Арктогея - философский портал
Дугин | Эволюция парадигмальных оснований науки | Оглавление | 2002
    1 декабря 2002, 17:12
 
Александр Дугин

Эволюция парадигмальных оснований науки

Москва, Арктогея, 2002

Скачать в Adobe acrobat reader

Оглавление

Предисловие. Наука под вопросом

"Конец науки?" - К "постнауке" - Разрывы и сдвиги - Метод сверхобобщающих парадигм

Часть первая
Методологические основания парадигмального анализа эволюции научных представлений

Глава I. Метаморфозы современных концепций науки в пространстве "постмодерна"

Исследование парадигматического контекста - Наука как мировоззрение - Наука и парадигма Нового времени - Подведение баланса Нового времени (постнаучный взгляд на науку) - Арьергардные бои неопозитивизма (Венский кружок, Л.Витгенштейн) - "Кризис позитивизма фатален" (А.Бергсон, В.Дильтей) - Теория научных революций и "эпистемологический анархизм" (Т.Кун, П.Фейерабенд) - "Спасти позитивизм!" (К.Поппер, И.Лакатос) - Специфика данного труда

Глава II. Дефиниция науки

Историчность науки как явления - Механицизм и атомизм как стартовые модели современной науки - Наука как базовый "миф" Нового времени - Феномен науки ускользает от дефиниции

Глава III. Методология сверхобобщающих парадигм (научные метафоры "сферы", "луча", "отрезка")

Смысл концепции "парадигма" - Что такое "сверхобобщающая парадигма"? - Три основные сверхобобщающие парадигмы - Парадигма сферы - Парадигма луча - Парадигма отрезка - Отклонения от основной тенденции эволюции парадигм - Парадигмальный взгляд на феномен науки

Глава IV. Детерминанты научных парадигм

Классификация исторических циклов - Влияние географического фактора

Часть вторая
Эволюция науки до Нового времени

Глава V. Холистская модель познания: проблемы интерпретации и идентификации

Основные черты традиционного общества - Функция науки в традиционном обществе - Холизм как основа миропонимания в традиционном обществе - Манифестационизм - Концепция "парадигма сферы" - Открытая структура "донаучного" - Сакральные науки - Функции мифа в манифестационистском ансамбле - Неадекватность оценки холистского понимания науки с позиций позитивизма и неопозитивизма - Исследование "сакральных наук" у современных историков религии и психологов глубин (Р.Генон, М.Элиаде, К.Г.Юнг) - Сакральная математика и система каст - Сакральная физика (натуральная магия) - Десакрализация науки и феномен смешения каст - Место античной Греции в мире Традиции - Пифагор Самосский ("неколичественные числа") - Гераклит Эфесский ("огненное Всё") - Парменид Элейский ("шар бытия") - Демокрит (революция против Целого) - Платон (рационалиция холизма) - Аристотель (имманентный холизм)

Глава VI. Религии Откровения. Парадигма Луча

Монотеистическая революция - Творение ex nihilo (креационизм) - Фундаментальный отход от холизма - Парадигма сферы в оптике парадигмы луча - Западно-европейская схоластика как наиболее совершенная модель лучевой парадигмы - Проблема причинности в рамках парадигм сферы и луча - Эсхатологический момент лучевой парадигмы - Деление на сакральное и профаническое - Августин, теология "двух градов" - Ансельм Кентерберийский (у истоков гносеологического дуализма) - Альберт Великий (креационистская переработка Аристотеля) - Фома Аквинский (ортодоксия луча) - Иоанн Скотт Эриугена (холистская реставрация) - Гносеологический центризм томизма - Вторжение номинализма (Росцелин) - Дунс Скотт, Оккам (развитие номинализма) - Компромисс концептуализма у Абеляра - Креационистская физика импетуса Филоппона - Средневековье как западно-европейский парадигматический феномен - Проблемы периодизации христианской истории и географическая поправка Восточной Церкви - Герметическая традиция Европы (параллельный холизм) - Герметические науки - Десакрализация герметизма

Глава VII. Парадигматическая классификация научных взглядов эпохи Возрождения

Возрождение (парентезис эволюции парадигм) - Ошибочность оценки парадигмы Возрождения в позитивистской и традиционалистской историографии - Самостоятельная парадигма Ренессанса (холистский взрыв) - Консервативно-революционный характер Возрождения - Неосакральные науки Ренессанса - Парадигический смысл Природы как холистской концепции - Николай Кузанский (coincidentia oppositorum) - Бернардино Телезио (гилозоизм) - Солярная тотальность Томазо Кампанеллы - Джордано Бруно (магический гелиоцентризм) - Неоплатонизм в эпоху Возрождения - Парадигма Ренессанса как "частичный холизм" - Галилео Галилей (решительный шаг десакрализации) - Природа как холистский термин

Часть третья
Парадигма Отрезка. Рождение современной науки

Глава VIII. Парадигматические предпосылки Нового времени, место и роль науки

Наука как центральное явление Нового времени - "Новизна" Нового времени - Рождение парадигмы отрезка - Новое время радикально разрывает с Возрождением - Ключевое значение Протестантизма - Протестантизм (к теологии "отрезка") - Протестантский эсхатологизм (пришествие "сферы" "здесь и сейчас") - Герметическая составляющая Реформации (милленаристы и розенкрейцеры) - Гиперкреационизм - Эволюция отношения к технике в рамках основных парадигм - Взаимосвязь между развитием техники и политических институтов - Центральное значение Реформации и протестантских стран в становлении парадигмы отрезка - Роль атомизма - Разделение наук - Смысл деизма - Субъект и объект в мышлении Нового времени - Поле науки - богооставленный мир - Фактор насилия в современной науке - Дух и материя - Хитрость мирового разума - Галилей, создатель идеи "отрезка" - Фрэнсис Бэкон (эмпиризм) - "Тяжесть" и "сила" Исаака Ньютона - Рене Декарт (рассудочный субъект) - Томас Гоббс (метафора часов) - Джон Локк (просвещенный атомизм) - "Человек-машина" - Иммануил Кант (ограниченный отрезок "чистого разума") - Наука после Декарта и Ньютона - Теория прогресса

Глава IX. Холистский демарш немецкого Просвещения

Судьба парадигмы сферы в Новое время (формы выживания) - Парадигматическая география Европы Нового времени - Бенедикт Спиноза (пантеизм) - Готфрид Вильгельм Лейбниц (возвращение монады) - Вольфганг Гете (новый опыт цельности) - Иоганн Готтлиб Фихте ("Абсолютное Я") - Фридрих Шеллинг (антимеханицистский синтез) - Романтики, радикальная реакция на Новое время - Георг Гегель (преодоление "обыденного сознания") - Холизм в немецкой классической философии - "Консервативная революция" парадигм, устойчивость сферы

Глава X. Семантика парадигматических сдвигов в науке Новейшего времени

Наука как критерий интеллектуальной ортодоксии - Наука и основы современной ментальности - Автономная атомарная реальность - Экстенсивный этап развития парадигмы отрезка - Огюст Конт (позитивная философия) - Людвиг Витгенштейн (методологический кризис позитивизма) - Конец экстенсивного периода (новое сомнение) - Двусмысленность учения об эволюции, тайное наследие Гераклита - Два парадигмальных направления в современной мысли (ортодоксия и скрытая гетеродоксия) - Чарльз Дарвин (ограниченный холизм) - Парадигмальное значение статистического метода в физике - Альберт Эйнштейн (новое пространственно-временное поле реальности) - Нильс Бор (частицы против Ньютона) - Вернер Гейзенберг (снова к Целому) - Вольфганг Паули (диалоги с коллективным бессознательным) - Поль Дирак (сведение двух больших систем) - Илья Пригожин (таинство диссипативного хаоса) - Бенуа Мандельброт (концептуализация неточности) - Суперструны - Фритьоф Капра (фиксация времени перемен) - Значение интенсивного этапа развития науки

Глава XI. Герменевтика техники в контексте эволюции научных парадигм

Техника и наука (конвергенции и дивергенции) - Смысл техники в философии Карла Маркса - Техника как отчуждение - Отчуждающий характер современной научности - Мартин Хайдеггер (техника вне парадигмы отрезка) - Техника и онтология - Проблематичный свет "человека технического" - Постав (Ge-stell) парадигмы - Техника в парадигме луча - Сотериологический потенциал техники - Открытый вопрос об онтологии техники будущего (бифуркация)

Заключение

Список использованной литературы


  
Материал распечатан с философского портала "Арктогея" http://arcto.ru
URL материала: http://arcto.ru/article/9