Kогда бы ни пожелал он, всегда умел он заставить Генриха-короля и сыновей его поступать по его указке, а желал он всегда одного: чтобы все они — отец, сын и брат все время друг с другом воевали. Желал он также, чтобы всегда воевали между собой король французский и король английский. Когда же они мир заключали или перемирие, тот час же старался он сирвентами своими этот мир разрушить, внушая каждому, что тот себя опозорил, заключив мир и пойдя на уступки. И от этого получал он великие блага, но и бед терпевал немало.»
Тамплиеры Пролетариата, Москва, 1997 | Русская Вещь, Москва, 2001 | "Элементы" №4, М., 1993
ЛУННОЕ ЗОЛОТО
"Andromaque, je pense a vous" - "Андромаха, я думаю о
Вас". Так начинается знаменитое стихотворение Шарля Бодлера"Лебедь".
Евгений Головин, гениальный знаток творчества "проклятых поэтов",
указывал на то, что величие Бодлера проявляется уже в обращении к Андромахе
на "Вы". С самого начала этих строф обнаруживается вибрация дистанции,
которая является смыслом всего стихотворения. Это - дистанция между поэтом
и Вдовой, символом Абсолютной Печали. Одновременно, это дистанция между
самой Вдовой и утраченной полнотой брака с героем Трои. Трое покровительствовал
Аполлон, гиперборейский бог. В победе ахейцев - триумф банального. Поражение
Трои - утверждение великой дистанции и начало парадокса. Афродита - прекрасней
Геры и тоньше Паллады... Даже если за это заплатят гибелью великого города...
Потомки Трои, изгнанники, скитальцы позже основывают Рим. И мстят. "Илиада"
не закончена. Римский пурпур дописал еще несколько томов, но этот царственный
пурпур вскормлен скорбью, острым ощущением утраты, нищеты, обездоленности.
Ромул и Рем, несчастные подкидыши, из-под звериных сосков поднимающиеся
для покорения вселенной.
Он считал себя не просто поэтом, но пророком. Для Клюева это была не
метафора. Дело в том, что в той русской сектантской среде, из которой он
вышел, существовал официальный религиозный институт "пророков",
"харизматиков", восходящий, по мнению сектантов, к раннехристианским
"дидаскалам", "харизматическим учителям", практиковавшим
глоссолалии и иные формы прямого контакта с миром Божественного и выражение
этих состояний при помощи особого символического кода. (Возможно, скажем
осторожнее, что этот институт был не прямым продолжением раннехристианских
течений, но их позднейшей искусственной реституцией; хотя как знать - не
сохранились ли эти изначальные христианские практики через древних монтанитов,
позже мессалиан и далее к богомилам, русским стригольникам и т.д. - по
тайной дороге инициатических организаций).