Арктогея - философский портал
Философия политики | Персоналии | М
    27 декабря 2003, 23:28
 
М

Мадзини Джузеппе (1805–72) – вождь республиканско-демократического крыла итальянского Рисорджименто (Национального Возрождения). Основатель «Молодой Италии». Активный участник Революции 1848–1849, глава правительства Римской республики 1849 г. Призывая к национальному освобождению и объединению Италии, считал участие в освободительной борьбе религиозным долгом каждого итальянца.

Мак Вэй Тимоти (1968–2001) – террорист, взорвавший федеральное здание в Оклахома-Сити (1995), в результате которого погибли 168 человек. Казнен в 2001 г.

Макиавелли (Макьявелли) Никколо (1469–1527) – итальянский политический мыслитель, писатель (комедия “Мандрагора” и другие). Считал главной причиной бедствий Италии ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть (идея отражена в произведении “Государь” и других). Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин “макиавеллизм” для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

Макиндер Хэлфорд Джон (1861–1947) – геополитик, политический деятель. Преподавал в Оксфорде начиная с 1887 года, пока не был назначен директором Лондонской Экономической Школы. С 1910 по 1922 был членом палаты общин, а в промежутке (1919–1920) британским посланником в Южной России. Макиндер утверждает, что для Государства самым выгодным географическим положением было бы срединное, центральное положение. С планетарной точки зрения, в центре мира лежит Евразийский континент, а в его центре – «сердце мира» или «heartland». «Heartland» – это средоточие континентальных масс Евразии. Это наиболее благоприятный географический плацдарм для контроля надо всем миром. Heartland является ключевой территорией в более общем контексте в пределах Мирового Острова (World Island). В Мировой Остров включает три континента: Азию, Африку и Европу. Иерархизирует планетарное пространство через систему концентрических кругов. В самом центре – «географическая ось истории или «осевой ареал» (pivot area). Это геополитическое понятие географически тождественно России.

МакКвин Джэйсон – современный американский публицист, теоретик нового анархизма, издатель журнала «Анархия: журнал желания».

Малларме Стефан (1842–1898) – французский поэт-символист. Для его драматических фрагментов “Иродиада” (1867–1869 гг.), сборника стихотворения (1887) характерны усложненный синтаксис, инверсии, стремление к передаче “сверхчувственного” в поэзии.

Мальтус Томас Роберт (1766–1834) – английский экономист, объяснивший, почему неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду, в своей работе “Опыт о законе народонаселения” (1798). Он утверждал, что население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии, в результате чего неизбежно наступает абсолютное перенаселение.

Мани (ок. 215–ок. 275) – персидский проповедник, основатель религиозной синкретической дуалистической системы (манихейства), утвердившейся как государственная религия Ирана на 10 лет правления благоволившего к ней царя. Впал в немилость и был вынужден скитаться. Мучительно казнён через снятие живьем кожи.

Манн Томас (1875–1955) – немецкий писатель. Брат Г. Манна. Один из первых теоретиков «консервативной революции». С 1933 г. – в антифашистской эмиграции, с 1938 г.– в США, с 1952 г. – в Швейцарии. «Семейная хроника» буржуазной семьи описана в романе «Будденброки» (1901), философские романы – «Волшебная гора» (1924), «Доктор Фаустус» (1947), тетралогия «Иосиф и его братья» (1933-34). Нобелевская премия (1929).

Марат Жан Поль (1743–1793) – один из вождей якобинцев. С сентября 1789 г. издавал газету «Друг народа». Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая–2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Убит Ш. Корде.

Маркион (конец 1 в.–160) – гностик из Синопа, проживал в Риме, пришел к выводу, что «Ветхий Завет» противоречит этике «Нового Завета», учил о том, что иудейский Бог – «злой демиург». Учение признано ересью. Составитель первого канона Евангелий, куда вошли лишь писания Луки и Павла.

Масси Анри (1886–1970) – французский крайне правый политический деятель, публицист.

Маулль Отто (1889–1918 ) – немецкий геополитик, сотрудник Карла Хаусхофера. Труды «Das Wesen der Geopolitik», Leipzig, 1936, G. Teubner., «Die Erde als Lebensraum», in: K.Haushofer (Hg.), Raumüberwindende Mächte, Leipzig-Berlin, 1934.

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866–1941) – русский писатель, религиозный философ, теоретик декадентского движения. В романах (трилогия «Христос и Антихрист», 1895-1905, «Александр I» и многих др.) и пьесах, написанных на историческом материале, осмысляет мировую историю как вечное борение «религии духа» и «религии плоти». Публицистика (антиреволюционный памфлет «Грядущий хам», 1906); стихи. С 1920 г. – в эмиграции, где опубликовал книги «Лица святых. От Иисуса к нам» (вып. 1-4, 1936-38), «Данте» (т. 1-2, 1939). В последние годы жизни интересовался фашизмом и национал-социализмом.

Местр Жозеф Мари де (1753–1821) – граф, французский публицист, политический деятель и религиозный философ. Один из вдохновителей и идеологов европейского католико-монархического движения 1-й половины XIX века. В философии истории Местр – сторонник религиозного провиденциализма.

Милль Джон Стюарт (1806–1873) – английский философ, экономист, теоретик либерализма.

Мисима Юкио (1925–1970) — писатель. Настоящее имя — Хираока Кимитакэ. В романе «Дом Кёко» (1958) описал «философию действия», перекликающуюся с концепцией красивой смерти. Повесть «Патриотизм» (1960) — дальнейшее развитие взглядов писателя на активное действие: низвержение неправильных и ложных устоев японского общества (в видении Мисима), появление которых было вызвано проникновением западной цивилизации, и восстановление власти императора, основанной на канонах синтоизма. Впоследствии по книге был снят тридцатиминутный фильм, главную роль в котором сыграл сам писатель, на экране совершивший сеппуку. Со второй половины 60-х гг. Мисима приступает к созданию тетралогии под общим названием «Море плодородия» («Весенний снег», «Скакуны», «Храм рассвета», «Падший ангел»), в которой находит свое воплощение дальнейшее выражение идей патриотизма и национализма. Мисима Юкио был не только писателем, но и общественным деятелем, и политиком, стоящим на правых позициях. В 1967 г. он создал «Общество щита» — организацию единомышленников, которая провела несколько военных тренировок на базе сил самообороны. Мисима Юкио в ноябре 1970 г. после неудавшегося государственного переворота совершил харакири.

Михельс Роберт (1876–1936) – историк, экономист и социолог. По национальности немец, в 1926 году принял итальянское гражданство. Выдвинул т.н. “железный закон олигархических тенденций” в демократии, утверждавший необходимость “активного меньшинства” (элиты) и отвергавший господство масс. Вначале социалист, затем враг марксизма.

Моисеев Никита Николаевич (1917–2000) – академик РАН, занимался теорией систем и глобалистикой, ректор «Международного Эколого-Политологического Университета».

Моле Якоб де (1244–1314) – последний магистр ордена храмовников, тамплиеров, погиб на костре в 1314 году от рук французского короля Филиппа Красивого с согласия папы Климента V.

Монтескье Шарль Луи (1689–1755) – французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма (монархического самодержавия). Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства, утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип “разделения властей”. Уделял большое значение географическому фактору в истории государств, эта сторона его философии повлияла в дальнейшем на геополитическую науку. Основные сочинения: “Персидские письма” (1721 год), “О духе законов” (1748 год).

Моррас Шарль (1868–1952) – французский консерватор, полемист, идеолог, монархист, одна из основных фигур крайне правого лагеря. Один из создателей крайне правого движения «Аксьон Франсэз». Сторонник «интегрального национализма» в противовес «республиканскому национализму» Барреса.

Моска Гаэтано (1858–1941) – итальянский юрист и социолог. Концепция Моски о “политическом или правящем классе” – разновидность теории элиты. Демократию считал расширенной аристократией. Критиковал фашизм.

Муссолини Бенито (1883–1945) – политический деятель, фашистский диктатор Италии в 1922—1943 гг. Политическую карьеру начал в социалистической партии, из которой был исключен в 1914 г. В 1919 г. основал фашистскую партию. Осуществив «поход на Рим» (28 октября 1922), Муссолини захватил власть в стране и 1 ноября 1922 возглавил правительство Италии. Являясь одновременно руководителем (дуче) фашистской партии, Муссолини обладал диктаторскими полномочиями. В 1945 г. казнен.

Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб (1703– 1791) – основатель религиозного и общественно-политического движения в Аравии, названного по его имени «ваххабизмом». В начале XIX века ваххабиты под руководством Саудидов образовали в Неджде самостоятельное государство, влияние которого распространилось на большую часть Аравийского полуострова. Ваххабиты проповедуют восстановление чистоты изначального ислама и единобожия. Ваххабиты отвергают культ пророков, святых, паломничество к святым местам, отрицают суеверия, требуют от мусульман ведения аскетического образа жизни.

Мюллер Адам (1779–1829) – философ романтизма, в своих трудах старался применить принципы романтизма к учению о государстве, подверг резкой критике политэкономическое учение Адама Смита. Основные труды: «Elemente der Staatskunst»,1922; «Versuche einer neuen Theorie des Geldes», 1816, «Von der Notwendigkeit einer theologischen Grundlage der gesamten Staatswissenschaften», 1819.

Мюнцер Томас (1490–1525) – немецкий реформатор, глава наиболее радикальной эсхатологической ветви протестантов. В своих проповедях выступил с резким осуждением богатого духовенства и монашества, представители которых забыли евангельские заповеди. Привилегированной касте священников Мюнцер противопоставлял демократическую общину верующих, застывшей книжной мудрости – живой голос человеческого сердца. Первоначально был сторонником, затем стал противником Лютера. В религиозной форме проповедовал идеи насильственного ниспровержения господ и угнетателей, передачи власти народу и установления общества, в котором всё будет общим. Пытался создать в тюринго-саксонском районе единый центр Крестьянской войны, но 15 мая 1525 г. его отряд был разгромлен у города Франкенхаузен, а Мюнцер пленён и казнён (обезглавлен).


  
Материал распечатан с философского портала "Арктогея" http://arcto.ru
URL материала: http://arcto.ru/article/952