Арктогея - философский портал | ||||||||||||||||||||
FAQ | А. Дугин | О творчестве Алины Витухновской | 1999
Как Вы относитесь к творчеству Алины Витухновской? см. новооткрывшийся сайт http://www.gothic.ru/alina
Поэтесса Витухновская мне представляется довольно талантливой, иногда приближающейся к адекватности. Во всяком случае она самая одаренная из того, что массово предлагается. Первый раз я ее встретил на чтении Мамлеева, ее привел Юрий Орлов (из КОПЕРНИКА). Она была очень скромной и внимательно слушала. Потом ее посадили, потом стало известно, что она симпатизирует НБП. Плохо только, что ее импрессарио был Рютин, извращенный кривой шиз-карлик-нарколыга, сотрудник порнотеатра Ганина, играющий голых дебилов. Да и Рютин был бы экзотическим уродцем, если бы не стал писать кляузы на нас в "русском" Журнале двух мондиалистских подонков-соросят. Еще я видел Витухновскую на вечере "Элементов" и в магазине Бориса Симонова вместе с Гариком Осиповым. Явный талант в сочетании с положительными местами Москвы и знакомством с нормальными людьми говорят только в ее пользу.
Байка (из Диогена Лаэртского) - текста под рукой нет, поэтому даю пересказ (изложение). С этой (утилитарной) точки зрения любое воздействие на реальность с точки зрения творческого порыва является достойным поощрения. Но меня (лично) это не вдохновляет. И Витухновская для меня - пример "невдохновления" (здесь - как бы обратная сторона сократовской оценки; грубо говоря, может лучше бы - резала?...) Повторю в очередной раз, что это - моя сугубо персональная точка зрения. Моя неудовлетворенность базируется на осознании следующего простого факта: В данный момент истории ставки слишком высоки, чтобы довольствоваться отбором по правилу "соответствия (данной) школе", "адекватности", "талантливости" и прочее. (Возможные) союзники, удовлетворяющие ЭТИМ показателям, важны, но не это гланое. Нужны какие-то более релевантные критерии. С моей точки зрения, сама разработка таких критериев (не путать с конъюктурой!) - жизненно важный императив. Оценка по "банальным критериям" - пройденный этап. Или же, по крайней мере - его необходимо изживать. Ясно, что подобная "наука" не может быть создана без осознания хотя бы ближайших целей. У нас есть это осознание? У меня, по крайней мере, НЕТ. Поэтому я исхожу только из интуиционистных критериев. Витухновская им не удовлетворяет. "Банальные критерии" я стараюсь при этом выносить за скобки. Говорят, нет пророков в своем отечестве. Может, пора создавать аналог "Молота ведьм"? Причем не POST FACTUM, но A PRIORI?
В предыдущем тексте, мне более всего понравилось выделение слова "наука" полужирным шрифтом. Эта деталь навела меня на подозрение о том, что, действительно, "бронзовый век" нашей литературы должен стать (если случится) чем-то намного превышающим конвенциональное определение литературы. Иными словами, "бронзовый век" в России скорее всего не будет связан с "профессиональными литераторами" или, точнее, их место будет маргинально. Как предварительный этап важно создать питательную среду, пусть состояющую из фрагментарных (подчас монструозных) особей. Созревание плода предполагает не очень аппетитные мутации. Поэтому нельзя требовать сегодня адекватного творчества ни от кого, и напротив, важнее всего, вовлечены ли персонажи в нащу зону или нет. Снова: пространство важнее личности, если человек посещает определенные места (в реальном и виртуальном мирах), уже одно это наделяет его качеством. ("Не ходите на сборища нечестивых"; человек, замеченный за слушением КСП, на выставках пригова или если за чтением тартусских сборников автоматически дисквалифицирован как "умственно (расово) неполноценное существо"). Год назад (или больше), внимательный Вербицкий писал, что "талантливые" Пелевин и Сорокин ему (как национал-большевику и анархо-империалисту) ближе посредственностей из НБП. Сегодня ему и всем другим внимательным очевидна ошибочность такого тезиса. Дело не в НБП, как только эту структуру покинуло метафизическое ядро, она сама превратилась в изношенный гусеничный сюртук (на закате оказалось, что стать из портного писателем гораздо сложнее, чем представлялось самому и введенной в заблуждение общественности). Кстати: не думаете ли, что жизненный провал ЭВЛ есть в каком-то смысле синдром окончательного заката литературы вообще, а на новый синтез у этого честного человека просто не хватило ума, энергии и культуры (естественнные лимиты салтыковки)?Но дело не в этом. Пелевин и Сорокин - рекламные ролики, клипы БХЛ, Руки вверх. Все прилично оплачиваемое в обществе спектакля делается с достаточной степенью профессионализма. Но это совершенно безжизненно, мертвая комбинаторика. Если бы со своим клипмейкерским багажом подобные персонажи подтянулись к нашей зоне, а не фыркали (копирайтно), это, действительно, было бы интересно, так как животворящие соки заманчивой путрефакции циркулируют здесь. Но нельзя сравнивать качество звука квартирного панковского концерта и цифровой записи в мондиалистской студии. Здесь другие критерии. Глупо и неверно утверждать, что "новые маги" уже появились. Те, кто неосторожно посчитали себя таковыми, живо превратились в напудренных глянцевых рептилий. Но "новые маги" возможны, их появление ожидается, оно объявлено. По моему кто-то крадется с той стороны... Материал распечатан с философского портала "Арктогея" http://arcto.ru
URL материала: http://arcto.ru/article/869 |