Арктогея - философский портал
Юрий Мамлеев: Русская идея может осуществляться не только на Земле, но и в других пространствах видимой и невидимой Вселенной
    21 декабря 2014, 14:00
 
Юрий Мамлеев

Замыкание треугольника

Русская идея выходит за пределы земного мира и может осуществляться не только на Земле, но и в других пространствах видимой и невидимой Вселенной

В понедельник, 22 декабря, в Малом зале Центрального дома литераторов в Москве состоится презентация новой книги Юрия Мамлеева - сборника стихов и рассказов «Невиданная Быль». Мероприятие начнется в 18.30 и пройдет в рамках юбилейного заседания Клуба метафизического реализма, которому в этом году исполняется десять лет. Вести вечер, на который приглашены писатели, философы, журналисты и известные деятели культуры, будет писатель Сергей Сибирцев - председатель Клуба метафизического реализма. Президентом же общества является сам Мамлеев.

Пресс-релиз новой работы основоположника метафизического реализма гласит: «Рады сообщить, что вышла и поступила в продажу книга Юрия Мамлеева "Невиданная быль. Стихи и проза". Это уникальная книга, которой, пожалуй, нет аналогов, поскольку она сочетает в определенном единстве прозу и стихи. Стихи написаны от имени героев рассказов Мамлеева, поэтому книга разбита на несколько циклов, каждому из которых предшествует рассказ. Представленные стихи по духу различны настолько, насколько отличаются друг от друга сами герои рассказов. Например, Человек с лошадиным бегом - это совершенно не то, что Саша Трепетов из романа "Московский гамбит". В итоге получается некое органичное единство, когда писатель-прозаик имеет возможность в воображении "переселиться" в образ своего героя (ведь для него это просто) и писать стихи от его имени. Книга вышла в издательстве "Традиция" - это новое, весьма интересное и в некотором роде даже загадочное издательство».

Литературный секретарь Мамлеева Тимофей Решетов, составивший сборник «Невиданная быль» и написавший к нему предисловие, попросил прославленного автора ответить на несколько вопросов касательно выхода его новой книги.

- Юрий Витальевич, не могли бы Вы дать краткую характеристику лирических героев, от лица которых написаны стихотворения. В этой книге пять частей, пять литературных персонажей. Расскажите немного о каждом из них.

- Пожалуй, это возможно, хотя не так просто. Начнем с того, что возьмем крайние точки: герой рассказа «Человек с лошадиным бегом» и герой рассказа «Праздник». Стихи Человека с лошадиным бегом - это поэзия крайнего сюрреализма, причем не эстетского сюрреализма во французском духе, а сюрреализма с каким-то юродивым оттенком, с духом бродяжничества, проникновения в души совершенно непредсказуемых персонажей, которые встречаются в пивных, на кладбище и т. д.

Само произведение - «Человек с лошадиным бегом» - это знаменитый рассказ, который еще в самиздате приводил в восторг целый Магадан (с помощью Игоря Дудинского, журналиста). Его герой - человек абсолютно иррациональный. Это такой русский герой, который просто творит свою реальность. Он не оторван от реальности, он в ней, но он творит ее, и делает ее немножко с сумасшедшинкой.

А вот герой рассказа «Праздник» - здесь совершенно другая картина. Это неизвестный человек, который принес свою тетрадку стихов. Он является с тремя неизвестными людьми и, можно сказать, что он «упал с неба» - благодаря неожиданности своего появления и своим стихам. Стихи эти называются «Песни нездешних тварей». И по времени они написаны значительно позже, чем стихи Человека с лошадиным бегом. Это стихи «нашего времени» - конца XX - начала XXI века. Они основаны на своего рода мистических прозрениях, причем разного плана. Тоже не без сюрреализма, хотя несколько иного плана.

- В стихах Человека с лошадиным бегом больше бреда, в то время как герой рассказа «Праздник» более потусторонен...

- Да, потусторонен, и более философичен, конечно. У него все продумано, все отвечает мистическим реалиям.

Далее - стихи Трепетова. Это герой романа «Московский гамбит». Этот роман описывает ситуацию Южинского кружка в 60-70-е годы. Этот роман хорошо известен читателям. Его главный герой - некая обобщенная фигура, центральная для Южинского, в нем суммирован центр южинских исканий.

- Можно сказать, что это некий наставник, учитель своего рода?

- Конечно, это учитель, наставник, мистик, метафизик и т. д. Человек бездонных глубин. Но в его стихах тем не менее видно, что он не выдает себя всего. Если бы он выдал себя всего, получилось бы нечто неописуемое, я бы сказал. Поэтому его стихи отражают только часть его души. Они даже в чем-то более простые, чем «Стихи нездешних тварей», но все же они буквально наполнены метафизикой, например, обратите внимание на такое:
Забудем, что мы живы,
Забудем, что мы мертвы...
Эти стихи я написал уже в более поздний период...

Другой цикл написан от имени героя рассказа «Утопи мою голову». Это уже немножко ближе к Человеку с лошадиным бегом, хотя там и господствует некий бред, но это бред продуманный, за которым что-то стоит. А эти стихи - из цикла «Утопи мою голову» - это стихи с более осмысленной мистикой. Это не человек из народа, не такой кондовый. Он человек образованный. И его стихи тоже довольно сюрреалистичны. Они написаны мной в более ранний период и по своему состоянию стоят где-то между стихами Человека с лошадиным бегом и мистическими стихами первых двух циклов.

- А вот стихи о России - ведь это нечто совсем иное, они стоят как бы особняком...

- Да, и прежде всего потому, что они написаны от моего имени. Им предшествует эссе из книги «Русские походы в тонкий мир», которое посвящено метафизическому образу России. В сборник из этого эссе вошло «Заключение». Это довольно большое эссе, и оно как бы завершает роман, является своего рода философским объяснением этого романа. В этом цикле всего несколько стихов, которые описывают разные аспекты тех идей, которые изложены в этом «Заключении», а также более полно и развернуто они представлены в книге «Россия вечная». Один из основных философских моментов здесь заключается в том, что Русская идея выходит за пределы земного мира, и таким образом она как идея (в платоновском смысле этого слова) может осуществляться не только на Земле, но и в других пространствах видимой и невидимой вселенной. Это совершенно естественная ситуация: и характер, и невероятная глубинность, запредельность и мощь русской идеи таковы, что она не может вместиться только в Земной мир, поскольку он очень ограничен. Она неизбежно будет вмещаться в другие пространства. Именно этому посвящены стихи о России.

- Кого Вы видите читателями этого сборника? Может быть, Вы хотели бы сделать небольшое напутствие к ним?

- Я прежде всего обращаюсь к своим читателям, и хочу обратить их внимание, что в этой поэзии есть то, чего нет в моей прозе. Сам характер поэзии таков, что он неизбежно включает моменты, которые невыразимы в прозе. Эти моменты заключаются в иррациональности поэзии, в ее запредельности, в возможности выходить за рамки. Хотя, конечно, и проза имеет свои возможности в этом плане, но поэзия в значительной мере необъяснимая вещь. Так что в этом сборнике, в этих стихах вы найдете то, чего нет в моей прозе. И, конечно, стихи о России: видите, книга еще только появилась, и уже есть мощный отклик от читателей, есть большой интерес духовного порядка к теме России Вечной.

- А сейчас Вы еще пишете стихи? Или они все были написаны раньше?

- Нет, я и сейчас еще пишу, и в этом сборнике есть несколько стихотворений, написанных буквально в этом году, несколько месяцев назад.

- Можно сказать, что этот сборник представляет собой результат всей Вашей творческой жизни, включает стихи, написанные в разные годы, в разных ситуациях, и это, так сказать, неоконченный процесс?

- Да, и более того, это далеко не все стихи, это только часть, наиболее основная, но есть и еще. И это действительно завершение какого-то круга, именно: проза, философия и поэзия. Такой треугольник самых грандиозных точек искусства. Потому что литература - царица искусств, а философия - царица мысли. И вот поэзия - это замыкание этого треугольника.

- Будет ли еще один сборник?

- Да, я думаю так.


  
Материал распечатан с философского портала "Арктогея" http://arcto.ru
URL материала: http://arcto.ru/article/1641