Арктогея - философский портал
Философия политики | Персоналии | С
    27 декабря 2003, 23:38
 
С

Саббатаи Цеви (1626–1676) – еврейский мистик, каббалист, выдавал себя за мессию. Призывал евреев возвращаться в Палестину. В плену у турецкого султана принял ислам (согласно его последователям, он сделал это нарочно – «святое отступничество»). Основатель еврейской секты саббатаистов. Умер в ссылке в Албании.

Савинков Борис (1879–1925) – эсер, теоретик и практик вооруженной борьбы. Участвовал в многочисленных политических терактах против высших чиновников Российской Империи. Свои философские и политические убеждения отразил в полубиографических литературных произведениях «Конь Бледный», «Конь Вороной» (Б.Савинков «Конь Бледный», М., 2002).

Савитри Дэви Мухерджи (1905–1982), настоящее имя Maximiani Portas – ориенталистка, сторонница возврата к традиции.

Савицкий Петр Николаевич (1895–1968) – географ, экономист, первый (и единственный) русский автор, которого, в полном смысле слова, можно назвать геополитиком. По образованию экономист, ученик В.Вернадского и П.Струве. До войны был близок кадетам. После революции эмигрировал в Болгарию, затем переехал в Чехословакию. В 1921 году вместе с князем Н.С.Трубецким возглавил евразийское движение, в котором геополитические факторы играли центральную роль. Труды изданы в сборнике «Континент Евразия», М.,1997.

Сад Луи Альфонс де (1740–1814) – французский аристократ, маркиз, писатель, политический памфлетист. В своих произведениях описывал непристойные эротические сцены и жестокие оргии. По его имени названо одно из распространенных сексуальных извращений – садизм, стремление причинить другому человеку боль и получение от этого острого наслаждения. Де Сад придерживался в политике левореспубликанских взглядов, выступал против любых ограничений индивидуальной свободы.

Сакс Джеффри (р.1954) – современный американский экономист неолиберального толка, последователь Милтона Фридмана, профессор кафедры международной торговли и член Совета факультета международного развития Гарвардского университета, член-корреспондент Национального бюро экономических исследований США, экономический советник правительств ряда стран Латинской Америки, Восточной Европы, бывшего Советского Союза и Азии. Один из руководителей неправительственного исследовательского центра – Института экономического анализа в Москве.

Саладин, Салах ад-Дин, урожд. Юсуф Ибн Айюб (1137–1193) – султан Сирии и Египта, главный враг крестоносцев в борьбе за Землю Обетованную. Казнил выдающегося мистика Сохраварди.

Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – российский философ, историк, общественный деятель, публицист. Один из идеологов славянофильства. Автор проекта отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861, в 1859-1860 член редакционной комиссии. Первым использовал термин «революционный консерватизм».

Сартр Жан-Поль (1905–1980) – французский философ-экзистенциалист, ввел во французские философские круги феноменологию Гуссерля и «новый онтологизм» Хайдеггера. Культовая фигура революционной интеллигенции 60-х.

Сведенборг Эмануэль (1688–1772) – шведский ученый и теософ-мистик, претендовал на дар ясновидения. Развил систему общения с миром духов и описал его иерархии.

Святополк-Мирский Дмитрий Петрович, князь (1890–1939) — публицист, поэт, литературный критик, левый евразиец, сторонник национал-большевизма. Вернулся в Советскую Россию из эмиграции. Погиб на Колыме.

Селиванов Кондратий (?–1832) – крестьянин, создатель секты скопцов, автор «Страд», выдавал себя за «Петра III», отца императора Павла. Неоднократно был приговорен к каторжным работам. Окончил жизнь в сумасшедшем доме.

Сен-Мартен Жан Клод де (1743–1803) – французский мистик, писатель, «называемый «неизвестным философом», создатель собственного учения («мартинизм»), повлиявшего на современное масонство.

Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760–1825) – граф, французский мыслитель, социалист-утопист. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. Основные черты будущей «промышленной системы» Сен-Симона: обязательный труд, единство науки и промышленности, научное планирование хозяйства, распределение по «способностям» и т. д. В будущем обществе, по Сен-Симону, сохраняется частная собственность, а пролетариат и буржуазия образуют единый класс «индустриалов». В сочинении «Новое христианство» (1825) объявлял освобождение рабочего класса целью своих стремлений, но путь решения этой задачи видел в утверждении «новой» религии («все люди – братья»).

Сент-Жюст Луи (1767–1794) – один из организаторов побед революционной армии над интервентами в период якобинской диктатуры (Франция), член Комитета общественного спасения. Сторонник М. Робеспьера. Казнен термидорианцами.

Сергий Радонежский (1314–1392) – русский православный святой, исихаст. Способствовал строительству монастырей и церквей. Благословлял на победы над татаро-монголами князя Дмитрия Донского.

Смит Адам (1723–1790) – шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Автор “Исследования о природе и причинах богатства народов” (1776). Превратил политэкономию в сравнительно стройную систему знаний, разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости. Трактовал прибыль как вычет из продукта труда рабочих. Полагал, что стоимость товара слагается из доходов, которые приносит капитал, земля и труд. Делил современное ему общество на классы наемных рабочих, капиталистов и земельных собственников.

Сорель Жорж (1847–1922) – французский социальный философ, теоретик анархо-синдикализма. В программной книге «Размышления о насилии» описал значение мифа. Миф, по Сорелю, — нечто интуитивно цельное, символически образное, не поддающееся разложению, необходимый элемент мировосприятия любой социальной группы, выражение воли к власти группы или класса, возглавляющего социальное движение.

Соссюр Фердинанд де (1857—1913) – швейцарский языковед. Исследовал индоевропейские языки, проблемы общего языкознания. Впервые предложил рассматривать язык как систему (структуру), развел лингвистику языка и лингвистику речи, синхронию и диахронию. Раскрыл природу языкового знака, считая лингвистику частью семиологии. Основной труд – “Курс общей лингвистики” (1916 год). Оказал значительное влияние на развитие языкознания (основоположник структурной лингвистики в Европе), некоторых направлений семиотики, литературоведения, эстетики.

Сохраварди Шихабоддин Яхья (1155–1191) – крупнейший иранский исламский мыслитель, мистик, поэт. Создал мистическую доктрину, обобщающую инициатические теории и обряды исламских суфиев, христианских мистиков, еврейских каббалистов и зороастрийских магов.

Спенсер Герберт (1820–1903) – английский социолог, воспринял от Ч. Дарвина теорию процесса изменений в эволюции организмов и применил ее в отношении к общественным наукам. Его идеи включали в себя отрицание необходимости социальных институтов и вмешательства государства в жизнь общества в целом. В идеальном обществе, полагал Спенсер, не будет социального законодательства, регулирования экономики — ничего, что мешало бы естественному развитию событий.

Спикмен Николас (1893–1943) – американский геополитик, продолжатель линии адмирала Мэхэна. Профессор международных отношений, а позднее директор Института международных отношений при Йельском Университете. Рассматривал геополитику прагматически как важнейший инструмент конкретной международной политики, как аналитический метод и систему формул, позволяющих выработать наиболее эффективную стратегию.

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевдоним «Коба» и др.) (1878–1953) – политический деятель, Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). В 1898 вступил в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси». В 1902–1913 шесть раз подвергался арестам, ссылкам, четыре раза бежал из мест ссылок. После 1903 примкнул к большевикам. В 1906-1907 руководил проведением экспроприаций в Закавказье. В 1907 один из организаторов и руководителей Бакинского комитета РСДРП. Ревностный сторонник В. И. Ленина, по инициативе которого в 1912 кооптирован в ЦК и Русское бюро ЦК РСДРП. В 1917 член редколлегии газеты «Правда», Политбюро ЦК большевиков, Военно-революционного центра. В 1917–1922 нарком по делам национальностей, одновременно в 1919-1022 нарком государственного контроля, РКИ, с 1918 член РВСР. В 1922-1953 генеральный секретарь ЦК партии. В годы войны пошел на создание антигитлеровской коалиции.

Стойкерс Робер – современный бельгийский публицист, представитель «новых правых», издатель журналов «Вулуар» и «Ориентации». В 1992 г. посетил Москву, принял участие в философских семинарах и лекциях неоевразийцев.

Струве Петр Бернгардович (1870–1944) – российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист. В 1890-х гг. теоретик «легального марксизма», вел полемику с народниками, автор Манифеста РСДРП (1898). С нач. 1900-х гг. лидер российского либерализма, редактор журнала «Освобождение», один из руководителей «Союза освобождения». С 1905 член партии кадетов и ее ЦК. Депутат 2-й Государственной думы. С 1907 фактический руководитель журнала «Русская мысль», участник сборника «Вехи» (1909), инициатор сборника «Из глубины» (1918). После октября 1917 вел борьбу с большевиками, один из идеологов белого движения, член «Особого совещания» при генерале А. И. Деникине, министр в правительстве генерала П. Н. Врангеля, организатор эвакуации его армии из Крыма. С 1920 в эмиграции, редактор журнала «Русская мысль» (Прага), газеты «Возрождение (Париж) и др., преподавал в Пражском и Белградском университетах. Автор работ по социально-экономической истории России, проблемам российской интеллигенции и др.

Сувчинский Петр Петрович (1892–1985) — музыковед, литературный и музыкальный критик, активист евразийского движения, меценат. Примкнул к левой версии евразийства (парижская газета «Евразия»).

Схария (Скара, Захария) (?-1491) – крымский еврей-караим, малоизвестный исторический персонаж, принесший на Русь в Новгород основные положения мистического учения, известного как «ересь жидовствующих». Казнен Иоанном III в Новгороде вместе с другими бунтовщиками против московского великого князя.


  
Материал распечатан с философского портала "Арктогея" http://arcto.ru
URL материала: http://arcto.ru/article/957