена Сретения помещена прямо под Распятием, хотя обычно она рассматривается как продолжение Рождества.

Расположение евангельских сцен в пространстве храма, как известно, имеет большое значение, подчеркивая или усиливая заложенные в изображениях смыслы. В данном случае становится ясно, для чего земные родители приносят Богомладенца Христа в Храм - Он уже с самого рождения Своего в мир предназначен в Жертву спасения рода человеческого. И сцена Распятия вверху именно это и подчеркивает.

* * *

Но почти одновременно появляются изображения, где жертвенник или престол мыслятся уже под общим арочным покрытием, а количество арочных пролетов портика сокращается до трех.

И это уже не портик во дворе Храма и не сам ветхозаветный Храм, но другой Храм Иерусалимский - уже не ветхозаветный, а новозаветный, христианский - символическое изображение построенного при императоре Константине и на его средства (освящен в 335 г.) храма Гроба Господня.

Церковь «Эски Гюмюшлер» («Старое серебро») 11 в.

Церковь «Карабаш килисе» («Черная голова»), 11 в.

* * *

Об этом следует поговорить поподробнее.

Построенный при Константине храм над вырубленным из скалы Гробом-пещерой, имел вид двухъярусной ротонды. Такую конструкцию имели в те времена мартирии, т.е. храмы, построенные на местах страданий и смерти христианских мучеников (собственно слово «мученик» звучит по-гречески «мартириос» и означает «свидетель»); там же часто лежали и их мощи, на которых совершалась Евхаристия. Но и сами мартирии сооружались по образцу богатых усыпальниц (см., например, дожившая до наших дней усыпальница дочери императора Константины - так наз. Санта Констанца в Риме, или храм св. Георгия, переделанный из усыпальницы гонителя христиан Галерия в Фессалонике). Выбор образца вполне логичный. Кроме того, круг символизировал небеса и, таким образом, круглый храм являл собою Рай на земле.


Купол над самой ротондой был полукруглым, а камень с пещерой, где три дня на каменной же лавице возлежало нетленное тело Спасителя, был сверху накрыт, как зонтиком, шестигранным куполом, опиравшимся на восемь витых колонок - вся конструкция имела в плане прямоугольник - примерно по форме Гроба. Литургия совершалась на самой лавице, которая служила престолом. В свою очередь, зонтичный купол над Гробом был сооружен по образу Скинии - переносной палатки, где в ветхозаветные времена хранился Ковчег Завета. Таким образом, Ковчег Завета заменяется Евангелием, а Скиния - Гробом Христовым, в котором произошло Его Воскресение.

Можно сказать, почти с натуры рисовали константинов Храм художники, запечатлевшие его на евлогиях - ампулах для освященного масла или иконках-медальонах, которые паломники увозили домой из Иерусалима. Ныне несколько таких ампул 6 в. хранятся в Монце.

Евлогий 6 в. - свинцовый медальон-иконка: жены-мироносицы пришли ко Гробу Господню - Ротонде Константина, внутри которой - «палатка»-Кувуклия с лампадой.

Несмотря на все разрушения и перестройки, случившиеся на протяжении истории, Храм Гроба Господня в Иерусалиме сохранил свою структуру - малый храм в большом, как микрокосм в макрокосме, и нынешний храм, построенный при крестоносцах, также являет собою большую ротонду, в центре которой Гроб Господень, заключенный в прямоугольную Кувуклию, разве что одна торцевая сторона его теперь скруглена, а купол в результате ремонта средствами Русского Царя после пожара 1808 г. приобрела вид луковки - но тоже с острым концом.

Именно по образцу Кувуклии стали возводить сень-киворий над Престолом в алтарных апсидах в храмах христианского Востока, несколько упростив конструкцию - вместо восьми колонок-опор стали делать четыре, а «зонтик» часто приобретал вид пирамидки.

Именно так изображен Престол, на котором совершает Евхаристию Сам Христос, в алтарной апсиде храма Св.Софии в Охриде (11 в.), и там же рядом, на боковой стене вимы - уникальный сюжет - «Литургия св. Василия Великого».


И примерно у такого же алтаря причащает апостолов Христос на мозаике в апсиде Св.Софии Киевской - только престол теперь покрыт уже на траурной синей тканью, а пасхальной - красной.

Таким образом, Престол в алтаре православного храма являет собою Гроб Господень - место возлежания Его мертвого Тела и место Его Воскресения.

* * *

Эту же мысль подтверждает также уникальная икона Сретения - миниатюра в Минологии Василия Второго, которая датируется первой четвертью 11 в. (хранится в Ватиканской библиотеке).

Здесь под куполом кивория помещен не только Престол, но и сам Гроб Господень в виде мраморного саркофага, по размеру рассчитанного на взрослого человека. На переднем плане - створки врат, и вся конструкция напоминает также темплон византийского храма с мраморными плитами внизу. За вратами виден также и накрытый красной тканью престол, готовый принять Жертву. И Сам Богомладенец располагается на руках Матери полулежа, как бы уже возлежа на жертвеннике.

Здесь надо учесть еще и символику храма вообще. Известно, что храм - обычно четырехугольный в плане - является как бы моделью земли с небесной полусферой, опирающейся на четыре столпа. Поэтому небо обычно символизирует полусфера (в плане круг), а землю - квадрат или прямоугольник, в данном случае - Гроб. Таким образом, выходит, что вся земля - Гроб Господень, на которой он всегда - ныне и присно и во веки веков - продолжает приносить Свою Жертву за жизнь мира. И сам мир стоит лишь до тех пор, пока на земле в православных храмах продолжает совершаться литургия, пока Богородица Мария приносит в Храм Своего Сына - «Первенца из мертвых» (по слову св. Ап. Павла), а мы, грешные, приходим туда же, в Храм, Его встречать и принимать в виде Святых Даров.

* * *

В том же 11 в. были выложены мозаичные композиции в кафоликоне монастыря Осиас Лукас в Фокиде. И здесь мы видим как раз зонтичный купол кувуклия на четырех колонках, увенчанный крестом, как все христианские храмы.

Мозаика в Осиас Лукас на первый взгляд кажется, как и росписи провинциальной Каппадокии, несколько примитивной, однако, примитивизм этот, как и там, обманчив. Эта мозаика настолько интересна, что заслуживает отдельного разговора.

Важно, однако, отметить, что здесь, наконец, иконография Сретения приобрела окончательный вид: две группы действующих лиц изображены по обе стороны от жертвенника-престола, через который Богородица Мария передает Своего Сына старцу Симеону так, что он как бы зависает над ним, готовый на него возлечь.

* * *

С 5 по 11-12 вв. на иконах (мозаиках, фресках, костяных пластинках и т. д.) Сретения Богомладенец Иисус обычно сидит на руках Матери или же Она передает Его в руки старца Симеона. Но затем появляются иконы, где уже Симеон держит на руках Младенца.

При этом эта пара сильно напоминает появившуюся позднее композицию «Отечества». Даже и намек на Св.Духа имеется - в виде двух голубков в руках другого, правда, старца - Иосифа.

И в связи с этим возникает логичный вопрос: почему в Священном Писании необыкновенных детей Бог посылает именно престарелым родителям (Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, Захария и Елизавета и т.д.)? То есть тем, у кого рождение отпрыска является очевидным чудом. Не потому ли, что облик любого старца человеческого напоминает описанный у Даниила образ Ветхого Деньми? Т.е. Предвечного Сына, который имеет воплотиться и тем самым одновременно являет образ Отца (по слову Христову «Я и Отец - одно»), число земных лет коего счесть невозможно, ибо он вечен - существует вне времени. Но поскольку у людей принято изображать старца именно так - согбенного, седовласого («власы его, как волна» (Дан, 7: 9, т.е. белая шерсть) и с длинной белой же бородой, престарелый родитель на иконах и стал напоминать образ Ветхого Деньми (в отношении человека - ветхого именно днями и годами, которые в принципе можно и сосчитать). Поэтому можно сделать вывод о том, что все эти пары прообразуют земное рождение Сына Божия, долгожданного Спасителя мира. И паре земных родителей Иисуса Симеон также являет этот образ - Ветхого Деньми Отца.

Прекрасная фреска из храма Лагудеры 12 в. на Кипре.

(Казалось бы, Младенец Христос и взрослый Иоанн Предтеча, который, по Евангелию, старшего Его всего на полгода, не должны бы находиться в одной композиции; однако, дело здесь, очевидно, не только во временных аберрациях, но и в том, что художнику важно показать двух последних пророков Ветхого Завета, опознавших Сына Божия как Спасителя-Мессию).

И более поздняя икона из Афонского монастыря Ватопед.

Старец Симеон здесь столь же ветхий.

В этом смысле Отроковица Мария является как будто исключением. Но если иметь в виду, что земная Дева-Мать являет Собою другой образ - вечно юной небесной Матери Софии (это отдельная тема, и мы ее касаться сейчас не будем), то все выглядит вполне логично.

Богословы толкуют событие Сретения как встречу Ветхого и Нового Заветов. Обычно с одной стороны стоят старцы Симеон и Анна, представляющие уходящий Старый Завет, с другой - Богородица с Младенцем на руках и позади Нее Иосиф с голубями - эта группа представляет собою Завет Новый, наступающий. Если же вспомнить, что Симеон после знаменательной встречи уходит умирать («Ныне отпущаеши…»), то здесь эти смыслы очевидны: Ветхий Завет уходит, как заканчивается старый год, и ему на смену приходит другая эпоха - эпоха Нового Завета.

Но можно рассмотреть эту группу лиц и по-другому; мужи здесь представляют Старый Завет, а жены - Новый (Мария молода, Анна - пророчица, т.е. заглядывает в будущее и его предвозвещает); между ними явившийся в наш мир и его линейное время, разрывая его пополам, Предвечный Младенец - Спас Эммануил.

* * *

12 в.

Мозаики Палатинской капеллы в Сицилии, исполненные византийскими мастерами по приглашению норманнского короля Роже.

Вот пример очень оригинального размещения композиции Сретения - прямо напротив Благовещения, которое изображено в углах триумфальной арки. Почти зеркальное отражение намекает на мысль об исполнении ангельского пророчества о рождении Сына Божия.

С другой стороны, Иерусалимский Храм ветхозаветный, помещенный напротив христианского алтаря, т. е. с западной стороны, показывает, что время его ушло - вместе со старцем Симеоном и стоящей рядом с ним пророчицей Анной, которая изображена на стене сбоку.

Так же сбоку - напротив Анны - стоит и праведный Иосиф. Интересная деталь: голубей он несет в клетке.

Именно потому, что эта деталь - редкая, на память приходят древние мозаики, где птица в клетке символизирует запертую в теле душу - идея несколько платоническо-гностического плана, популярная, однако, среди ранних христиан, особенно в Египте и Сирии.

Птица же свободная уже покинула клетку и заняла свое место на ветвях райского дерева.

И не могу не показать Богородицу с Младенцем отдельно.

Какая красота!

Интересно, что Мария впервые видит старца Симеона и, однако же, с готовностью передает в его руки Своего драгоценного Сына. Очевидно, и Она Духом Святым почувствовала к нему доверие. А Младенец радостно тянет к нему ручки.

* * *

Точно так же - напротив Благовещения - расположена сцена Сретения в капелле Марторана в Палермо (мозаичные работы выполнялись той же бригадой мастеров). Однако Иосифа и Анны здесь нет - не хватило места. И вместо Храма ветхозаветного здесь уже традиционный киворий как образ константиновой Ротонды - другого Храма Иерусалимского, уже новозаветного и самого главного на земле.

Архитектура храма диктует размещение евангельских сцен на поверхности стен.

Пониже в полуциркульном своде так же зеркально смотрят друг на друга композиции Рождества Христова - Мария, только что ставшая Богородицей, со спеленутым Богомладенцем - и Успения, где Сын Ее держит Ее душу - тоже в виде спеленутого младенца.

И все иконы евангельских событий, где Мать и Сын связаны воедино, так же связаны единой композицией этого удивительного храма.

* * *

В архиерейском храме в пригороде Палермо Монреале, последнем, построенном при норманнских королях, - обычная византийская композиция Сретения на стене.

Но как же ловко мастера «выкрутились» с ответом на «неудобный» вопрос по поводу «нестыковок» со временем! В верхнем регистре сразу после Рождества в правую сторону идет продолжение повествования по Евангелию от Матфея: поклонение волхвов, избиение младенцев, бегство в Египет и т. д. Сретение же - по Евангелию от Луки - поместили в нижнем регистре под Рождеством.

* * *

13 в.

До так наз. эпохи «возрождения» западное церковное искусство идет в общем русле с восточно-православной иконописью и если отличается, то не намного - византийские мастера часто приглашались для исполнения работ по благоукрашению храмов и их труды оказывали большое влияние на местное искусство.

В византийском стиле в 13 в. выложены мозаики в алтарной апсиде церкви Санта Мария Маджоре - автор Якопо Торрити (от оригинальных мозаик 5 в. сохранилась только тонкая полоска священной реки Иордана внизу конхи).

Здесь даже колонки кивория - витые, каковые и были, по некоторым свидетельствам, у оригинального кивория 4 в., и даже лампада над Престолом-Гробом.

* * *

Вот замечательная мозаика Пьетро Кавалини 1291 г. из храма Святой Марии за Тибром (Рим):

Интересно, что на некоторых иконах Сретения киворий имеет двухъярусную конструкцию, т.е. повторяет форму не столько Кувуклии, сколько константиновой Ротонды снаружи. Причем, купол может быть как круглым, так и зонтичным, и четырехскатным (пирамидкой). Идея кивория как Гроба Господня и алтарного Престола, на котором совершается Евхаристия, т.е. Жертвоприношение Сына Божия, при этом сохраняется. Здесь главное - Престол и некий навес на ним.

* * *

Иногда добавляются закрытые (до поры!) дверки перед Престолом - подобие византийского алтарного темплона с царскими вратами в центре.

Ц. св. Николая «под крышей», 12 в. Какопетрия, Кипр.

Жертва Христова открывает врата райские. А вся алтарная часть византийского храма мыслится как небесные обители, где ныне и присно приносится Жертва Сына Божия, где Великому Архиерею Христу в качестве диаконов прислуживают ангелы, а сослужат Святые Отцы вместе с нынешними, живущими на земле священнослужителями - вне линейного времени и трехмерного пространства. Именно этой мысли посвящена вся программа росписи алтарной апсиды. Но это отдельная тема.

* * *

Церковь Преображения Мирожского монастыря во Пскове, 12 в. Здесь Симеон не просто держит на руках, а прямо-таки кладет Младенца на Престол.

* * *

Синай, мон. Св. Екатерины, фрагмент эпистилия темплона 12 в. Здесь застывшие позы действующих лиц, склоненных друг ко другу, несколько оживляет фигура старицы Анны с воздетою в пророческом экстазе десницей.

* * *

Троицкая церковь монастыря Сопочаны, ок. 1265 г., Сербия.

Очень интересное архитектурно-художественное решение: на месте престола здесь окно, а оно в храме есть источник света, точно по слову Христа «Я есмь свет миру».

Заметим, что окна и двери в храмах делались именно такой формы - с арочным завершением, как образ тварного мира (особенно показательны в этом смысле дверные проемы в пещерных храмах Каппадокии, где верхняя, «небесная» часть выделена очень четко, и эти «замочные скважины» вызывают недоумение посетителей). А в древности любой проем в стене - и дверной, и оконный - мыслился как место перехода в мир иной (почему и нельзя здороваться и прощаться в дверях - это грань между мирами). И свет извне мыслился как свет из мира иного, т.е. как свет Божий, нетварный. Так что все очень логично и наглядно.

* * *

14 в.

Это фреска из монастыря Высокие Дечаны (Косово, Сербия, 1345-48 гг.). Здесь интересная деталь, повторяющаяся довольно часто, - книга на престоле как знак передачи эстафеты от Ветхого Завета к Новому, а также исполнения пророчеств о Мессии.

* * *

Фреска из ц. св. Апостолов в Пече (Сербия, Косово, 1350-75 гг.) довольно точно передает конструкцию Кувуклии: прямоугольный Престол, он же Гроб Господень, а над ним остроконечный шатер на колонках.

* * *

Последние приведенные мною композиции Сретения отличаются строгой симметричностью. Симметрия в античном искусстве считалась признаком космической гармонии, а в христианские времена - так же и идеального, т. е. райского устроения мира. Такого типа иконы напоминают классическую «геральдическую композицию» с Крестом или Мировым древом в центре и птицами (или оленями или львами) по краям.

Для примера приведу торец саркофага 6 в. из равеннской базилики Сан Аполлинаре ин Классе.

Как видим, Крест - мировая ось - стоит на горе, из которой вытекают четыре райские реки.

Так же и на иконах Сретения симметричного типа в центре композиции оказывается самое главное - жертвенный престол, на который суждено возлечь Сыну Божию, Который тоже оказывается в центре иконы. По краям же - христианские души, служащие Ему. Но в Жертву Он приносит Себя Сам.

Симметричные композиции удобно размещать на плоской стене или в люнете - под арочным сводом.

* * *

Не все, однако, иконы Сретения 14 в. столь симметрично-статичны. На некоторых сцена выглядит очень живо и как бы в движении.

Печ, церковь св. Димитрия, 1345 г.

Симеон здесь стоит на ступени Храма, как на некоем пьедестале, и вынужден склониться в поклоне Богоматери и Младенцу сильнее.

* * *

Собор Протата на Афоне, 14в. Автор - Мануил Панселин.

Ступенек под ногами Симеона здесь уже три.

А такой трогательной юной Матери, пожалуй, нет больше ни на одной иконе.

Кивория-храма на этой композиции нет, и действие происходит на фоне храмового комплекса, во дворе. Но зато на алом фоне покрова на Престоле отчетливо выделяется книга Священного Писания Ветхого Завета, а на руках Божией Матери сидит воплощенный Завет Новый - Спаситель мира Иисус Христос.

Здесь также размещение фигур диктует форма предназначенной для данной сцены поверхности стены.

* * *

Сербия, Арилье, Церковь Св. Ахилия Ларисского, 1296 г.

Старец Симеон с Младенцем Иисусом на руках восходит по длинной лестнице к Храму, внутри которого располагается киворий-кувуклий - как и в реальном Храме Гроба Господня, разве что сам этот Храм больше напоминает базилику, чем ротонду.

Размещение сцены Сретения на восточной стена, т.е. над алтарной апсидой, где происходит приношение безкровной Жертвы, подчеркивает ее значимость.

* * *

Еще более интересно и значимо с символической точки зрения расположение Сретения в церкви Богородицы Эвергетиды в Студенице (роспись 1208-1209 гг.).

(Здесь выбитые ямки в штукатурке прямо поверх живописного слоя создают неожиданый эффект - как будто падают хлопья снега. Хотя это к данной теме не относится, но все равно стоит отметить. Конечно, лучше бы фреску все-таки не портили.)

В этой церкви сцена Сретения изображена по обеим сторонам алтаря. Таким образом, алтарь является эквивалентом обычно присутствующего на иконах Сретения кивория, т.е. места принесения страшной Жертвы.

* * *

То же самое - в Кирилловской церкви в Киеве, где фрески сохранились еще хуже, однако, изображения вполне различимы.


* * *

Замечательная композиция из храма в Милешева (1228 г.).

Здесь обращает на себя внимание не только удивительно живой Младенец на руках Богородицы, но еще пророчица Анна - с воздетою рукой и несколько изогнутым телом, как бы в пророческом танце - редкая, но очень интересная деталь.


К сожалению, картинка из двух неодинаковых частей. Но и в самом храме композиция размещена на двух боковых пилонах, при этом получается очень интересный эффект - молящиеся в храме проходят как бы между Богоматерью и Симеоном и становятся не только свидетелями, но и участниками священного действа.

И в этом - самая главная идея православного богослужения вообще - не просто стоять в храме и молиться, но и присутствовать при всех вспоминаемых евангельских событиях, и участвовать в них, и сопереживать. То есть мы, как в древности, становимся участниками священной мистерии. И если и нам «оружие пройдет сердце», как предсказал Богородице праведный Симеон, то и исцеление от этой раны будет благодатным.

Комментарии:
Оставить комментарий (17243)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    25 января 2008, 22:57
    Православие | Глеб Чистяков | Есть ли в Православии "обряды"? | "Слово "обряд" – не церковное, оно чуждо церковно-литургической терминологии" | 25.01.2008
    11 октября 2007, 10:00
    Православие | Юрий Попов | Сон об Иоанне Златоусте | Живой святитель, живой посланник сокровенного Царства | 11.10.2007
    16 сентября 2007, 20:15
    Православие | Юрий Попов | ''Человеческое, слишком человеческое'' сильнее? | Мы забыли | 16.09.2007
    3 апреля 2007, 10:36
    Православие | Юрий Попов | ''Радостию друг друга обымем'' | Только Пасха Христова открывает нам ''врата затворенные'' | 03.04.2007
    9 марта 2007, 15:45
    Православие | Юрий Попов | Иным воздухом надышаться | 09.03.2007
    8 февраля 2007, 00:00
    Православие | Александр Дугин | ''Миасский рабочий'' | Мертвая жизнь | 07.02.2007
    23 января 2007, 15:01
    Православие | Юрий Попов | Мать-пустыня | 23.01.2007
    30 октября 2006, 23:13
    Православие | Александр Дугин | Димитриевская родительская суббота | 30.10.2006
    21 октября 2006, 14:47
    Православие | Александр Дугин | Дело апостола Фомы | 21.10.2006
    2 октября 2006, 16:31
    Православие | Александр Дугин | Праздник Воздвиженья | 02.10.2006
    ВЕСЬ АРХИВ