Арктогея - философский портал
Георгий Тишинский: Если Русский народ не будет бороться за Русскую философию - вся колоссальная работа, проделанная в этом направлении, окажется бессмысленной
    28 ноября 2015, 22:00
 
Георгий Тишинский

Боги и титаны фундаментальной онтологии
(Эссе о философской справедливости)

Если Русский народ не будет бороться за Русскую философию - вся колоссальная работа, проделанная в этом направлении, окажется бессмысленной

«Каждая философия чревата политической философией»
Профессор А. Г. Дугин

1.

Вы когда-нибудь задумывались о причинах, по которым Крон сверг Урана, а Зевс - Крона? Почему, собственно говоря, началась великая Титаномахия, которая продолжается до сих пор в разнообразнейших формах? Вас никогда не интересовал вопрос, почему Зевс - Отец богов и людей - сверг собственного отца, и как такой бог может считаться образцом справедливости?

Я, пожалуй, отвечу за Вас. Скорее всего, вопрос это Вас не интересовал, и о причинах упомянутых выше событий Вы не задумывались. Ведь всё и так давно ясно: жажда власти и прочие человеческие качества не чужды и богам, особенно если речь идёт о гомеровских богах. Можно добавить сюда еще унылые убеждения, почерпнутые Вами из обязательного предисловия, которым снабжается до сих пор (!) каждое издание хоть Софокла, хоть Эсхила, хоть Гесиода, хоть кого угодно - предисловие советское, с ярко выраженной титанической направленностью, с восхвалениями в адрес благородного Прометея и ему подобных борцов за права древнегреческого человека. Итак, если всё соответствует моему описанию - Вы типичный современный интеллектуал, претендующий на осведомлённость в античной мифологии.

Однако же, всё-таки, Вы не задумывались, как Зевс - воплощение закона и справедливости - мог восстать против своего отца, а его отец - против своего? Люди, которые не читают дальше советских предисловий, могут предположить, например, что Зевс мстил за съеденных Кроном братьев и сестёр, а сам Крон просто хотел власти. По крайней мере, мне так сказал один семидесятилетний доцент кафедры всемирной истории одного из вузов широкой страны нашей родной.

Проблема в данном случае значительно более глубока, чем кажется на первый взгляд. Не понимая сути мифа, оперируя его искажённой идеологической интерпретацией, мы фактически весь мир видим в искажённых образах. Особо важно, что в данном случае речь идет об одном из краеугольных элементов античной мифологии, неправильная интерпретация которого фактически влечёт за собой полный крах любых попыток разобраться в общей мифологической системе эллинов. Однако же, мы имеем дело не с фрагментами досократиков и не с таинственными надписями фестского диска. Всё, что нужно - взять книгу и прочитать. Обратимся же к спасительному Гесиоду.

Итак, известно, что первым властителем мира был Уран, порождённый Геей и воцарившийся над ней как её муж (как Небо, облекающее Землю). Однако же, от союза Неба и Земли были зачаты не только 12 богов (позже названных титанами), но и такие дети, чьего появления на свет их небесный отец не хотел (трое киклопов и трое «сторуких», которых исследователь «Теогонии» Властов вполне обоснованно отождествляет со стихийными бедствиями). Так, Уран не позволял киклопам и сторуким родиться, а потому Гея постоянно страдала в родовых муках. Измученная тиранией несправедливого мужа, она подговорила Крона - своего младшего сына - восстать против отца. Вот какова причина свержения Урана: несправедливость правителя. Как царь, Уран должен был позволить киклопам и сторуким родиться, однако, устрашённый их видом и разрушительной силой, он замкнул их в их же матери, и таким образом совершил фактически первое в мировой истории насилие тирана над подвластным ему миром - над женой и детьми.

Крон, которому власть была дана для обеспечения торжества справедливости… продолжил политику свергнутого отца, и оставил собственных братьев там же, где они и были - в Земле. Кроме того, на всякий случай, он проглотил и собственных детей, чтобы уж точно его никто не сверг - ведь он-то знал, что не исправил преступления Урана, и что его рано или поздно постигнет за это расплата, как и отца. В результате Зевс, воспитанный на Крите вдали от отца, воплотил эту расплату, и одержал победу над титанами, осуществив справедливость и выпустив сторуких и киклопов на свободу (одержав тем самым перевес над своими противниками, закрепившимися на Отрисе).

Так, Титаномахия (и её отголосок - Гигантомахия, а также подвиги Геракла, Беллерофонта и прочих героев, раз за разом побеждающих хаотических чудовищ, противостоящих стройному и прекрасному миру божественной Гармонии) коренится в борьбе с несправедливостью, с духовной слепотой, с неспособностью «созерцать вечные предначертания» - или же «внимать голосу Бытия», как скажет впоследствии Мартин Хайдеггер… Но мы забегаем вперёд.

2.

В своём небольшом эссе «Мальпертюи как гуманитарная наука» (опубликованном в 97 номере журнала «Апокриф») я рассматривал образ Кассавиуса в качестве метафорического изображения интерпретатора античной мифологии. Если эту метафору расширить и выйти за пределы античной мифологии (вернее - если образы античной мифологии применить в качестве метафорических, а не интерпретируемых), то Уран, Крон и Зевс вполне могут символически представлять три поколения переводчиков и интерпретаторов. На основе такой метафоры можно рассмотреть ситуацию, сложившуюся сегодня вокруг философии Мартина Хайдеггера.

Хайдеггер, породивший свою философию, подобен Урану (кстати, любопытно, что сама фамилия «Хайдеггер» на немецком языке близка по смыслу к слову «Земледелец», что прекрасно вписывается в нашу метафору Неба, оплодотворяющего Землю). Породив её, однако, он не открыл ей пути политической реализации, а вместо этого лишь оставил пару намёков в «Черных Тетрадях», из-за которых в феврале 2015 года председатель международного общества хайдеггерианцев Гюнтер Фигаль подал в отставку. Хайдеггер поистине подобен Урану - хотя его никто и не свергал. Никто, кроме смерти - бартовской «смерти автора», лишившего его возможности влиять на свои тексты прямо, и смерти физической, оставившего Хайдеггера без какой-либо возможности раскрыть политические аспекты фундаментальной онтологии в последующих трудах. Киклопы и сторукие остались в недрах страждущей Земли.

Следующим был хитроумный Крон - конечно же, речь идёт о Владимире Вениаминовиче Бибихине, который переводит и интерпретирует тексты Хайдеггера, как пожелает, запутывает читателя в ужасных дебрях собственной фантазии и политической некомпетентности, а в результате - оставляет киклопов и сторуких там, где они и были. Бибихин, конечно же, является в данном случае лишь одним из множества интерпретаторов и переводчиков, которые придерживались того же курса, что и их царь - всё, что угодно, кроме политики. Но ведь и античных титанов было довольно много.

Наконец, явился Зевс, созерцающий вечные предначертания - ощущающий голос Бытия - и выпустил разрушительные силы природы на свободу. Да, риск разрушений и последующих потрясений был неизбежным, но риск - цена справедливости и принципиальности. Земля, оплодотворённая Хайдеггером, наконец-то родила те божественные сущности, которыми она была так долго чревата. Фундаментальная онтология стала неотъемлемым элементом Четвёртой Политической Теории. Имя этого символического Зевса - профессор Александр Гельевич Дугин.

3.

На смену титанам пришли боги. На смену индифферентным и вялым интерпретаторам пришли подлинные мыслители (см. работу Хайдеггера “Was Heisst Denken”). Это, впрочем, лишь начало великой Титаномахии, а впереди - наша Гигантомахия. Справедливость воцарилась на Олимпе - и скоро Отрис будет поколеблен, а закрепившиеся там мятежники заключены в Тартаре. Но сам Тартар породит еще не одно чудовище, угрожающее основам Вселенской Гармонии.

В этом смысле особо важным является труд Нонна Панополитанского «Деяния Диониса», который начинается с описания ужасного события: Тифон фактически победил Зевса и весь мир почти рухнул, сотрясаясь от поражения источника Закона, Справедливости и Мудрости. Зевс, однако, отправился к пастуху-Кадму (будущему мужу Гармонии и деду Диониса) за помощью в этой битве. Было бы забавно представить, как современный либерал спросил бы у Отца богов и людей в ответ: «Хорошо, я помогу тебе - а мне-то что за это будет?» Кадм был человеком другого склада, и он понимал, что власть Зевса во Вселенной тождественна власти всего самого лучшего, что в нас есть, над нашими слабостями и пороками. Зевс - это и есть персонификация всего наиболее благого в мире. Зевс, как пишет Карл Кереньи - это и есть сама жизнь. Кадм, впрочем, не читал Карла Кереньи - он ощущал саму жизнь всецело, во всей её тотальности и гармоничности - и потому Тифон в результате был повержен, а блистательный Зевс снова воцарился в счастливом мире, спасённом от тирании хаоса. Вот апогей гуманизма в рамках всей мировой литературы: помощь пастуха (мы, конечно, понимаем, что Кадм был не просто пастухом, но буколом) позволяет абсолютному благу победить абсолютное зло - и спасти мир. Не происходит ли, однако, эта битва постоянно в мире, в котором мы живём? Действительно ли Зевс явился лишь Кадму, или просто лишь Кадм был способен принять участие в битве бога с чудовищем? Вот вопрос вопросов.

Вся вышеприведённая метафора, впрочем, призвана напомнить каждому из современных потенциальных Кадмов: Титаномахия уже началась, наш Зевс выпустил киклопов и сторуких на свободу, и справедливость восторжествовала. Однако, война вселенских принципов продолжается, и в этой войне боги не победят самостоятельно, без людей - таких, как мы с Вами, уважаемый читатель. Если Русский народ не будет бороться за Русскую философию - вся колоссальная работа, проделанная в этом направлении, окажется бессмысленной. Ведь даже боги порой умирают - если о них забывает их народ. Известный миф о смерти Великого Пана не был христианским вымыслом - в нём зафиксирована высшая правда Бытия. Способен ли я сослужить своему Зевсу в качестве Кадма - вот вопрос, который следует задавать себе каждый день. Как знать - возможно, именно от меня или от Вас однажды будет зависеть судьба Вселенной. Однако путь лишь один - непрестанно вслушиваться в глас Бытия, который тщетно пытаются заглушить своим уродливым рёвом враги русского народа - титаны нашего мифологического мира.


  
Материал распечатан с философского портала "Арктогея" http://arcto.ru
URL материала: http://arcto.ru/article/1652