Арктогея - философский портал
Православие | Юрий Попов | ''Человеческое, слишком человеческое'' сильнее? | Мы забыли | 16.09.2007
    16 сентября 2007, 20:15
 
Юрий Попов

Мы забыли

"Человеческое, слишком человеческое" сильнее?

Мы забылиМы забыли о том, что христианство никогда не было респектабельным. Оно никогда не сводилось только к обязательному ежевоскресному посещению храма и дорогому крестику на груди. Христианство может быть либо тотальным определяющим нашей жизни, либо вообще не быть.

Мы забыли о том, что христианство всегда не вписывалось в «человеческие, слишком человеческие» рамки мiра сего; оно всегда стремилось к их дерзновенному преодолению, к обретению уже здесь иного Царства, поэтому житейские успех и благополучие, мягко говоря, не всегда сопутствовали христианам. И дорогие иномарки у золотящихся куполами храмов вовсе не свидетельствуют о нашем «духовном возрождении».

Мы забыли о том, что Православие – это не только куличи и яйца на Пасху, и Великий Пост – не просто «православная диета»; это еще и великая свобода преодоления собственной узости и гордыни, радость обретения в Боге Отца, узнавание в прохожем на улице образа Божия. Сегодня, когда «Комсомольская правда» извещает нас о начале очередного поста, а какая-нибудь «Экспресс-газета» пространно повествует о набожности героев гламурной хроники, порой честнее оскоромиться куском колбасы.

Мы забыли о том, что прежде чем на всех перекрестках громко исповедовать свое христианство, нужно с Божией помощью просто стать нормальным человеком, научиться обыкновенной порядочности и честности по отношению к Богу, людям и самому себе. Но за масштабными акциями и новыми проектами уже совсем не видно завещанное нам Отцами «малое доброделание».

Мы забыли о том, что христианство – не идеология, храм Божий – не офис, не малое предприятие, не дворец культуры и не бюро добрых услуг, батюшка – не секретарь горкома или иной «ответственный работник», и даже не психоаналитик, а служитель Живого Бога. Самое важное – чтобы об этом всегда помнило само наше «колокольное дворянство», не разменивая духовное первородство на встроенность в местный истеблишмент, машины с мигалками и коттеджные новостройки.

Мы забыли о том, что обязательное нынче освящение жилища или новенького «Ситроена» - это еще не гарантия освящения собственной души, а протянутые по автотрассам плакаты «Христос Воскресе» как-то уж очень напоминают былой Первомай. И старенький Владыка, жарящий вечером картошку и стирающий белье, вовсе не должен быть правой рукой губернатора.

Мы забыли о том, что жизнь – это не столько кафедра, с которой можно мудро и с чувством собственной непогрешимости поучать других, сколько вечная ученическая парта. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», - этот призыв светоносного Серафима мы почему-то слышим все глуше и глуше, зато все чаще неофиты с горящими неземным блеском глазами рассказывают нам о «терапевтическом эффекте исихазма» и призывают положить душу на борьбе с злокозненным сектанством.

Мы забыли о том, что икон в маршрутках, учреждениях, наших собственных домах становится все больше, а доброты в отношении друг к другу почему-то не прибавляется, и незримое тепло куда-то исчезает из наших душ. И шмелевское «Лето Господне», как наша Русская Атлантида, град Китеж, отражением невозвратного счастья тает в бликах воды.

Мы забыли о том, что жизнь – не бесконечное приобретение квартир, домов, машин, евроокон, карьер, болезней, мест на кладбищах, а таинственный дар Божий каждой человеческой душе, и с нас рано или поздно спросится за то, как мы распорядились этим даром, как расслышали в заоконной суете Его тихий голос.

…А может быть, все мы помним об этом? Забыл только я?


  
Материал распечатан с философского портала "Арктогея" http://arcto.ru
URL материала: http://arcto.ru/article/1449