29 февраля, суббота
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Традиционализм | Свободная Россия | А.Дугин | Понятие Священного | 04.03.1999 Напечатать текущую страницу
Радио "Свободная Россия"

Александр Дугин

Понятие Священного

выступление на радио "Свободная Россия"
4 марта 1999 г.

1. Мы употребляем понятие священное не задумываясь о значении этого слова. Священными принято считать Веру, Родину, высшие проявления человеческого духа. Но это так не у всех. Либералы, например, государство и народ священными категориями никак не считают, они говорят о священном праве частной собственности. Что же такое священное?

2. Это важнейшая категория человеческого бытия. Человек разделяет все на обыденное, бытовое, обычное и на выделенное. Это предопределяет два типа отношения — пользовательское и благоговейное, обыденное и возвышенное.

3. Священным является то, что сопряжено с высшими идеальными вещами, что ведет к реальностям, заведомо и бесконечно превышающим горизонты знания и возможностей обычной человеческой личности.

4. У любого человека и Человека Традиции и даже у современного человека есть в глубине души представление о чем-то абсолютном, запредельном. Эту реальность традиционные религии именуют Богом, ставят в центре своего особого культового мировоззрения. Отвлеченно ту же реальность можно назвать сферой потустороннего.

5. Так вот священным, сакральным является то, что причастно к этой сфере, что несет в себе элемент запредельного, божественного, потустороннего. Что внушает человеку целую гамму очень сложных чувств — от немотивированного восторга до глубокого ужаса.

6. Очень важно понять, что понятие священного не является только положительным. Это не есть просто что-то доброе, прекрасное и истинное. Священное может внушать и совершенно иные эмоции. Это может ужасать, вызывать внутреннее потрясение, неимоверный страх, головокружение. Ощутить дуновение священного — все равно, что заглянуть в бездну, посмотреть за порогом своего личного бытия, в миры, обычно ассоциирующиеся со смертью.

7. От понятия священного захватывает дух. Неуместными становятся наши обычные мысли и чувства, наши переживания и заботы, наши симпатии и наши планы. Священное смывает с нас наслоения обыденности, возвращает нас к обнаженному факту простого присутствия в мире. Мы теряем опоры и защиты, предстаем как бы заново рожденными перед лицом гигантской, серьезной реальности, о которой ранее не подозревали. Это как внезапное пробуждение. Раз и мы внезапно очутились в неизвестном пространстве, перед лицом реальностей столь серьезных, что в сравнению с ними известный нам мир растворяется сразу и окончательно.

Священное — это внезапный молниеносный выход к иной стороне бытия. К его скрытой стороне.

8. Наши предки жили в мире Традиции. Мир Традиции отличался именно тем, что в центре внимания стояло именно Священное, Сакральное, Потустороннее. Именно в этом и состоит главное отличие между миром Традиции и современным миром.

9. Если мы хотим восстановить разорванную связь времен, если мы хотим, действительно, вернуться к своим национальным, культурным, историческим, духовным корням, мы обязаны начать именно с того, чтобы представить себе — каким было мировоззрение наших предков, как они понимали мир, как они к нему относились, как и что они переживали, к чему стремились. Без этого нам будет внятен их завет, их завещание нам, потомкам. Без этого мы упустим самое главное в нашей национальной русской истории — то главное, что как раз и сопряжено с тайнами Священной Истории, с сокровенными нитями и путями Святой Руси, нашей Абсолютной Родины.

10. Священное не сводится только к религии, только к культу, к обряду и поведению в Церкви. Хотя религия — важнейший элемент священной, сакральной картины мира. Церковь — центр одухотворенной Вселенной, а богослужение, таинство Евхаристии — самая главная святыня в общесвщенном устройстве мира. Поэтому церковные службы и молитвы стояли в центре особого социального, хозяйственного цикла наших предков, русских людей эпохи Традиции.

11. Однако особенность восприятия мира — его природных и культурных реальностей как Священного Целого не сводится только к религиозности. Бытовое поведение, восприятие природных явлений, календарь, предметы быта, привычные объекты человеческой жизни в мире Традиции пронизаны тем же вкусом Священного, так же связаны сложными нитями с горними мирами.

Священное, сакральное распространяется и на бытовые реальности. Это удивительно тонко чувствовали великие русские поэты. Сергей Есенин писал:

Если скажет рать святая,
Брось ты Русь, живи в раю,
Я скажу не надо рая,
Дайте Родину мою!

Эти строки с точки зрения узко понятой религиозности могут показаться кощунственными, но на самом деле они поразительно точно вскрывают именно священный, сакральный пласт народной души, особого параллельного мировоззрения русской нации, которое не исчезло окончательно не смотря на всю модернизацию, на все обмирщвление, на весь скептицизм последних столетий.

12. Существуют целые народные учения о приметах, о якобы случайных совпадениях, о сновидениях, о тайном дополнительном измерении бытовых хозяйственных вещей. Приметы, поверия, легенды, мифы, предания, сказки, песни, загадки, поговорки — из всего этого складывался удивительный таинственный мир, пронизанный световым измерением. В таком мире все связано между собой, все сводится в единую гармоничную картину.

13. Природа, общество, циклы человеческого труда, государственное устройство, пейзаж образуют непротиворечивую, гармоничную единую реальность.

14. У наших предков, живших в сакральном священном обществе, Русь, Родина виделась как Ровный Круг. Мифический богатырь — Илия Муромец — титанической силой раздвинул великие камни и леса, которые раньше заполняли равнину. Отсюда возникли Кавказские горы, северные леса.

15. На этом священном русском круге живет священный народ. Русские, носители особого русского духа. Высокие, стройные, белые люди. Белокурые, сильные и смелые, честные и справедливые. Русские народ солнца, красных узоров, прекрасных дев.

16. В центре Русского Круга — Белый Царь. Русский Царь. Как ось колеса, как полюс, как центр круга. Он сидит в стольном граде, лучами своими озаряя подданных. И русский богоносный народ, чтущий Святую Веру и отстаивающий свой собственный Порядок, свой Русский Порядок, свой уникальный священный удивительный Строй, свою культуру, свою нравственность.

17. В мире Традиции эта национальная уникальность, особость доказывалась и обосновывалась очень легко. Не внешние механические, технические, количественные показатели делали Отечество Священным, святым. Оно оставалось таковым и в тяжелые годы смут, упадка, нашествия иноплеменных, голода, раздоров и неурядиц. Понятие Святости — выше понятия благополучия или процветания. Святость может проявляться и в горе, и в страдании, и в испытаниях.

18 Поэтому так много смыслов в этом удивительном словосочетании СВЯТАЯ РУСЬ. Не просто великая, могущественная, сильная или процветающая, но именно СВЯТАЯ РУСЬ, РУСЬ СВЯЩЕННАЯ, РУСЬ САКРАЛЬНАЯ.

18. Но постепенно Русь уклонялась от Священного идеала. Смещалась в сторону мира современного, западного. Запад в свою очередь отказался от мира Традиции уже довольно давно, осмеяв Средневековье, приравняв полноценную многомерную, полифоническую жизнь традиционных обществ к “недоразвитости”, “дикости”, “варварству”, “примитивизму”. И когда русская знать в конце 17-начале 18 го веков твердо решилась встать на путь подражания Западу, отказ от священного начался и у нас. На место Святой Руси постепенно вставала светская, обмирщвленная Россия. На место Старой Веры и бытового русско-православного исповедничества — узкий морализм клира, превратившегося в разряд гос-чиновников, лицемерие, имитация т.н. “просвещенного” Запада, а на самом деле, потерявшего связь со Священным, сакральным пластом бытия, павшего, обывательского, плоско-рационального Запада.

19. Процесс ухода от Святой Руси не был единовременным и мгновенным. Он растянулся на долгие столетия. После серьезнейшего удара разбойничьего собора 1666-67 годов, когда официальной анафеме было предано учение о Москве-Третьем Риме, т.е. фактически сама древнерусская традиционная доктрина Святой Руси, бездна между тайной, священной Россией, параллельной Родиной и светским романовским государством постоянно ширилась.

20. Хотя в глубине народа жила древняя вера, старые обычаи, верность изначальному сакральному русскому идеалу. И под воздействием земского клира, под воздействием малых сих, простых народных масс потихоньку после первых романовских зверств возвращались на Русь наш восьмиконечный Православный крест, наши древние обычаи, наша древняя Старая Вера.

21. В ХХ веке новым испытаниям был подвергнут наш народ. Теперь доктринеры марксизма бездумно и жестоко вытравливали в массах глубинные национальные пласты, осмеивая т.н. “предрассудки”, издеваясь над обычаями и легендами. Зловещий красный смех вовсю гулял по стране...

22. Но как ни усердствовали белые и красные в их борьбе со священными корнями нашего народа, с параллельным мировоззрением тайной Руси, Руси Китежа, Руси солнечной, в лучах незаходящей невечерней Славы омытой, не могли и не смогут вытравить они до конца истоков, корней нашего уникального национального “я”.

23. Мы никогда не преодолеем сегодняшнюю катастрофу, ту смертельную опасность, которая нависла над нашим народом и нашим Государством, если не обратимся к Священному, к сакральным истокам нашего происхождения, к святой почве и солнечной крови нашей, как к тайному Завету любимой Родины, который мы обязаны расшифровать, осознать и исполнить.

24. Дух народа, нации не простое слово. Это живая реально присутствующая нить, которая проходит через наши сердца и тянется далеко за пределы материального мира, к таинственным, восторженным и пугающим безднам бытия. И никакие материальные успехи не смогут компенсировать ослабление духовной сферы — сферы Священного. И наоборот — пробудившись к осознанию наших сакральных корней, мы легко и мужественно вынесен, преодолеем, превозможем любые испытания, любые страдания в физической области.

25. Чтобы понять тайный национальный Завет надо воспитать в себе новые качества, отказаться от критицизма и рационализма, навязанных ненавистным Западом, доверчиво открыть сердце и душу загадочному миру национальных легенд и преданий, сказок и мифов. Это не убогие плоды недоразвитых темных людей, это зашифрованные послания наших богоносных отцов, великих предков — именно тех, которые расчистили Русскую Равнину от гор, завалов, буреломов, болот и иноземной нечисти и основали великую русскую цивилизацию — Континент-Русь, солнечную, святую Землю, населенную добрым, открытым и чистым народов, наивным, сострадательным, зачарованным, удивительным, странным, необъяснимым, непонятным ни самому себе, ни уж тем более всем остальным.

26. По ту сторону разума и безумия, грязи и непорочности, времени и конца его — Россия сна в вопросительных снегах и душной светлой тоске.

Священная Родина.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    27 марта 2005, 11:57
    Традиционализм | FAQ | Дугин | О соотношении регулярных и иррегулярных форм трад
    9 февраля 2005, 00:16
    Традиционализм | Новый год по-тебетски в клубе
    8 декабря 2004, 00:06
    Традиционализм | Бронзовый Век | Сказка и инициация | Интервью А.Г.Дугина
    25 июня 2004, 11:33
    Традиционализм | FAQ | Дугин | О бафометизме и зле | 07.12.2000
    15 июня 2004, 07:45
    Традиционализм | FAQ | Дугин | Об иерархии ума и безумия | 18.09.2000
    17 марта 2004, 22:58
    Новый Университет | Головин | Матриархат | 17.03.04
    28 февраля 2004, 18:23
    Традиционализм | FAQ | А.Дугин | О псевдо-мюридах | 2000
    23 января 2004, 13:45
    Традиционализм | Свободная Россия | А.Дугин | Понятие Священного | 04.03.1999
    26 декабря 2003, 15:26
    Традиционализм | А.Дугин | ЛГ | Сакральное | 2003
    21 августа 2003, 16:22
    Традиция | К. Фрумкин | Дружба народов | Традиционалисты: портрет на фоне тексто
    ВЕСЬ АРХИВ