Великий немецкий философ Фридрих Ницше известен более своими
теоретическими работами по философии и эстетике. Однако его
поэтическое творчество представляет не меньший интерес, так
как именно там, где Ницше говорит языком символов и образов,
философские аспекты его доктрины соприкасаются с гностическим
и сверх-индивидуальным аспектом его сакральной миссии. Видения
Ницше, отраженные в его поэзии и в песнях, включенных в книгу
"Так говорил Заратустра", это не просто предчувствия человека
Ницше, это обнажение по ту сторону его земной личности высшего
существа, Заратустры-Диониса, который и является подлинным
автором наиболее сакральных поэтических пассажей. (Это
обстоятельство было глубоко осознано другим великим сыном
Германии, философом Мартином Хайдеггером. См. Martin Heidegger
"Holzwege")
(О малой вселенной человеческого тела, о том, что в нем
содержится, из чего оно состоит, что дает ему форму и содержание,
откуда оно исходит и куда стремится)
Для всех, кто более всего любит Мудрость и стремится к ее
познанию.
Всякий друг (герметического) Искусства и жаждущий Мудрости
должен узнать от меня, монаха, которому благодаря молитвам
свыше было даровано проникнуть в тайны Природы, что тело
человеческое управляется Макрокосмом и устроено в соответствии
с ним. Малое следует за большим, а ничтожное управляется
великим.
Бенедиктинский монах, Базиль Валентин, живший в 16 веке,
является одним из высших авторитетов в алхимическом искусстве.
Причем, алхимическая традиция утверждает, что Алхимия Базиля
Валентина была сугубо духовной и посвятительной, в отличии от
чисто спагирических или архимических работ любителей
герметического искусства, проходивших часто только на
психо-материальном уровне. Знаменитый алхимик XX-го века,
таинственный Фульканелли, о котором в Европе до сих пор ходит
cтолько легенд, считал, что имя Базиль Валентин -- это
символический псевдоним, означающий формулу: "Могущественный
Король", т.е. титул высшего Адепта, с триумфом окончившего
работу над Камнем. Труды Базиля Валентина вдохновляли многие
поколения последующих "детей герметического искусства",
большинство его текстов стали классическими в Алхимии.
Огромное влияние линия Валентиновой Алхимии оказала на
Теофраста Парацельса, и очевидно, тексты Валентина были
известны Парацельсу еще до их публикации. Иногда Парацельса
позднейшие алхимики даже упрекали в определенном плагиате,
указывая на отсутствие в его трудах ссылок на Валентина.
Особенно это сходство заметно в терапевтических трактатах.
В современной политологии и социологии, а также в дисциплинах,
которые стали от них неотделимы: история религия, этнология,
антропология (за последнее время сильно потеснившие статистику
и экономизм), в настоящее время царит полный хаос в отношении
самых фундаментальных определений политических направлений ---
таких, как фашизм, коммунизм, социализм, демократизм и т.д.
Помимо того, что сами коммунисты, фашисты и демократы, как
правило, весьма расплывчато и противоречиво определяют свои
собственные идеологические позиции (что объясняется, в
значительной мере, чисто пропагандистскими задачами), одно
время особая, повышенная популярность методологий Новых Левых
спутала окончательно все пропорции, так как слово "фашизм"
стало синонимом "всего плохого", а "коммунизм" (читай "свобода
желанию") - "всего хорошего". С другой стороны, среди
умеренных демократов и также умеренных либералов стало
привычным другое тождество, выдвигаемое, как правило,
советологами: "коммунизм -- это фашизм". Когда же в дело
вступают такие факторы, как Религия, Авторитарное правление,
национальная специфика, экологические катаклизмы -- логические
структуры совершенно рассыпаются в прах, и подчас разумность в
определениях заменяется страстями, эмоциями, индивидуальными и
национальными симпатиями и т.д.
Согласно нашей концепции то, что среди различных народов существовало под именем "традиция" являлось не чем-то относительным и обусловленным различными внешними и чисто историческими факторами, но всегда было связано с элементами сущностно единого знания, которые представляли собой "константы".
Так все традиционные учения в той или иной форме всегда и повсюду утверждали существование единой изначальной расы, носительницы трансцендентной духовности, которая по этой причине считалась расой "божественной" или "родственной расе богов". Мы определили эту расу как "олимпийскую", желая подчеркнуть тем самым ее врожденное превосходство, так как само ее естество уже в своей основе было сверхъестественным. Сила, идущая сверху, была в этой расе постоянным "присутствием", и это "присутствие" высшей силы предрасполагало данную расу к правлению, к исполнению царственных функций, делало ее расой тех, "кто есть", тех "кто может", "солнечной расой".
Ниже мы публикуем одну из 4-х частей книги замечательного традиционалиста, воина Традиции, Юлиуса Эволы "Мистерия Грааля". Эвола является после Генона вторым по значению, силе, глубине и полноте автором, который в 20-ом веке радикальным образом встал на защиту Сакрального, подчинив этой цели всю свою жизнь, всю свою судьбу. Мы предполагаем еще много раз обращаться к этому удивительному человеку и его творчеству в других номерах "Милого Ангела", поэтому и разбор его трудов, и подробное освещение его идей, и его биографию оставляем напотом. Сейчас же следует подчеркнуть, что вместе с Геноном, Эвола -- основополагающий ориентир для "Милого Ангела". Его взгляды, и особенно тотальность его мировоззрения, охватывающего как чистую метафизику, так и актуальную политику, как сферу инициатических доктрин, так и авангардное искусство, как историю религий, так и современную литературу и поэзию -- служит ярким примером аристократической верности человека идее, причем идее, противоположной самой сути окружающего его современного бытия и поэтому провоцирующей необходимое героическое противостояние и жестокую борьбу. Не случайно одна из книг Эволы -- основной его труд -- называется "Восстание против современного мира". Речь идет о восстании аристократического Духа против материализма черни, о восстании разумной Справедливости против биологического Хаоса, о восстании кристального Севера против смешанного и извращенного Юга.
Те традиции, которые принято называть "языческими", характеризуются не столько действительным многобожием, сколько имманентизмом, пронизывающим все их аспекты. Для представителей монотеистических религий теологическая греховность "язычества" очевидна: по их мнению она состоит в игнорировании (волевом или инерциальном) Единого Трансцендентного и Апофатического (т.е. данного в отрицательных терминах) Принципа, признание и безусловное почитание которого составляет sine qua non монотеизма. Среди трех монотеистических религий Иудаизм и Ислам проводят эту линию весьма последовательно, и лишь Христианство делает некоторые шаги в сторону, утверждая центральной фигурой своего культа и своей догмы имманентную ипостась Божества, Сына, хотя при этом претензии христиан к "язычникам" наследуют ту же авраамическую аргументацию, что и другие ветви монотеизма.
Основа всякого аутентичного откровения может быть выражена в сугубо метафизических терминах.
Эти термины, чтобы быть наиболее общими, должны относиться к самым высшим сферам Божественного, где различные в малом, но единые по сути перспективы разных религий совпадают.
Можно обозначить эти максимально высокие реальности терминами "Бытие" и "Небытие". Всякая полноценная Традиция обязательно знает об обоих членах этой пары, а если где-то одна из двух реальностей теряется (естественно, чаще всего это случается с Небытием), то мы имеем дело с деградировавшей и редуцированной формой Откровения, со своего рода метафизическим декадансом. Нормальное соотношение между этими терминами, с точки зрения чистой метафизической констатации, однозначно: Небытие во всех отношениях первичнее Бытия и предшествует ему. Выдающийся исламский метафизик Г. Джемаль сформулировал это следующим образом: "Конец фундаментальнее и первичнее, чем Начало. Метафизически до того, как Нечто стало, его не было, и после того, как Нечто перестанет быть, его снова не будет. Отрицание - наиболее фундаментальная из всех реальностей. Сущность Отрицания совпадает с сущностью Самого АЛЛАХА. Так и только так надо понимать слова Священного Корана - "В НЕГО возвращение". Подобная формулировка с предельной ясностью дает нам представление о единственно метафизически правильном распределении мест этих высочайших модальностей в высшей иерархии Божественного. Можно сказать, что именно так формулируется Принцип религиозного, и еще шире, традиционного трансцендентализма. Без такого трансцендентализма не может существовать никакой подлинной религиозной доктрины. Утверждение абсолютного превосходства апофатического (Отрицательного) над катафатическим (Положительным) составляет в некотором роде единственное и неизменное Откровение, данное людям и возобновляемое время от времени через Божественных Посланников.
Пути Абсолюта, М. 1990 | Абсолютная Родина, М., 2000
Сноски
(1) Термин “вечность” может породить некоторую двусмысленность. дело в том,
что этимологически и в русском “вечность” и в латинском ”aeternitas”, запечатлена
идея “веков”, т.е. совокупности всей длительности. Эта “вся длительность” совпадает
с полнотой проявленного мира, воплощает его бытийную сумму. Но строго говоря
есть и еще один уровень, который превосходит всякую проявленность и относится
к той сфере, где нет “веков” ни в их последовательном, ни в их синхронном состоянии.
В русской православной традиции это понятие о реальности, строго трансцендентной
времени, определяется как “предвечность”. Мир вечен, но Бог (Пресвятая Троица)
предвечен. Очевидно, что искусственность понятия “предвечный”, так не ставшего
субстантивом, само по себе выразительна: человеческий язык не способен разделить
“все” и “более, чем все”. Поэтому мы будем пользоваться понятием “вечности”
в обоих смыслах - и как собственно “сумма веков” и как нечто, радикально превосходит
эту сумму. Так обычно поступают и иные традиционалистские авторы, в частности
Генон, пользующиеся категорией “вечность”, aeternitas, для характеристики метафизики.
"Милый Ангел" №3 ("Конец Света"), М., 1998 | Пути Абсолюта, М. 1990 | Абсолютная Родина, М., 2000
КОНТРИНИЦИАЦИЯ
(критические заметки по поводу некоторых аспектов доктрины Рене Генона)
Предварительные замечания: необходимость поправок к традиционализму
Вопрос “контринициации” является самым темным и неоднозначным во всей традиционалистской
мысли. Возможно, это следствие самой той реальности, которую традиционалисты
вслед за Геноном обозначают термином “контринициация”.