Ниже мы публикуем одну из 4-х частей книги замечательного традиционалиста, воина Традиции, Юлиуса Эволы "Мистерия Грааля". Эвола является после Генона вторым по значению, силе, глубине и полноте автором, который в 20-ом веке радикальным образом встал на защиту Сакрального, подчинив этой цели всю свою жизнь, всю свою судьбу. Мы предполагаем еще много раз обращаться к этому удивительному человеку и его творчеству в других номерах "Милого Ангела", поэтому и разбор его трудов, и подробное освещение его идей, и его биографию оставляем напотом. Сейчас же следует подчеркнуть, что вместе с Геноном, Эвола -- основополагающий ориентир для "Милого Ангела". Его взгляды, и особенно тотальность его мировоззрения, охватывающего как чистую метафизику, так и актуальную политику, как сферу инициатических доктрин, так и авангардное искусство, как историю религий, так и современную литературу и поэзию -- служит ярким примером аристократической верности человека идее, причем идее, противоположной самой сути окружающего его современного бытия и поэтому провоцирующей необходимое героическое противостояние и жестокую борьбу. Не случайно одна из книг Эволы -- основной его труд -- называется "Восстание против современного мира". Речь идет о восстании аристократического Духа против материализма черни, о восстании разумной Справедливости против биологического Хаоса, о восстании кристального Севера против смешанного и извращенного Юга.
Как бы то ни было, важно заметить, что Юлиус Эвола был наделен
внутренней природой кшатрия, воина, и эта его склонность к
активности, к действию во многом предопределила его жизненный
путь и темы его трудов.
В лоне самой традиции его в первую очередь интересовали
дисциплины "активной", волевой, мужской, солнечной реализации:
Буддизм, тантра, алхимия, магия. Поэтому перспектива понимания
Эволой традиции является сугубо "героической". Именно кшатризм
Эволы заставлял его произносить некоторые спорные суждения
безапелляционным тоном. Сам он признавался в этом в
автобиографической книге "Путь киновари". В частности, он
вступает в противоречие с традицией там, где вполне
справедливая критика деградировавших и "падших" форм
христианской традиции перерастает в критику Христианства как
такового. Этот аспект его доктрины достаточно ясно разобрали
другие традиционалисты и, в первую очередь, сам Генон. Кроме
того, анти-христианство Эволы было не таким уже абсолютным,
как может показаться из отдельных пассажей, так как в
определенные периоды своей жизни он не раз менял свою точку
зрения и некоторое время даже провел в качестве монаха в одном
из христианских монастырей. Не следует также забывать, что
критика Христианства Эволой всегда проистекает из его
преданности самой чистой форме Примордиальной Традиции, а не
из иноконфессиональных, и тем более не из атеистических
предрассудков. Эвола упрекает Христианство лишь в том, что оно
недостаточно традиционно и духовно, а также в том, что в нем
не достает собственно солнечно-героической перспективы.
Современная Католическая Церковь действительно дает основание
к таким обвинениям, а христианское Средневековье или
Православие были слишком далеки от Эволы в пространстве или
времени, да и тоже весьма не однозначны. В любом случае, на
наш взгляд, идеи Эволы должны пойти во благо тем христианам,
которые ищут глубоких и примордиальных основ своей традиции, а
их невозможно отыскать нигде, кроме как на духовном Севере.
Особое значение для нас, русских, играет также имперская тема,
так как в ней сосредоточено наше традиционное переживание
Сакрального. Тот гибеллинский имперский идеал, который Эвола
защищал и развивал в течение всей своей жизни, точно
соответствует традиционному русскому сакральному сознанию, не
только монархическому, но именно имперскому, гибеллинскому.
Весь символический блок сакральных имперских легенд и мифов,
вскрытый Эволой, является чрезвычайно важным именно для
русских, и в данной книге "Мистерия Грааля" он особенно
подробно останавливается на этой же теме. -- Первое издание
имело даже подзаголовок "Мистерия Грааля. Имперская
гиббелинская идея". Особенно значительными являются все ссылки
на гиперборейскую традицию, следы которой, зная определенные
ключи, мы легко обнаружим и в России, в ее истории, в ее
легендах, в ее языке, в ее топонимике и в ее символизме,
причем совершенно независимо от Европы и следов гиперборейцев
на Западе. Важно лишь постичь сакральный метод, выделить
основные черты гиперборейской, примордиальной парадигмы, и мы
сможем воскресить тайную имперскую Россию, проникнуть в ее
зашифрованный смысл и постичь логику ее цикла.
Поэтому "Милый Ангел" и начинает знакомство русской публики с
трудами Эволы именно с этого отрывка из книги "Мистерия
Грааля". Надеемся, что для ищущих Истину и Бессмертие, для
потенциальных "героев", этот отрывок из Эволы явится первым
шагом к инициатической реализации, а значит, к восстанию
против современного мира, -- мира, построенного на отрицании
Духа, Чистоты, Веры и Преданности и являющегося основным
препятствием к этой реализации.