Арктогея - философский портал
Философия политики | Персоналии | Н
    27 декабря 2003, 23:30
 
Н

Наср Сейид Хусейн (р.1933) – традиционалист, специалист по суфизму, ведущий мусульманский философ современности. Накануне антишахской революции был ректором Тегеранского университета и директором Иранской шахской академии наук.

Никиш Эрнст (1889–1967) – немецкий философ и политический деятель, антифашист, лидер движения немецких «национал-большевиков». Автор политического памфлета «Гитлер – рок для Германии». С 1937 по 1945 был интернирован Гестапо в концлагерь.

Николай I (1796—1855), император с 1825, третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти брата — императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, издано Полное собрание законов и составлен Свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826, 1828). Неоднократно созывались секретные комитеты для обсуждения вопроса об отмене крепостного права, однако их работы не имели последствий. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской (1817—1864), русско-персидской (1826—1828), русско-турецкой (1828—1829), Крымской (1853—1856). Поражение в последней войне стало поводом к реформам 1860—1870-х гг., осуществлённым Александром II.

Николай II (1868—1918), последний российский император (1894—1917), старший сын императора Александра III. Его царствование совпало с бурным промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1904—1905, что явилось одной из причин Революции 1905—1907, в ходе которой принят Манифест 17 октября 1905, провозгласивший введение свобод, создание Государственной думы; начата столыпинская аграрная реформа. В 1907 Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в первую мировую войну. С августа 1915 Николай II — Верховный главнокомандующий. В ходе Февральской революции 2 марта 1917 отрёкся от престола. Расстрелян вместе с семьёй в Екатеринбурге. Останки в 1998 перезахоронены в Санкт-Петербурге, в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Канонизирован Русской православной церковью как страстотерпец.

Никон (Минов Никита) (1605–1681) – русский патриарх с 1652 года. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом “священство выше царства” вызвало разрыв патриарха с царем. В 1658 году оставил патриаршество. Собор 1666–1667 гг. годов снял с него сан патриарха. Сослан.

Нил Сорский, в миру Нил Майков (1443–1508) – месточтимый православный святой, монах, аскет, долгое время провел на Афоне, возродил на Руси исихастскую практику. Возглавил «партию» заволжских старцев, выступивших против церковного землевладения и жесткого преследования еретиков со стороны государства. В историческом споре иосифлян с «заволжцами» победили иосифляне.

Ницше Фридрих (1844–1900) – немецкий философ, принадлежит переломному моменту в истории западной философии и этот самый момент ярче других отражает и представляет. Ницше последовательно описал процесс утраты западной философией бытийных жизненных энергий, превращения западной культуры в бескровную рассудочную схему, защищающую от ветров истории, от токов жизни современных обывателей – «последних людей». Под многословными разговорами о «разуме» и «прогрессе» Ницше распознал наступление «европейского нигилизма». Ницше дал самую жесткую формулу этого нигилизма: «Бог умер». Западный человек утратил чувство сакрального, священного, утратил тайну жизни. Постепенно выстроенные им моральные идолы распались, и он остался один на один со стихией «ничто». Ницше может быть назван «философом политики», так как тема Политического как сосредоточия жизненных сил человеческого является одной из центральных тем его творчества. Поздний Ницше видел в «воле к власти» (Wille zur Macht) объяснение важнейших процессов исторического развития человечества. Ницше надеялся на грядущее преодоление «европейского нигилизма» и возникновение новой исторической формы, восстанавливающей на новом уровне живой контакт со стихиями бытия. Эту «форму» Ницше называл «сверхчеловеком» (Ubermensch).

Новалис (настоящее имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772–1801) – немецкий поэт и философ. Представитель йенского кружка романтиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности и взаимоперехода всех вещей («магический идеализм»). Сочинения: философские фрагменты, лирический цикл «Гимны к ночи» (1800), «Духовные песни», незаконченный роман «Генрих фон Офтердинген» (опубликован в 1802г.). Один из наиболее последовательных выразителей идей неосакральности и холизма.

Новикова Н. – современный российский историк, исследователь евразийского движения.

Новодворская Валерия Ильинична (р.1950) – в советское время диссидентка, неоднократно арестовывалась и помещалась в психлечебницы за акции, направленные против существующего строя, политик крайне либерального толка, возглавляет маргинальную организацию «Демократический Союз».

Ноги Марэсукэ (1849–1912) — генерал. Во время Сацумского мятежа 1877 г. командовал одним из подразделений императорской армии, сражавшейся против Сайго Такамори. Его отряд потерял знамя в бою. Ноги посчитал себя обязанным сделать харакири, но не получил на это разрешения императора Мэйдзи, простившего его. Всю жизнь Ноги мучило сознание вины за это. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Ноги руководил осадой Порт-Артура, командовал японской армией в боях под Мукденом. Носитель самурайского духа и отец двух сыновей — пехотных офицеров, погибших в боях. В 1907 г. ему пожаловали титул графа и сделали директором аристократической школы Гакусюин. После смерти императора Мэйдзи в 1912 г. он, как верный вассал, вместе с женой покончил жизнь самоубийством, сделав харакири.

Ньютон Исаак (1643–1727) – английский физик, основоположник современной науки, основанной на приоритете эксперимента. Механическая Вселенная Ньютона с ее закономерностями является общепринятой парадигмой мироздания для всей современной науки и, шире, мышления Нового времени. Сам Ньютон, ощущая трагизм такого материалистического представления о бытии, пытался апеллировать к потусторонним силам, изучал алхимию и т.д. Но эта компенсаторно спиритуалистская часть его творчества известна гораздо меньше, чем его знаменитые физические законы.


  
Материал распечатан с философского портала "Арктогея" http://arcto.ru
URL материала: http://arcto.ru/article/953