Арктогея - философский портал
Антон Брюков: Рассматривать его одним из рядовых русских правителей в корне неверно: Иван Грозный есть не что иное, как архетип
    1 марта 2016, 20:00
 
Антон Брюков

"Иван Грозный" - дубль два: "Ivan The Terrible"

Рассматривать его одним из рядовых русских правителей в корне неверно: Иван Грозный есть не что иное, как архетип

Иван Грозный - личность, глубоко запечатленная в русском мифосе. Рассматривать его одним из рядовых русских правителей в корне неверно: Иван Грозный есть не что иное, как архетип. Это истинный царь - философ и воин. Вся русская история обязана ему не только тем, что в точке перелома он практически единолично силой своей воли удержал русскую государственность от распада, но и тем, что сформировал ее вектор, ее солярный архетип. В каком-то смысле русская история и есть Иван Грозный.

В тяжелейшие для страны 30е-40е годы XX века другой грозный правитель вернул Россию на спасительный путь, указанный Иваном IV, - и страна отказалась от левотроцкистского курса. В лице Чрезвычайной Комиссии можно видеть реинкарнацию опричнины. Вместе с возрождением московского вектора геополитики Стране Советов понадобились и новые культурные полотна. Нетленный шедевр Эйзенштейна - не только отражение безусловного режиссерского гения, это еще и монумент эпохи, фильм-манифест, фильм-мистерия, выявляющий связь времен. Эта картина как ничто другое связывает Москву - Третий Рим Ивана Грозного с красной Империей Иосифа Сталина.

Сергей Эйзенштейн также основывает свое авторское видение на преемственности. Режиссер умело вплетает в визуальное полотно картины приемы высочайшей театральной игры. "Иван Грозный" - очень театральный фильм. Пожалуй, из всех советских картин здесь наиболее ярко прослеживается связь советского кино и театральных традиций Российской Империи. Вполне закономерно, что картина вошла в золотой фонд отечественного и мирового кино.

В начале 2016 года лейблом Ufa Muzak совместно с лейблом Annenerbe Music Club был издан двухдисковый сборник "Ivan The Terrible (1944) Tribute to the Movie", на котором представлены 18 композиций отечественных и зарубежных авторов в стилях неофолк, индастриал, мартиал индастриал и дарк эмбиент. Несложно догадаться, что диск посвящен фильму Сергея Эйзенштейна. К слову, царь сам был композитором, написал стихиры, издание которых стало первым отечественным CD-диском, изданным фирмой грампластинок "Мелодия".

Тема грозного царя уже затрагивалась в классической музыке - например, всем известная опера "Царская невеста" Римского-Корсакова. Из исполнителей современной музыки можно вспомнить Жанну Бичевскую - она посвятила Ивану Грозному две песни. Также стоит отметить альбом фолк-метал группы "Велес" - "Псы государевы", посвященный опричной тематике.

Но сборник, посвященный кинематографическому полотну Эйзенштейна, появился впервые. Двухдисковый релиз стоит особняком от всяких модных нынче трибьютов и содержит материал исключительного качества, который порадует любого любителя индустриальной и неофолковой музыки. И еще: сборник мастерски оформлен. К этому приложили руку Nihil Design Studio.

Краткий обзор композиций:

1) Шумы России представили композицию под названием "Канон Ангелу Грозному", в которой слышится классический для группы дарк эмбиент с пост индастриалом.

2) Ain Soph выдали балладу в стиле классического неофолка, чем-то напоминающего по своему звучанию Changes, приятную для слуха, но на взгляд автора уступающую по атмосферности первой композиции.

3) L’effect c’est moi совместно с Annenerbe Music Club записали для сборника композицию "Coronation", звучащую как сочетание мартиал индастриала с лучшими традициями русского рока. Достаточно бодрящий трек.

4) Группа с интригующим названием Teatro Satanico представлена на сборнике эмбиент-нью-вэйв композицией "Terza Roma". Она навевает более спокойные ассоциации, чем название группы. Очень медитативное сочинение.

5) Итальянцы TSIDMZ отличились свежим гитарным мартиал-индастриалом, наполненным сэмплами и шумами.

6) ШРКЪ удивили слушателей панк-версией знаменитой "Песни опричников". Про эту версию можно сказать только одно: она "угарна". Это единственный кавер на песню, звучащую в фильме, хотя в других композициях часто используются сэмплы из фильма.

7) Олег Фомин с ансамблем Злыдота представил настоящую психоделическую фолк-мистерию, в которой можно услышать отголоски черных заговоров, сектантских радений и мелодий, навеянных передачами Рен-ТВ про рептилоидов. В итоге получилось фолк-полотно, способное по интенсивности впечатления догнать "Прыг-Скок" Летова. Погружение в бездны народного хаоса гарантировано при прослушивании этой композиции. Как и любой заговор, в композиции всё имеет глубокий мистический смысл. Так что мы имеем дело не просто с композицией, но с загадкой.

8) Проект Lonsai Maikov представил еще один медитативный трек первой части сборника.

9) Parzival - "Kolowrath" создали уникальную симфонию в стиле мартиал. Здесь всё на своем месте - и оркестр, и выдающийся вокал, и сэмплы с ритм-секцией. Некоторые мелодические ходы отсылают нас к творчеству Прокофьева. Это одна из самых сильных композиций сборника.

1*) Moon Far Away открывают второй акт сборника. Архангельские корифеи неофолка представили по-настоящему филигранную композицию, полную народной мелодики и дышащую этнографическим духом. "Величальная" - мелодичный и один из самых красивых треков сборника. Народный напев, связанный не столько с фильмом, сколько с самой персоной царя.

2*) Necrophonics выдали традиционный пост-индастриал.

3*) "Псалом 156" - композиция группы Вирь - мрачный, гипнотический симфо-дроун-дум. Пожалуй, это - самая лучшая и отточенная композиция в дискографии отечественных дум-металлистов. Вирь передали эсхатологическую атмосферу идеально. Чувство тревоги и пустоты передано минималистическими мазками и к концу трека разрешается в просветление, более характерное для духовной тематики, соответствующей названию.

4*) Der Arbeiter записали ритмическую синт-поп композицию с небольшим индустриальным оттенком.

5*) Невод - "Народный погреб" начинается как фолк-композиция с традиционным для неофолка аккордеоном, но затем быстро переходит в сплав психоделики 60-х и индастриала. Конечный результат - по-хорошему экспериментальный "замес".

6*) РЕЛЪ - "Ратные воины" - это синтез неофолка и русского рока. Песня-гимн о русской идентичности.

7*) Barbarossa Umtrunk - "La Grande Empire Eurasiatique De La Fin" - эсхатологический гимн от французских евразийцев. Речь Путина, предваряющая миротворческую операцию российских сил в Южной Осетии сочетается с симфоническим индустриальным сопровождением. И опять намек на историческую преемственность.

8*) Annenerbe Music Club - "Алтарь" - оккультный панк-метал, "путь левой руки" в музыке. Эту песню очень хотелось бы услышать на концерте.

9*) Spectre - отличный эпилог для диска, зацикленный сэмпл и электроника. Медитативное аутро.

Весь сборник как целое, безусловно, больше, чем сумма его частей. Два часа музыки погружают слушателя в настоящую эсхатологическую мистерию. Это настоящее искусство в стиле пост-индастриал. А главное, этот международный сборник показывает, что интерес к настоящему киноискусству и русской истории жив. Творчество музыкантов - альтернатива глобальной культуре пост-модерна. Борьба продолжается. Слава Опричнине!

UFA MUZAK


  
Материал распечатан с философского портала "Арктогея" http://arcto.ru
URL материала: http://arcto.ru/article/1656