20 сентября, среда
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Философия хозяйства | А.Дугин | Проблема бедности и мультицивилизационный подход Напечатать текущую страницу
Александр Дугин

Проблема бедности и мультицивилизационный подход

Тезисы доклада на комиссии ООН по проблемам бедности

1. Универсальный подход не сам собой разумеется.

Мы подходим к проблеме бедности как к универсальной проблеме.

Поэтому к ней обращается ООН.

На первый взгляд кажется, что бедность есть абсолютное зло, с которым надо бороться совместными усилиями.

Но если приглядеться к этой проблеме внимательнее, все окажется несколько сложнее.

2. Бедность воспринимается как однозначное зло лишь в контексте протестантской теологии и в версиях англосаксонского капитализма.

Представление о бедности как зле является не столь универсальным.

Оно характерно для некоторых типов религиозного и светского мировоззрения, которые тем или иным образом сопряжены с англосакоснким миром, с протестантской теологией и ее светскими ответвлениями.

Вместе с социологом Максом Вебером можно сказать, что дух капитализма проистекает из протестантской этики.

И именно в капиталистической или протестантской перспективе проблема бедности чаще всего рассматривается.

3. Материальное неравенство как выражение имманентной справедливости.

Философской предпосылкой проблемы бедности в этом контексте является концепция “имманентной справедливости” или “предестинации”.

В согласии с этой теорией человек получает вознаграждение уже в этой жизни.

Следовательно, богатство есть выражение богоугодности, а бедность, напротив, богопротивности.

Таким образом, в классическом кальвинистском протестантизме бедность не просто следствие слепых обстоятельств, беда, трагедия, но форма наказания и результат высшего суда.

Поэтому бедняк является не просто несчастным, но злым, плохим, порочным по своей сути.

4. Демонизация бедности, обожествление богатства.

В капиталистическом мифе бедность выполняет роль дьявола религиозных мифологий.

Для того, чтобы существовало добро, необходимо зло.

Для того, чтобы обожествить богатство, необходимо демонизировать бедность.

5. Гегель о неснимаемости бедности.

Гегель в “Основах философии права” писал: “при всем богатстве, капиталистическое общество никогда не будет достаточно богатым и никогда не сможет, исходя из своих собственных ресурсов, воспрепятствовать росту нищеты и увеличению числа неимущего населения”.

Маркс пошел еще дальше, и показал функциональную необходимость бедности, нищеты для адекватного существования и развития капиталистической системы.

6. Бедность — мотор психологии капитализма.

Иными словами, как бы мы не относились к этому — как к неизбежному злу, о котором мы сожалеем, или к безнравственному подходу, требующему искоренения — бедность и ее негативная философия являются неотъемлемым элементом капитализма.

Легко заметить, что психология капитализма предполагает негативный полюс бедности, нищеты, как мотивацию хозяйственной деятельности, как важнейший стимул, как рычаг жесткого экономического принуждения.

Если на современном Западе ситуация более нюансирована, то только за счет того, что зона бедности вытеснена в Третий мир, который стал сегодня аналогом пролетариата капиталистических обществ более раннего периода.

7. Концепция “трансцендентной справедливости”.

Вне коренного протестантского, англосаксонского, капиталистического контекста мы встречаемся с иным пониманием самой проблемы бедности.

К примеру, Православная традиция считает жизненный цикл человека не результатом воздаяния и приговора, но предварительным испытанием, чьи результаты будут объявлены лишь в грядущем миге Страшного Суда.

Это — концепция “трансцендентной справедливости”.

Не трудно понять, что в такой картине мира бедность перестает быть безусловным злом или пороком, равно как теряет свой безусловно положительный смысл богатство и достаток.

Диалектика материального положения становится более сложной.

Отсюда культ монашества, обетов добровольной бедности.

Не случайно институт монашества был упразднен в протестантизме уже Лютером.

8. Фаталистическое отношение к бедности Востока.

Восточные традиции и их современные секуляризированные продолжения относятся к проблеме бедности фаталистически.

Для них земное существование лишь незначительный эпизод в долгой цепи метаморфоз.

А следовательно, проблема бедности теряет свой драматический вес, которым она наделена в протестантских и пост-протестантских (=капиталистических) социальных ансамблях.

9. Потребность в диффернциированном цивилизационном подходе.

Рассмотрев проблему бедности в конкретном цивилизационном контексте, становится очевидным, что мы имеем дело не с одной, общей, универсальной проблемой, а с целым спектром проблем, которые в зависимости от культурной и социальной среды должны быть сформулированы совершенно различным образом.

Иными словами, здесь — как впрочем и во множестве других вопросов, мы должны обязательно учитывать геополитический, культурно-географический, цивилизационный фактор.

Только в этом случае мы будем способны не решить — до этого еще далеко — но, по меньшей мере, адекватно сформулировать суть проблемы.

10. Бедность в оптике социализма.

Одной из секуляризированных версий непротестантского подхода к проблеме бедности является широкий спектр социалистических взглядов.

Факт победы социалистических революций в обществах Востока — весьма выразителен в этом смысле.

Антикапитализм русских и поиск своего социально-экономического пути целым рядом стран Востока является выражением инаковых мировоззренческих предпосылок, уходящих в глубь веков.

Социализм отвергает теологию и идеологию капитализма, а, следовательно, социалистический подход к проблеме бедности основан на инаковой идеологической предпосылке.

Так как бедность и богатство социалисты считают не формой проявления высшей Воли Провидения, а результатом исторической несправедливости, и единственно моральным им видится справедливое — более или менее равномерное распределение материальных благ, то в социалистической оптике борьба с бедностью приобретает характер идеологической войны с самим капитализмом.

В крайнем случае, это означает антикапиталистическую, антилиберальную революцию — в мягкой или жесткой форме.

11. Бедность в оптике геополитики.

Наконец, мы можем обратиться к геополитической дифференциации планеты.

Здесь мы видим жесткое деление всех стран на “богатый Север” и “бедный Юг”. Такое деление в очередной раз дает нам ту же самую раскладку сил. “Богатый Север” имеет в качестве оси англосаксонский мир и страны с развитым капиталистическим способом производства.

Север является богатым в той же мере, в какой капиталистическая идеология рассматривает богатство как безусловное благо.

Отсюда, кстати, демонизация стран Третьего Мира в либеральных трактовках (с чем долго, но, как видно, безуспешно боролись левые на Западе).

12. Геополитическая революция.

Чтобы преодолеть не просто факт своей бедности, но опрокинуть ту систему оценок, которая зиждется на западной модели капитализма англосаксонского типа, странам “бедного Юга” надо не разбогатеть, но совершить геополитическую революцию, отвергнув как идеологию капитализма, так и конкретную социально-политическую, культурную, идеологическую и экономическую доминацию Запада. В противном случае, все меры останутся недейственными.

13. Проблема бедности принадлежит сфере философских основ цивилизации.

Подводя итог этим кратким тезисам, многие из которых подробно развиты в других наших работах, можно сделать следующие выводы:

— проблема бедности ставится радикально различным образом в зависимости от того, в каком политэкономическом, геополитическом, религиозном и культурном контексте мы ее ставим.

— соответственно этой постановке вопроса определяются и пути его решения.

— проблема бедности, являясь осевой философской, мировоззренческой темой, требует не столько технического, сколько духовного, идеологического, мировоззренческого решения.

(Мы видели, что в одном случае, речь идет о геополитической, в другом о социальной революции.)

Надо заметить, что последовательные либеральные мыслители — такие как фон Хайек — основываются на концепции “рыночного дарвинизма”, и для них проблема бедности - это проблема самих бедных. Т.е. такой проблемы попросту не существует. В этой связи напомню слова французского философа Филиппа Немо, ученика Хайека, который сказал: “Требование социальной справедливости глубоко аморально”. В этой ультра-либеральной оптике “борьба с бедностью” становится не просто нелепой и ненужной, но вредной и прямо (или косвенно) ведущей к “тоталитаризму”.

14. Социально-историческая предопределнность позиций докладчика в излагаемом вопросе

Я выражаю не мое личное мнение, но

— константу духовных и социальных традиций моего народа, испокон веков воспитанного на Православии,

— социалистическую или социал-демократическую позицию думского большинства,

— евразийский взгляд на эту проблему, свойственный незападным, непротестантским культурам и, соответсвтенно, подавляющему большинству россиян.

И при таком строгом определении позиций нетрудно понять наше отношение к проблеме бедности: она может быть решена (и даже поставлена) лишь

— через отказ от универсализации капиталистической, англосаксонской системы ценностей,

— через отстаивание самобытного пути развития незападных государств не только в культурной, но и в социально-экономической сфере,

— через создание атмосферы реального плюрализма и дифференциализма подходов ко ключевым проблемам современности в зависимости от исторических и духовных традиций каждого конкретного народа и государства.

Для нас “бедность не порок”. И поэтому первым шагом на пути российского, шире евразийского ответа на проблему бедности логически должен стать решительный отказ от демонизации бедности и, соответственно, от обожествления и положительной моральной оценки богатства. А из этого следует требование социальной справедливости (вопреки пристрастной псевдо-диалектике ультра-либералов), справедливого и равномерного распределения материальных благ, самостоятельность любых — развитых или неразвитых стран в выборе цивилизационных приоритетов, отказ Западу, “Богатому Северу” в праве на роль планетарного арбитра.

Причину бедности одних надо искать в богатстве других.

Спасибо за внимание.

Москва, 14 октября 1998 г.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    Архив пуст