16 августа, среда
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
НБ | Русский журнал | О сталинизме | 05.03.2003 Напечатать текущую страницу
"Русский журнал"

Русский журнал о сталинизме

Сталин - это наше что? Руглый стол №34 - Ругань по существу

Сталинизм - это всего лишь наше прошлое или, до кучи, настоящее и будущее? И если будущее - то какое: мрачное или светлое? Суровый мужской разговор "за Родину, за Сталина" ведут:

Федор Гиренок, профессор, завкафедрой философской антропологии МГУ;

Александр Неклесса, зам. директора Института экономических стратегий;

Виктор Милитарев, президент фонда "Институт развития", координатор Ассоциации политических экспертов и консультантов;

Александр Ципко, политолог;

Александр Дугин, лидер партии "Евразия".

Александр Неклесса: Сталин дал ход новой модели развития России, которая приняла черты принципиально нового инновационного проекта - атомно-космического, который был эффективно воплощен и дал еще более эффективный результат. Сам факт, что этот проект нельзя разделить на собственно атомный и космический, говорит о его инновационности. Фактически, речь идет о создании нового уровня типологии, который логично выстраивался во всем мире в виде основ постиндустриального общества в 70-е годы ХХ века.

При Сталине была сложена мощная инфраструктура наукоградов. Однако всякий процесс инерционен, и тот импульс, который Россия получила при Сталине, фактически был рассеян в конце 60-х - 70-х годах. Крах российского проекта в конце ХХ века можно связать именно с этой инерционностью. Во всем мире в конце 60-х годов произошла революция социокультурного развития. Россия в силу объективных причин не смогла это воспринять. Импульс сталинского новаторства развивался вместе с импульсом хрущевской десталинизации (которая сама по себе, безусловно, была важнейшим реактивным фактором социокультурного развития). Тем не менее, мы проиграли. И проиграли как раз в 70-е годы, несмотря на то, что был и прирост основных фондов, и разработка новых нефтяных месторождений Тюмени и т.д. 70-е годы в этом отношении ни в коем случае нельзя обзывать застоем. Россия могла оказаться у стола, где все делили новый пирог, но этот пирог пронесен был мимо нее. Гуманитарная сфера была фактически отсечена ото всех остальных, военно-техническая сфера насильно сращена с научной. Однако самое тяжелое, что случилось с Россией тогда, - неспособность вывести новый, постиндустриальный класс. Во всем мире в то время возникает новый класс, враждебный прежней буржуазной культуре. Он начинает пересмотр стратегии управления. У нас же этот класс "завис в воздухе", несмотря на то, что были реальные элементы его складывания. В результате уже в перестроечное время несостоявшиеся элементы этого класса были использованы более монолитными группами. В этом смысле 70-80-е годы можно назвать пропущенными годами для России. Сейчас, если наше время сравнивать со сталинским инновационном прорывом, то в лицо бросается абсолютная утрата смысла теми, кто управляет Россией. Власть сегодня фундаментально не воспринимает то, что реально происходит в мире. Результат, который все мы наблюдаем, более чем очевиден: клановые полуфеодальные группы основными целями ставят удержание любой ценой "завоеваний перестройки" и их легализацию. Максимально доступный горизонт экономического планирования у них не превышает 3 года, на самом деле, этот показатель еще меньше и колеблется где-то в пределах 2 лет.

Федор Гиренок: Сталинизм в России всегда перспективен. Особенно в условиях общей нестабильности жизни, которая в России наблюдается чуть ли не с Х века. Поэтому народ всегда, во всех исторических эпохах, в России заинтересован в стабильности и в порядке. В сознании русского народа Сталин прочно стал ассоциироваться с этими двумя вещами. Иными словами, понятия "Сталин" и "порядок" прочно слепились в русском сознании в одно целое. Это стало играть роль философского фактора. Потребность в Сталине будет в России сильна до тех пор, пока будет потребность в порядке. Ревизия сталинизма востребована в той мере, в которой востребовано сейчас стремление возвратиться к традиционным ценностям: семье, вере, государству. Если под видом общечеловеческих ценностей и "цивилизационного" общества разлагается семья и вера, а под видом псевдореформ разлагается государство, ревизия сталинизма может быть только усилена. Собственно, если говорить о серьезности проблемы модернизированного сталинизма, следует говорить об институализации порядка. В этом отношении, несмотря на соотвествующий имидж, Путин - далеко не Сталин. Но России нужен не сам Сталин, нужен страшный орган для наведения порядка и сам порядок.

Виктор Милитарев: Для того чтобы современный сталинизм мог оцениваться адекватно, не хватает двух вещей. Первая: в России должна возникнуть левая антикапиталистическая сила, которая не только бы оценивала позитивно некоторые моменты советизма, но и давала бы объективную оценку жестокости советского строя. Сегодня о жестокости сталинизма говорят откровенные подонки, пораженцы, буржуазная сволочь. "Сталинская" и просто молодежь им не верит. Второй момент. В России сегодня у людей слабо развито чувство собственного достоинства, поэтому рефлексия "сталинского" величия многим застилает глаза. Сталинизм в России вполне возможен. Это не будет прежний сталинизм или нынешний, коммуно-патриотического толка. Новый сталинизм будет очень подвижен, он будет пытаться обходить историческую реальность, придумывать, формулировать и институализировать новые мифы. Личность Сталина в этом случае предстанет перед современниками в роли не больше ни меньше Авраама Линкольна. Но самое страшное, что может произойти, - будет дан ход первому кому ненависти во взаимоотношениях между интеллигенцией и народом. Я не верю, что этот "новый" сталинизм сможет действительно быть развит молодежью. Такая молодежь будет неизбежно тупой, наподобие современных скинхедов. Чтобы возникла новая идеология, а речь идет не столько о модернизации прежнего сталинизма, сколько о появлении новой идеологии, нужны интеллектуалы. Они всегда возглавляют любое движение, любую идеологию. У молодежи сейчас головы "не промыты", но чтобы возник такой новый сталинизм, подлинных интеллектуалов никогда не найдется. Слишком велик уровень жертв того - классического - сталинизма, чтобы это все осознать на должном уровне.

Александр Ципко: Сегодняшний всплеск интереса молодых людей к сталинизму и попытки переоценки истории являются не свидетельством любви к Сталину, а свидетельством глубочайшего кризиса, в котором находится современная Россия. Если мы посмотрим на положение дел немного со стороны, то обнаружим простую истину: за последние 500 лет Россия никогда не была так слаба, как сейчас. Первые, кто это понимает, - этнически русские молодые люди. Они острее других переживают упадок и деградацию страны, поэтому среди них находят самый живой отклик идеи сильного государства, национального достоинства, веры в себя и свою нацию. В этих условиях неизбежно рождается миф о Сталине и начинает усиленно воспроизводиться русским национальным сознанием, которое само находится в остром кризисе. Обостренное национальное самосознание порождает тот болезненный национализм, который демонстрирует сплошь и рядом ультра-патриотически настроенная молодежь. Человек силен племенем, поэтому культурный кризис, который мы наблюдаем у молодых патриотов, выражается в болезненном подчеркивании своей национальной, расовой идентичности. Это один из самых опасных подводных камней для русской нации в условиях существования многоэтнического государства.

Александр Дугин: Я думаю, что есть четыре сталинизма. Первый: сталинизм исторический, такой, как он был. Трудно сказать об этом наверняка что-то конкретное - прошлое есть излюбленное поле для мифотворчества, и выяснить, как оно было на самом деле, чрезвычайно трудно. Есть второй сталинизм: негативно осмысленный миф. Это миф о злодее и злодействах, о преступности власти и соучастии (жертвенности) масс. Но и зло привлекает, многих и многим. Сталинизм как империя зла, как это ни парадоксально, оказывает притягательное воздействие - особенно на молодежь. Сталинизм как мифологическое зло - занятный объект исследования и вдохновения. Третий сталинизм: позитивный. Это комбинация наивного мифа о величии (некритически приравненного к добру) с неосознанной податливостью к фасцинации злом (использование энергии "враждебного мифа"). Позитивный сталинизм глубоко сопряжен с лотреамонизмом и иронией, без них он просто случай клинический. О четвертом сталинизме лучше всего сказал Жан Парвулеско: "Итак, Андреа вспомнила все, и сомнамбулически вызвала на себя, в себя, вокруг себя наиболее тайные вещи океанических глубин, из которых она сама вышла, и самым агрессивным, страстным, но в тоже время замаскированным агентом влияний которых она была среди нас. Экзальтация Нептуна, новая судьба СССР, сама принадлежа к природе Нептуна, Андреа конвульсивно, бесстыдно и покаянно всегда испытывала невероятное притяжение к Великой России, к континентальному Хартленду от Карпат до Синьцзяна, сталинистка до конца, более чем это, сталинистска выше и по ту сторону всякого сталинизма, прошлого и грядущего". Четвертый сталинизм есть нечто грандиозное, основанное на полном пренебрежении к автаркийной жизни измерительных приборов, - это сталинизм сознания Ильи Пригожина и Фритьофа Капра, Бенуа Мандельброта и Алена де Бенуа. Как это звучит "сталинистка до конца" - в отношении молодой, очаровательной, эротичной француженки... Все это сливается в понятие сталинизма в современной России, сталинизм - это, по меньшей мере, серьезно. Это ужас, кровь, величие, границы, сумасшадший Drang nach Jenseits!



И каковы перспективы?

Александр Дугин: Есть еще один сталинизм - сталинизм будущего, сталинизм Финального Райха, планетарный сталинизм 3-го монголо-германского Рима, о котором грезил Унгерн-Штернберг: но этот Рим и по состоянию фактов, и геополитически в настоящее время есть лишь потенциальный и абсолютно новый виток мировой истории, виток предполагаемый и предуготовляемый тайно: тайно сегодня, но завтра, скорее всего, больше не тайно - виток интеграции тотальности Великого Евроазиатского Континента от Токио до Азорских островов.

Александр Ципко: Модернизированный сталинизм в России возникнуть не может. Для этого нет ни одной предпосылки. Во-первых, сейчас мы имеем совсем другое население, стратифицированные по абсолютно иному принципу, нежели в сталинское время. Сталин в своей политике делал ставку на модернизацию крестьян, которых он привел к власти, он управлял безграмотной Россией и коммунистическим сионизмом методами уникальной жестокости. Эта система могла сложиться только в революционных условиях, и сами условия, что ее создали, были уникальными.

Федор Гиренок: Сейчас все идет именно к тому сценарию, что новый сталинизм более чем возможен. Сегодня в России внятно структурированные силы на политической сцене не представлены. Очень быстро может произойти качественная смена политического поколения и могут придти собственно "сталинские" силы. Поспособствовать этому могут также издержки современного глобализма. Россия явно идет не в ногу с глобализмом. Это свойство стран, которые обладают качеством больших империй. Черты такого модернизированного сталинизма пока плохо угадываются. В любом случае, новый сталинизм будут представлять люди, наделенные волей собирающих. Их идеологией будет жесткое комплексное стратегирование.

Александр Неклесса: Сегодня в России нет субъекта планирования. Сталинизм заключал в себе этот субъект путем стратегически поставленных задач и новаторством. Сталинизм - это проектное мышление. Настолько мощным был этот импульс тогда, что даже без прямой поддержки он развивался минимум еще десятилетие. На этой волне разворачивался постиндустриальный горизонт России, но он был сильно деформирован. Сейчас нет никаких реальных перспектив для сталинизма. Чтобы сталинизм возник, нужны сценарный требования, использование развитого постиндустриального сценария. Сейчас Россия неизбежно переходит в то состояние, которое раньше называли "третьим миром", то есть, говоря более современным языком, - в кластер "Юг".



Что делать?

Федор Гиренок: Хорошо было бы Сталина вернуть на время. На полгода, не больше. Но потом он должен обязательно уйти. Сталин необходим, чтобы сделать сейчас всю "грязную" работу, которой власть откровенно и преступно брезгует. Сейчас, если выражаться языком Ницше, мир утратил волю к власти. Создалась в России уникальная и парадоксальная ситуация: мы (народ) хотим повиноваться, но никто не хочет повелевать. Необходимое для России, жизненно важное пространство для господства не существует.

Александр Неклесса: Нам требуется даже не смена политического курса. Курс способны менять лишь субъекты развития. А их как раз в России пока нет.

Виктор Милитарев: Можно предположить, что сталинизм эволюционирует в нечто наподобие французского голлизма. Но я не верю, что русский голлизм обязательно должен быть по существу сталинским. В России выиграет умеренный голлизм, если при всех его характерных чертах он хотя бы немного будет левым. Дать определение такому русскому голлизму как "сталинский" - язык не поворачивается.

Александр Ципко: Сегодня "сталинизм" - один из варинтов развития страны. Этот путь во многом сходен с путем французского голлизма. Здесь самым основным движущим фактором является жажда передела собственности. Появится действительно национальный лидер, который в рамках конституционного строя самым серьезным образом заявит о правах 80% русских. По этому пути, кстати, Путин и пришел к власти в 1999 году (вспомните легендарный призыв: "Русские, встаньте с колен!"). Другое дело, Путин фактически ограничился предвыборном пиаром. Успех этого гипотетического лидера будет не сравним с путинским ни по каким меркам, если он не ограничится пиаром. Такой "голлизм" будет намного демократичнее сталинского, поэтому можно говорить о крайне умеренном "сталинизме", если вообще о нем можно говорить. Он будет возглавляться людьми очень образованными, знакомыми с западной политической традицией (уже сегодня политический класс почти поголовно - западники). Это нужно принять как неотвратимое. К тому же у такого русского голлизма будет связь с миром. Запад, к слову сказать, не простит, если появится нечто вроде сталинской закрытой автаркии, противостоящей всему миру.

Александр Дугин: Сталинские методы управления страной и экономикой должны быть помещены в воссозданный выше четверной контекст: что думает об этом "великолепная мадам Андреа" из романа Жана Парулеско намного интереснее тех банальностей, которые выплевывает на нас из своего ада Булат Окуджава (мертвый). Какие черты может иметь такой модернизированный сталинизм? Это должен быть интернационализм, национализм, демократия, тоталитаризм, лингвистика, ученость, обскурантизм, помноженные на великие мечты. Какова может быть его роль в разработке долгосрочной стратегии развития государства? Она может быть основополагающей и всеобъемлющей. А может быть и никакой. Могут ли идеология и методы сталинизма позволить нынешнему "путинскому большинству" эволюционировать в нечто, напоминающее "голлизм" во Франции? Нет, нет и еще раз, нет. "Путинское большинство" - это "отдыхающее большинство". Оно очень правильно в смысле потенциальности, и никакое в смысле актуальности. Это "офицеры на отдыхе", в трениках, с шашлыками, женами в возрасте. "Голлизм", впрочем, тоже не то, за что он себя выдает. У Парвулеско (голлиста из голлистов) есть особенная трактовка Де Голля как евразийца, посвященного вместе с маршалом Тухачевским в "Общество Полярных" в Ингольштадтской тюрьме. Если взглянуть на Де Голля как на интегратора "Европы от Атлантики до Урала", главу ордена "45 секретных компаньонов" и добавить его встречи с Мишелем Вальзаном и его дружбу с собственным советником (горбигерианцем и оккультистом Дени Сора), не говоря уже о еще более опасных связях, то такой "голлизм" соответствует "четвертому сталинизму" - да, и "офицерам на отдыхе" - нет. Путинское большинстиво эфемерно. Из него должно выпростаться нечто типа "Железного Человека" японского кинодокументалиста Тетсуо - нечто навязчиво вращающееся. И тогда аналогии будут уместны. Путинское большинство необходимо воспитывать - по тревоге поднимать и опускать, и так много раз, и внедрять ему в зубы вечные истины: "тупой платит дважды", а "слабый трижды", "проснись, Евразия!" и т.д.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    14 июня 2003, 12:34
    Русская интеллигенция гибнет (манифест с Э.Лимоновым)
    1 мая 2003, 12:41
    ''Элементы'' №8 | Н. Устрялов | Хлеб и Вера | 2000
    ''Элементы'' №8 | Ф. Хильшер | НБ заговор в логове СС | 2000
    29 апреля 2003, 11:25
    "Элементы" №8 | Ф. Лапейр | Судьба Никиша — Судьба Германии | 2000
    ''Элементы'' №8 | А. Дугин | Либо мы — либо ничто | 2000
    13 апреля 2003, 18:17
    ''Элементы'' №4 | П. Савицкий | Еще раз о национал-большивизме | 2000
    2 декабря 2002, 23:03
    А.Дугин | Тамплиеры Пролетариата | Гностик | 1997
    А.Дугин | Тамплиеры Пролетариата | Клянусь предвечерним временем | 1997
    А.Дугин | Тамплиеры Пролетариата | Под знаменем богини | 1997
    А.Дугин | Тамплиеры Пролетариата | Царский крестьянский труд | 1997
    ВЕСЬ АРХИВ