Арктогея - философский портал
Новый университет | Е.Головин/Матриархат | Журнал ''Нашли'' | 20.07.2004
    20 июля 2004, 15:08
 
Журнал "Нашли"

Вкрадчивый бунт "сыновей Отца"

Евгений Головин в Музее Маяковского

Представьте, что вы гуляете на природе в один из солнечных летних деньков, вдыхаете искрящийся ароматами воздух, любуетесь дико цветущими красотами вокруг, размышляя расслабленным мозгом о бренной жизни. Утомившись, вы ложитесь в густую траву, чуть привалившись к мягкому холмику, и вдруг вас настигает неспокойная дрёма. Будто что-то тянет голову вниз и вбок, мысли - куда-то назад, к разбитым фрагментам прошлого, непонятно чьего прошлого. Вы с трудом поднимаете веки, внезапно осознавая, что солнце светит не нежно-золотым, а пламенно-красным светом, что трава под вами - шерсть неведомого живого существа, а холм - его чуткое ухо; вы слышите поражающие ваш слух звуки, различаете сотни запахов, видите сразу всё, что только пожелаете увидеть, и понимаете, что...

Проходит какое-то время, и вы возвращаетесь в прежнее, такое знакомое и привычное существо, лежащее на поляне в тихом сумеречном покое наступившего летнего вечера. Спокойно осмотревшись и поразмыслив, вы заключаете, что виновником вашего наваждения оказался какой-то, допустим, диковинный цветок, зацветший где-то невдалеке и испустивший наркотические пары, которыми вы, не желая того, надышались. Мир предстаёт в обыденных координатах, ракурсах, чувствах, тонах, и лишь на губах ваших - результатом пережитого приключения - слегка удивлённая усмешка: "Бывает же!" Но она, усмешка, вскоре покидает ваше лицо: когда вы понимаете, что стали иным и больше уже никогда не будете тем наивным несведущим профаном, который так просто и буднично видел весь этот мир и каждую вещь в нём.

Да позволено нам будет сказать, что Евгений Всеволодович Головин, в некотором символическом смысле, и является тем самым цветком. Наркотические пары, исходящие от него, - это редкие лекции в Новом Университете, фразы (пусть даже цитаты в чужих устах), статьи и - бывает же! - книги, коих насчитывается уже целых две: "Сентиментальное Бешенство Рок-н-Ролла: Под знаком Василия Шумова" (1997 г.) и "Приближение к Снежной Королеве" (2003 г.). Ну, а "волшебное приключение", приблизительно описанное выше, - это то, что происходило, например, с неподготовленными, неопытными, несведущими посетителями Нового Университета, которые случайно оказались 17-го марта 2004 года в Музее Маяковского на лекции Евгения Головина "Матриархат". Я наблюдал, например, за ярко одетой и агрессивно украшенной девушкой, которая, сидя за спиной ровно вещающего Евгения Всеволодовича, минут двадцать уверенно и даже надменно разглядывала зал, а потом уверенно встала и очень быстро, не оглядываясь, ушла, словно спасая остатки рушащейся картины мира. Другая девушка, чуть более скромная, сидела поодаль с удивительно молодым человеком, который от звука потусторонней речи неудержимо спал (надо сказать, это довольно распространённая защитная реакция мужского организма на знание). Эта вторая тоже смотрела в зал, выискивала лица, и в глазах её была самая настоящая мольба: "Подтвердите же, что это происходит, что я здесь, что я всё правильно понимаю..." Другие дамы - возможно, что и феминистки - признавали после лекции, что "уже никогда не станут делать многое из того, что позволяли себе до сих пор". Что же такое они все услышали?

Например, они услышали небольшой историко-философский этюд про алмаз и уголь. Согласно знанию, хранимому патриархальной цивилизацией, алмаз и уголь не могут иметь ничего общего. При одинаковой "материальной структуре" через алмаз и уголь проходят разные эйдосы (теперь их называют, на "женский" манер, "идеи"): "Важно то, что идёт от неба, важно то, что небо отмечает. С алмазом может сравниться горный хрусталь: как говорят алхимики, это "молодой недозрелый алмаз"". Но вот - в начале XIX века, с открытием английского химика Хемфри Деви - состоялся выход материализма на философскую арену: он заявил, что алмаз и уголь - один и тот же материал. Причём важно не столько сие заявление, сколько тот факт, что абсолютное большинство поверило ему, - любому, имеющему глаза и другие органы, даже сегодня легко различить алмаз и уголь. Далее, по Головину, происходила постепенная подмена мужского, сердечного, "солнечного" стиля познания женским, рациональным, "лунным". "То, на чём держалась патриархальная культура - иерархия: на первом месте Бог, далее серафимы и херувимы, могущества, троны и т.д., вплоть до святых, - исчезло полностью. После того, как мозг воцарился безраздельно, иерархия сменилась не значащей ничего субординацией".

Параллельно тому, как познание трансформировалось из мужского в женское, шло и постепенное превращение мужчин из "сыновей Отца" в "сыновей Матери", авторов-исполнителей современной политики, культуры, стиля. "Начиная с девятнадцатого века, отдельные ученые стали иначе рассматривать патриархат и матриархат, поняв, что всё не так просто. Парацельс хорошо сформулировал в своём афоризме: "Женщина - море, а мужчина в нём - рыба". Отсюда возникает закономерный вопрос: "Почему считается, что мужчина и женщина принадлежат одному и тому же человечеству?" С конца восемнадцатого - начала девятнадцатого века появилась тенденция, которую мы называем материализм. Это не просто философия, это не просто, как писали философы-идеалисты, "вздорный взгляд необразованных людей". За всю историю "научного материализма" не сказано честно: это никакой не атеизм, но обычный культ Великой Матери. Не такой, как Кибела, Милитта, Гера, но культ - так сказать, "синтетический культ"".

Прекратим пересказывать и цитировать - это может быть опасно. Книги Головина можно читать с любого места и перечитывать сколько угодно: мысли, образы, парадоксальные ходы и непостижимые аллюзии будут всё так же крошить обрыдшую реальность и воплощать иные, целебные своей неотмирностью, пространства. С лекциями Головина сложнее: единожды потеряв его нить, можно так и не выбраться из лабиринта. Дабы избежать сей участи, поместим здесь сверх вышеизложенного лишь один фрагмент его словесного шедевра "Матриархат" - о доступной сегодня всем "виртуальной реальности". Для Головина она - не продукт нашего времени, она существовала всегда, но лишь в рамках женского стиля познания. "Жизнь, профильтрованная мозгом, "виртуальна". Фихте выразился верно: "Жить - не значит мыслить, мыслить - не значит жить". Разные процессы. Мы приходим к фундаментальному выводу: все построения матриархата совершенно отвлечённы".

Бунт против "матерей" бесполезен: "Мы уже прошли этап мужского бунта против матриархата. Литература начала двадцатого века: Чехов, Лоуренс, Стриндберг, Отто Вайнингер, протесты, возмущения мужского самолюбия". Есть лишь надежда, что солнце вернётся и снова целительно нас заразит. Тем же, кто уже почувствовал симптомы заражения и не желает приходить в себя, есть смысл ознакомиться со следующим:

Евгений Головин "Приближение к Снежной Королеве" (лекции "Нового Университета" и статьи). Издательство "Арктогея", М., 2003. Книгу можно купить в книжном магазине "Арктогея" по адресу: Москва, Тверская, дом 6/2, строение 5, магазин "Трансильвания", книжный отдел; телефон: [095] 229-87-86.

Лекции "Нового Университета" в Музее Маяковского. Анонсы на сайтах www.arcto.ru nu.evrazia.org.

P.S. Похоже, Головин в России посредством слова способен достигать приблизительно того же, что вытворяли с публикой и культурой герои золотого рок-н-ролл-века на Западе. Вот только в иных масштабах, - что, может, и к лучшему.

Словесник

Опубликовано в художественно-публицистическом
журнале "Нашли", №4, 2004 г.

Все номера журнала "Нашли" Вы можете приобрести в книжном магазине "Арктогея" по адресу: Москва, Тверская, дом 6/2, строение 5, магазин "Трансильвания", книжный отдел; телефон: [095] 229-87-86.


  
Материал распечатан с философского портала "Арктогея" http://arcto.ru
URL материала: http://arcto.ru/article/1177