Александр Штернберг - Роковое свиданье (1996)13 июн 2003, 07:59
В белых шортах, в белых шортах,
с загорелыми ногами,
с апельсинными грудями,
и в высоких сапогах,
не по солнечному порту,
не по теннисному корту,
Вы идете прямо к чорту,
прямо к чорту на рога.
Александр Штернберг - Naufrage (1993)13 июн 2003, 05:09
Отпечатки сердец розовеют в песках лабиринта,
на манжете адепта останки зеленого льва.
Кто-то спутал с albedo акаций
хрусталики льда,
а с расплавленным золотом —
горький напиток абсинта...
(Некоторые соображения о стихотворении Шарля Бодлера "Лебедь", об императиве нищеты и о таинстве обреченности)
"Andromaque, je pense a vous" — "Андромаха, я думаю о Вас". Так начинается знаменитое стихотворение Шарля Бодлера "Лебедь". Евгений Головин, гениальный знаток творчества "проклятых поэтов", указывал на то, что величие Бодлера проявляется уже в обращении к Андромахе на "Вы". С самого начала этих строф обнаруживается вибрация дистанции, которая является смыслом всего стихотворения. Это — дистанция между поэтом и Вдовой, символом Абсолютной Печали. Одновременно, это дистанция между самой Вдовой и утраченной полнотой брака с героем Трои. Трое покровительствовал Аполлон, гиперборейский бог. В победе ахейцев — триумф банального. Поражение Трои — утверждение великой дистанции и начало парадокса. Афродита — прекрасней Геры и тоньше Паллады... Даже если за это заплатят гибелью великого города... Потомки Трои, изгнанники, скитальцы позже основывают Рим. И мстят. "Илиада" не закончена. Римский пурпур дописал еще несколько томов, но этот царственный пурпур вскормлен скорбью, острым ощущением утраты, нищеты, обездоленности. Ромул и Рем, несчастные подкидыши, из-под звериных сосков поднимающиеся для покорения вселенной.